Конспект НОД в старшей группе на тему "Знакомство с творчеством П.И. Чайковского"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)
План-конспект занятия по музыкальной деятельности в старшей группе на тему «Знакомство с творчеством П.И. Чайковского»
Цель занятия: приобщение детей к миру духовных ценностей отечественной и мировой культуры через знакомство с творчеством русского композитора П.И. Чайковского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_tvorchestvo_chaykovskogo.docx | 36.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 255»
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г.САРАТОВА
410007, г.Саратов, 2-й проезд им. Блинова Ф.А., д. 8Б, тел. (факс) 24-55-30, e-mail: detsad-splaneta@yandex.ru
План-конспект занятия
по музыкальной деятельности
в старшей группе
на тему «Знакомство с творчеством П.И. Чайковского»
Разработал: Овчинникова Ирина Юрьевна, воспитатель
Саратов, 2022
Тема занятия: «Знакомство с творчеством П.И. Чайковского»
Дата проведения: 07.04.2022 г.
Тип занятия: комплексное.
Технология занятия: игровая, коммуникативная.
Цель занятия: приобщение детей к миру духовных ценностей отечественной и мировой культуры через знакомство с творчеством русского композитора П.И. Чайковского.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с творчеством П.И. Чайковского, рассказать о сборнике пьес «Детский альбом»;
Закреплять умение детей анализировать музыкальное произведение (определять характер, регистр, темп, форму), различать части музыкального произведения на примере «Неаполитанской песенки».
Развивающие:
Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через использование музыкальных пьес «Детского альбома» П. И. Чайковского;
Развивать умение слушать музыкальное произведение, умение выражать свои переживания в словах, в песне.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к русской национальной культуре, к произведениям классической музыки.
Планируемые образовательные результаты: сформировать представление о творчестве великого композитора П.И. Чайковского.
Предварительная работа: знакомство с понятием «жанр», прослушивание произведений разных жанров, беседа о них.
Инвентарь и оборудование: ноутбук, музыкальный центр, картинки с изображением животных, мультимедиа проектор, экран, презентация, музыкальные инструменты.
Музыкальный материал: «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Неаполитанская песенка». П. И. Чайковского.
План занятия:
Этап занятия | Содержание | Время |
| Сюрпризный момент, создание интереса воспитанников | 1 мин |
| Выполнение задач и достижение цели конспекта путем игровой формы занятия | 22 мин |
| Вопросы по итогам занятия | 2 мин |
Ход занятия:
Дети заходят в зал, заходит воспитатель и привлекает внимание детей | |
Воспитатель | Дети (предполагаемые ответы) |
— Тихо- тихо рядом сядем, И раздвинулись вдруг стены – Вдаль бегут лесные тропки, Тихо – тихо рядом сядем, — Доброе утро!!!! | — Доброе утро. |
Дети садятся на стульчики | |
— Ребята, сегодня у нас необычная встреча. Сегодня я предлагаю Вам отправиться в путешествие на ковре-самолете и оказаться в «Музыкальной гостиной одного очень интересного человека». Хотите полететь со мной? — Вначале я хочу рассказать вам небольшую историю. Есть на Урале небольшой городок - Воткинск. Много лет назад в этом городе родился мальчик, и назвали его Петей. В семье было много детей, Петя был младшим. Все его любили, потому что он был удивительно добрым. Но была у Пети одна странность, которая всех удивляла. Иногда он бросал игру, уходил куда-нибудь в дом или глубоко в сад и сосредоточенно к чему-то прислушивался. А прислушивался он к звукам, которые раздавались внутри него. Однажды произошел такой случай: в доме были гости, играла музыка, и все танцевали. Петя был веселый, но потом ушел к себе в спальню. Когда в комнату вошла няня, он не спал: лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила, что с ним. Он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь». А на самом деле в комнате никакой музыки не звучало. Но Петя настаивал: «Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя». Вскоре музыка, которая звучала внутри него, начала захватывать Петю, и тогда он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку. Имя этого доброго и умного человека известно всем. Может быть, вы уже догадались о ком идет речь? — Его зовут Петр Ильич Чайковский. | — Да, хотим — Догадались/нет |
Воспитатель показывает детям слайд с фотографией композитора. | |
— Это великий композитор. Кто такой композитор, чем он занимается? — Все верно, композиторы пишут музыку. Кто-нибудь слышал о Петре Ильиче Чайковском, о его творчестве? Поделитесь со всеми остальными ребятами своими знаниями. — Ну а теперь нам пора отправляться в путь. | — Это человек, который придумывает музыку — Мне мама рассказывала о нем/он сочинил музыку для детей |
Дети выходят на ковер, выполняют физминутку | |
— С вами мы опять в полете На ковре, на самолете, Он по небу быстро мчится Что же с нами приключится? Сядем с вами в этом месте Будет очень интересно! | руки в стороны, имитация полета руки в стороны, имитация полета бег на одном месте наклоны головы повороты головы влево, вправо глубокое приседание |
Воспитатель предлагает детям вернуться на свои места, дети садятся на стульчики | |
— Вот мы и попали в музыкальную гостиную Петра Ильича Чайковского, и здесь лежит детский альбом с пьесами, которые он посвятил своему любимому племяннику. |
|
Воспитатель включает композицию «Марш деревянных солдатиков» | |
— Слышите звук? — Давайте послушаем внимательно пьесу. | — Да |
Дети слушают композицию «Марш деревянных солдатиков» | |
— Ребята, эту пьесу написал Чайковский для мальчиков, которые любили играть с игрушкам и называется она «Марш деревянных солдатиков». — Скажите, а почему мы слышим с вами, что это именно игрушечные солдатики шагают? Могут ли шагать взрослые солдаты под эту музыку? |
|
Дети рассуждают, выдвигают предположения | |
— Сколько частей вы услышали в этом произведении? | — Одну/две/три. |
В случае затруднения воспитатель читает стихотворение — Деревянные солдатики Маршируют до зари, Из всей математики Знают только «раз-два-три». | |
— Правильно, в этом произведении 3 части. Сравнив все части, что о них можно сказать? — Какие звуки мы слышим тяжелые, низкие или высокие и лёгкие? — Как вы считаете, какие инструменты подойдут к нашей пьесе? Я предлагаю вам поиграть в игру «На параде», для этого нужно выбрать музыкантов, а все остальные будут солдатиками. | — 1 и 3 части одинаковые. — Легкие, высокие — Барабан, бубен, ксилофон |
Музыкально-дидактическая игра «На параде». Дети делятся на музыкантов и солдатиков. Музыканты берут инструменты, солдаты строятся на ковре, включается композиция, дети выполняют действия согласно выбранной роли. После проведения игры воспитатель предлагает детям сесть в круг на ковре. | |
— А сейчас мы послушаем новую пьесу. Послушайте и выберите картинку, которая подходит к этой музыке. | |
Воспитатель включает композицию «Игра в лошадки», выкладывает на пол варианты картинок. Дети слушают, выбирают картинку. | |
— Расскажите, пожалуйста, о прослушанной музыке? Какой характер этой пьесы? Какой темп? — Правильно, быстрая, стремительная. С каким животным вам бы хотелось сравнить эту музыку? — Вы хотите, чтоб ожила у нас сегодня эта страничка из «Детского альбома». — Перед вами лежат детские инструменты, сейчас девочки выберут из них те, на которых можно изобразить «как скачет лошадка», а мальчики изобразят наездников на лошадях. | — Быстрая, стремительная. — с лошадкой — хотим |
Дети исполняют все вместе пьесу «Игра в лошадки», девочки играют на музыкальных инструментах, а мальчики скачут на лошадях. | |
— Молодцы, а теперь перевернем еще одну страничку музыкального детского альбома и послушаем еще одну пьесу. |
|
Звучит композиция «Неаполитанская песенка» | |
— Скажите, какие настроения и чувства передаёт музыка, какая она по характеру. — Молодцы, характер пьесы вы определили правильно, сейчас еще раз внимательно прослушайте «Неаполитанскую песенку» и попытайтесь определить из скольких частей состоит эта пьеса. | — Музыка весёлая, задорная, танцевальная. |
Дети слушают композицию, выдвигают предположения | |
— Что ж, мнения разделились, хотите узнать кто из вас оказался прав? — Тогда выходите на середину зала, и мы вместе попробуем определить сколько музыкальных частей в «Неаполитанской песенке». Чтобы не запутаться, музыку мы будем сопровождать движениями, и как только будем слышать изменения в музыке, то будем менять движения. | — да, хотим |
В случае затруднения воспитатель помогает детям в определении количества музыкальных частей в композиции. На 1 часть хлопает, 2 – плывет, 3 – прыгает. После окончания композиции дети садятся на стульчики. | |
— Молодцы! Ну что, вы готовы ответить сколько частей в произведении П.И. Чайковского? | — 3 части |
— Правильно, молодцы! А теперь скажите, пожалуйста, с творчеством какого композитора мы сегодня знакомились? — А кто мне скажет название пьес, которые мы сегодня слушали. — Молодцы, ребята! Наше увлекательное путешествие закончилось и пора возвращаться в детский сад, скорее садитесь на наш ковер-самолет. На следующих занятиях мы обязательно еще раз посетим музыкальную гостиную Петра Ильича Чайковского. | — Петр Ильи Чайковский. — Пьесы называются «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Неаполитанская песенка». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с творчеством П.И. Чайковского»
Знакомство с «Детским альбомом» П.И. Чайковского. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7420540","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"385"...
Комплексное тематическое занятие для детей старшей группы «Волшебный мир музыкальных произведений П.И. Чайковского из балета Щелкунчик»
Конспект непосредственно образовательной деятельностиВозрастная группа: старшаяТема НОД: «Волшебный мир музыкальных произведений П.И. Чайковского из балета Щелкунчик»Направление образовани...
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе Тема: Знакомство с творчеством П.И. Чайковского «Детский альбом»
Сценарий непрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»в подготовительной группе Тема: Знакомство с творчеством П.И. Чайковск...
Конспект НОД в старшей группе «Детский альбом П. И. Чайковского»
Детский альбом П.И. Чайковского, история создания произведений....
Открытое музыкальное занятие в старшей группе «По страницам «Детского альбома» П.И.Чайковского
Открытое музыкальное занятие в старшей группе«По страницам «Детского альбома» П.И.Чайковского...
Конспект тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Профессия композитор. Творчество П.И. Чайковского»
Знакомство детей с профессией композитор, её особенностями и с музыкальной культурой П.И. Чайковского....