Проект «Маленькие исследователи»
проект
Проектирование развития познавательных интересов детей в опытно - экспериментальной деятельности с объектами неживой природы в условиях ДОУ и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Маленькие исследователи» | 331 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Ханты-Мансийского района «Детский сад «Светлячок» д. Шапша»
Разработала и реализовала
Торопыгина Н.А.
Д.Шапша, 2019г.
Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
Актуальность
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Воспитанию личности детей старшего дошкольного возраста, способной решать интеллектуальные задачи способствует опытно - экспериментальная деятельность. Именно экспериментирование является одним из ведущих видов деятельности детей. Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.
Проект направлен на формирование профессиональной компетентности педагогов по организации опытно-экспериментальной деятельности с объектами неживой природы детей старшего дошкольного возраста в совместной образовательной деятельности, в режимные моменты.
Деятельность педагога по опытно – экспериментальной деятельности с объектами неживой природы предполагает построение образовательного процесса на следующих основаниях:
- приоритет отдается практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам (ребенок сам действует с объектами, для познания окружающего мира);
- познавательно –исследовательская деятельность сопровождается игрой, продуктивной деятельностью, "вплетаясь" в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
- обеспечивается переход от внешнего "действенного" экспериментирования с вещами к вербальному исследовательскому поведению ребёнка, рассуждению о возможных связях и отношениях вещей.
- своевременное прохождение ребёнком этапов развития восприятия, мышления, речи обеспечивается разнообразным предоставляемым ребенку материалом для исследовательской деятельности (наличие соответствующего материала позволяет не только поддерживать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, развить его познавательные интересы).
Цель проекта, основные задачи
Цель проектирование развития познавательных интересов детей в опытно - экспериментальной деятельности с объектами неживой природы в условиях ДОУ и семьи.
Задачи:
1. Формирование профессиональной компетентности педагогов в проектировании развития познавательных интересов детей в опытно - экспериментальной деятельности с объектами неживой природы.
2.Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у детей начально-ключевых компетенций
- Социализация (опыты, наблюдения позволяют взаимодействовать, получая социальный опыт общения);
- Коммуникация (результаты опыта, наблюдений)
- Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)
- Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей)
- Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)
3. Создание предметно-развивающей среды направленной на развитие у детей познавательных способностей:
- любознательности, активности, умения задавать вопросы взрослому.
- развитие мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение.
- формирование способов познания путем сенсорного анализа.
4 . Создание электронного банка данных «Развитие познавательных интересов детей в опытно - экспериментальной деятельности с объектами неживой природы»
Этапы работы над проектом
I. Организационный
1. Изучить методическую и педагогическую литературу по проблеме.
2. Диагностика начально-ключевых компетенций детей.
3. Мониторинг готовности педагогов к инновационной деятельности.
4. Создание условий предметно-развивающей среды для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и др.)
5. Создание творческой группы по разработке перспективного планирования по развитию познавательных интересов детей в опытно - экспериментальной деятельности с объектами неживой природы.
6. Создание раздела на сайте «Исследовательский центр» Определение тематики и ответственных для размещения материалов на сайте.
7. Определение тематики и содержания публикаций в СМИ.
II. Практический
1. Внедрение и апробирование перспективного планирования по развитию познавательных интересов детей в опытно - экспериментальной деятельности с объектами неживой природы.
2. Проведение консультаций для педагогов по подготовке публикаций в СМИ.
3. Проведение семинары-практикумы, по подготовке материалов для размещения на сайте.
4. Размещение информации на Сайте ДОУ в сети Интернет.
5. Промежуточный отчет творческой группы
6. Проведение консультаций по подготовке презентаций «Экспериментальная деятельность в ДОУ», «Этот удивительный воздух».
7 Организация мастер – класса «Инновационные технологии опытно-экспериментальной деятельности детей».
8. Мониторинг эффективности функционирования Центров исследовательской деятельности в группах ДОУ.
III. Заключительный этап.
1.Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.
2.Подготовить творческий отчёт по результатам реализации проекта.
3. Публикация в СМИ.
Ожидаемые результаты проекта и социальный эффект
I.Ожидаемые результаты
1. Методические продукты
- Перспективный план по развитию познавательных интересов детей старшего возраста в опытно - экспериментальной деятельности с объектами неживой природы;
- Создание электронного банка «Маленький исследователь» для родителей и педагогов.
2.Информационно-практические продукты
- Презентации «Экспериментальная деятельность в ДОУ», «Этот удивительный воздух»
3. Повышение рейтинга Детского сада в социуме
- Размещение информации (фотоматериалы, видеоматериалы, отчеты) на Сайте детского сада в сети Интернет;
- Творческий отчет о внедрении проекта «Маленькие исследователи»;
- Публикация опыта работы в СМИ
II. Социальный эффект
Педагоги:
- Повышают свою педагогическую компетентность в области развития познавательных интересов детей старшего возраста в опытно - экспериментальной деятельности с объектами неживой природы;
- Осуществление образовательного процесса в инновационном режиме.
Воспитанники:
- Проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
- Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
- Самостоятельно планируют предстоящую деятельность; осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; помнят о цели работы на протяжении всей деятельности;
- Проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач;
- В диалоге со взрослыми поясняют ход деятельности; доводят дело до конца;
- Устанавливают разнообразные временные, последовательные, причинные связи;
- Делают вывод.
Родители:
- Повышают интерес ребенка к опытно - экспериментальной деятельности.
- Расширяют кругозор детей;
- Повышают свою педагогическую культуру в области детского экспериментирования через чтение энциклопедий, справочников, просмотра видеофильмов о природе.
III. Перспектива
В процессе реализации проекта «Маленькие исследователи » педагоги ДОУ распространят свой опыт работы над проектом, опубликуют опыт работы в СМИ, разработают проекты для разных возрастных групп по формированию познавательного интереса у дошкольников «Я в мире природы»
Участники проекта:
Краткая характеристика участников проекта.
Должность | Участие в проекте. |
Зам.заведующего | Координатор проекта. |
Педагоги | Реализация проекта |
Воспитатель ИЗО | Оформление выставки детских рисунков |
Музыкальный руководитель | Музыкальное оформление и сопровождение мероприятий |
Родители | Помощь в проведении занятий, участие в мероприятиях группы |
Срок реализации проекта: Сентябрь - Май
План-график реализации проекта
№ | Тема | Срок | Ответственный |
I. Организационный | |||
1. | Педагогический час: «Изучение методической и педагогической литературы по опытно - экспериментальной деятельности с объектами неживой природы ». Создание творческой группы | сентябрь | Старший воспитатель |
2 | Разработка перспективного планирования по теме проекта | сентябрь | Воспитатели |
3 | Проведение диагностики начально-ключевых компетенций детей. | Сентябрь | Воспитатели |
4 | Анкетирование педагогов «Готовность педагогов к инновационной деятельности». | Сентябрь | Старший воспитатель |
5 | Консультация «Требования к оформлению и содержанию уголков экспериментирования» | Октябрь | Творческая группа |
6 | Педагогический совет «Развитие познавательных интересов детей через опытно-исследовательскую деятельность» | Ноябрь | Старший воспитатель |
7 | Создание раздела на сайте «Исследовательский центр», определение тематики и содержания публикаций в СМИ. | Ноябрь | Творческая группа |
II. Практический | |||
8 | Внедрение и апробирование перспективного планирования по развитию познавательных интересов детей в опытно - экспериментальной деятельности с объектами неживой природы. | В течение года | Воспитатели |
9 | Консультация для педагогов по подготовке публикаций в СМИ «Опыты и эксперименты с детьми» | Декабрь | Старший воспитатель |
10 | Семинар-практикум «Учимся работать с сайтом» | Декабрь | Творческая группа |
11 | Размещение информации на Сайте ДОУ в сети Интернет. | В течение года | Старший воспитатель |
12 | Показ презентации «Экспериментальная деятельность в ДОУ» | Январь | Творческая группа |
13 | Мастер – класс «Инновационные технологии опытно-экспериментальной деятельности детей». | Февраль | Старший воспитатель |
14 | Проведение мониторинга эффективности Центров исследовательской деятельности в группах ДОУ. | Февраль | Старший воспитатель |
15 | Показ презентации «Этот удивительный воздух». | Март | Творческая группа |
16 | Оформление фотовыставки «Наши открытия» | 1 раз в квартал | Воспитатели ИЗО |
17 | Создание условий для детского экспериментирования в группах | В течение года | Воспитатели групп |
18 | Анкетирование педагогов «Использование педагогами ИКТ в работе с детьми» | Апрель | Старший воспитатель |
III. Заключительный этап. | |||
19 | Диагностика детей и анализ деятельности по реализации проекта «Маленькие исследователи» | Май | Воспитатели групп |
20 | Анализ, творческий отчет в форме презентации по итогам реализации проекта «Маленькие исследователи» на педсовете | Май | Творческая группа, воспитатели групп |
21 | Публикация в СМИ. | Май | Старший воспитатель |
План график работы с родителями
Тема | Срок | Ответственный | |
1. | Анкетирование «Что такое детское экспериментирование» | Октябрь | Воспитатель |
2. | Родительское собрание на тему: «Роль детского экспериментирования в развитии познавательного интереса» | Октябрь | Воспитатель |
3. | Папка-передвижка Организация детского экспериментирования в домашних условиях | Ноябрь | Воспитатель |
4. | Журнал для родителей «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» | Декабрь | Воспитатели |
5. | Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» | Январь | Воспитатель |
6. | Анкетирование «Изучение познавательных интересов детей» | Февраль | Воспитатель |
7. | Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» | март | Воспитатель |
8 | Открытое занятие для родителей. | Апрель | Воспитатель |
9 | Оформление фотовыставки «Мои открытия» | май | Воспитатель, родители |
Список используемой литературы:
- Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома.- Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
- Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
- Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
- Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших
Дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
- Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
- Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
- Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
- Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Маленькие исследователи"
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация». Восприятие окружающего мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощу...
Педагогический проект «Маленькие исследователи большого мира» (презентация)
Долгосрочный проект по познавательному развитию в первой группе раннего возраста....
Проект "Маленькие исследователи"
АктуальностьЭкспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.Де...
Проект «Маленькие исследователи»
Актуальность проекта:Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума&raqu...
Проект "Маленькие исследователи"
Данный проект помог маленьким исследователям доступной форме понять, что такое электричество...
Проект "Маленькие исследователи"
laquo;Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».В.А. Сухомлинский...
Проект "Маленькие исследователи"
Мир вокруг ребенка удивителен и бесконечно разнообразен. Поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой...