Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
проект по окружающему миру (средняя группа)
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt.docx | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №45 «Сказка»
Экологический проект
«Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!»
в средней группе
Подготовила воспитатель:
Теревкова О.Ю.
п. Развилка, 2018г.
«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».
Э. Н. Голованова
Пояснительная записка: Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость.
В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Проблема: многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего края, особенностей их существования и необходимости им помогать. Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи:
* Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
* Расширить кругозор детей о зимующих птицах.
* Развивать творческие и интеллектуальные способности воспитанников.
* Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Вид проекта: информационно-творческий.
Образовательные области: Социально — коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Срок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).
Продукты проекта:
* Экологическая акция «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!»,
* Организация и участие родителей в выставке «Изготовим дом для птиц!»,
* Проведение итоговое мероприятия - выставка рисунков в группе «Птицы, мои птицы!».
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
* Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
* Создание необходимых условий для реализации проекта.
* Перспективное планирование проекта.
* Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический)
* Внедрение в воспитательно–образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
* Домашние задание родителям. Рекомендации на совместные прогулки. Совместно с ребенком сделать кормушку. Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.
* Заучивание стихотворений о зимующих птиц.
* Отгадывание загадок про зимующих птиц.
* Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.
III этап – заключительный
* Экологическая акция «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!»,
* Организация и участие родителей в выставке «Изготовим дом для птиц!»,
* Проведение итоговое мероприятия - выставка рисунков в группе «Птицы, мои птицы!».
Содержание работы в процессе реализации проекта
Рассматривая с детьми книги, поставили цель, что всю неделю будем говорить о зимующих птицах. Узнавать о птицах из книг, видеофильмов, энциклопедий т. д.
Предварительная работа с родителями
Родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:
* Рекомендации на совместные прогулки.
* Совместно с ребенком сделать кормушку.
* Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.
* Заучивать стихотворения о зимующих птицах.
* Отгадывать загадки про зимующих птиц.
* Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.
Просмотр видеофильма «Зимующие птицы»
Цель: познакомить с пернатыми и их характерными особенностями. Учить правильно называть птиц и части их тела. Предложить полюбоваться их красотой, учить отражать свои впечатления в речи.
Игровая деятельность
Пальчиковая игра
* «Птицы у кормушки»
Цель: развивать мелкую моторику рук, расширить у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память.
Дидактические игры
* «Один – много»
Цель: закрепить понятие «один» - «много»; упражнять в образовании названий птиц единственного и множественного числа.
* «Назови одним словом»
Цель: упражнять в узнавании птиц по их внешнему виду, правильно называть;
уточнить понятие «зимующие птицы»; развивать внимание, память; воспитывать заботливое отношение к птицам.
* «Назови птицу по описанию»
Цель: упражнять в узнавании птиц по описанию; развивать внимание, логическое мышление.
* «Кто из птиц лишний»
Цель: упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить
понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать с
зимующими птицами; развивать внимание, память.
* «Кто из птиц улетел»
Цель: формировать умение узнавать зимующих птиц, правильно их называть; развивать зрительное внимание, память.
Настольно-печатные игры:
Домино «Птицы»,
Лото: «Животный мир», «Профессии», «Зимующие птицы»,
Разрезные картинки «С какого дерева листок?», «Кто, где живёт?», «Чей обед?».
Цель: развивать интерес к птицам, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь.
Сюжетно-ролевые игры:
«Птичий двор», «Ветеринарная клиника», «В гости к птицам».
Цель: развить интерес к птицам и их образу жизни, учить подражать людям разных профессий; воспитывать любовь к птицам; продолжать учить играть всем вместе, партнёрским отношениям со сверстниками.
Словесные игры:
«Чей дом?», «Доскажи словечко».
Цель: расширить у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память, образное мышление.
Двигательная деятельность
Подвижные игры:
Подвижная игра с речевым сопровождением «Птички», «Веселый воробей»,
игра малой подвижности «Птички в гнездышках», «Воробышки и кот».
Цель: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения, закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса, закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают.
Познавательная - исследовательская деятельность
Формирование целостной картины мира
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.
Беседы
«Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?», «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».
Цель: знакомить детей с понятием «зимующие» птицы, обсудить с ребятами, как мы можем позаботиться о птицах, которые не улетают в тёплые края, (сделать кормушки, подкармливать птиц, не срывать без нужды ягоды и семена, которыми они питаются).
Наблюдение за птицами зимой
* Наблюдение за синицей, наблюдение за зимующими птицами, наблюдение за вороной, наблюдение за голубями.
Цель: уточнять и расширять представления о разнообразии птиц, формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Учить видеть особенности в их строении и поведении.
* Вместе с детьми выносить корм на прогулку.
Цель: приучать птиц к месту кормёжки.
* Обратить внимание детей как ведут себя птицы в ожидании корма и во время кормёжки.
Цель: знакомить с повадками птиц.
* Наблюдать за птичьими следами на снегу.
Цель: учит ориентироваться на территории детского сада, находить птичьи следы «читать их», передавая в речи свои рассуждения и выводы.
* Рассматривание оперения птиц.
Цель: учить различать птиц по размеру и цвету и по оперению. Отражать результаты своих наблюдений в речи.
Элементарный бытовой труд
* Изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц.
Цель: привлечь детей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Коммуникативная деятельность
1. Чтение рассказов:
И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко»,
2. Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Цель: формировать у детей интерес к объектам живой природы, учить сопоставлять образы, созданные поэтами со своими наблюдениями. Воспитывать бережное отношение к птицам.
Аппликация «Снегирь»
Цель: учить передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания.
Взаимодействие с родителями
* Консультации для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
* Оформление предметно — развивающей среды на прогулочных верандах.
* Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)
* Совместно с ребенком сделать кормушку и принести в детский сад
* Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)
* Заучивание стихотворений про зимующих птиц
* Отгадывание загадок про зимующих птиц.
* Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Вывод:
* Расширен кругозор детей о зимующих птицах.
* Пополнилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
* У детей сформированы: любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
* Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Используемая литература
1. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004.144с.
2. С. Н. Николаева. Эколог в детском саду. Москва, 2003.120с.
3. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004. 336с.
4. Птицы России: школьный словарик. Москва, 2010. 96с.
5. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в средней группе детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация информационно-творческого проекта "Птицы зимой" средняя группа
Презентация проекта...
Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня в ходе проекта «Птицы» в средней группе детского сада
Физкультурно-оздоровительной работе в нашем детском саду уделяется повышенное внимание, потому что в настоящее время значительная часть детей имеет проблемы со здоровьем, а очень многих малышей можно ...
Экологический проект «Птицы – наши друзья» в подготовительной группе
Развивать интерес к жизни птиц; поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование. ...
Экологический проект "Птицы-наши друзья" подготовительная группа
долгосрочный проект на 6 месяцев....
Экологический проект «Птицы – наши друзья» в подготовительной группе
Развивать интерес к жизни птиц; поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование....
Экологический проект «Птицы – наши друзья» подготовительная группа
Экологический проект «Птицы – наши друзья» подготовительная группа...
Проект Птицы в средней группе
Проект Птицы в средней группе...
- Мне нравится (1)