СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.
методическая разработка (старшая группа)

Моногарова Надежда Петровна

В статье раскрывается опыт  использования сказок  в обучении игре на музыкальных инструментах: особенности планирования, включения сказочных героев в совместную с детьми музыкальную деятельностью

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К  ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.

Моногарова Надежда Петровна - музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 450»  Сормовского района г. Нижнего Новгорода.

Харламова Галина Александровна – заместитель заведующего по воспитательно методической работе МАДОУ «Детский сад № 450»  Сормовского района г. Нижнего

Целью музыкального образования в контексте федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования  является обеспечение его  качества, которое достигается через интеграцию образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» с такими образовательными областями как  «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное». Содержательной базой интеграции мною выбрана русская народная сказка.  Эффективность организации музыкального образования достигается через единство художественно- творческой и игровой деятельности.

Одной из самых интересных и привлекательных деятельностей для детей дошкольного возраста является музицирование на детских музыкальных инструментах. Это обусловлено тем, что инструменты представляют собой самую привлекательную область музыки, сама музыка ассоциируется с инструментом. Спонтанное исследование звучащего мира  маленьким ребенком начинается со  звуковых экспериментов с погремушками, музыкальными  игрушками, да и с обычными предметами, и продолжается  через игру на детских музыкальных инструментах. Таким образом, можно сказать, что у ребенка свой интерес к миру звуков - искренний и прикладной. Не смотря на это, обучение игре на детских музыкальных инструментах требует правильной организации, подбора эффективных методов и приемов. Мы применяем как традиционные методы: выразительное исполнение произведения педагогом, показ способов звукоизвлечения, так и нетрадиционные методы:

  1. Постановка несложных творческих заданий («Подбери один или несколько музыкальных инструментов для героя сказки»)
  2. Побуждение к самообучению с использованием метода моделирования (например, в дидактической игре «Сапожки»- где большие сапожки символизируют долгий звук, а маленькие - короткий.)
  3. Показ видеопрезентаций о музыкальных инструментах («От рожка до трубы», где в наглядной интересной форме показываем историю создания музыкальных инструментов, их преобразование, совершенствование)

Сочетание данных методов создаёт творческие игровые ситуации, которые  способствуют развитию эмоциональности  детей, поддерживают  устойчивый интерес к исполнительской деятельности.

Стержневой основой разработки образовательного процесса при приобщении детей к игре на детских музыкальных инструментах нами выбрана русская народная сказка. Данный выбор обусловлен общепризнанными педагогическими достоинствами народной сказки:

  • эмоциональность и контрастность образов  героев;
  • оптимизм сказок;
  • цепная композиция сказочного сюжета;
  • красочный образный язык и т.д.

Эти  особенности русской народной сказки  обеспечивают  мотивацию, побуждающую детей  к игре на детских музыкальных инструментах. Мы применяем  модульную систему планирования, посредством  которой происходит приобщение детей к сказкам. Данная задача решается в рамках РЕАЛИЗАЦИИ  программы «Мой родной дом» для детей дошкольного возраста» под.ред.Э.П.Костиной.

В нашем учреждении мы создаем и дидактические  условия для приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах. Вызвать интерес к игре на музыкальных инструментах помогло создание мини- музея музыкальных инструментов в детском саду, где представлены не только инструменты, но и разработаны их паспорта, включающие историю инструмента, стихи, загадки, кроссворды, связанные с ним, видеопрезентации разных видов оркестров (симфонического, народного, духового).

Организация  процесса обучения детей игре на музыкальных инструментах строилась на основе модульного принципа.

Каждая сказка представляет модуль, работа с которым планируется в течение трех месяцев. Отбор сказок осуществлялся с учетом возраста.

3-4 года - Репка, Теремок, Колобок;

4-5 лет- Колосок, Заюшкина избушка, Гуси- лебеди;

5-6 лет - Хаврошечка, Серебряное копытце.

В рамках реализации каждого модуля мы решали задачи по приобщению дошкольников к музыкально- инструментальной деятельности. Результатом реализации модуля  по русской народной сказке «Репка» стала игровая совместная с детьми деятельность  «Дружная семейка», где впервые дети попробовали совместную игру в ансамбле. Итогом  реализации модуля «Теремок» стало развлечение «Оркестровая сказка или сказка без слов», где мы решали задачи развития творческого воображения через передачу художественного образа с помощью музыкальных инструментов: дети сравнивали и передавали на одном инструменте медленные удары - ходит мишка, и быстрые - прыгает зайчик, различали звучание игры на колокольчиках: тихое (бежит мышка) и громкое (бежит лиса), развивали творческие импровизации в передаче настроения героев сказки с помощью музыкальных инструментов. В рамках реализации модуля  по русской народной сказке «Колобок» мы организовали выставку инструментов округлой формы, конкурс на лучший семейный оркестр. Результатом приобщение детей 3-4 лет к музыкально- инструментальной деятельности является создание шумового оркестра, включающего в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда.

 С детьми 4-5 лет приоритетными  задачами становятся:

  • Побуждение  детей  играть в ансамбле слаженно, ритмично, своевременно вступая в игру и заканчивая ее, умение слушать друг друга.
  • Содействие выразительному, эмоциональному исполнению характера музыки и передачу развития музыкального образа.
  • Выражение своих музыкальных впечатлений о сыгранной музыке и отношении к ней в эстетических суждениях, а также в творческой исполнительской деятельности- рисунке, движении, пении.

Так, знакомя со сказкой «Колосок» я даю детям понятие: дуэт. Этому помогают герои сказки Круть и Верть. На новогоднем утреннике по сказке «Заячья избушка» дети самостоятельно подбирали инструменты по тембру для обогащения игровых образов сказки. Результатом работы с детьми 4-5 лет стало создание смешанного оркестра, включающего в себя разные группы инструментов. Интересной формой представления достижений детей по  сказке «Гуси- лебеди» было создание совместного оркестра детей  3-4 и 4-5 лет, где дети младшей группы демонстрировали свои умения игры на шумовых музыкальных инструментах, а дети 4-5 лет на металлофоне и треугольнике.

Приоритетными задачами  в работе с детьми старших групп я определила: знакомство с разными видами  оркестров (симфоническим, народным, духовым), продолжение обучения в совместной игре в ансамбле. Ярким впечатлением для детей становится проведение совместного праздника «Нижегородская ярмарка», где дети демонстрируют свои умения игры на русских народных инструментах (трещотка, колотушка).

Выбирая сказку как средство приобщения детей к музыкально- инструментальной деятельности  мы обогатили формы работы с родителями:

  1. Проведение музыкальных гостиных «Музыка и сказка».
  2. Участие родителей в создании музея музыкальных инструментов, пополнение среды народными костюмами, атрибутами.
  3. Включение родителей в образовательную деятельность с детьми.

Со стороны воспитателей  организуется деятельность по накоплению, систематизации и распространению опыта семейного воспитания:

  1. Оформление персональных выставок детей «Рисуем сказку», «Сказка в музыке».
  2. Приобщение родителей к изготовлению самодельных музыкальных инструментов.
  3. Пополнение музыкальной и театрализованной среды групп дидактическим материалом, который способствует развитию самостоятельной и  импровизационной музыкально-инструментальной деятельности детей.

Таким образом, музыкальное воздействие усиливает духовно – нравственное содержание сказок, игра на музыкальных инструментах помогает раскрыть характер сказочных героев, и с другой стороны, сказка помогает понять музыку, раскрыть секреты музыкальных инструментов, активизирует потребность детей в музыкально-инструментальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа"

Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа" для детей подготовительной группы....

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам культуры Родного края на занятиях по музыкальному воспитанию.

Знакомство детей с традициями и культурой татарского народа создает благоприятную среду, способствующую полноценному нравственно-эстетическому, национальному воспитанию....

Статья "Сказка как средство приобщения детей раннего возраста к экономике"

Не так давно об экономике не было речи в дошкольном образовании. В настоящее время, в период совершенствования и обновления системы дошкольного образования, встает вопрос об экономическом образо...

Русская народная сказка как средство приобщения детей раннего возраста к источникам русской народной культуры

Конечно, сказки есть в каждом доме.И дети их любят.Сказки позволяют впервые испытать храбрость и стойкость,увидеть добро и зло.Сказка занимает в мире малыша очень важное,очень большое место....