Проект "Маленькие исследователи"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация».
Восприятие окружающего мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Дети легко включаются в совместную со взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Детей с раннего возраста можно приобщать к миру природы, который открывает для них большие возможности для познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_igry-eks.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Игры-эксперементы с водой и песком»
(первая младшая группа)
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация».
Восприятие окружающего мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Дети легко включаются в совместную со взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Детей с раннего возраста можно приобщать к миру природы, который открывает для них большие возможности для познавательной деятельности.
Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них познавательную активность используем игровые методы и приемы, художественное слово.
Камни, песок, вода круглогодично присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. В центре воды и песка малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки и др.; проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет.
Цель проекта: развитие у детей познавательной деятельности посредством игр-эксперементов с водой и песком.
Задачи проекта:
развитие умения наблюдать за предметами окружающего мира
знакомство со свойствами воды и песка формирование умений экспериментирования с предметами развитие мелкой моторики обогащение словарного запаса слов.
укрепление физического и психического здоровья малышей
Формы работы по проекту:
Работа с детьми:
1.Чтение и рассматривание художественной литературы (потешки, прибаутки, шутки).
2.Проведение игр с песком, водой.
3.Проведение игровых занятий.
4. Пополнение предметно - развивающей среды группы;
5. Опытно – экспериментальная деятельность
Работа с родителями:
1 Подбор художественной литературы;
2. Изготовление макета «Аквариум»;
3.Выполнение творческих заданий;
4. Совместная опытно – экспериментальная деятельность;
5. Консультации
Срок реализации проекта: сентябрь – май.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Предполагаемый результат:
Развитие умения практического экспериментирования с предметами из разных материалов.
Умение узнавать и называть основные цвета.
Положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.
Развитие зрительно – слуховой связи, мелкой моторики рук, координации движений.
Проявление познавательного интереса к окружающему миру.
Обогащение словаря, развитие речи.
Планирование работы по реализации проекта
Сентябрь
Цель:
Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка.
Задачи:
Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони);
Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений;
Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности;
Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов;
Развивать активный словарь;
Воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке.
Образовательная область
Познание
экспериментальная деятельность «Про маленькую капельку», знакомство детей со свойствами воды.
Коммуникация
подбор художественной литературы (стихи, потешки, песенки);
заучивание потешки «Водичка, водичка»;
рассматривание иллюстраций
Социализация
игра с водой «Водичка, водичка»
игра с песком «Печем печенье»
игра «Мыльные пузыри»
Работа с родителями
пополнение уголка детского экспериментирования
консультация «Игры с водой и песком. Это интересно!»
Октябрь
Цель: Закрепить знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.
Познакомить детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.
Задачи:
Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.
Развивать фантазию, творческие способности.
Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.
Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками.
Развивать умение проговаривать знакомую потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики.
Воспитывать положительное отношение к персонажу.
Образовательная область
Познание экспериментальная деятельность «Отпечатки наших рук», знакомство детей со свойствами влажного песка Коммуникация
коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные)
Социализация
игра «Что как плавает»;
игра «Чудо пекарь»:
игра «Разливаем суп»
Работа с родителями
изготовление дидактической игрушки «Мойдодыр»»
консультация «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем»
Ноябрь
Цель:
Закрепить знания детей о свойствах воды и песка
Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.
Задачи:
Формировать умение узнавать и называть основные цвета.
Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.
Учить детей действовать с природным материалом.
Развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.
Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
Образовательная область
Познание экспериментальная деятельность «В гости к мышке»
Коммуникация
заучивание «По ровненькой дорожке шагают наши ножки»
Социализация
игра «Найди шарик»;
игра «Песочная картина»
Предметно – развивающая среда
изготовление картотеки игр с водой и песком.
Работа с родителями
изготовление макета аквариума
консультация «Как играть дома с песком»
Декабрь
Цель: Закрепить знания детей о свойстве песка - удерживать воду.
Формировать представление детей о свойстве воды - возможность окрашивания.
Задачи:
Развивать фантазию, творческие способности.
Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.
Приучать называть основные цвета.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать положительное отношение элементарной исследовательской деятельности.
Образовательная область
Познание
экспериментальная деятельность «Речка и ручеек»
Коммуникация
чтение художественной литературы «Снег, снег, кружится, белая вся улица»
Социализация
игра «Водяная мельница»;
игра «Разноцветная водичка»
Предметно – развивающая среда
изготовление дидактических игр: «Путешествие кораблика», «Тонущие и плавающие предметы»
консультация «Лед – это тоже вода»
Работа с родителями
фотовыставка «Игры-эксперементы»
Январь
Цель:
Закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.
Дать представление о свойстве снега превращаться в воду.
Задачи:
Формировать представление о количестве (один - много), размере (большой - маленький).
Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов.
Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
Воспитывать заботливое отношение к животным.
Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными материалами.
Воспитывать положительное отношение к персонажу-Снеговику.
Образовательная область
Познание
наблюдение за снегом на прогулке : «Снег кружится, летает»
экспериментальная деятельность «Снеговик в гостях у детей»
Коммуникация
разучивание: речевое упражнение с движением «Снеговик»
Социализация
игра «Круги на воде»;
игра «Вода из снега»;
игра «Норка для зверушек»
Предметно – развивающая среда
подборка художественной литературы (сказки, песни, загадки, прибаутки)
Работа с родителями
совместная опытно – экспериментальная деятельность «Найди бусинку»
консультация «Игры с водой и песком. Это интересно!»
Февраль
Цель:
Учить детей выкладывать форму из влажного песка.
Дать представление о свойстве воды превращаться в лёд.
Задачи:
Формировать знания о высоте предмета - высокий, низкий.
Развивать общую моторику рук, координацию движений.
Воспитывать доброжелательность, желание помочь.
Формировать умение называть основные цвета.
Воспитывать положительное отношение персонажу.
Образовательная область
Познание
экспериментальная деятельность «Песчаные отпечатки»
Коммуникация
разучивание «Я пеку, пеку, пеку»
Социализация
игра «Какая разная вода»
игра «Печем печенье»
игра «Горки для козлят»
Работа с родителями
изготовление сборника игр для мам и пап «Сыпь песок, лей водичку»
Март
Цель:
Закрепить умение определять свойства сухого (сыпется) и мокрого (держит форму) песка.
Дать понятие о свойствах и качествах льда.
Задачи:
Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом.
Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.
Формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе).
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.
Образовательная область
Познание
экспериментальная деятельность «Бусы для Мишки»
Коммуникация
разучивание «Мишка косолапый»
Социализация
игры детей с песком «Лисичка в гостях у ребят»
праздник воды и песка «Песчаные человечки»
Работа с родителями
консультация «Кидаем в воду все подряд!»
Апрель
Цель:
Продолжать учить детей выкладывать формы из влажного песка.
Формировать у детей умение называть температуру воды
Задачи: Приучать детей договаривать слова знакомой сказки
Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.
Упражнять в назывании предметов одежды, белья.
Развивать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз).
Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.
Образовательная область
Познание
экспериментальная деятельность «Постираем кукле платье»
Коммуникация
чтение знакомых сказок
Социализация
игра «Чудо пекарь»;
игра «Ловим шарики»;
игра «Водяная мельница»
Предметно – развивающая среда
выпуск фотоальбома «Ах, водичка, эх песочек»;
пополнение дидактическими играми, «Разрезные картинки», «Плавает, не плавает»
Работа с родителями
выпуск альбома «Замки на песке», «Волшебный песок»
Май
Цель:
Закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка.
Закрепить умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая».
Задачи:
Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы.
Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность.
Воспитывать положительное отношение к персонажу.
Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними.
Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи.
Воспитывать культурно- гигиенические навыки, поведения.
Образовательная область
Познание экспериментальная деятельность «Найди бусинки»
Коммуникация
игры на мелкую моторику рук
Социализация игра «Печем печенье»
игра «Ловим шарики»
игра «Постираем кукле белье»
Работа с родителями
презентация проекта «Игры-эксперементы» праздничное развлечение «Игры и забавы»
Игрушка «Мойдодыр»
Цель: создание условий для формирования у детей раннего возраста культурно – гигиенических навыков.
Задачи:
использовать игровые приемы при формировании у детей гигиенических навыков, воспитании культуры поведения;
расширить поле сюрпризных моментов, проблемных ситуаций, использования художественного слова при организации работы детей с водой и песком.
Возможности использования:
при проведении режимных процессов, как сюрпризный момент или игровая мотивация;
при организации игр с водой и песком, как сюрпризный момент или мотивация;
при чтении художественной литературы;
для внесения в оформление выставок для родителей сюжетного содержания; для оформления центра воды и песка, умывальной комнаты
Игры с водой и песком.
Открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и разных предметов (теплый- холодный, тонет- плавает и др.)
Центр «Песок и вода» - помогает воспитателю в решении одной из важнейших задач развития ребёнка 2-3-х лет. Речь идет о самостоятельной игре – с экспериментированием, с различными подходящими для этого предметами и природными материалами.
Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т.д., а потом разрушать и снова построить.
Для игр с песком нужны совочки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, палочки грабельки).
Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, кораблики), сачки, мячики, набор игрушек из разных материалов (для игры «что плавает», «что тонет»?), набор цветных камешков, ракушек.
Игры с водой.
Воспитатель предлагает ребенку экспериментирование с водой:
Тонет не тонет
Мокнет
Со льдом
Горячее, холодное
Со снегом
Растворяется (краска, гуашь)
Вылавливание предметов сочком
Путешествие кораблика
Купание игрушек
Стираем – маме помогаем
Рыбалка
Замерзание воды в сосуде
« Переливалочки»
Наша задача - научить малыша переливать воду из одной емкости в другую. Для этого хорошо подойдет набор игрушечной посуды. Предложите ребенку угостить куклу «чаем», налив в чашку из чайничка водичку. Обратите внимание на то, что она не должна переливаться через край. С помощью маленькой губки (она должна быть мягкой и небольшой, чтобы помещаться в детской руке) надо переливать воду из одной посуды в другую. Для этого опускаем губку в миску с водой, ждем, когда она впитает в себя жидкость, и переносим ее в другую миску. Там выливаем воду, отжимая губку.
«Водяная мельница»
Еще одна любимая забава детей – водяная мельница. Возьмите ковшик с носиком, зачерпните воды и покажите малышу, что лить надо, стараясь на центр лопасти.
«Разливаем суп»
Покажите ребенку, как с помощью половника можно из одной небольшой кастрюльки перелить воду в другую кастрюлю. Дети очень любят делать все по- взрослому, поэтому с удовольствием работают с половником. А теперь, когда мы уже научились хорошо держать половник, предложите разлить «суп» в пластмассовые тарелочки, не разлив.
«Ловим шарики»
Вам понадобятся маленькое ситечко, 10 теннисных шариков, миска. Предложите малышу выловить шарики при помощи ситечка и положить их в миску.
«Поймай льдинку»
Взрослый опускает в ёмкость с водой 5-10 небольших льдинок и говорит ребёнку: «Смотри, смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!»
Малыш сачком или черпачком достаёт из воды льдинки покрупнее и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, взрослый спрашивает: «Куда делись остальные льдинки? Что с
Ними стало? – Они растаяли, превратились в воду».
«Что как плавает»
Для игры - экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов (пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложка, камешек, бумажная лодочка, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т.д.).
Взрослый предлагает ребёнку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывёт. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры взрослый обязательно просит малыша назвать предметы и помогает комментировать действия.
Опыты с водой Как движется вода? Почему капли круглые? Почему некоторые тела тонут, а другие плавают? Что происходит с веществом, растворенным в воде.
Опыт: Цветок, распустившийся на воде.
Материал: лист бумаги ,цветные карандаши, ножницы, глубокая тарелка с водой
Ход опыта
1.Вырежи из бумаги звезду, и раскрась ее.
2. загни лепестки по пунктирным линиям внутрь.
3. положи бумажный листок в тарелку.
Результат: Цветок постепенно раскроется.
Это потому что …что вода в силу капиллярности проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, сгибы на ней распрямляются, и цветок распускается.
Опыт: Почему одни тела тонут, а другие нет.
Материал: пластилин, крышка от кастрюли, тазик, вода.
Ход опыта
1. Наполни тазик водой
2.Сделай из пластилина лодочку и опусти на воду
3.Вытащи лодочку, сомкни пластилин и опусти в воду.
Результат: Лодочка не тонет, а комок пластилина опустился на дно.
Игры с песком.
Цель: знакомить детей со свойствами песка. Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка. Активизировать речь и обогащать словарь детей. Закреплять культурно-гигиенические навыки.
Задачи: Развивать активную речь детей. Обучать детей навыкам экспериментирования. Вызывать положительные эмоции. Воспитывать навыки сотрудничества в коллективе сверстников.
Игры с водой и песком помогают взрослым в решении одной из важнейших задач в развитии детей 2- 3 лет. Речь идёт о самодеятельной игре - экспериментировании с различными подходящими для этого предметами и природного материала. Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребёнка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т. д., а потом разрушать и снова строить. Отмечаем, что игры с песком целенаправленны. Формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребёнка сосредоточиться. Родителям рекомендуем: «Если у вас есть возможность, организуйте игру с песком дома, в долгие зимние дни». Это будет счастьем для малыша.
Игры с песком
Сухой – закапывание предметов в песок
Строительство пирамидок
Рисуем палочками на песке
Пересыпание песка из ладошки в ладошку
Пересыпание с мельницы
Сырой – печем печенье
Игры с формочками
Закапывание, раскапывание игрушки в песке
Строительство дорожки, горки
Оставь свой след на песке
Укладывание дорожек из камушков на песке
«Печём печенье»
В центре «Песок - вода» в одной ёмкости находится сухой песок, в другой - влажный. Взрослый показывает малышу красивые формочки разного фасона и предлагает испечь печенье. Ребёнок пробует выполнить действия как с сухим песком, так и с влажным. Постепенно, в результате игр с сухим и влажным песком, он понимает , что из сухого песка ничего нельзя построить, а из влажного и мокрого- можно. При необходимости взрослый оказывает помощь малышу или руководит его действиями словесно.
«Найди шарик»
Взрослый закапывает в песок небольшой шарик и просит ребёнка найти его. Сначала можно закапать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого.
Список литературы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.
2. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.
3. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М.: Москва – Синтез, 2005.
4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
5. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001 – 2002 года. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002.
6. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий – М.: Мозаика - Синтез, 2008.
7. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
Подготовила воспитатель: Власова Е.Ф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...
Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .
Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....
Наши почемучки - будущие исследователи!
Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...
Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"
Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек, стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...
Карапузы - исследователи.
Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...