Проект "День птиц"
проект (подготовительная группа)
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Большинство современных детей редко общается с природой. Проведенная беседа показала, что дети имеют недостаточные знания о жизни птиц, знают мало о том, какую пользу приносят птицы, что для них вредно, а что полезно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_den_ptits.docx | 72.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «День птиц»
Разработала:
Воспитатель: Григорьева С.П.
Паспорт проекта
Тема: «День Птиц»
Участники проекта: дети, педагоги, учитель-логопед, родители
Возраст детей: 5-6 лет
Вид проекта: групповой, практико-ориентированный, информационно-творческий
Срок реализации: с 01.04.22 по 11.04.22 гг.
Продолжительность: краткосрочный
Форма проведения: в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни
Актуальность проекта:
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Большинство современных детей редко общается с природой. Проведенная беседа показала, что дети имеют недостаточные знания о жизни птиц, знают мало о том, какую пользу приносят птицы, что для них вредно, а что полезно. Поэтому было решено углубить знания детей о жизни птиц через образовательную, совместную продуктивную деятельность, связь с русскими народными обычаями и обрядами, привлекая к работе и родителей.
Цель проекта:
Формирование у детей представления о птицах как живых существах, живущих на Земле, их значения для окружающей природы.
Задачи проекта:
Для детей:
1. Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах.
2. Учить отгадывать загадки о птицах, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их.
3. Развивать любознательность, интерес к миру пернатых.
4. Развивать внимание, творческую активность.
5. Формировать у детей желание заботиться о птицах.
6. Развивать интерес к русскими народным обычаям и обрядам.
Для педагогов:
1. Пополнить методическую копилку.
2. Расширить предметно-развивающую среду материалами и оборудованием.
Для родителей:
1. Показать родителям значимость взаимодействия с ребенком.
2. Привлечь родителей к совместной деятельности по поиску информации о птицах (книг).
Ожидаемые результаты:
Дети:
- Научатся проявлять интерес к объектам природы - птицам, будут знать и называть птиц, обитающих в России.
- Расширят свои знания о русских народных обычаях и обрядах.
- Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе.
Педагоги:
Пополнят методическую копилку и расширят предметно-развивающую среду материалами (мультимедийные презентации).
Родители:
Повысят уровень педагогической компетенции по проблеме формирования экологического сознание ребёнка.
Проблема:
Экологическое воспитание детей достигает огромного эффекта, если родители и педагоги находятся в сотрудничестве и взаимосвязи, создается необходимое условие для полноценного развития ребенка.
К сожалению, родители в связи с нехваткой времени и максимальной занятостью на работе мало уделяют время экологическому воспитанию.
Важно донести до родителей осознание необходимой целенаправленной работы, тесной взаимосвязи семьи. На начальном этапе задача педагога привлечь внимание родителей к проблеме, постепенно побуждая их к сотрудничеству в первую очередь с самими детьми.
Этапы проекта
Подготовительный этап:
Цель: выявить уровень знаний детей о птицах, обеспечить информационную, мотивационную, организованную готовность участников проекта.
- Подбор методической литературы, иллюстрационного материала, настольно - печатных, дидактических игр, художественной литературы для чтения, загадок по теме проекта.
- Беседа с детьми «Птицы нашего края».
Основной этап:
- Занятие.
- Беседы
- Чтение художественной литературы
- Дидактические игры
- Подвижные игры
- Физкультминутки
- Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, конструирование)
Работа с родителями.
- Беседы, консультации,
- Привлечение родителей к книжным выставкам по теме;
- Размещение в уголке для родителей статей, материалов, папок – передвижек;
- Участие в изготовлении кормушек для птиц.
- Участие в акции «Птичья столовая», «Накормите птиц»
Заключительный этап: Подведение итогов
Акция «Покорми птиц»
Продукт проекта: Выставка кормушек для птиц
Перспективно-тематический план по проекту
Дни недели | Формы, темы | Программное содержание | Словарная работа | Работа с родителями |
Пятница 1 апреля «День птиц» | -Беседа «Птицы» - Презентация «Перелетные птицы» Чтение худ. Литературы | Углубить и расширить знания детей о птицах нашего края, обогащать и активизировать речь детей, воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить названия перелетных птиц. В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова. | Класс птицы | Привлечь родителей к изготовлению скворечников. |
Понедельник 4апреля | Дидактическая игра «Расскажи о птице» Совместная деятельность с педагогом. Изготовление книжки - малышки с поговорками, пословицами и потешками про птиц. | Развивать связную речь детей с наглядной опорой. Развивать память, внимание, аккуратность при изготовлении книжки. | Перелетные, зимующие. | Изготовление мини альбомов про птиц. «Перелетные птицы», «Зимующие птицы». |
Вторник 5 апреля | Чтение художественной литературы. Чтение сказки «Сорока» Самостоятельная деятельность детей. Художественное творчество - рисование. | Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, правильно воспринимать содержание. Развивать умение высказывать свое мнение поступкам героев. Продолжать учить детей передавать в рисунке образ птицы доступными средствами. развивать умение делать набросок простым карандашом. воспитывать художественно - эстетический вкус. | Сорока - белобока, синичка, сорочата. | Выставка поделок (кормушек) сделанных совместно с родителями. |
Среда 6 апреля | Беседа «Зимующие птицы нашего края» Презентация «Зимующие птицы» Подвижная игра на улице «Птичьи стайки» Презентация книжки - малышки с пословицами, поговорками и потешками про птиц. Рассматривание мини альбомов про птиц. «Птицы Красной книги» | Развивать внимание, память. обогащать словарный запас. Воспитывать любовь к живым существам. Закрепить названия зимующих птиц, отмечать их характерные особенности. Создать эмоционально радостное настроение в ходе игры. Воспитывать уважение к своим сверстникам. Знакомить с народным творчеством. Развивать память, внимание, слуховое восприятие. Развивать внимание, память, речь. | Филин, тетерева, овсянка, зимующие, корм. Стая птиц | |
Четверг 7 апреля | Сюжетно - дидактическая игра «Птицы прилетели на кормушку». Презентация «Птицы Красной книги» Оформление уголка книги Конструирование из бумаги «Птичка невеличка» Музыка | Формировать представление детей о птицах, о том, как они приспосабливаются к жизни в зимний период. Выяснить представление детей о том, чем питаются птицы зимой. Познакомить детей с птицами, занесенные в Красную книгу. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру. Подбор книг о птицах. Развивать мелкую моторику рук. Прослушивание записи с голосами птиц | Гагара чернозобая, цапля, беркут, дятел | |
Пятница 8 апреля | Дидактическая игра «Узнай и назови», «Накорми зверей и птиц» Аппликация «Вороненок» Чтение художественной литературы: | Закреплять знания детей названий птиц по описанию. развивать внимание, память, речь. Закреплять умение работать с ножницами. Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин. | Подборка стихов и загадок про птиц. | |
Понедельник 11 апреля | Чтение художественной литературы. чтение стихов и загадок про птиц. Подвижные игры на улице «Совушка-сова» «Птички в гнездышках» Рисование «Птицы» Конкурс на лучшую кормушку для птиц | Продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение, понимать образные содержания стихов и загадок. Развивать ловкость, умение соблюдать правила. Продолжать формировать навыки творческого воображения, умение соблюдать пропорции при рисовании | Совместные рисунки детей родителями «Птицы - наши друзья» Акция «Птичья столовая», «Накормите птиц зимой» Развешивание кормушек в парке в выходной |
Приложение 1
Конспект занятия в старшей группе
на тему: «Птицы нашего края»
Цель: Формировать представления детей о наиболее распространенных перелетных птицах.
Задачи:
- Расширить и систематизировать представления детей о птицах, об особенностях внешнего вида; развивать связанную речь,
- Обогащать словарный запас детей;
- Учить детей отвечать на вопросы сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.
- Воспитывать интерес и любовь к природе, заботливое отношение к природе.
Программное содержание:
Расширять знания детей о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности. Формировать умение выделять характерные особенности разных птиц. Развивать познавательный интерес. Учить составлять паспорт для птицы.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на участке. Чтение произведений о птицах. Беседа о перелетных, кочующих и зимующих птицах. Проведение игры «Совушка». Беседа об орнитологах. Оформление карточек алгоритма заданий, для паспорта птицы.
Материал и оборудование:
Магнитный плакат «Птицы нашего края» с магнитными фигурками птиц, конверт, письмо от орнитолога, аудиозаписи птичьих голосов, листы бумаги формата А4 с изображением птиц, обитающих в данной местности, цветные карандаши, картинки с вариантами (по количеству детей).
Ход занятия
Воспитатель загадывает детям загадку:
Любит семечки и сало,
Во дворе с утра летала
Эта маленькая птичка.
Отгадайте, кто?
(Синичка)
-1 апреля отмечается экологический праздник «День птиц». В этот день в разных уголках нашей страны готовятся к встрече птиц. Люди заготавливают для них подкормку, кормушки.
На магнитном плакате воспитатель просит детей разместить фигурки птиц. Уточняют, кто что ест.
-Ребята, какие бывают кормушки? Из каких материалов можно сделать кормушки? Куда можно повесить кормушки? А вешали ли вы кормушки? Какой корм можно насыпать в кормушку? А вы видели, какие птицы прилетали к кормушкам? При какой погоде птиц у кормушки больше? При какой меньше? Как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Есть специалисты, которые наблюдают за птицами, изучают их жизнь и повадки и даже могут лечить птиц. Такие специалисты называются орнитологами. Один такой орнитолог прислал вам письмо.
Воспитатель достает конверт с письмом.
-Здравствуйте, уважаемые дети! Я работаю орнитологом. В нашей лаборатории создаются паспорта птиц, которые обитают в нашем крае. Педагоги, дети и родители начали готовить паспорта на птиц нашего края. Вот какой паспорт нам прислали дети из сибирского города Томска на кедровку. «Кедровка - это небольшая кочующая птица. Питается кедровыми орехами, желудями, семенами шишек, ягодами. Тело покрыто перьями. Кедровка откладывает яйца, из которых вылупляются птенцы. Окрашена в тёмный коричневато-бурый цвет с белыми пятнами, которых нет только на верхней стороне головы. На конце хвоста светлая полоска. "
Воспитатель показывает детям паспорт на птичку "Кедровка". предлагает оформить паспорта на птиц, обитающих в данной местности (хорошо знакомых детям).
На столах разложены листы формата А4 с изображением птиц, обитающих в данной местности. Каждый ребёнок выбирает лист и составляет паспорт птицы (птицы могут повторяться)
Воспитатель поочерёдно зачитывает задания.
Задание 1. «Вид птицы»
Ребёнку предлагаются 3 картинки со схематичными изображениями:
1 - зима в городе;
2 - пальма и летящие птички;
3 - лесной пейзаж.
Задание: Выбрать картинку в соответствии с тем, к какой группе относится птица - зимующая, перелётная или кочующая (обозначения: зимующая птица - зима в городе; перелётная птица - пальма и летящие птички; кочующая - лесной пейзаж.) Наклеить подходящую картинку под фотографией птицы.
Задание 2. «Чем питается птица».
Ребёнку предлагаются 3 картинки:
1 - конфеты;
2 - насекомые;
3 - семена растений.
Задание: определить, чем питается птица. Наклеить картинку с правильным ответом.
Задание 3. «Чем покрыто тело птиц».
Ребёнку предлагаются 3 картинки:
1 - перья;
2 - чешуя;
3 - шерсть.
Задание: Определить, чем покрыто тело птицы. Наклеить картинку с правильным ответом.
Воспитатель предлагает детям вспомнить игры, в которых упоминаются птицы. Проводится игра «Совушка».
Из числа играющих выбирается совушка. Остальные дети - птицы, жуки, бабочки. «Сова» влезает на дерево (садится на стульчик, а остальные дети «летают», имитируя движения птиц, жуков и бабочек. Воспитатель произносит «Ночь!». Играющие замирают на своих местах. Совушка «слетает» со своего дерева и медленно «облетает» ребят. Того, кто пошевельнётся, совушка уводит к своему дереву. Воспитатель произносит «День!», и совушка «забирается на дерево». Игра повторяется 3-4 раза. Роль совушки дети выполняют по очереди.
Задание 4. «Где птица откладывает яйца и выводит своё потомство?»
Ребёнку предлагаются 3 картинки:
1 - гнездо;
2 - коляска;
№ - будка.
Задание: определить, где птицы откладывают яйца и выводят своё потомство. Наклеить картинку с правильным ответом.
Задание 5. «Какие цвета могут быть в окраске птицы?»
Ребёнку предлагаются 10 цветных карандашей: чёрный, коричневый, жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, розовый.
Задание: определить, какие цвета могут быть в окраске птицы. Нарисовать круг соответствующего цвета.
Дети (по желанию) рассказывают про птиц, используя паспорт. (Если ребёнок рассказал верно, звучит голос птицы.)
Воспитатель предлагает детям дома совместно с родителями включить дополнительную информацию в паспорта птиц.
СТИХИ И ЗАГАДКИ О ПТИЦАХ
Воробей
В канаве с водою талой
Плещется воробей,
У темной ольхи я встала
Смотрю из-за голых ветвей.
Как беззаботный мальчишка
Задорный, лихой воробьишка
С головкой он хочет нырнуть… –
Боюсь я его спугнуть.
Забыл он голод, и стужу,
Забыл, как поземка мела.
Он рад нынче солнечной луже
И каплям скупого тепла!
Загадка
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
Синица
Все тропинки занесло,
Снег лежит, искрится
Клювиком в мое стекло
Стукнула синица.
За окном повешу ей
Я кусочек сала
Чтоб теплей и веселей
Бедной птахе стало.
Загадка
Угадай, какая птица
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная
Звонко тенькает:
«Тень, тень!
Как хорош весенний день!»
Сорока
Всюду я летаю,
Все на свете знаю,
Знаю каждый куст в лесу,
Новость на хвосте несу.
Может быть, меня за это
И зовут «лесной газетой?»
Загадка
Кто летает, кто стрекочет –
Рассказать нам новость хочет?
Снегири
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели
Что за чудо? –
На березе
Яблоки поспели.
Подойду поближе к ней –
И глазам не верится:
Стайка алых снегирей
Облепила деревце!
Скворцы
Прилетели скворцы –
Молодой весны гонцы,
Червяков они клюют
И поют, поют, поют!
Загадка
Мы в скворечнике живем
Песни звонкие поем.
Жаворонок
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий,
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны…
Загадка
По – над полем, над болотом
Начинаю рано петь
И люблю я вертолетом
В синем воздухе висеть.
Прилетайте под окно.
Снег – снежок, снег – снежок
Весь в следах от птичьих ног
Воробьи вокруг скакали
Видно корм себе искали
Время трудное пришло,
Зерна снегом занесло.
Ваши гости и друзья,
Прилетайте под окно,
Есть в кормушках вам зерно.
Зимние птицы.
Что вы птицы, ищете под снегом?
Может быть, большого червяка?
Глупые! Ну разве он под снегом?!
Он уж под землей наверняка!
Если зерен ищете –
Едва ли
Этих зерен хватит вам на всех
И зачем вы раньше не взяли
Час назад, пока не выпал снег?
Поиграйте с детьми.
Закончи предложение.
Воробей маленький, а журавль…
Ворона большая, а синица…
Сова спит днем, а охотится…
У синицы хвост короткий, а у трясогузки…
У дятла клюв длинный, а у снегиря…
Утка серая, а лебедь…
Голоса птиц.
Угадайте, какая птица произносит такие звуки:
- кар – кар ! (ворона)
- чик – чирик, чив – чив! (воробей)
- ча –ча – ча! (сорока)
- свири – свир! (свиристель)
- ку –ку! (кукушка)
- рюм – рюм – рюм! (снегири)
- синь – синь – синь! (синица)
Накорми зверей и птиц.
В коробочке находятся мед, орехи, сыр, пшено, кусочки сала, ягоды, морковь, яблоко, хлебные крошки.
Дети достают пищу для животных и птиц, угадывают для кого она, кто чем питается. Угощают их.
Пословицы и поговорки.
- Лес без птиц и птицы без леса не живут.
- Всякая птица своим пером гордится.
- Сорока без причины не стрекочет.
- Сорока весть на хвосте принесла.
- Мала синичка, да коготок остер.
- Кукушка кукует, по дому горюет.
- Всякая птица своим клювом сыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....