Проект "Маленькие исследователи"
проект (средняя группа) на тему

Вертякова Елена Викторовна

 Мир вокруг ребенка удивителен и бесконечно разнообразен. Поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Ежедневно дети  получают новые представления о живой и неживой природе,  их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность, поощрять стремление самостоятельно разбираться в интересующих вопросах и делать элементарные умозаключения.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malenk.issl_.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему «Маленькие исследователи» в разновозрастной группе (3-5)

 Участники проекта: дети (3-5 лет), воспитатели, родители

.ВИД ПРОЕКТА  познавательно-исследовательский

Срок выполнения: краткосрочный

Актуальность проекта: Мир вокруг ребенка удивителен и бесконечно разнообразен. Поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Ежедневно дети  получают новые представления о живой и неживой природе,  их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность, поощрять стремление самостоятельно разбираться в интересующих вопросах и делать элементарные умозаключения.  Один из самых эффективных способов – экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. Несложные опыты с воздухом, водой, песком неизменно вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит! А, как известно, возникающий вопрос и стремление найти на него ответ являются основой творческого познания и  развития интеллекта.
Цель проекта: развить познавательный интерес к деятельности в форме экспериментальных действий и овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой.
Задачи проекта:1. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук.
 2. Развить любознательность, понимание простейших  причинно – следственных, отношений в системе «действие – результат».
3.  Продолжать воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру. Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать. 
Ожидаемый результат
 :дети узнают, что:
1.Вода в природе существует в различных формах: водоёмы, осадки (дождь, снег), сосулька, туча и т.д.;

2.Основные свойства воды – жидкая, льётся, прозрачная, бесцветная, без запаха и вкуса, не имеет формы, растворяет некоторые вещества;

3.Основные свойства песка – сыпучий, сухой, сырой/мокрый, состоит из маленьких крупинок , лепится когда влажный;

4.Воздух  в природе бывает: разный в зависимости от времени года;

5.Основные свойства воздуха – без цвета, без запаха, прозрачный .

Образовательная деятельность:

Познавательно - исследовательская деятельность (опыты с сухим и мокрым песком, опыты с бумагой, разные опыты с водой, опыты со снегом, опыты с воздухом), рисование на подносе с песком. Беседа «Снег какой он ?», уроки ОБЖ «Осторожно гололед».

П/игры : «Раздувайся пузырь» , «Солнышко и дождик», «Ручеек», « Пройди по дорожке»,»У медведя во бору», «Маленькие помощники» и т.д.

Д/и: «Чудесный мешочек», «Угадай кто позвал», «Угадай по запаху», «Игры с соломкой», «Сделай радугу», «Что в коробке», «Когда это бывает».

 Просмотр иллюстраций о бумаге, воздухе, воде и песке; прослушивание аудиозаписи: ветер, вода, дождь, метель, море и др., рассматривание коллекции бумаги.

Пальчиковая гинастика: «Рыбки», «Ветер дует», «Дождик- дождик», «Водичка-водичка», «Кран», «Я хочу построить дом», «Лыжники».
Чтение познавательной и художественной литературы: А. Барто «Девочка чумазая», В Волина «Зайка серый умывается,.», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», , В.Сутеев «Под грибом», В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», заучивание стих. «Эксперименты», «Серебряный ключик» В.Степанов, «Как ежик имя выбирал».
Художественное творчество: ИЗО - «Клякса» (знакомство с новой техникой рисования, дуть в трубочку на пятно краски; воспитывать интерес к рисованию). Лепка –«Змейка» (развивать координацию пальцев, воспитывать любовь и интерес к природе). Аппликация «Елочка с шишками» (исследование св-ва бумаги, развитие мелкой моторики рук.).
.Работа с родителями:
1.Памятка для родителей. «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников - проводим с детьми дома»
2.Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома.
3.
Привлечь родителей  для распечатки анкет, наглядной информации 4.Приобретение аудиозаписи: ветер, ручеек, дождь, метель, море, шум воды и др.
5.Анкетирование родителей по теме: «Ребенок в познавательно-исследовательской деятельности».

Анкета для родителей

«Ребенок в познавательно-исследовательской деятельности».

Цель: Выявить отношение и степень участия родителей в развитии познавательного интереса детей в исследовательской деятельности (познание окружающего мира).

1. Проявляет ли Ваш ребенок в повседневной жизни любознательность, часто ли задаёт вопросы?

*Да *Нет * Иногда

2. Часто ли Ваш ребенок проявляет интерес к окружающему миру (живая природа – животные и растения, рукотворный мир, неживая природа, человек и его строение)?

* Да * Нет * Не знаю

3. Ваш ребенок занимается или играет чаще :

* Один * С одним из родителей *С братом или сестрой * С другом

4. Любит ли Ваш ребенок играть ?

*с глиной *с песком * с водой *с пластилином *с мыльными пузырями *с бумагой

*с деревянными предметами *с тканью * другое (указать , что)

5. Есть ли у Вас дома домашние животные, комнатные растения?

* Да (указать, какие) * Нет

6. Как часто Вы посещаете музеи, цирк , выставки , гуляете в парке? (подчеркнуть, что)

* Каждый выходной * Часто * Редко *Не посещаем

7. Какую помощь в развитии Вашего ребенка Вы хотели бы получить:

а) наглядную информацию;

б) консультации;

в) просмотр открытых занятий с детьми;

г) проведение совместных (родитель +ребенок) мастер – классов.

Критериями оценки служит:

высокий уровень — ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.

средний уровень — ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.

низкий уровень — ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.

  • Дети с высоким уровнем развития мышления активно включались в работу, правильно и обобщённо оценивали ситуацию в целом. 
  • У детей со средним уровнем мышления, организованность и самостоятельность в работе недостаточны. В ходе выполнения задания нуждались в  помощи. Дети часто затруднялись в поиске нужных слов. С такими детьми проводилась дополнительная работа с использованием более лёгких заданий, игр, упражнений. Такой подход способствовал воспитанию у детей уверенности в своих действиях, самостоятельности, активности, интереса к познавательной деятельности, повышению самооценки.
  • Дети с низким уровнем развития мышления не могли дать правильную оценку ситуации (ответа). Основной причиной невысокого развития этих детей является в первую очередь то, что эти дети редко посещали детский сад, замкнуты, эмоциональное отношение к деятельности безразлично.

Перспективный план работы с детьми

    дата

Темы

игр-

экспериментов

Программное содержание

Материалы и оборудование

Январь

2015г.

12.01

«Прозрачная вода»

Выявить свойства воды, подвести к пониманию, что вода прозрачная (прозрачная,  без запаха, льется, имеет вес).

Две непрозрачные банки (одна заполнена водой, другая - нет), с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос.

Январь 2015г.

19.01.

«Вода принимает форму»

Показать детям опыт, в котором  вода принимает форму сосуда, в которой она налита.

Воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, поднос.

Январь 2015г.

23.01.

«Какие предметы могут плавать?»

Развивать у детей представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести

Большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, камешки, гайки, шурупы.

Январь 2015г.

26.01.

«Замерзшая вода»

Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Январь 2015г.

28.01.

«Тающий снег, лед»

Определить, что лед,снег тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, снег, ложка, акварельные краски, разнообразные формочки, веревочки.

Февраль 2015г.

03.02.

«Воздух повсюду»

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство -  невидимость

Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

Февраль 2015г.

10.02.

«Воздух работает»

Развивать представления воспитанников о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.)

Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.

Февраль 2015г.

02.02.

«Разноцветные шарики»

Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением шариков.

Февраль 2015г.

13.02.

«Таинственные картинки»

Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши

Февраль       2015г.

18.02.

«Песочная страна»

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого - можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

Февраль 2015г.

24.02.

«Где вода

Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа.

Февраль   2015г.

27.02.

«Водяная мельница»

Развивать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы

Игрушечная водяная мельница, таз, лейка с водой, тряпка.

                       

                                                                         

                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .

Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

Наши почемучки - будущие исследователи!

Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"

Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек,  стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...

Карапузы - исследователи.

Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все  хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...