«Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
методическая разработка по музыке
Фольклер в ДОУ
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
В данном дошкольном учреждении я работаю 5-й года и занимаюсь музыкальной деятельностью во всех возрастных группах дошкольного возраста.
Целостность педагогического процесса в нашем ДОУ осуществляется реализацией программы
«Ладушки» под редакцией И.М. Каплуновой,
И.А. Новоскольцевой, которая предусматривает: воспитание интереса к музыке, эмоциональную отзывчивость, знакомство с музыкальными жанрами, развитие эстетического восприятия, музыкальной культуры, певческого голоса, навыков движения под музыку.
Параллельно с воспитанием общих музыкальных способностей, предусмотренных государственным стандартом, я работаю по проблеме приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре средствами музыкального фольклора. В дошкольном возрасте ребенок особенно активно впитывает социальный опыт, превращает его в собственный, приобщается к общечеловеческим ценностям. Народная музыка в процессе воспитания отличается от других предметов тем, что ей доступно передавать непосредственное движение человеческой жизни, она способна воплотить в себе дух эпохи, характер нации, позволяет формировать у ребенка чувство сопричастности традициям и духовным ценностям Родины. Поэтому так велико значение народного искусства в развитии личности ребенка.
Целью моей работы является - привлечение детей дошкольного возраста к народной культуре, воспитание на народных традициях и обрядах.
Исходя из этого, в работе я определяю следующие задачи:
- Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора.
- Формирование исполнительских навыков в области пения, музыкально-ритмических движений.
- Развитие воображения, эмоциональности, творчества ребенка. Свою работу я условно разделяю на несколько направлений:
- Слушание народной музыки, песен, в том числе и колыбельных.
- Знакомство с музыкальными играми и хороводами.
- Знакомство с народными музыкальными инструментами.
- Знакомство с традициями и обрядами русского народа.
Одной из форм приобщения детей к народной культуре является непосредственно – образовательная деятельность в детском саду, на которой я знакомлю детей с различными видами народного музыкального фольклора.
Это детские колядки, игровые попевки, колыбельные, шуточные песни, заклички, игры, хороводы, потешки, которые используются в различных обрядовых праздниках.
Работу по приобщению к истокам русской народной культуры начинаю с детьми младшего возраста и веду на протяжении всего пребывания ребенка в ДОУ.
Основными видами деятельности детей в младшем дошкольном возрасте на НОД, с использованием фольклора является слушание-восприятие, игры и пение. Я считаю, что детям необходимо слушать хорошую, добрую, доступную музыку, какой является народная музыка, потому что в данном возрасте способность ребенка воспринимать, зап ечатлевать информ аци ю ( интонационный строй мелоди и, содержательность и выразительность речи) просто огромна.
На занятиях использую колыбельные песни, пестушки, потешки. Этот песенный материал несложен и по образности «Зайка», «Петушок», «Дождик» и по мелодическому, и ритмическому строю, легко усваивается детьми. Колыбельным песням я уделяю особое внимание, ведь она таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Спокойная музыка и мелодичные напевы оказывают терапевтические воздействия, создают у детей положительный эмоциональный настрой.
Азы музыкально-ритмических движений закладываются при пении пестушек, где ритмические приговорки сопровождаются движениями ребенка. Стараюсь подобрать такой репертуар, где есть гармоническое соединение движений и рифмованной речи. Все это впоследствии трансформируется в умение правильно говорить, точно воспроизводить движения танца или хоровода. Например: «Ладушки» - хлопать в ладоши; « Галушки, галушки» - разводить руки в стороны; «Ерши» - игра пальчиков. Сначала я разучиваю с малышами приседания и подпрыгивания под песенки-потешки, затем постепенно перехожу к обучению элементам пляски: притопам, хлопкам, вращению кистями.
С целью развития у малышей чувства ритма использую игру на детских музыкальных инструментах: погремушках, ложках, колокольчиках, бубнах. Эти инструменты впоследствии использую в плясовых песнях и играх на праздниках и развлечениях.
У детей этого возраста есть интерес к музыке, желание ее слушать, эмоционально на нее откликаться. Образы всех используемых фольклорных музыкальных произведений взяты из жизни, конкретны и содержательны, и поэтому служат средством социализации, приобщения детей к истокам собственной культуры.
Дети среднего возраста отличаются большей самостоятельностью, они способны к простейшим обобщениям и анализу. В легкой, доступной форме я начинаю знакомство с народным календарем. Для этой работы подобрала практический материал: песни, игры, хороводы, отражающие четыре времени года. Вместе с воспитателями составила тематический блок произведений, которые наиболее соответствуют развитию детей и той тематике занятий, проводимых в группе. Например: осенью, когда дети на познавательных занятиях знакомятся с трудом взрослых, я использую песни, хороводы о труде осенью
«Посмотрите, как у нас в мастерской», «Буду жито жати», «Серпы золотые», «В огороде Фекла»,
«Капустка». Наблюдения показали, что создавая музыкальный фон в трудовом процессе, дети испытывают удовольствие и одновременно получают представление о смысле и содержании труда осенью. Продолжаю знакомить с колыбельными песнями, даю сведения о колыбели, рассказываю о доброте материнских рук, через это показываю выразительные средства колыбельной песни. Даю возможность детям самим придумывать колыбельные песенки, которые они с удовольствием поют на занятиях, баюкая кукол. Обращаю внимание детей и на различные виды фольклорных песен: лирические, плясовые, шуточные, игровые. Использую эти виды песен как на занятиях, так и праздниках «Нивка золотая», «Заинька в огороде» - на осенних праздниках, «Весна - красна», «Солнышко» - на весенних гуляниях и т.д. Популярностью, особенно у девочек, пользуются хороводы. Хороводам присуще драматизация - «Каравай», «А мы просо сеяли», «Заинька выходи».
В своей работе я использую разные виды народных игр, которые связаны с календарными праздниками - «Дрема»- зимние Святки, «Кострома» - весенние посиделки. Во всех играх усилена развлекательная функция: исход игры - это, по существу, ловишки. Большая роль создания образов в игре отводится жестам и мимике. Ребятишки очень любят придумывать свои индивидуальные сюжеты, игровые образы - «Мишка на пне», «Похороны комара», «Мушки и жуки» и т. д. В этой творческой деятельности нет лучших, все проявления хороши.
В старшем дошкольном возрасте я даю детям музыкальный материал, направленный на освоение фольклорных традиций. Углубляю сведения о народном календаре. Продолжаю развивать интонационную выразительность, акцентирую внимание на правильности интонирования и напевности, на умении слышать себя и своего соседа, на ритмичность движений в играх, плясках и хороводах. Вся работа с детьми строится на обрядах - потому что для ребенка это прежде всего встреча со сказкой.
Дети с огромным удовольствием принимают участие в календарных и обрядовых праздниках, потому что в них нет определенных строгих рамок, они спонтанны и основываются на знакомом фольклорном материале. Встречаем и провожаем Масленицу, зазываем весну, закликаем птиц, приносим веточки вербы и ждем, пока они распустятся.
Прощаясь с осенью, провожаем ее песнями, играми, хороводами «Пахари и жнецы», устраиваем капустные вечеринки, где дети под веселые песни «Кочаны», «Завивайся, капустка» учатся солить капусту, вносим сноп- батюшку и благодарим его за новый урожай. Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских музыкальных инструментах. Знакомство с музыкальными инструментами, начатое в младших группах, продолжается в этом возрасте более углубленно. Дополняю известные детям инструменты новыми - «сорока», дудка, свирель, балалайка, гармонь, баян.
Народные музыкальные инструменты, песни игрового, плясового характера, частушки, хороводы, элементы народного театра - становятся основой всех обрядовых праздников.
Участие в обрядах, играх, хороводах, новая красочная атрибутика, выступление скоморохов, ряженых постепенно приобщает к русским национальным традициям, способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, ведет к самой сути фольклорной традиции — к импровизации, к созданию такой атмосферы, в которой дети проживают все эмоционально и глубоко.
Успешной работе в данной деятельности способствует тесная связь с воспитателями. Нами составлен совместный план вечеров-развлечений и обрядовых праздников, которые проходят в течение года. Большое место в данном направлении уделяется театрализованной деятельности. На НОД в группах дети знакомятся с устным народным творчеством через театрализованную деятельность. Финалом занятий являются театрализованные музыкальные спектакли по мотивам народных сказок, поставленные в ДОУ «Колобок», «Теремок», а также сказки русских писателей: «Морозко».
Неформальный подход к работе с родителями помогает найти в них единомышленников, они становятся активными участниками в работе по приобщению детей к истокам русской культуры.
Ежегодно являются участниками выставок « Осенняя фантазия », « Город мастеров», помогают своим детям в изготовлении атрибутов, творческих заданий: «Сочини сказку», «Придумай колыбельную песню».
Родители участвовали в праздниках и развлечениях: «Пища наша - это каша»,
«Русский чай». Пекли блины на Масленицу для конкурсов «Самый большой блин».
В процессе такой совместной работы специалистов ДОУ, родителей, через различные формы приобщения к истокам русской народной культуры, у детей формируются эмоционально-окрашенные чувства причастности к наследию прошлого, приобретается совокупность культурных ценностей, что способствует развитию духовности -интегрированного свойства личности, которое проявит себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций.
Я как музыкальный руководитель участвую во всех городских мероприятиях, и проводимых в ДОУ.
- Принимала участие вместе с пед. коллективом в городском семинаре
«Социализация детей дошкольного возраста через погружение в сказку»
- Принимала участие в городском конкурсе «Росинка»
- Участник народного фольклорного коллектива казачьей песни «Как у наших у ворот».
Создаю систему поэтапного, последовательного музыкального развития ребенка средствами фольклора, нахожу эффективные методы и приемы развития песенного творчества на фольклорном материале, освоения элементов народной культуры через обряды и традиции, формирование бережного отношения и любви к народной культуре. Разрабатываю сценарии обрядовых праздников, конспекты занятий по ознакомлению детей с песенным фольклором, картотеку хороводов и подвижных игр.
В дальнейшем я планирую:
Составить картотеку народных обрядов и традиций с полным описанием песенного, игровогоитанцевальногоматериала, Провести новые обряды «Покров», «Русская свадьба»,Благовещение», «Иван-Купала
Закончить подборку музыкальных произведений русских композиторов и фольклорного материала по слушанию - восприятию музыки в младших группах.
Разработать комплексы общеразвивающих упражнений на основе музыкального фольклора.
Организовать конкурс частушек среди родителей, детей и сотрудников ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...
Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Материал содержит систему работы в средней групппе по теме приобщения детей к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...
Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"
В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....
НАРОДНОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.
Статья из опыта работы музыкального руководителя посвящена народному пению в детском саду. Так же представлен сценарий праздника "8 марта" на основе народного фольклора....
Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...
Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ее наследию. Формирование чувства любви к Родине, родной природе, во...
Педагогический проект на тему: «Фольклор как средство приобщения детей с ОВЗ к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях»
Актуальность. Внедрение элементов фольклора в практику музыкального воспитания, изучение традиций и обрядов своего народа является важнейшим звеном в процессе формирования у детей высокой художественн...