Тематическая неделя "Овощи и фрукты"
календарно-тематическое планирование

Донковцева Людмила Витальевна

Закреплять знания детей об овощах и фруктах

Скачать:


Предварительный просмотр:

15.01.2017

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 116

Планирование тематической недели «Осень: овощи, фрукты»

                                                        Составила:  Донковцева Л.В.

Пояснительная записка

        Комплексно-тематический принцип позволяет планировать и организовывать  воспитательно-образовательный процесс так чтобы каждый ребенок смог  «прожить» ту или иную тему во всех видах деятельности, проявляя свою индивидуальность.

Комплексно-тематический принцип соединяет все образовательные области в единое целое на основе тематического планирования образовательного процесса. Это позволяет делать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Потому что ребенок, как известно, способен усваивать образовательную программу, составленную для него, только в том случае, если она станет его собственной программой, то есть если она станет для него интересной и значимой.

Организационной основой для планирования является интерес ребенка к:  явлениям нравственной жизни, окружающей природе, миру литературы и искусства,  традициям общества и семьи, сезонным явлениям, народной культуре.

Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе дает возможность обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

В данном планировании я  придерживалась алгоритма: выбор темы – постановка цели, задач – подбор материала – планирование – создание предметно-пространственной среды.

Тема «Осень: овощи, фрукты»

Время проведения – 4 неделя сентября

Возраст детей – 5-6 лет

Цель: Закреплять знания детей об осени, овощах, фруктах.

Задачи: Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека; познакомить с заготовкой овощей и фруктов – консервирование, соление, приготовление компотов и соков. Способствовать поиску новой информации об осени, овощах и фруктах. Воспитывать бережное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами,

Итоговое мероприятие: организованная образовательная деятельность «Овощи-фрукты», выставка поделок из овощей «Чудеса с грядки»

Планирование

Задачи

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность

Создание предметно-пространственной среды

Познавательное развитие

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Формирование познавательных действий, становление сознания. Развитие воображения и творческой активности.

Закреплять, уточнять и расширять представления детей об осени, овощах, фруктах; умение различать овощи по вкусу, на ощупь; составлять рассказ-описание.
Познакомить детей с заготовкой овощей и фруктов.

Рассматривание картин «Огород», «Фруктовый сад», предметных картинок с изображением овощей и фруктов, муляжей изображающие фрукты и овощи.

Беседа «Что нам осень подарила?» - обобщить и дополнить представления детей о фруктах и овощах (внешний вид, вкусовая польза, о том где растут).

Исследовательская деятельность:

1.Узнавание фруктов и овощей по вкусу и запаху.

2. Красящие свойства овощей и фруктов.

 3. Показать, как чернеет яблоко на срезе – это железо на воздухе изменяет свои полезные для нас свойства.

Упражнение на классификацию овощей и фруктов (на основе отгадок к загадкам).

Рассматривание иллюстраций «Чем богата эта осень» - повторить названия овощей и фруктов.

Рассматривание таблиц «Приготовление сока».

Ситуативный разговор «Почему необходимо мыть овощи и фрукты перед едой».

Просмотр м/ф «Фрукты, овощи друзья есть немытыми нельзя»

Рассказ «Овощи и фрукты- полезная еда».

Цель: рассказать о роли витамина «С» для укрепления защитных сил организма; закреплять представления детей о здоровой пище, о пользе для здоровья человека овощей и фруктов; познакомить с приготовлением салата.

Просмотр компьютерной презентации «Овощи – фрукты»

Стимулировать к участию в дидактических играх «Вершки и корешки», «Что где растёт», «Что едят в сыром, что в варёном виде?», «Что сначала, что потом»,

«Вкусное варенье», «Весёлый повар»  

Пополнить развивающую среду  фотоиллюстрациями   «Фрукты» и «Овощи»,  организовать выставку овощей и фруктов

Мнемотаблицы «Овощи и фрукты»

Подбор атрибутов и пособий для проведения  поисково-исследовательской деятельности

Выставка дидактических игр

Дидактическая игра «Загадки и отгадки»

Панно  «Сад и огород»

Схема приготовления сока

Плакат «Чистота – залог здоровья»

Плакат  «Где живут витамины»

Компьютерная презентация «Овощи – фрукты»

Организованная образовательная деятельность.

В нашем саду, в нашем огороде

Цель: учить детей на основе элементарных моделей ориентироваться в окружающем мире; создать условия для формирования у детей умения делать выводы и простые умозаключения.

Задачи: развивать мышление детей, внимание, воображение и восприятие; развивать познавательную активность посредством включения предметных моделей; воспитывать уважительное отношение к товарищам, выслушивая до конца их ответы; формировать навыки правильной осанки.

Социально-коммуникативное развитие

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в природе.

Беседа «Почему могут быть опасны овощи и фрукты»

С/Р игра «Овощеводы» Цель: усложнить правила игры, ввести технику (трактор).

С/Р игра «Магазин овощей»

Цель: ввести в речь детей название плодов, воспитывать культуру речи.

С/Р игра «Семья. Готовим компот из ягод».

Цель: развивать игровой диалог, умение сочинять сюжет игры, объединять несколько игр,  воспитывать социально активную личность.

С/и «Едет с поля урожай».

–.Цель: уточнить знания детей о

О хозяйственно – бытовой

деятельности человека осенью

, побуждать детей принимать

активное участие в развитии

 с  сюжета игры.

Сюжетно-ролевая игра «Строим овощной магазин» - учить детей готовить место для игры, подбирать атрибуты. Совершенствовать умение объединяться в игре.

Коллективное приготовление овощного салата – учить детей подбирать ингредиенты, осуществлять нарезку, аккуратность в приготовлении.

Работа с природным материалом: Цель: закреплять умение создавать фигуры людей̆, животных, птиц из овощей,  косточек, травы, веток, корней̆ и других материалов

Создать условия для театрализованных играх «Мы варили суп»

Драматизация сказки: «Репка».

Драматизация сказки: «Вершки и корешки».

Шапочки для  драматизации сказок

Подбор атрибутов к с/р играм : овощи, фрукты.

Продукты для приготовления салата.

Физическое развитие

Овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, при формировании полезных привычек и др.).

Беседа «О пользе овощей для детского организма»

Самомассаж «Овощи»

Самомассаж необходим для повышения сопротивляемости организма, для улучшения обменных процессов, лимфо- и кровообращения.

Пальчиковая гимнастика Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 «У Лариски две редиски», «Компот», «Апельсин», «У Зиночки в корзиночки», «Овощи», «Фрукты»

Упражнения на координацию

Задачи: развитие ориентировки в пространстве и собственном теле; воспитание чувства ритма и темпа; воспитание умения работать сообща.

 слов с движением: «Урожай», «Овощи», «Сбор фруктов», «Капуста»

Подвижные игры

Задачи:  учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

«Червивое яблочко» (одна подгруппа детей образует круг- яблоко, другая - колонну-«червячка» и передвигается - змейкой- между детьми, образующими круг.

«Раз, два, три к названному овощу (фрукту) – беги!»

«Огуречик, огуречик»

«Овощи и фрукты»

«Вершки и корешки»

Эстафетные игры «Собери урожай», «Сбор картофеля», «Варим суп из овощей».

Зрительная гимнастика «Овощи».

Упражнение на релаксацию «Устали овощи сели отдыхать»

Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»

Способствовать активному участию в малоподвижных играх «Съедобное-несъедобное», «Капустка-редиска»

Подобрать атрибуты для  подвижных игр

Организованная образовательная деятельность.  

Физкультурный досуг «Во саду ли в огороде»

Цель: развивать основные виды движений, создать радостное настроение от совместного участия в эстафетах; закрепление знаний детей об овощах.

Речевое развитие

Развивать речь как средство общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Ситуативный разговор «Вкусные истории» Цель: закрепить знания о блюдах, изготовленных из овощей и фруктов

Ситуативный разговор «Овощи для еды- хорошо или плохо»

 Задачи: Воспитывать у детей потребность быть здоровым.

Д/И «Во саду ли, в огороде» Цель: закрепить классификацию овощей и фруктов.

Д/И «Картошка» Цель: закрепить этапы развития растений.

Д/и «Магазин «Фрукты, овощи»- описание 

Цель: Развитие умений детей точно описывать внешний вид (цвет, форму), вкус, место произрастания фруктов, овощей и ягод.

Д/и «Назови сок» 

Цель: научить образовывать относительные прилагательные.

Д/и «Что лишнее?»

Задачи:
Развивать абстрактно образное мышление, зрительную память.
Развивать умственные способности, умение классифицировать.

Д/и «Составь загадку описание»

Цель: Расширять и уточнять представления о фруктах и овощах. Развитие связной речи. . Упражнять в составлении описательных рассказов о фруктах, в форме загадки.  Учить детей, составляя загадку - описание, руководствоваться планом,  предложенным воспитателем.

Д/и «Доскажи словечко»

Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах

Д/и «Скажи наоборот»

Цель: учить детей подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы)

Дидактическая игра «Винегрет и салат – здоровье ребят». Цель: развивать диалогические и монологические формы речи, расширять представления об овощах, как источнике витаминов.

Чтение художественной литературы

Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»

А.С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»

М. Исаковский «Вишня»

Ю. Тувим «Овощи»

Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».

Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».

Способствовать участию в играх «Что где растет», «Назови, какой, какая», «Я положу в корзину»,  «Раздели на группы»

Подбор иллюстраций

Алгоритмы приготовления простейших фруктовых и овощных салатов

 Панно «Сад и огород»

Иллюстрация  «Как растёт картофель»

Муляжи овощей и фруктов

Схемы, модели для самостоятельного составления описательных рассказов;

Внесение книг, открыток, иллюстраций по теме овощи и фрукты

Организованная образовательная деятельность.  

Тема «Овощи – фрукты». Цель: закреплять, уточнять и расширять представления детей об осени, овощах, фруктах.  

Художественно-эстетическое развитие

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы. Становление эстетического отношения к окружающему миру.

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Рассматривание репродукция картин

Цель: приобщать детей к миру искусства

 Машков И.И. «Овощи», «Тыква», А. Куприн «Натюрморт с тыквой», «Овощи и фрукты» И. Грабарь, Хруцкий И Ф. «Натюрморт с овощами», В.Ван Гог «Натюрморт с картофелем», П. Кончаловский «Поднос с овощами»,

Рисование «Вкусные дары щедрой осени» (овощи)

Цель: учить детей самостоятельно задумывать содержание рисунка, используя изобразительные материалы по выбору (цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры и др.) Развивать воображение и творчество.

Рисование (предметное) «Фрукты»

Цель: Учить детей задумывать содержание своего рисунка, вспоминать необходимые способы изображения. Воспитывать стремление доводить замысел до конца. Развивать изобразительное творчество. Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры.

Изготовление масок-шапочек для стихотворения Ю. Тувим «Овощи».

Цель: Научить детей делать маски – шапочки, работать с силуэтами, вырезать по контуру. Развивать инициативу и творчество в работе, создавать радостное настроение.

 Аппликация: «Фрукты».

Цель: продолжать учить создавать  объёмное изображение из частей, развивать чувство композиции.

Обводка трафаретов овощей и фруктов

Заучивание шотландской народной песенки «Купите лук», пер. И. Токмаковой – учить детей внимательно слушать и запоминать небольшие и простые по содержанию произведения, формировать интерес к книге

Слушание русской народной мелодии «Осенью» (обработка И. Кишко, сл. И. Плакиды).

Создание условий для лепки фруктов.

Способствовать рисованию «Мой любимый овощ».

Внесение репродукций картин  художников

Подбор материалов для продуктивной деятельности  воспитанников

Книжки раскраски, трафареты

Внесение книг, открыток, иллюстраций по теме овощи и фрукты

Музыкальное развлечение «Осень в гости к нам пришла» - создание радостного настроения, развивать эстетический вкус. Приобщение к музыкальному искусству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематический план образовательной деятельности в старшей группе "Овощи,фрукты"

Тематическое планирование на неделю по всем образовательным  областям...

тематическое планирование по теме "Овощи, фрукты"

развернутое тнедельное тематическое панирование...

Календарно-тематическое планирование по теме "Сад. Фрукты"

Календарно-тематическое планирование на неделю в младшей группе по теме "Сад.Фрукты"...

Календарно-тематическое планирование тема "Фрукты"

средняя группа Средняя группа                                               ...

Тематическое планирование недели "ФРУКТЫ-ОВОЩИ" ( вторая младшая группа)

Планирование недели "Фрукты-овощи" во второй младшей группе....

Тематическая неделя Осень.Фрукты и овощи.

Тема недели позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. Мероприятия, проводимые во время тематической недели, способствуют развитию тво...

Календарно-тематический план "Овощи,фрукты"

Календарно- тематический план по теме "Овощи, фрукты" для 2-ой младшей группы...