Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
проект по окружающему миру (средняя группа)

Теревкова Олеся Юрьевна

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №45 «Сказка»

Экологический проект

«Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!»

в средней группе

Подготовила воспитатель:

Теревкова О.Ю.

п. Развилка, 2018г.

 «Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».

  Э. Н. Голованова

Пояснительная записка: Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость.

В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Проблема: многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего края, особенностей их существования и необходимости им помогать. Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи:

* Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

* Расширить кругозор детей о зимующих птицах.

* Развивать творческие и интеллектуальные способности воспитанников.

* Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Вид проекта: информационно-творческий.

Образовательные области: Социально — коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Срок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).

Продукты проекта:

* Экологическая акция «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!»,

* Организация и участие родителей в выставке «Изготовим дом для птиц!»,

* Проведение итоговое мероприятия - выставка рисунков в группе «Птицы, мои птицы!».

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

* Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

* Создание необходимых условий для реализации проекта.

* Перспективное планирование проекта.

* Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический)

* Внедрение в воспитательно–образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

* Домашние задание родителям. Рекомендации на совместные прогулки. Совместно с ребенком сделать кормушку. Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.

* Заучивание стихотворений о зимующих птиц.

* Отгадывание загадок про зимующих птиц.

* Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

III этап – заключительный

* Экологическая акция «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!»,

* Организация и участие родителей в выставке «Изготовим дом для птиц!»,

* Проведение итоговое мероприятия - выставка рисунков в группе «Птицы, мои птицы!».

Содержание работы в процессе реализации проекта

Рассматривая с детьми книги, поставили цель, что всю неделю будем говорить о зимующих птицах. Узнавать о птицах из книг, видеофильмов, энциклопедий т. д.

Предварительная работа с родителями

Родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:

* Рекомендации на совместные прогулки.

* Совместно с ребенком сделать кормушку.

* Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.

* Заучивать стихотворения о зимующих птицах.

* Отгадывать загадки про зимующих птиц.

* Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

Просмотр видеофильма «Зимующие птицы»

Цель: познакомить с пернатыми и их характерными особенностями. Учить правильно называть птиц и части их тела. Предложить полюбоваться их красотой, учить отражать свои впечатления в речи.

Игровая деятельность

Пальчиковая игра

«Птицы у кормушки»

Цель: развивать мелкую моторику рук, расширить у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память.

Дидактические игры

«Один – много»

Цель: закрепить понятие «один» - «много»; упражнять в образовании названий птиц единственного и множественного числа.

«Назови одним словом»

Цель: упражнять в узнавании птиц по их внешнему виду, правильно называть;

уточнить понятие «зимующие птицы»; развивать внимание, память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

«Назови птицу по описанию»

Цель: упражнять в узнавании птиц по описанию; развивать внимание, логическое мышление.

«Кто из птиц лишний»

Цель: упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить

понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать с

зимующими птицами; развивать внимание, память.

«Кто из птиц улетел»

Цель: формировать умение узнавать зимующих птиц, правильно их называть; развивать зрительное внимание, память.

Настольно-печатные игры:

Домино «Птицы»

Лото: «Животный мир»«Профессии»«Зимующие птицы»,

Разрезные картинки «С какого дерева листок?»«Кто, где живёт?»«Чей обед?».

Цель: развивать интерес к птицам, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь.

Сюжетно-ролевые игры

«Птичий двор»«Ветеринарная клиника»«В гости к птицам».

Цель: развить интерес к птицам и их образу жизни, учить подражать людям разных профессий; воспитывать любовь к птицам; продолжать учить играть всем вместе, партнёрским отношениям со сверстниками.

Словесные игры

«Чей дом?»«Доскажи словечко».

Цель: расширить у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память, образное мышление.

Двигательная деятельность

Подвижные игры:

Подвижная игра с речевым сопровождением «Птички»«Веселый воробей»,

игра малой подвижности «Птички в гнездышках»«Воробышки и кот».

Цель: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения, закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса, закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают.

Познавательная - исследовательская деятельность

Формирование целостной картины мира

Тема«Зимующие птицы»

Цель: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

Беседы

«Как живут наши пернатые друзья зимой»«Кто заботится о птицах»«Пользу или вред приносят птицы?»«Меню птиц»«Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?»«Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».

Цель: знакомить детей с понятием «зимующие» птицы, обсудить с ребятами, как мы можем позаботиться о птицах, которые не улетают в тёплые края, (сделать кормушки, подкармливать птиц, не срывать без нужды ягоды и семена, которыми они питаются).

Наблюдение за птицами зимой

* Наблюдение за синицей, наблюдение за зимующими птицами, наблюдение за вороной, наблюдение за голубями.

Цель: уточнять и расширять представления о разнообразии птиц, формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Учить видеть особенности в их строении и поведении.

* Вместе с детьми выносить корм на прогулку.

Цель: приучать птиц к месту кормёжки.

* Обратить внимание детей как ведут себя птицы в ожидании корма и во время кормёжки.

Цель: знакомить с повадками птиц.

* Наблюдать за птичьими следами на снегу.

Цель: учит ориентироваться на территории детского сада, находить птичьи следы «читать их», передавая в речи свои рассуждения и выводы.

* Рассматривание оперения птиц.

Цель: учить различать птиц по размеру и цвету и по оперению. Отражать результаты своих наблюдений в речи.

Элементарный бытовой труд

* Изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц.

Цель: привлечь детей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Коммуникативная деятельность

1. Чтение рассказов:

И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко»,

2. Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Цель: формировать у детей интерес к объектам живой природы, учить сопоставлять образы, созданные поэтами со своими наблюдениями. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Аппликация «Снегирь»

Цель: учить передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания.

Взаимодействие с родителями

* Консультации для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

* Оформление предметно — развивающей среды на прогулочных верандах.

* Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)

* Совместно с ребенком сделать кормушку и принести в детский сад

* Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)

* Заучивание стихотворений про зимующих птиц

* Отгадывание загадок про зимующих птиц.

* Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Вывод:

* Расширен кругозор детей о зимующих птицах.

* Пополнилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.

* У детей сформированы: любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

* Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Используемая литература

1. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004.144с.

2. С. Н. Николаева. Эколог в детском саду. Москва, 2003.120с.

3. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004. 336с.

4. Птицы России: школьный словарик. Москва, 2010. 96с.

5. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в средней  группе детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня в ходе проекта «Птицы» в средней группе детского сада

Физкультурно-оздоровительной работе в нашем детском саду уделяется повышенное внимание, потому что в настоящее время значительная часть детей имеет проблемы со здоровьем, а очень многих малышей можно ...

Экологический проект «Птицы – наши друзья» в подготовительной группе

Развивать интерес к жизни птиц;  поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование.        ...

Экологический проект «Птицы – наши друзья» в подготовительной группе

Развивать интерес к жизни птиц;  поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование....

Экологический проект «Птицы – наши друзья» подготовительная группа

Экологический  проект «Птицы – наши друзья»   подготовительная группа...

Проект Птицы в средней группе

Проект Птицы в средней группе...