Проект "Маленькие исследователи"
проект (средняя группа) на тему
Мир вокруг ребенка удивителен и бесконечно разнообразен. Поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность, поощрять стремление самостоятельно разбираться в интересующих вопросах и делать элементарные умозаключения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_malenk.issl_.docx | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему «Маленькие исследователи» в разновозрастной группе (3-5)
Участники проекта: дети (3-5 лет), воспитатели, родители
.ВИД ПРОЕКТА познавательно-исследовательский
Срок выполнения: краткосрочный
Актуальность проекта: Мир вокруг ребенка удивителен и бесконечно разнообразен. Поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность, поощрять стремление самостоятельно разбираться в интересующих вопросах и делать элементарные умозаключения. Один из самых эффективных способов – экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. Несложные опыты с воздухом, водой, песком неизменно вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит! А, как известно, возникающий вопрос и стремление найти на него ответ являются основой творческого познания и развития интеллекта.
Цель проекта: развить познавательный интерес к деятельности в форме экспериментальных действий и овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой.
Задачи проекта:1. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук.
2. Развить любознательность, понимание простейших причинно – следственных, отношений в системе «действие – результат».
3. Продолжать воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру. Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать.
Ожидаемый результат :дети узнают, что:
1.Вода в природе существует в различных формах: водоёмы, осадки (дождь, снег), сосулька, туча и т.д.;
2.Основные свойства воды – жидкая, льётся, прозрачная, бесцветная, без запаха и вкуса, не имеет формы, растворяет некоторые вещества;
3.Основные свойства песка – сыпучий, сухой, сырой/мокрый, состоит из маленьких крупинок , лепится когда влажный;
4.Воздух в природе бывает: разный в зависимости от времени года;
5.Основные свойства воздуха – без цвета, без запаха, прозрачный .
Образовательная деятельность:
Познавательно - исследовательская деятельность (опыты с сухим и мокрым песком, опыты с бумагой, разные опыты с водой, опыты со снегом, опыты с воздухом), рисование на подносе с песком. Беседа «Снег какой он ?», уроки ОБЖ «Осторожно гололед».
П/игры : «Раздувайся пузырь» , «Солнышко и дождик», «Ручеек», « Пройди по дорожке»,»У медведя во бору», «Маленькие помощники» и т.д.
Д/и: «Чудесный мешочек», «Угадай кто позвал», «Угадай по запаху», «Игры с соломкой», «Сделай радугу», «Что в коробке», «Когда это бывает».
Просмотр иллюстраций о бумаге, воздухе, воде и песке; прослушивание аудиозаписи: ветер, вода, дождь, метель, море и др., рассматривание коллекции бумаги.
Пальчиковая гинастика: «Рыбки», «Ветер дует», «Дождик- дождик», «Водичка-водичка», «Кран», «Я хочу построить дом», «Лыжники».
Чтение познавательной и художественной литературы: А. Барто «Девочка чумазая», В Волина «Зайка серый умывается,.», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», , В.Сутеев «Под грибом», В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», заучивание стих. «Эксперименты», «Серебряный ключик» В.Степанов, «Как ежик имя выбирал».
Художественное творчество: ИЗО - «Клякса» (знакомство с новой техникой рисования, дуть в трубочку на пятно краски; воспитывать интерес к рисованию). Лепка –«Змейка» (развивать координацию пальцев, воспитывать любовь и интерес к природе). Аппликация «Елочка с шишками» (исследование св-ва бумаги, развитие мелкой моторики рук.).
.Работа с родителями:
1.Памятка для родителей. «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников - проводим с детьми дома»
2.Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома.
3.Привлечь родителей для распечатки анкет, наглядной информации 4.Приобретение аудиозаписи: ветер, ручеек, дождь, метель, море, шум воды и др.
5.Анкетирование родителей по теме: «Ребенок в познавательно-исследовательской деятельности».
Анкета для родителей
«Ребенок в познавательно-исследовательской деятельности».
Цель: Выявить отношение и степень участия родителей в развитии познавательного интереса детей в исследовательской деятельности (познание окружающего мира).
1. Проявляет ли Ваш ребенок в повседневной жизни любознательность, часто ли задаёт вопросы?
*Да *Нет * Иногда
2. Часто ли Ваш ребенок проявляет интерес к окружающему миру (живая природа – животные и растения, рукотворный мир, неживая природа, человек и его строение)?
* Да * Нет * Не знаю
3. Ваш ребенок занимается или играет чаще :
* Один * С одним из родителей *С братом или сестрой * С другом
4. Любит ли Ваш ребенок играть ?
*с глиной *с песком * с водой *с пластилином *с мыльными пузырями *с бумагой
*с деревянными предметами *с тканью * другое (указать , что)
5. Есть ли у Вас дома домашние животные, комнатные растения?
* Да (указать, какие) * Нет
6. Как часто Вы посещаете музеи, цирк , выставки , гуляете в парке? (подчеркнуть, что)
* Каждый выходной * Часто * Редко *Не посещаем
7. Какую помощь в развитии Вашего ребенка Вы хотели бы получить:
а) наглядную информацию;
б) консультации;
в) просмотр открытых занятий с детьми;
г) проведение совместных (родитель +ребенок) мастер – классов.
Критериями оценки служит:
высокий уровень — ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.
средний уровень — ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.
низкий уровень — ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.
- Дети с высоким уровнем развития мышления активно включались в работу, правильно и обобщённо оценивали ситуацию в целом.
- У детей со средним уровнем мышления, организованность и самостоятельность в работе недостаточны. В ходе выполнения задания нуждались в помощи. Дети часто затруднялись в поиске нужных слов. С такими детьми проводилась дополнительная работа с использованием более лёгких заданий, игр, упражнений. Такой подход способствовал воспитанию у детей уверенности в своих действиях, самостоятельности, активности, интереса к познавательной деятельности, повышению самооценки.
- Дети с низким уровнем развития мышления не могли дать правильную оценку ситуации (ответа). Основной причиной невысокого развития этих детей является в первую очередь то, что эти дети редко посещали детский сад, замкнуты, эмоциональное отношение к деятельности безразлично.
Перспективный план работы с детьми
дата | Темы игр- экспериментов | Программное содержание | Материалы и оборудование |
Январь 2015г. 12.01 | «Прозрачная вода» | Выявить свойства воды, подвести к пониманию, что вода прозрачная (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). | Две непрозрачные банки (одна заполнена водой, другая - нет), с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос. |
Январь 2015г. 19.01. | «Вода принимает форму» | Показать детям опыт, в котором вода принимает форму сосуда, в которой она налита. | Воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, поднос. |
Январь 2015г. 23.01. | «Какие предметы могут плавать?» | Развивать у детей представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести | Большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, камешки, гайки, шурупы. |
Январь 2015г. 26.01. | «Замерзшая вода» | Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. | Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга. |
Январь 2015г. 28.01. | «Тающий снег, лед» | Определить, что лед,снег тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. | Тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, снег, ложка, акварельные краски, разнообразные формочки, веревочки. |
Февраль 2015г. 03.02. | «Воздух повсюду» | Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство - невидимость | Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги. |
Февраль 2015г. 10.02. | «Воздух работает» | Развивать представления воспитанников о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.) | Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики. |
Февраль 2015г. 02.02. | «Разноцветные шарики» | Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. | Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением шариков. |
Февраль 2015г. 13.02. | «Таинственные картинки» | Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. | Цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши |
Февраль 2015г. 18.02. | «Песочная страна» | Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого - можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. | Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши. |
Февраль 2015г. 24.02. | «Где вода?» | Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. | Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа. |
Февраль 2015г. 27.02. | «Водяная мельница» | Развивать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы | Игрушечная водяная мельница, таз, лейка с водой, тряпка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...
Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .
Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....
Наши почемучки - будущие исследователи!
Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...
Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"
Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек, стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...
Карапузы - исследователи.
Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...
- Мне нравится (1)