СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.
методическая разработка (старшая группа)
В статье раскрывается опыт использования сказок в обучении игре на музыкальных инструментах: особенности планирования, включения сказочных героев в совместную с детьми музыкальную деятельностью
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.
Моногарова Надежда Петровна - музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 450» Сормовского района г. Нижнего Новгорода.
Харламова Галина Александровна – заместитель заведующего по воспитательно методической работе МАДОУ «Детский сад № 450» Сормовского района г. Нижнего
Целью музыкального образования в контексте федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования является обеспечение его качества, которое достигается через интеграцию образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» с такими образовательными областями как «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное». Содержательной базой интеграции мною выбрана русская народная сказка. Эффективность организации музыкального образования достигается через единство художественно- творческой и игровой деятельности.
Одной из самых интересных и привлекательных деятельностей для детей дошкольного возраста является музицирование на детских музыкальных инструментах. Это обусловлено тем, что инструменты представляют собой самую привлекательную область музыки, сама музыка ассоциируется с инструментом. Спонтанное исследование звучащего мира маленьким ребенком начинается со звуковых экспериментов с погремушками, музыкальными игрушками, да и с обычными предметами, и продолжается через игру на детских музыкальных инструментах. Таким образом, можно сказать, что у ребенка свой интерес к миру звуков - искренний и прикладной. Не смотря на это, обучение игре на детских музыкальных инструментах требует правильной организации, подбора эффективных методов и приемов. Мы применяем как традиционные методы: выразительное исполнение произведения педагогом, показ способов звукоизвлечения, так и нетрадиционные методы:
- Постановка несложных творческих заданий («Подбери один или несколько музыкальных инструментов для героя сказки»)
- Побуждение к самообучению с использованием метода моделирования (например, в дидактической игре «Сапожки»- где большие сапожки символизируют долгий звук, а маленькие - короткий.)
- Показ видеопрезентаций о музыкальных инструментах («От рожка до трубы», где в наглядной интересной форме показываем историю создания музыкальных инструментов, их преобразование, совершенствование)
Сочетание данных методов создаёт творческие игровые ситуации, которые способствуют развитию эмоциональности детей, поддерживают устойчивый интерес к исполнительской деятельности.
Стержневой основой разработки образовательного процесса при приобщении детей к игре на детских музыкальных инструментах нами выбрана русская народная сказка. Данный выбор обусловлен общепризнанными педагогическими достоинствами народной сказки:
- эмоциональность и контрастность образов героев;
- оптимизм сказок;
- цепная композиция сказочного сюжета;
- красочный образный язык и т.д.
Эти особенности русской народной сказки обеспечивают мотивацию, побуждающую детей к игре на детских музыкальных инструментах. Мы применяем модульную систему планирования, посредством которой происходит приобщение детей к сказкам. Данная задача решается в рамках РЕАЛИЗАЦИИ программы «Мой родной дом» для детей дошкольного возраста» под.ред.Э.П.Костиной.
В нашем учреждении мы создаем и дидактические условия для приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах. Вызвать интерес к игре на музыкальных инструментах помогло создание мини- музея музыкальных инструментов в детском саду, где представлены не только инструменты, но и разработаны их паспорта, включающие историю инструмента, стихи, загадки, кроссворды, связанные с ним, видеопрезентации разных видов оркестров (симфонического, народного, духового).
Организация процесса обучения детей игре на музыкальных инструментах строилась на основе модульного принципа.
Каждая сказка представляет модуль, работа с которым планируется в течение трех месяцев. Отбор сказок осуществлялся с учетом возраста.
3-4 года - Репка, Теремок, Колобок;
4-5 лет- Колосок, Заюшкина избушка, Гуси- лебеди;
5-6 лет - Хаврошечка, Серебряное копытце.
В рамках реализации каждого модуля мы решали задачи по приобщению дошкольников к музыкально- инструментальной деятельности. Результатом реализации модуля по русской народной сказке «Репка» стала игровая совместная с детьми деятельность «Дружная семейка», где впервые дети попробовали совместную игру в ансамбле. Итогом реализации модуля «Теремок» стало развлечение «Оркестровая сказка или сказка без слов», где мы решали задачи развития творческого воображения через передачу художественного образа с помощью музыкальных инструментов: дети сравнивали и передавали на одном инструменте медленные удары - ходит мишка, и быстрые - прыгает зайчик, различали звучание игры на колокольчиках: тихое (бежит мышка) и громкое (бежит лиса), развивали творческие импровизации в передаче настроения героев сказки с помощью музыкальных инструментов. В рамках реализации модуля по русской народной сказке «Колобок» мы организовали выставку инструментов округлой формы, конкурс на лучший семейный оркестр. Результатом приобщение детей 3-4 лет к музыкально- инструментальной деятельности является создание шумового оркестра, включающего в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда.
С детьми 4-5 лет приоритетными задачами становятся:
- Побуждение детей играть в ансамбле слаженно, ритмично, своевременно вступая в игру и заканчивая ее, умение слушать друг друга.
- Содействие выразительному, эмоциональному исполнению характера музыки и передачу развития музыкального образа.
- Выражение своих музыкальных впечатлений о сыгранной музыке и отношении к ней в эстетических суждениях, а также в творческой исполнительской деятельности- рисунке, движении, пении.
Так, знакомя со сказкой «Колосок» я даю детям понятие: дуэт. Этому помогают герои сказки Круть и Верть. На новогоднем утреннике по сказке «Заячья избушка» дети самостоятельно подбирали инструменты по тембру для обогащения игровых образов сказки. Результатом работы с детьми 4-5 лет стало создание смешанного оркестра, включающего в себя разные группы инструментов. Интересной формой представления достижений детей по сказке «Гуси- лебеди» было создание совместного оркестра детей 3-4 и 4-5 лет, где дети младшей группы демонстрировали свои умения игры на шумовых музыкальных инструментах, а дети 4-5 лет на металлофоне и треугольнике.
Приоритетными задачами в работе с детьми старших групп я определила: знакомство с разными видами оркестров (симфоническим, народным, духовым), продолжение обучения в совместной игре в ансамбле. Ярким впечатлением для детей становится проведение совместного праздника «Нижегородская ярмарка», где дети демонстрируют свои умения игры на русских народных инструментах (трещотка, колотушка).
Выбирая сказку как средство приобщения детей к музыкально- инструментальной деятельности мы обогатили формы работы с родителями:
- Проведение музыкальных гостиных «Музыка и сказка».
- Участие родителей в создании музея музыкальных инструментов, пополнение среды народными костюмами, атрибутами.
- Включение родителей в образовательную деятельность с детьми.
Со стороны воспитателей организуется деятельность по накоплению, систематизации и распространению опыта семейного воспитания:
- Оформление персональных выставок детей «Рисуем сказку», «Сказка в музыке».
- Приобщение родителей к изготовлению самодельных музыкальных инструментов.
- Пополнение музыкальной и театрализованной среды групп дидактическим материалом, который способствует развитию самостоятельной и импровизационной музыкально-инструментальной деятельности детей.
Таким образом, музыкальное воздействие усиливает духовно – нравственное содержание сказок, игра на музыкальных инструментах помогает раскрыть характер сказочных героев, и с другой стороны, сказка помогает понять музыку, раскрыть секреты музыкальных инструментов, активизирует потребность детей в музыкально-инструментальной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа"
Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа" для детей подготовительной группы....
Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам культуры Родного края на занятиях по музыкальному воспитанию.
Знакомство детей с традициями и культурой татарского народа создает благоприятную среду, способствующую полноценному нравственно-эстетическому, национальному воспитанию....
«Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Фольклер в ДОУ...
Статья "Сказка как средство приобщения детей раннего возраста к экономике"
Не так давно об экономике не было речи в дошкольном образовании. В настоящее время, в период совершенствования и обновления системы дошкольного образования, встает вопрос об экономическом образо...
Доклад на городском методическом объединении на тему "Техническая сказка, как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской культуре"
quot;Техническая сказка, как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской культуре"...
Русская народная сказка как средство приобщения детей раннего возраста к источникам русской народной культуры
Конечно, сказки есть в каждом доме.И дети их любят.Сказки позволяют впервые испытать храбрость и стойкость,увидеть добро и зло.Сказка занимает в мире малыша очень важное,очень большое место....
Знакомство с хакасскими музыкальными инструментами как средство приобщения детей дошкольного возраста к культурному наследию родной республики
Описание деятельности по патриотическому воспитанию...