Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию у дошкольников основ функциональной грамотности. «Информационная фабрика»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Спиридонов Мария Викторовна

Формирование у старших дошкольников основ работы с информацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_docx.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию у дошкольников основ функциональной грамотности.

«Информационная фабрика»

Подготовила: Спиридонова М.В., воспитатель

р.п. Сосновка

2023 год

Цель: Формирование у старших дошкольников основ работы с информацией.

Задачи:

Обучающие:

Создать условия по ознакомлению детей с основными этапами работы с информацией.

Формировать у детей умения собирать информации с помощью органов чувств.

Развивающие:

Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.

Ход:

#1054;рганизационный момент

Воспитатель: Сегодня к нам на занятие пришло много гостей. Давайте поздороваемся с ними.

Воспитатель: А теперь давайте поприветствуем друг друга

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Дети садятся на подушки

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, кто все мы? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, все мы люди.

Воспитатель: А откуда вы узнали, что мы люди? (ответы детей)

Воспитатель: Все верно: кому - то рассказали родители, а кто-то узнал из передачи и мультика.

Воспитатель: А как вы думайте, каким словом можно назвать всё то, что вы узнаёте? (варианты детей).

Воспитатель: И здесь вы правы, это слово «знание». Но это слово можно заменить другим, взрослым словом. (Мы же с вами уже почти взрослые?) Это слово «информация».

Информация – слово древнее, а обозначает оно различные знания, которые мы с вами можем где- то и как-то получить и использовать.

Воспитатель: Хотите я вас сегодня на некоторое время превращу в настоящих взрослых, и мы научимся находить информацию и работать с ней?

Дети встали с подушек

Воспитатель: Тогда вперёд! Покрутились, покрутились и во взрослых превратились!

А как известно все взрослые ходят на работу. Кстати, а как вы думаете, зачем им это надо? (ответы детей).

Воспитатель: Верно, но мы с вами только тренируемся, поэтому наша зарплата – это удовольствие.

- Итак, приглашаю вас на информационную фабрику. (Слайд 1)

Здесь мы научимся:

Собирать информацию, эту информация обрабатывать, и научимся её применять.

-Но, сначала разомнёмся.

Физкультминутка

Разминая поясницу мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.(Повороты туловища в стороны).

Чтобы стать еще умнее мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой в стороны)

Раз, два, три, четыре, пять, ноги надо нам размять. ( Приседания)

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)

Воспитатель: От разминки польза есть? Что ж, пора на место сесть.

Дети садятся на подушки

Воспитатель: Отлично размялись! Вперед! Нас ждёт первая станция.

  1. Станция сбора информации. (Слайд 2)

Наше задание на фабрике – собрать и обработать информацию про огурец. Что же нам в этом поможет?

Воспитатель: Подумайте и скажите, какие у нас с вами есть органы чувств? (ответы детей)

Воспитатель: Верно, это глаза, уши, рот, нос и руки. Все эти органы чувств – наши помощники в сборе информации.

- Послушайте, пожалуйста, что я знаю про огурец.

Рассказ

Огурец- это овощ, родина его Индия. Это зелёный вытянутый плод, почти полностью состоящий из воды. Огурец содержит много витаминов, он очень полезный. Его крошат в салат, но в некоторых странах даже жарят.

Воспитатель: Сейчас я вам рассказывала, а вы меня? (ответы детей).

Воспитатель: Слушали, верно.

Эту информацию мы слышим чем? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ушами.

- Словесная информация, которую можно услышать самая древняя. Её передавали друг другу даже древние люди, когда учились общаться. Да и мы с вами тоже чаще всего что- то узнаем, если услышим.

Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю поиграть в игру «Что звучит?». (Слайд 3)

Дети проходят на стулья (Слайд 4)

Воспитатель: Какую же информацию можно услышать? (ответы детей)

Воспитатель: Звуковая информация - информация, воспринимаемая органами слуха (ушами), т.е. то, что можно «услышать». Такой информацией является человеческая речь, музыка, различные сигналы и шумы (например, звонок телефона, сигнал тревоги, шум движущегося автомобиля).

Воспитатель: Давайте выберем значок, который обозначает словесную информацию.

Воспитатель: А, чем кроме ушей можно собирать информацию?

Воспитатель: Правильно - глазами.

- Соберите мне информацию глазами про огурец. (Ответы детей) (Слайд 5)

Воспитатель: Отлично. Можно увидеть его форму и цвет. А если мы захотим про него что- то узнать, то где мы будем искать информацию? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы. Действительно, книга на протяжении многих веков считается главным источником информации. Но в наше современное время где еще можно найти, то что мы хотим? (ответы детей)

Воспитатель: Да, это интернет. Многие знают, что это такое, но я хочу вам напомнить еще раз.

Мультфильм «Интернет». (Слайд 6)

Воспитатель: Так что же такое интернет? (ответы детей)

Воспитатель: Итак, интернет – это такая виртуальная сеть, с помощью которой можно найти любую информацию со всего мира. Эта сеть объединяет всех людей и всю информацию планеты Земля.

Воспитатель: Какую информацию мы можем увидеть глазами? Найдите значок, который это обозначает. Это наглядная информация.

Дети встают

Воспитатель: А теперь подойдите ко мне и возьмите в руки эти мячики (мячики-ёжики). Закройте глаза и скажите, что вы узнали про эти мячики, какие они? (ответы детей).

Воспитатель: Что вам помогло это узнать? (ответы детей).

Воспитатель: А что можно сказать про огурец? Возьмите его в руки.

Воспитатель: Всё верно, наши руки помогают собрать информацию о том какой предмет на ощупь. Руки тоже наши помощники в сборе информации.

- Найдите значок, который обозначает, что информацию можно получить наощупь. Это телесная информация.

Воспитатель: Чтобы перейти на следующую станцию давайте вспомним как можно собрать информацию, что нам поможет? (педагог выкладывает значки, по которым дети вспоминают, что помогает собирать информацию, и какая она бывает). Словесная информация, наглядная и телесная.

#1057;танция «Обработка информации». (Слайд 7)

Воспитатель: А сейчас мы переходим на станцию «Обработки информации».

-Мы с вами собрали разную информацию об огурце. На станции обработки информации надо еще раз все вспомнить и подумать, как мы сможем этой информацией поделиться.

Воспитатель: Посмотрите ещё раз на значки и вспомните, какую информацию мы смогли собрать. (Педагог выкладывает значки, по которым дети вспоминают, что они узнали про огурец).

Воспитатель: Отлично! Теперь осталось придумать, как мы сможем рассказать об этом всем остальным? (ответы детей).

3. Станция «Итоговый продукт». (Слайд 8)

Воспитатель: На нашей информационной фабрике должен получится какой-то продукт, который можно показать другим. Скажите пожалуйста ч какой предмет мы можем сделать , там должно быть много картинок, по которым, вы сможете сами рассказать про огурец? (ответы детей).

Воспитатель: Поэтому я предлагаю сделать маленькую книжку.

Дети за столами по готовым заготовкам делают книжку-малышку про огурец. На каждой страничке рисунок – значок.

  1. Обложка-огурец.
  2. «И» - родина Индия.
  3. Овал-форма огурца овальная.
  4. Зелёный квадрат- цвет огурца зелёный.
  5. Ёжик - колючий
  6. Волны- почти весь состоит из воды.
  7. Класс! – огурец очень полезный.
  8. Салат

Воспитатель: Отлично , а теперь давайте попробуем рассказать по этой книжке.

Воспитатель: Молодцы, задание на нашей информационной фабрике мы выполнили. И нам пора возвращаться в детский сад.

- Покрутились, покрутились и во взрослых превратились!

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, где вы сегодня были? (Фабрика информации)

Воспитатель: Что научились делать с информацией? ( находить, обрабатывать и применять)

Воспитатель: О чём искали информацию?

Воспитатель: Что в итоге получилось на нашей фабрике?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию основ экологически грамотного поведения у детей 2 младшей группы в природе на тему: «Путешествие в осенний лес»

Конспект НОД во 2 младшей группе по формированию основ экологически грамотного поведения у  детей в природе  (соответствие ФГОС)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности "Доходы и расходы"

конспект содержит материалы по формированию у старших дошкольников понятий "доход", "расход", "главные потебности", "второстепенные потребности"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникативных технологий «В гости к весёлым человечкам Биму и Бому» для детей средней группы 4- 5 лет

Программное содержание: закреплять  знания детей о свойствах предметов по длине, ширине, высоте;закреплять умение обозначать количество числом и цифрой в пределах 5-10;расширять представления дет...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию у дошкольников основ функциональной грамотности.

Материал по обучению старших дошкольников работе с информацией через  органы чувств....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей основ экономической грамотности «Финансовые секреты: про деньги»

Возрастная категория: 6-7 лет (подготовительная группа).Цель: формирование основ экономической грамотности у детей посредством углубления представлений о деньгах....