Технологическая карта занятия
план-конспект занятия (средняя группа)

 Копылова Инга Викторовна

 

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

«Основные свойства воды»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_kopylova.docx34.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Уриковский детский сад комбинированного вида»

664531, Иркутская обл., Иркутский р-н., с. Урик, ул. Бр. Ченских, д.1 «А». Телефон: 8 (3952) 495 – 469, e-mail: doyrik@mail.ru

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

«Основные свойства воды»

Копылова Инга Викторовна,

воспитатель первой квалификационной категории

Тема: «Основные свойства воды»

Цель: создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить детей с основными свойствами воды (запах, цвет, вкус);
  • уточнить представления детей о назначении воды в нашей жизни;
  • формировать умение детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с водой.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
  • развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к воде;
  • воспитывать доброе, чуткое отношение друг другу и к окружающему миру, желание помогать тем, кто оказался в беде.

Образовательные области: «Познавательное развитие».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.

Используемые методы и приёмы:

Словесные: беседа, вопросы проблемного характера, рассказ-сопровождение по картинкам, художественное слово, рассуждение, указание, пояснение.

Наглядные: показ картинок для игрового задания, показ способа действий.

Практические: игровые упражнения, дидактическая игра, опыты и экспериментирование с водой; сюрпризный момент.

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о значении воды для всего живого;
  • Дидактические игры «Кому нужна вода» и «Где находится вода»
  • Рассматривание иллюстраций на тему «Вода»
  • Проведение занятий – экспериментирование с водой
  • Работа с алгоритмами, схемами способов исследования
  • Чтение художественной литературы о воде.

Используемый материал и оборудование:

  • Карточки с изображением свойств воды (запах, вкус, цвет, форма, текучесть, прозрачность, растворимость)
  • Карточки – схемы (правила поведения в лаборатории)
  • Карточки к дидактическим играм «Где находится вода?» и «Кому нужна вода?»
  • Одноразовые стаканы с водой, апельсиновым соком, молоком, песком (по количеству детей), чайные ложки, камешки, гуашь разного цвета, кисточки, трубочки, сахар, соль, бутылка с водой, салфетки, запись музыки «журчание воды», капельки из бумаги по количеству детей, солнышки и тучки из картона по количеству детей)
  • Игрушка Капелька

Планируемый результат: дети проявляют познавательную активность в совместной деятельности с взрослыми и в самостоятельной деятельности. Интересуются новым, задают вопросы взрослому, любят экспериментировать. Умеют работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, умеют сравнивать предметы, выделяя характерные детали. Самостоятельно строят высказывания, эмоционально рассказывают об интересных фактах, делают простейшие выводы

Этапы

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

I. Организационный этап (1 минута)

Введение в ситуацию. Задача: мотивировать детей на включение в деятельность.

Воспитатель приветствует детей.

Дети заходят в группу, здороваются.

Постановка проблемы и мотивация детей

-Ребята посмотрите, кто к нам пришёл сегодня в гости? (показывает Капельку) Кто это?

- Да, ребята, это Капелька воды. Но посмотрите, какая она грустная. У неё случилась печальная история, совсем недавно она появилась на свет и совсем ничего о себе не знает. Она очень хочет найти своих сестричек, но не знает как. От этого ей грустно, и Капелька очень надеется на вашу помощь, ведь она знает, что дети в детском саду знают всё и обо всём, правда?

-Вы хотите помочь нашей Капельке? Как мы можем ей помочь? Правильно, я тоже так думаю. Мы Капельке расскажем всё, что знаем о воде и поможем ей найти сестричек.

Делают предположения, отвечают на вопросы, выражают различные эмоции

II. Основной этап (18 минут)

Актуализация представлений

Задача: актуализировать представления детей о воде.

- Садитесь, ребята на стульчики, а ты, Капелька, внимательно слушай, что ребята тебе будут рассказывать! Скажите, капелька из чего состоит?

- А где же она живёт?

Воспитатель: Молодцы, правильно. Капелька это часть воды. А где мы можем увидеть воду?

Дети: В реке, в море, в кране.

Дидактическая игра « Где находится вода?»

Воспитатель: Ребята, а Капельке любопытно, для чего на свете так много воды, кому же она нужна?

Дидактическая игра  «Кому нужна вода?»

Дети поочерёдно выбирают картинку и выставляют на стенд.

Картинки: деревьев, цветов, людей, животных, птицы, растения и т. д.

Воспитатель: Да ребята всем нужна вода. А как ещё мы с вами каждый день используем воду дома в детском саду?

- Молодцы, ребята! Вы сказали всё правильно.

Дети сидят на стульчиках полукругом напротив доски.

Отвечают на вопросы, опираясь на свой опыт.

Сосредотачивают внимание.

Вступают в диалог.

Делают выбор, делятся впечатлениями от результатов деятельности. Делают обобщения, выводы.

Фиксация затруднений

Задача: организация анализа детьми возникшей ситуации, формирование опыта фиксации детьми затруднения в собственной деятельности и выявление места и причины затруднения.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что у нас есть своя волшебная лаборатория воды, в которой можно проводить разные опыта с водой.
Давайте превратимся в ручеек из маленьких капелек  и отправимся в наше путешествие в страну волшебной воды (одеваем на голову капельки и звучит музыка ручейка). Сегодня мы с вами будем сотрудниками «волшебной лаборатории», а наша Капелька будет за нами наблюдать.

Воспитатель: А чтобы опыты получились даже в сказочной лаборатории нужно соблюдать правила поведения. Ребята, знаете какие? Назовите их.

(воспитатель показывает карточки с правилами поведения в лаборатории)

- А сейчас проходите в лабораторию, надевайте фартуки и шапочки и занимайте места за столом. (Дети садятся за столы)

Дети:

1.        Внимательно слушать воспитателя.

2.        Не разговаривайте слишком громко, чтобы не мешать друг другу.

3.        Не забывайте после каждого опыта сделать вывод.

Открытие детьми новых представлений

Опыт №1 «Вода - жидкость»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами на столе стоят стаканы, один пустой стакан, а во второй я налила воду. Возьмите в руки оба стакана, и попробуйте из стакана с водой перелить воду в пустой стакан. Получилось?

Дети: Да!

Вывод: Молодцы! Всё правильно, потому что воду можно переливать из одной посуды в другую, вода течёт. Она жидкая, текучая  (выставляем карточку с этим свойством воды на доску).

Опыт №2«Какую форму имеет вода?»

Воспитатель: Ребята, посмотрите у вас на столе бутылка с водой. Обратите внимание, вода приняла форму бутылки. А теперь откройте бутылку и налейте ее в стакан. Обратите внимание, вода приняла форму стакана. Скажите,  вода имеет форму? (ответы детей)

(На доску вешаем картинку с изображением этого свойства воды, дети по картинке делают вывод)

Вывод: Правильно,  вода не имеет форму, она принимает форму того сосуда в который ее налить.

Опыт №3

Воспитатель: Ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры, а есть ли запах у воды? Как вы думаете? (ответы детей)

- Чтобы ответить на этот вопрос, проведём опыт:

-Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок? (апельсиновый)

- А как вы догадались? (пахнет апельсинами)

- А теперь возьмите стакан с водой.

- Понюхайте, чем пахнет? (У воды нет запаха)

- Так есть ли запах у воды? (Нет)

(На доску вешаем картинку с изображением этого свойства воды, дети по картинке делают вывод)

Вывод:У воды нет запаха!

Опыт №4

Воспитатель:- Ребята, а какой на вкус лимон? (кислый)

- А конфета? (Сладкая)

- Интересно, а есть ли вкус у воды? Как вы думаете? Давайте проверим!

- А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте.

- Какая она на вкус? Может быть сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? (Без вкуса)

-А сейчас я насыплю вам в стакан вещество (сахар). Возьмите ложечки и размешайте. Попробуйте ложечкой на вкус. Какая вода стала? (сладкая).

Поставьте стакан на поднос и возьмите другой. Я снова насыплю в стакан с водой вещество (соль), а вы размешайте и попробуйте на вкус. Какая вода стала? (солёная).

-Так есть ли вкус у воды? (Нет)

(На доске картинка с изображением этого свойства воды.Дети делают вывод)

Вывод:У воды нет вкуса! (она приобретает вкус того вещества, которое в ней растворили).

Воспитатель: Вы правы ребята. У воды нет вкуса.

Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и чтобы выразить своё чувство, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле вкуса не ощущает.

Опыт №5 «Определение прозрачности воды»

Воспитатель: Посмотрите, на столе у меня два стакана (в одном молоко, в другом вода). Определите, в каком стакане вода?(дети показывают). А как вы догадались?

Дети: Молоко белого цвета.

Воспитатель: Молодцы, правильно! Теперь, в стаканы с водой и с молоком я опускаю камушки. Посмотрите, что вы заметили? Видно их?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Попробуйте спрятать в стакане ложку, получилось?

Дети: ответы детей.

(На доске картинка с изображением этого свойства воды.Дети делают вывод)

Воспитатель: Да, это произошло потому, что молоко имеет цвет, оно не прозрачное, а вода прозрачная и любой предмет, который находиться в чистой воде, мы сможем увидеть

Вывод: вода прозрачная.

Опыт №6

Воспитатель: А можно сказать про воду какого она цвета? (Нет)

- А как можно проверить, какого цвета вода? (Ответы детей)

Давайте попробуем, возьмите кисточку и наберите гуашь любого цвета, хорошо размешайте. Какого цвета стала вода? У всех разного? Почему? (ответы детей)

(На доске - картинка с изображением этого свойства воды)

Вывод:У воды нет цвета – она безцветная(вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили).

Опыт №7

Воспитатель: Перед вами два стакана - один с солью, второй с песком. Налейте из кружки в оба стакана воду, размешайте хорошо. Что произошло? (ответы детей)

(На доске картинка с изображением этого свойства воды.Дети делают вывод).

Вывод: Да, в первом стакане соль растворилась в воде, а во втором песок не растворился, снова осел на дно. Это ещё одно свойство: вода – растворитель для некоторых веществ.

Участвуют в обсуждениях, экспериментах. Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя), выполняют упражнения по образцу, если это необходимо и т.д.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях.

Дети смотрят карточки  и слушают педагога.

Выполняют практическую работу.

Рассуждения детей.

Выполняют практическую работу.

Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются, обмениваются предметами).

Составляют словесные конструкции из 4- 5 слов.

Закреплениес проговариванием во внешней речи

Воспитатель: Ну вот, Капелька, мы тебе показали и рассказали, какими свойствами обладает вода, и где ты можешь встретить своих сестричек. Ребята, а вы запомнили эти свойства? Перечислите их, опираясь на наши картинки.

Переходят на стульчики к доске с картинками свойств воды.

Включение в систему представлений и повторение

Давайте все вместе повторим:

1) Вода – это жидкость, она текучая.

2) Вода не имеет форму, она принимает форму того сосуда, в который ее наливают.

3) Вода не имеет запаха.

4) Вода не имеет вкуса, она приобретает вкус того вещества, которое в ней растворили).

5) Вода прозрачная.

6) Вода не имеет цвета, может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили).

7) вода – растворитель для некоторых веществ

Воспитатель: Молодцы  ребята! Капелька всё запомнила и в благодарность за вашу помощь приготовила вам сюрприз! На память о себе она хочет подарить вам своих подружек «Капелек». Дружите с ними и берегите их! А Капельке пора прощаться с нами! До свидания, Капелька!

Отвечают на вопросы.

.

III. Заключительный этап (1 минута)

Рефлексивный компонент

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, у нас на столе лежат солнышки и тучки. Если вам было интересно, понравилось проводить опыты, то возьмите солнышко. Если было не интересно – возьмите тучку.

(Имя ребёнка, ты взяла солнышко, что тебе понравилось сегодня? Что было сложно?

Имя ребёнка, а тебе что запомнилось?)

Отвечают на вопросы.

Выражают собственные суждения. Делятся впечатлениями. Рассказывают о своих чувствах.

Организация перехода к другому виду деятельности

Спасибо, ребята, мне очень понравилось с вами сегодня работать! А кто хочет нарисовать Капельку и ее приключения? А вечером вы сможете глядя на свой рисунок, рассказать папе и маме о приключениях Капельки.

Дети рисуют Капельку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Составление рассказа по сюжетной картинке, «Львы Санкт-Петербурга»

Цель: Развитие интереса детей к изучению истории Санкт-Петербурга, его культурному наследию, узнать, почему в нашем городе «поселились львы»Задачи: . ...

Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".

Технологическая картаобразовательной деятельности с детьми 5-6 лет в старшей группе ФИО: Ильина Оксана Валерьевна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ Ухтуйский детский сад «...

Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".

Технологическая карта занятия в старшей группе по развитию речи с использованием технологии "Интеллект - карта"...

Технологическая карта занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости к дедушке Байкалу" (с использованием метода интеллект-карт)

Технологическая карта разработана для проведения открытого занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема занятия "В гости к дедушке Байкалу". На занятии использован метод интеллект-карт...