Конспект НОД в старшей группе «Восприятие художественной литературы» «Творчество Анатолия Васильевича Митяева – писателя и нашего земляка». «Рассказы о ВОВ. Мешок овсянки».
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе
«Восприятие художественной литературы»
«Творчество Анатолия Васильевича Митяева – писателя и нашего земляка». «Рассказы о ВОВ. Мешок овсянки».
Составила Воспитатель Гладкина М.А.
МКДОУ Д/сад №8 г.Коркино
Описание:
Конспект предназначен воспитателям детских садов и педагогов дополнительного образования при работе с детьми 6-7 лет. Способствует расширению знаний о творчестве А.В. Митяева, развитию коммуникативных навыков, навыков культурного общения. Помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию в занимательно-игровой форме.
Интеграция образовательных областей: познание, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, художественная литература.
Цель: продолжать знакомить детей с творчеством писателя Анатолия Васильевича Митяева (биография, творчество).
Задачи:
- учить детей использовать все свои умения при построении связных высказываний;
- развивать умения культурного общения детей друг с другом во время обсуждения произведения;
- совершенствовать навыки изображения своих впечатлений от прочитанного в рисунках;
- развивать умение логически рассуждать, объяснять, делать выводы, обобщать высказанное;
- определять содержание рисунка по своему желанию, закреплять умение строить композицию.
Материал для занятия: портрет и книги писателя, текст биографии (написанный А.В.Митяевым), материалы для рисования.
Ход проведения занятия
Внести портрет писателя А.В. Митяева, зачитать биографию, написанную им собственноручно.
Задать детям вопросы по биографии писателя (ответы детей):
- Где родился А.В. Митяев? ( село Ястребки Рязанской области).
- Кем были его родители? ( папа был крестьянин, работал на земле а до этого он воевал. Мама была учительницей в школе).
- С каких лет В.А. Митяев научился читать? (научился читать в 5 лет. Это потому, что его мама была учительница, или может он очень хотел читать книги сам.
- Назовите любимые книги писателя? ( он любил книги про индейцев и про животных, особенно про собак. Про природу).
- Где учился А.В. Митяев после школы? ( так как он любил животных и природу, то с детства хотел стать лесником – это тот кто следит за лесом – поэтому он и поступил на него учиться).
- Где писатель служил на фронте во время войны? (он служил в минометном дивизионе, стрелял из миномета. Он был первым номером – это самый главный, который наводит на цель).
- В каких детских газетах и журнале он работал? ( в газете «Пионерская правда», журнале «Мурзилка». Газета была для детей, что учились в школе, а журнал для детей детского сада и первоклашек).
- Назовите произведения А.В. Митяева, которые вы уже знаете? (дети называют известные им произведения автора – «Мешок овсянки», «Самовар», «Землянка», «Счастливый вечер», «Подвиг солдата», «Секрет бабушки Бабуры», «Ржаной хлебушка-калачу дедушка»). Показываем детям неназванные ими книги – «Из дневника Вовки Башмакова», «Шестой неполный», «Шесть Иванов-шесть капитанов» - сообщаем детям что на следующем занятии мы посмотрим мультфильм, снятый по этой книге, «Оружие Победы», «Дедушкин орден», «Книга будущих командиров», «Ночные страхи», «Книга будущих адмиралов». С этими произведениями мы еще будем знакомится, а какие-то книги автора вы прочитаете самостоятельно.
Детям предлагается прослушать рассказ «Мешок овсянки».
Рассказ «Мешок овсянки». Митяев А.В.
В ту осень шли долгие холодные дожди. Земля пропиталась водой, дороги
раскисли. На просёлках, увязнув по самые оси в грязи, стояли военные грузовики.
С подвозом продовольствия стало очень плохо. В солдатской кухне повар каждый
день варил только суп из сухарей: в горячую воду сыпал сухарные крошки и
заправлял солью.
В такие-то голодные дни солдат Лукашук нашёл мешок овсянки. Он не искал
ничего, просто привалился плечом к стенке траншеи. Глыба сырого песка
обвалилась, и все увидели в ямке край зелёного вещевого мешка.
Ну и находка! обрадовались солдаты. Будет пир горой Кашу сва-рим!
Один побежал с ведром за водой, другие стали искать дрова, а третьи уже
приготовили ложки.
Но когда удалось раздуть огонь и он уже бился в дно ведра, в траншею спрыгнул
незнакомый солдат. Был он худой и рыжий. Брови над голубыми глазами тоже
рыжие. Шинель выношенная, короткая. На ногах обмотки и растоптанные
башмаки.
-Эй, братва! - крикнул он сиплым, простуженным голосом.- Давай мешок сюда! Не
клали не берите.
Он всех просто огорошил своим появлением, и мешок ему отдали сразу.
Да и как было не отдать? По фронтовому закону надо было отдать. Вещевые
мешки прятали в траншеях солдаты, когда шли в атаку. Чтобы легче было.
Конечно, оставались мешки и без хозяина: или нельзя было вернуться за ними
(это если атака удавалась и надо было гнать фашистов), или погибал солдат. Но
раз хозяин пришёл, разговор короткий отдать.
Солдаты молча наблюдали, как рыжий уносил на плече драгоценный мешок.
Только Лукашук не выдержал, съязвил:
-Вон он какой тощий! Это ему дополнительный паёк дали. Пусть лопает. Если не
разорвётся, может, потолстеет.
Наступили холода. Выпал снег. Земля смёрзлась, стала твёрдой. Подвоз
наладился. Повар варил в кухне на колёсах щи с мясом, гороховый суп с ветчиной.
О рыжем солдате и его овсянке все забыли.
Готовилось большое наступление.
По скрытым лесным дорогам, по оврагам шли длинные вереницы пехотных
батальонов. Тягачи по ночам тащили к передовой пушки, двигались танки.
Готовился к наступлению и Лукашук с товарищами. Было ещё темно, когда пушки
открыли стрельбу. Посветлело в небе загудели самолёты.
Они бросали бомбы на фашистские блиндажи, стреляли из пулемётов по
вражеским траншеям.
Самолёты улетели. Тогда загромыхали танки. За ними бросились в атаку
пехотинцы. Лукашук с товарищами тоже бежал и стрелял из автомата. Он кинул
гранату в немецкую траншею, хотел кинуть ещё, но не успел: пуля попала ему в
грудь. И он упал. Лукашук лежал в снегу и не чувствовал, что снег холодный.
Прошло какое-то время, и он перестал слышать грохот боя. Потом свет перестал
видеть ему казалось, что наступила тёмная тихая ночь.
Когда Лукашук пришёл в сознание, он увидел санитара. Санитар перевязал рану,
положил Лукашука в лодочку такие фанерные саночки. Саночки заскользили,
заколыхались по снегу. От этого тихого колыхания у Лукашука стала кружиться
голова. А он не хотел, чтобы голова кружилась, он хотел вспомнить, где видел
этого санитара, рыжего и худого, в выношенной шинели.
-Держись, браток! Не робей жить будешь!.. слышал он слова санитара. Чудилось
Лукашуку, что он давно знает этот голос. Но где и когда слышал его раньше,
вспомнить уже не мог.
В сознание Лукашук снова пришёл, когда его перекладывали из лодочки на
носилки, чтобы отнести в большую палатку под соснами: тут, в лесу, военный
доктор вытаскивал у раненых пули и осколки.
Лёжа на носилках, Лукашук увидел саночки-лодку, на которых его везли до
госпиталя. К саночкам ремёнными постромками были привязаны три собаки. Они
лежали в снегу. На шерсти намёрзли сосульки. Морды обросли инеем, глаза у
собак были полузакрыты.
К собакам подошёл санитар. В руках у него была каска, полная овсяной болтушки.
От неё валил пар. Санитар воткнул каску в снег постудить собакам вредно
горячее. Санитар был худой и рыжий. И тут Лукашук вспомнил, где видел его. Это
же он тогда спрыгнул в траншею и забрал у них мешок овсянки.
Лукашук одними губами улыбнулся санитару и, кашляя и задыхаясь, проговорил: -
А ты, рыжий, так и не потолстел. Один слопал мешок овсянки, а всё худой.
Санитар тоже улыбнулся и, погладив ближнюю собаку, ответил:
-Овсянку-то они съели. Зато довезли тебя в срок. А я тебя сразу узнал. Как увидел
в снегу, так и узнал.
И добавил убеждённо: Жить будешь! Не робей!
Вопросы по прочитанному (ответы детей):
- Кто написал рассказ, как он называется? (название рассказа «Мешок овсянки», его написал Анатолий Васильевич Митяев, родился в Рязанской области).
- В какие годы происходит действие рассказа? (осенью, в годы войны, на фронте).
- Почему на фронте в это время было плохо с продовольствием? (потому что была осень, шли дожди очень долго, дороги были плохие и грузовики с продуктами не могли проехать).
- Что варил солдатский повар Лукашенко? ( он варил суп из воды, крошек сухарей и соли).
- Что нашел Лукашенко в траншеях? (он нашел мешок овсянки, это такая крупа, из нее можно сварить кашу).
- Почему не удалось приготовить кашу из этого мешка овсянки? (за мешком пришел его хозяин. А на фронте был такой закон – отдать, так как часто солдаты перед атакой оставляли вещевые мешки в траншее).
- К чему стали готовиться солдаты с наступлением зимы? (солдаты готовились к большому наступлению. Земля замерзла. К передовой тащили пушки, двигались танки. Наладился и подвоз продуктов. Еду готовили в полевой кухне на колесах).
- Что случилось с Лукашенко во время атаки? Кто его спас? ( Лукашенко ранили, так как он со всеми шел в атаку. Сначала он был без сознания а потом услышал знакомый голос и узнал солдата, которому отдал мешок овсянки. Он нес собакам каску, полную овсяной каши. Эти собаки вывозили раненных с передовой и овсянку солдат припрятал для них).
Скажите, ребята, понравился ли вам рассказ и чем? (ответы детей).
- Мне рассказ очень понравился. Солдаты были голодные, холодные, но они шли в бой защищая Родину, несмотря ни на что.
- Это были очень хорошие, добрые люди, дарили свою любовь животным, заботились о них, сами голодали а последние крохи отдавали им, так как они тоже были солдатами, только четвероногими.
- Рассказ помог мне узнать историю моей страны, как боролись наши предки с нацистами. Наши солдаты были мужественные и честные. Голод, холод не смогли сломить наших солдат. Каждый день они совершали подвиги, защищали нашу Родину.
- Рассказ очень хорошо мне запомнился, потому что написан просто. Наши люди самые честные, героические и мужественные. Но они и самые добрые, душевные.
- Рассказ помогает нам сохранять память о войне, о ее героях. Понять как наши солдаты в самое страшное время оставались великодушными людьми.
рассказ учит нас любить людей. По доброму относиться к ближнему, понимать и уважать друг друга. Переживать не только за своих товарищей, но и за животных.
- Рассказ понравился. Солдаты не теряли надежды на победу. Не падали духом даже в самое тяжелое время. Рассказ учит нас тому, чтобы мы росли честными, смелыми, были добрыми.
Предложить детям нарисовать иллюстрации к рассказу.
Оформить уголок А.В. Митяева в библиотечке группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по художественной литературе. Пересказ рассказа В. Осеевой «Печенье».
Открытое занятие...
Конспект НОД в старшей группе ОО "Художественное творчество" по теме "Золотая осень"
Изобразительная деятельность с элементами нетрадиционного рисования.Цель: Развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче с помощью цвета, формы, композиции....
Проектная деятельность «Герои мультфильмов и художественная литература творчества Эдуарда Успенского».
1. Вид проекта – познавательно-игровой.2. Продолжительность – с 22.12.2013-22.03.2014 г.3. Участники проекта – дети подготовительной группы, родители, педагоги.4. Проблема:Необходимость приобщени...
Конспект занятия в старшей группе по художественной литературе пересказ рассказа В. Осеевой "Печенье"
МБДОУ д/с «Хунчугеш» с.Кызыл-Даг муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун РТ» Конспект занятияв старшей группепо художественной литературеПересказ рассказа...
Конспект НОД в старшей группе по художественной литературе На тему: Чтение рассказа В. Ю. Драгунского «Друг детства»
Цель: показать нравственно- духовное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях....
Конспект НОД в старшей группе по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему "Разделочная доска для наших поваров"
Упражнение умений детей украшать разделочную доску....
Конспект НОД в старшей группе по художественной литературе На тему: Чтение рассказа В. Ю. Драгунского «Друг детства»
Конспект НОД в старшей группе по художественной литературеНа тему: Чтение рассказа В. Ю. Драгунского «Друг детства»...