Технологическая карта занятия
план-конспект занятия (средняя группа)
Технологическая карта организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Основные свойства воды» |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_kopylova.docx | 34.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Уриковский детский сад комбинированного вида»
664531, Иркутская обл., Иркутский р-н., с. Урик, ул. Бр. Ченских, д.1 «А». Телефон: 8 (3952) 495 – 469, e-mail: doyrik@mail.ru
Технологическая карта организованной образовательной деятельности
по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе
«Основные свойства воды»
Копылова Инга Викторовна,
воспитатель первой квалификационной категории
Тема: «Основные свойства воды»
Цель: создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с основными свойствами воды (запах, цвет, вкус);
- уточнить представления детей о назначении воды в нашей жизни;
- формировать умение детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с водой.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
- развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде;
- воспитывать доброе, чуткое отношение друг другу и к окружающему миру, желание помогать тем, кто оказался в беде.
Образовательные области: «Познавательное развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.
Используемые методы и приёмы:
Словесные: беседа, вопросы проблемного характера, рассказ-сопровождение по картинкам, художественное слово, рассуждение, указание, пояснение.
Наглядные: показ картинок для игрового задания, показ способа действий.
Практические: игровые упражнения, дидактическая игра, опыты и экспериментирование с водой; сюрпризный момент.
Предварительная работа:
- Беседа с детьми о значении воды для всего живого;
- Дидактические игры «Кому нужна вода» и «Где находится вода»
- Рассматривание иллюстраций на тему «Вода»
- Проведение занятий – экспериментирование с водой
- Работа с алгоритмами, схемами способов исследования
- Чтение художественной литературы о воде.
Используемый материал и оборудование:
- Карточки с изображением свойств воды (запах, вкус, цвет, форма, текучесть, прозрачность, растворимость)
- Карточки – схемы (правила поведения в лаборатории)
- Карточки к дидактическим играм «Где находится вода?» и «Кому нужна вода?»
- Одноразовые стаканы с водой, апельсиновым соком, молоком, песком (по количеству детей), чайные ложки, камешки, гуашь разного цвета, кисточки, трубочки, сахар, соль, бутылка с водой, салфетки, запись музыки «журчание воды», капельки из бумаги по количеству детей, солнышки и тучки из картона по количеству детей)
- Игрушка Капелька
Планируемый результат: дети проявляют познавательную активность в совместной деятельности с взрослыми и в самостоятельной деятельности. Интересуются новым, задают вопросы взрослому, любят экспериментировать. Умеют работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, умеют сравнивать предметы, выделяя характерные детали. Самостоятельно строят высказывания, эмоционально рассказывают об интересных фактах, делают простейшие выводы
Этапы | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
I. Организационный этап (1 минута) | ||
Введение в ситуацию. Задача: мотивировать детей на включение в деятельность. | Воспитатель приветствует детей. | Дети заходят в группу, здороваются. |
Постановка проблемы и мотивация детей | -Ребята посмотрите, кто к нам пришёл сегодня в гости? (показывает Капельку) Кто это? - Да, ребята, это Капелька воды. Но посмотрите, какая она грустная. У неё случилась печальная история, совсем недавно она появилась на свет и совсем ничего о себе не знает. Она очень хочет найти своих сестричек, но не знает как. От этого ей грустно, и Капелька очень надеется на вашу помощь, ведь она знает, что дети в детском саду знают всё и обо всём, правда? -Вы хотите помочь нашей Капельке? Как мы можем ей помочь? Правильно, я тоже так думаю. Мы Капельке расскажем всё, что знаем о воде и поможем ей найти сестричек. | Делают предположения, отвечают на вопросы, выражают различные эмоции |
II. Основной этап (18 минут) | ||
Актуализация представлений Задача: актуализировать представления детей о воде. | - Садитесь, ребята на стульчики, а ты, Капелька, внимательно слушай, что ребята тебе будут рассказывать! Скажите, капелька из чего состоит? - А где же она живёт? Воспитатель: Молодцы, правильно. Капелька это часть воды. А где мы можем увидеть воду? Дети: В реке, в море, в кране. Дидактическая игра « Где находится вода?» Воспитатель: Ребята, а Капельке любопытно, для чего на свете так много воды, кому же она нужна? Дидактическая игра «Кому нужна вода?» Дети поочерёдно выбирают картинку и выставляют на стенд. Картинки: деревьев, цветов, людей, животных, птицы, растения и т. д. Воспитатель: Да ребята всем нужна вода. А как ещё мы с вами каждый день используем воду дома в детском саду? - Молодцы, ребята! Вы сказали всё правильно. | Дети сидят на стульчиках полукругом напротив доски. Отвечают на вопросы, опираясь на свой опыт. Сосредотачивают внимание. Вступают в диалог. Делают выбор, делятся впечатлениями от результатов деятельности. Делают обобщения, выводы. |
Фиксация затруднений Задача: организация анализа детьми возникшей ситуации, формирование опыта фиксации детьми затруднения в собственной деятельности и выявление места и причины затруднения. | Воспитатель: Ребята, вы знаете, что у нас есть своя волшебная лаборатория воды, в которой можно проводить разные опыта с водой. Воспитатель: А чтобы опыты получились даже в сказочной лаборатории нужно соблюдать правила поведения. Ребята, знаете какие? Назовите их. (воспитатель показывает карточки с правилами поведения в лаборатории) - А сейчас проходите в лабораторию, надевайте фартуки и шапочки и занимайте места за столом. (Дети садятся за столы) | Дети: 1. Внимательно слушать воспитателя. 2. Не разговаривайте слишком громко, чтобы не мешать друг другу. 3. Не забывайте после каждого опыта сделать вывод. |
Открытие детьми новых представлений | Опыт №1 «Вода - жидкость» Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами на столе стоят стаканы, один пустой стакан, а во второй я налила воду. Возьмите в руки оба стакана, и попробуйте из стакана с водой перелить воду в пустой стакан. Получилось? Дети: Да! Вывод: Молодцы! Всё правильно, потому что воду можно переливать из одной посуды в другую, вода течёт. Она жидкая, текучая (выставляем карточку с этим свойством воды на доску). Опыт №2«Какую форму имеет вода?» Воспитатель: Ребята, посмотрите у вас на столе бутылка с водой. Обратите внимание, вода приняла форму бутылки. А теперь откройте бутылку и налейте ее в стакан. Обратите внимание, вода приняла форму стакана. Скажите, вода имеет форму? (ответы детей) (На доску вешаем картинку с изображением этого свойства воды, дети по картинке делают вывод) Вывод: Правильно, вода не имеет форму, она принимает форму того сосуда в который ее налить. Опыт №3 Воспитатель: Ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры, а есть ли запах у воды? Как вы думаете? (ответы детей) - Чтобы ответить на этот вопрос, проведём опыт: -Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок? (апельсиновый) - А как вы догадались? (пахнет апельсинами) - А теперь возьмите стакан с водой. - Понюхайте, чем пахнет? (У воды нет запаха) - Так есть ли запах у воды? (Нет) (На доску вешаем картинку с изображением этого свойства воды, дети по картинке делают вывод) Вывод:У воды нет запаха! Опыт №4 Воспитатель:- Ребята, а какой на вкус лимон? (кислый) - А конфета? (Сладкая) - Интересно, а есть ли вкус у воды? Как вы думаете? Давайте проверим! - А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте. - Какая она на вкус? Может быть сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? (Без вкуса) -А сейчас я насыплю вам в стакан вещество (сахар). Возьмите ложечки и размешайте. Попробуйте ложечкой на вкус. Какая вода стала? (сладкая). Поставьте стакан на поднос и возьмите другой. Я снова насыплю в стакан с водой вещество (соль), а вы размешайте и попробуйте на вкус. Какая вода стала? (солёная). -Так есть ли вкус у воды? (Нет) (На доске картинка с изображением этого свойства воды.Дети делают вывод) Вывод:У воды нет вкуса! (она приобретает вкус того вещества, которое в ней растворили). Воспитатель: Вы правы ребята. У воды нет вкуса. Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и чтобы выразить своё чувство, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле вкуса не ощущает. Опыт №5 «Определение прозрачности воды» Воспитатель: Посмотрите, на столе у меня два стакана (в одном молоко, в другом вода). Определите, в каком стакане вода?(дети показывают). А как вы догадались? Дети: Молоко белого цвета. Воспитатель: Молодцы, правильно! Теперь, в стаканы с водой и с молоком я опускаю камушки. Посмотрите, что вы заметили? Видно их? Дети: ответы детей. Воспитатель: Попробуйте спрятать в стакане ложку, получилось? Дети: ответы детей. (На доске картинка с изображением этого свойства воды.Дети делают вывод) Воспитатель: Да, это произошло потому, что молоко имеет цвет, оно не прозрачное, а вода прозрачная и любой предмет, который находиться в чистой воде, мы сможем увидеть Вывод: вода прозрачная. Опыт №6 Воспитатель: А можно сказать про воду какого она цвета? (Нет) - А как можно проверить, какого цвета вода? (Ответы детей) Давайте попробуем, возьмите кисточку и наберите гуашь любого цвета, хорошо размешайте. Какого цвета стала вода? У всех разного? Почему? (ответы детей) (На доске - картинка с изображением этого свойства воды) Вывод:У воды нет цвета – она безцветная(вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили). Опыт №7 Воспитатель: Перед вами два стакана - один с солью, второй с песком. Налейте из кружки в оба стакана воду, размешайте хорошо. Что произошло? (ответы детей) (На доске картинка с изображением этого свойства воды.Дети делают вывод). Вывод: Да, в первом стакане соль растворилась в воде, а во втором песок не растворился, снова осел на дно. Это ещё одно свойство: вода – растворитель для некоторых веществ. | Участвуют в обсуждениях, экспериментах. Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя), выполняют упражнения по образцу, если это необходимо и т.д. Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях. Дети смотрят карточки и слушают педагога. Выполняют практическую работу. Рассуждения детей. Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются, обмениваются предметами). Составляют словесные конструкции из 4- 5 слов. |
Закреплениес проговариванием во внешней речи | Воспитатель: Ну вот, Капелька, мы тебе показали и рассказали, какими свойствами обладает вода, и где ты можешь встретить своих сестричек. Ребята, а вы запомнили эти свойства? Перечислите их, опираясь на наши картинки. | Переходят на стульчики к доске с картинками свойств воды. |
Включение в систему представлений и повторение | Давайте все вместе повторим: 1) Вода – это жидкость, она текучая. 2) Вода не имеет форму, она принимает форму того сосуда, в который ее наливают. 3) Вода не имеет запаха. 4) Вода не имеет вкуса, она приобретает вкус того вещества, которое в ней растворили). 5) Вода прозрачная. 6) Вода не имеет цвета, может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили). 7) вода – растворитель для некоторых веществ Воспитатель: Молодцы ребята! Капелька всё запомнила и в благодарность за вашу помощь приготовила вам сюрприз! На память о себе она хочет подарить вам своих подружек «Капелек». Дружите с ними и берегите их! А Капельке пора прощаться с нами! До свидания, Капелька! | Отвечают на вопросы. . |
III. Заключительный этап (1 минута) | ||
Рефлексивный компонент | Рефлексия Воспитатель: Ребята, у нас на столе лежат солнышки и тучки. Если вам было интересно, понравилось проводить опыты, то возьмите солнышко. Если было не интересно – возьмите тучку. (Имя ребёнка, ты взяла солнышко, что тебе понравилось сегодня? Что было сложно? Имя ребёнка, а тебе что запомнилось?) | Отвечают на вопросы. Выражают собственные суждения. Делятся впечатлениями. Рассказывают о своих чувствах. |
Организация перехода к другому виду деятельности | Спасибо, ребята, мне очень понравилось с вами сегодня работать! А кто хочет нарисовать Капельку и ее приключения? А вечером вы сможете глядя на свой рисунок, рассказать папе и маме о приключениях Капельки. | Дети рисуют Капельку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)
Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...
Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)
Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)...
Технологическая карта занятия Образовательная область: художественно – эстетическое, познавательное развитие. Тема занятия: Машины едут по улице. Возрастная группа: старшая группа Цель занятия: Расширение представление детей о транспорте на улицах города
Технологическая карта занятия...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Составление рассказа по сюжетной картинке, «Львы Санкт-Петербурга»
Цель: Развитие интереса детей к изучению истории Санкт-Петербурга, его культурному наследию, узнать, почему в нашем городе «поселились львы»Задачи: . ...
Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".
Технологическая картаобразовательной деятельности с детьми 5-6 лет в старшей группе ФИО: Ильина Оксана Валерьевна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ Ухтуйский детский сад «...
Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".
Технологическая карта занятия в старшей группе по развитию речи с использованием технологии "Интеллект - карта"...
Технологическая карта занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости к дедушке Байкалу" (с использованием метода интеллект-карт)
Технологическая карта разработана для проведения открытого занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема занятия "В гости к дедушке Байкалу". На занятии использован метод интеллект-карт...