Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с творчеством П.И. Чайковского»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

Изнаирова Ольга Георгиевна

 

Знакомство с «Детским альбомом»  П.И. Чайковского. 

                                                                                                 П.И. Чайковский

                                                                                 Дом П.И.Чайковского в городе Воткинске.

                                                                                                                 Семья П.И. Чайковского

                                                     Иллюстрация к пьесе П.И. Чайковского "Игра в лошадки"

                        Иллюстрация к пьесе П.И. Чайковского "Марш деревянных солдатиков"

                   Иллюстрация к пьесе П.И. Чайковского "Старинная французская песенка"

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гимназия  №1404 «Гамма»

Дошкольное отделение «Вешняки»

Музыкальная гостиная

для детей старшего дошкольного возраста

«Знакомство с творчеством П.И. Чайковского»

Встреча первая.

                                                                                 Музыкальный руководитель

                                                                                  Изнаирова О.Г.

Москва  2014 - 2015г.

Музыкальная гостиная

для детей старшего дошкольного возраста

«Знакомство с творчеством П.И. Чайковского»

Встреча первая.

Тема: «Знакомство с творчеством П.И. Чайковского».

Цель: Познакомить детей с «Детским альбомом»  П.И. Чайковского.

Задачи:  Приобщать детей к классической музыке, обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик через знакомство с произведениями  П.И. Чайковского. Формировать музыкальный вкус. Способствовать развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное  содержание.

Материал: аудиозаписи произведений П.И. Чайковского, проектор, иллюстрации, ноты «Детского альбома».

Атрибуты:  игрушка-лошадка на палочке, кукла, кастаньеты.

Ход мероприятия:

Под музыку дети входят в зал, рассаживаются на стульчики.

Ведущий.  Здравствуйте, дети! Сегодня мы познакомимся с творчеством    П.И.Чайковского, великого русского композитора.

Давайте с вами вспомним, кого называют композитором.  (Ответы детей).

Правильно, композитор - это человек, который сочиняет музыку.

Посмотрите на проектор.  Перед вами  портрет П.И. Чайковского.

На проекторе демонстрируется слайд с фотографиями П.И. Чайковского.

Ведущий.  Чайковский родился 175 лет назад. Давно уже  Пётра Ильича нет в живых, но память о нем жива и будет жить вечно, благодаря его таланту. Люди разных стран с удовольствием  слушают  и любят знаменитые произведения Чайковского. Об этом и мечтал композитор.

Он желал бы всеми силами души,

Чтобы музыка его распространялась,

Чтоб она баюкала в тиши,

Чтобы вместе с нею улыбались,

Чтоб она печали отвела,

Напоила путника в дороге,

Он мечтал, чтоб музыка была

 Утешеньем, радостью, подмогой.

Пётр Ильич родился на Урале в маленьком городке –  Воткинске.

На проекторе демонстрируется слайд с изображением города  Воткинска.

Ведущий.  Чайковский рос в многодетной семье.

На проекторе демонстрируется слайд с фотографией семьи Чайковского.

В семье очень любили музыку,  и в доме часто устраивались любительские концерты. Маленький Петя рано научился сам сочинять музыку.

      Сегодня мы с вами будем знакомиться  с пьесами, которые  композитор

написал для фортепиано. Эти пьесы он объединил в сборник и назвал его «Детский альбом».  В то время, когда Пётр Ильич писал музыкальные пьесы для этого альбома, он жил у своей сестры в Каменке,  это в Украине.  У сестры были дети, которых Пётр Ильич очень любил. Когда к его племянникам приходили друзья, Пётр Ильич исполнял для них на фортепиано веселые музыкальные пьесы. Всего он сочинил тогда 24 пьесы, которые и вошли в этот сборник.  Чайковский хотел, чтобы и у ребят были свои музыкальные произведения, в которых бы рассказывалось о том, как дети играют, чем занимаются в течение дня,  как они слушают нянины сказки, мамины песенки.  Чайковский посвятил этот альбом любимому племяннику Володе Давыдову и попросил художника нарисовать к нотам картинки, чтобы детям было еще интересней.

Показ сборника.

Откроем первую страничку и познакомимся с пьесой, которая называется «Утреннее размышление».

На проекторе демонстрируется слайд,

где изображена утренняя молитва.

В этой пьесе слышна спокойная, тихая радость. Ребёнок ещё не совсем проснулся, и, лёжа, думает о предстоящем дне. Музыка пьесы наполнена светлым и серьёзным настроением, как бы предупреждая,  что рассказ о детях будет идти в серьёзном тоне. У этой пьесы есть ещё одно название: «Утренняя молитва».

Господи Боже! Спаси, обогрей.

Сделай нас лучше, сделай добрей.

Господи Боже! Спаси, сохрани!

Силу любви своей нам подари.

Слушание пьесы.

Откроем другую страницу альбома.

  Ребенок:      На своей лошадке вихрем я лечу,

                          Я гусаром смелым очень стать хочу.

                          Милая лошадка, на тебе верхом,

                          Я скачу по лугу лихо с ветерком.

 Вызывается ребенок, который продемонстрирует,  как он умеет под музыку скакать на «лошадке».

Слушание пьесы  «Игра в лошадки».

Ведущий: В лошадки чаще играют мальчики. Ещё мальчики любят играть в солдатиков. Давайте послушаем «Марш деревянных солдатиков». 

В этой пьеске три части. В 1 и 3 частях солдатики маршируют, а в средней части солдатики будто перестраиваются, выполняют разные команды своего командира. Ещё в 1 и 3 частях мы с вами услышим  барабанную дробь. Ведь у деревянных солдатиков есть свои барабанщики, которые играют то на маленьком барабане, то на большом. Марш звучит очень легко, он игрушечный. Музыка звучит тихо, прозрачно, но отчётливо. В ней слышны ударения, акценты: солдатики хотя и деревянные, но очень смелые, решительные, отважные, шагают все в ногу, чеканя шаг. В конце марш звучит всё тише и тише: солдатики удаляются, уходят. На музыку 3 части можно предложить детям маршировать у стульчиков.  

Слушание пьесы «Марш деревянных солдатиков».

Ведущий: Чайковский написал пьески и для девочек. Это «Болезнь куклы» и «Новая кукла». Обратите внимание  на совершенно разный характер этих двух пьес.

Слушание пьесок.

 Во время звучания второй пьесы предложить девочке танцевать с куклой, передавая радостное настроение пьесы.

Ведущий благодарит девочку за танцевальную импровизацию.

Ведущий:  А теперь давайте поговорим о характере прослушанных пьес, о темпе исполнения.

Беседа с детьми.

Ведущий: П.И.Чайковский много путешествовал,  и свои впечатления отражал в музыке. Когда он был в Неаполе,  написал «Неаполитанскую песенку», а после поездки во Францию написал «Старинную французскую песенку». Неаполь – это город в Италии. В своей пьесе Чайковский очень выразительно передал черты итальянской народной музыки, звучание итальянских народных инструментов. Послушайте пьесу и скажите, какое настроение, какие  чувства передает музыка.

Слушание «Неаполитанской песенки».

Предполагаемые ответы детей после прослушивания музыки: веселая, задорная, танцевальная.

Ведущий:  Правильно. Пьеса напоминает народный итальянский танец – тарантеллу. Это быстрый, живой, жизнерадостный танец с четким ритмом, очень грациозный, изящный, задорный. Танец часто сопровождался пением.

Неслучайно пьеса называется «Неаполитанская песенка».  

В Италии распространен  народный инструмент кастаньеты.  Они представляют  собой две пластины, выдолбленные из дерева в форме раковины и связанные шнурком.

Детям демонстрируются кастаньеты.

Кастаньеты звучат очень звонко, отчетливо, подчеркивают ритм музыки, придают ей энергичный, горделивый характер. Одна пластинка пальцами ударяется о другую, и раздается щелкающий, яркий звук, немного напоминающий звучание деревянных ложек.

Показывается прием игры на кастаньетах.

Кроме звучания кастаньет мы можем услышать в пьесе и перезвон гитары.

Мелодия пьесы звучит легко, отрывисто, с акцентами. А каким инструментом

Можно подчеркнуть звонкое, задорное звучание? Ответы детей.

Правильно, бубном.

А вот во Франции часто звучала шарманка. Шарманщики стояли на улице, крутили свою шарманку целыми днями и собирали милостыню за свою игру.

Пьеса, которую мы сейчас будем слушать, похожа на песню – задушевную, задумчивую, мечтательную.

Слушание.  «Старинная  французская песенка».

Ведущий:  Похожи по характеру два последних произведения?

Ответы детей.

Ведущий:  Правильно. Первая пьеса – веселая, игривая,  живая, а вторая –

печальная, грустная, жалобная.

А теперь небольшая викторина. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Как называется сборник, в  который вошли пьесы для детей?
  2. Кто написал музыку «Детского альбома»?
  3. Какие пьесы мы сегодня послушали?
  4. Какая пьеса больше всего понравилась?

Домашнее задание будет такое: нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению.

При следующей встрече мы с вами послушаем другие пьесы из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского.

Ведущий прощается с детьми. Дети под музыку уходят из зала. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно - музыкальной гостиной для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Волшебницы Осени"

Привлечь особое внимание общества к литературе и чтениюв 2015 г. призвал Президент РФ Владимир Путин, издав Указот 12.06. 2014 №426 «О проведении в Российской Федерации Года литературы». Трудно переоц...

"Три братца зимних месяца" музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста

Проект "Классическая музыка в детском саду" продолжается. Музыкальная гостиная "Три братца зимних месяца" раскрывает воспитанникам образ Зимы. Интеграция образовательных областей, предусмотренная ФГОС...

"Осень художница" музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста

Проект "Времена года" включает четыре музыкальные гостиные. Это интегрированные досуги для детей старшего дошкольного возраста, раскрывающие красоту природы через музыку, художественное слово, изобраз...

"Весеннее пробуждение" музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста

Проект "Времена года" предоставляет воэможность включения в работу различных педагогов: музыкального руководителя, логопеда, воспитателей. Привлечение в проект родителей расширяет возможности развития...

"Летние краски" музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста

Проект "Времена года" завершается. Четвертая музыкальная гостиная расскажет нам о лете. Дети погружаются в мир классической музыки: поют ее, танцуют, рисуют.  Мы развиваем детям способность чувтс...

Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста «ЧАЙКОВСКОГО ПОВСЮДУ ЗНАЮТ!»

Музыкальная гостинная подготовлена в рамках музыкально - творческого проекта "Чайковский рисует...."....

Конспект тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Профессия композитор. Творчество П.И. Чайковского»

Знакомство детей с профессией композитор, её особенностями и с музыкальной культурой П.И. Чайковского....