Образовательный проект на тему: «Культура и традиции народов Урала» Разновозрастная группа 5 – 7 лет
план-конспект занятия

В данном материале размещён содержание образовательного проекта «Культура и традиции народов Урала»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt_kultura_i_traditsii_narodov_urala.docx44.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13»

Образовательный проект на тему:

«Культура и традиции народов Урала»

Разновозрастная группа 5 – 7 лет

Автор разработки

Воспитатель:

Ралдугина В. С.

с. Большое Трифоново

2022

Паспорт педагогического проекта

Наименование проекта

Образовательный проект «Культура и традиции народов Урала»

Адресация проекта

Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми разновозрастной группы (5 – 7 лет) и их родителями.

Участники проекта

- Педагоги,

- Специалисты,

- Родители

- Воспитанники разновозрастной группы 5 – 7 лет;

- Соц. партнёры.

Цель проекта

«Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях народов Урала»

Задачи проекта

Образовательные:

1.Знакомить детей с фольклором народов Урала через сказки, былины.

2.Расширять и углублять представления о Родине, родном крае, народах, населяющих Урал.

3.Знакомить детей с культурными традициями, обычаями и искусством народов Урала.

Развивающие:

1.Формировать навыки культурного речевого общения, развития связной речи в процессе создания фильма «Народы, населяющие Урал».

2.Продолжать развивать умения работать в группах для сбора, анализа и представления информации.

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости к своему народу.

2.Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции народов: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимность и другое.

Сроки реализации

Долгосрочный, 1 год.

Вид проекта

Познавательно-исследовательский, творческий.

Особенности проекта

Данный проект станет эффективным в формировании личности ребёнка, его патриотизма и системного подхода по формированию знаний о народно – прикладном искусстве и воспитанию у детей дошкольного возраста любви к народной культуре.

Итоги проекта

Создание интерактивной карты Урала с промыслами, традициями, обычаями и искусством народов.

1.Введение

1.1 Актуальность

2022 год – объявлен Президентом Российской Федерации В.В. Путиным как годом Народного искусства и нематериального культурного наследия России.

В условиях глубоких изменений социокультурной деятельности, интенсивного развития компьютерных технологий, телевидения, сети интернет, современные родители и их дети, к сожалению, поверхностно знакомы со своей национальной культурой и традициями. Поэтому особую актуальность приобретает проблема приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа на основе выделения в ней общечеловеческих ценностей.

Главной идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, обычаям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания.  Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. В своей работе с детьми дошкольного возраста я убедилась, что положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью ознакомления дошкольников с устным народным творчеством, с обычаями и традициями народов Урала.  Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность. Особенно активен и заинтересован ребенок будет, если изучать историю, традиции, обычаи и культуру он будет вместе с родителями, которые в свою очередь должны быть активными помощниками и наставниками для своих детей на протяжении всего проекта.

1.2 Проблема

Недостаток знаний исторического наследия, культуры, традиций и обычаев народов Урала у воспитанников, а также диалога между родителями и детьми на указанные темы.

1.3 Гипотеза

Если приобщать детей к народной культуре, в будущем мы воспитаем гражданина любящего свою Родину и знающего традиции народов Урала.

1.4 Ресурсное обеспечение

Материально-технические условия реализации проекта:

мультимедийные системы, специальное оснащение группы

Методическое обеспечение проекта:

-Дидактический материал для работы с детьми (демонстрационные пособия)

- Раздаточные материалы (цветная бумага, картон, цветные карандаши и фломастеры, ножницы, клей и др.);

- Технические средства обучения (аудиотехника и музыкальные диски для создания творческого фона и прослушивания); интерактивная доска (мультимедийные презентации и игры)

-Информационное обеспечение (библиотека книг по тематике)

1.5 Цель и задачи проекта

Цель: «Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях народов Урала»

Задачи: Образовательные:

1.Знакомить детей с фольклором народов Урала через сказки, былины.

2.Расширять и углублять представления о Родине, родном крае, народах, населяющих Урал.

3.Знакомить детей с культурными традициями, обычаями и искусством народов Урала.

Развивающие:

1.Формировать навыки культурного речевого общения, развития связной речи в процессе создания фильма «Народы, населяющие Урал».

2.Продолжать развивать умения работать в группах для сбора, анализа и представления информации.

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости к своему народу.

2.Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции народов: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимность и другое.

1.6 Ожидаемые результаты

1.Обогащение и систематизация знания детей о культуре, быте и традициях русского народа;

2.Проявление любознательности к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам;

3.Умение передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности;

4.Обогащение знаниями об основных православных праздниках, о духовном мире;

5.Уважительное отношение к родителям, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним;

6.Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую Родину, ее достижения и культуру.

2. Планирование работы

2.1 Время проведения.

1 раз в неделю

2.2 Принципы реализации проекта.

1.Принцип доступности изучаемого материала;

2.Принцип историзма в исторических понятиях: прошлое, настоящее и будущее;

3.Принцип «Единства эмоций, действий, интеллекта»;

4.Принцип наглядности;

5.Принцип от простого к сложному.

6.Принцип интегративности.

2.3 Интеграция образовательных областей

1.«Физическое развитие» - двигательная деятельность;

2.«Социально – коммуникативное развитие» - игровая деятельность;

3.«Познавательное развитие» -познавательно-исследовательская деятельность;

4.«Речевое развитие» - коммуникативная деятельность;

5.«Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность.

Этапы работы над образовательным проектом на тему:

«Культура и традиции народов Урала»

Разновозрастная группа 5 – 7 лет

I этап. Организационно-подготовительный

Цель. Подготовка документационного, материально-технического, кадрового и программно-методического обеспечения организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Задачи.

1. Разработать нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

2. Разработать планы подготовки дошкольного образовательного учреждения к организации проектной деятельности по направлениям: управление, материально-техническое обеспечение, методическая деятельность, программно-методическое обеспечение, работа с детьми, взаимодействие с родителями, взаимодействие с социумом.

3. Организовать предметно-развивающую среду дошкольного образовательного учреждения в соответствии с планом подготовки материально-технического обеспечения к проектной деятельности.

4. Разработать планы организации деятельности дошкольного образовательного учреждения по осуществлению проектной деятельности.

5. Разработать программно-методическое сопровождение проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

6. Составление тематического планирования мероприятий.

II ЭТАП. Основной

Цель. Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи.

1. Осуществлять деятельность в соответствии с тематическим планированием.

2. Повысить профессиональную компетентность педагогов путем обеспечения методического сопровождения проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

3. Привлекать родителей к участию в мероприятиях детского сада осуществлению проектной деятельности.

4. Осуществлять взаимодействие с социокультурными учреждениями путём реализации плана сотрудничества.

5. Осуществлять контроль над реализацией проекта.

III ЭТАП. Заключительный

Цель. Анализ организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Задачи.

1. Обобщить результаты работы.

2. Провести анализ деятельности.

3. Осуществить презентацию материалов проекта.

Механизмы реализации

Основные принципы в работе по приобщению дошкольников к культуре и традициям народов Урала:

Работа по приобщению детей к национальной культуре должна проводиться системно, по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса в ДОУ, родителей, и установлением внешних связей.

Работа должна строиться в соответствии с народным календарем, в котором учитываются все циклы жизнедеятельности человека на земле, праздники.

Учет возрастных особенностей при отборе содержания, задач обучения и воспитания.

Обеспечение эмоционально-психологического комфорта и уважения к личности ребенка.

Основные направления в работе по реализации проекта

Игровая деятельность

Театрализация народных сказок – совместное творчество детей, воспитателей и родителей воспитанников. Изучение народных игр.

Социально – нравственное воспитание

Изучение культуры и традиций народов Урала.

Речевое развитие

Знакомство с фольклором народа Урала (потешки, сказки, пословицы, поговорки)

Ознакомление с окружающим

Формирование представление о том, что такое планета земля, какие люди живут на земле, чем они похожи на нас и чем они отличаются.

Художественная литература

Знакомство с поэзией народов Урала. Чтение сказок разных народов.

Изобразительная деятельность

Изучение народного декоративно-прикладного искусства.

Изучение традиционных народных промыслов, способов и приемов их изготовления.

Музыка

Народные праздники.

Изучение народных песен.

Песен патриотического содержания.

План проведения мероприятий по реализации проекта

Тема, цель

Период

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями

1

«Многонациональный Урал»

1. Познакомить детей с историей заселения Урала.

2. Развивать познавательный интерес, любознательность, творческие способности.

3. Воспитывать любовь к малой Родине – Уральскому краю.

I

I блок.

 Аппликация «Наш край Урал»

Развитие речи «Красоты и богатства Урала»

Рисование «На Урале живут красивые люди»

Лепка «Уральские мастера-ювелиры»

II блок.

Чтение легенд.

Рассматривание иллюстраций, заучивание стихов об Урале». Рассматривание карты «Уральский регион».

Оформление альбома «Наш край».

Чтение Н. Агапова «История – сказ об Урале-батюшке».

Игры «Тимербай», р.н.и. «Два Мороза»

1. Познакомить родителей с содержанием работы по проекту.

2. Экскурсия в музей  

3. Подборка иллюстраций, открыток о крае.

4. Чтение литературы.

5. Совместные рисунки на тему «Сказы Бажова», «Любимый Урал»

2

«Коренные жители Урала»

1. Закрепить знания детей о том, что на Урале живут люди разных национальностей

2. Познакомить детей с историей народа, проживающего наУрале, основными видами хозяйствования (скотоводство, охота, рыболовство, пчеловодство).

3. Развивать образное восприятие, познавательный интерес детей.

II

I блок.

Познавательное занятие «Коренные жители Урала».

Развитие речи «Придумай сказку».

Рисование «Уральские сказы».

Экскурсия в детскую библиотеку.

Беседа «Многонациональный Урал».

Чтение легенды «Происхождение башкир»

II блок.

Чтение легенд, башкирских, татарских, русских сказок, пословиц, поговорок.

Рассматривание карты, определение региона Башкирии, Татарстана.

Рассматривание иллюстраций, отрывок «Екатеринбург», «Москва», «Россия»,

Игры «Медный пень», «Темербай», «Грачи летят».

Прослушивание Уральских мелодий. Песен.

Разучивание танцев.

1.Чтение башкирских, татарских, русских сказок, легенд.

2. Подборка открыток о Башкирии, Татарстане, России.

3. Подборка фотографий семейных праздников, экскурсий.

4. Принести лоскутики меха, материала, кожи.

5. Конкурс поделок из бросового материала (куклы).

3

«Традиционные народные жилища на Урале»

1. Формировать знания детей об Уральском народе, познакомить с особенностями жилища:

устройство жилища;

особенности интерьера.

2. Закрепить знания об особенностях Уральского орнамента, его цветового решения.

3. Развивать инициативу, самостоятельность.

4. Развивать эстетические чувства: желание вносить красоту в окружающий мир.

III

I блок.

Познавательное занятие «Традиционные народные жилища на Урале»

Аппликация «Летняя Уральская деревня»

Рисование «Уральский лес»

Лепка «Русская изба»

Развитие речи. Пересказ сказки «Ленивый сын»

II блок.

Изготовление макета «Уральская изба»

Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий.

Свободное рисование

Русские народные игры «У медведя во бору», «Белая кость», «Золотые ворота»

1. Совместные рисунки «Юрта», «Русская изба»

2. Изготовление ковриков, одеял, подушек для макета «Юрта»

3. Подбор башкирских пословиц

4

«Народные костюмы Урала»

1. Познакомить детей с особенностями национальной одежды.

2. Развивать умение подбирать цвета и составлять узоры национального содержания и колорита.

3. Закреплять знания о семантике мотивов Уральских узоров.

4. Воспитывать интерес, дружелюбное отношение к традициям Уральского народа.

IV

I блок.

Познавательное занятие «Уральская одежда»

Рисование «Уральских национальный костюм»

Аппликация «Уральская обувь»

Развитие речи. Описательный рассказ

II блок.

Рассматривание иллюстраций.

Слушание музыки, разучивание танца (движения).

Изготовление украшений для оформления костюмов.

П/игры «Стрелок», «Липкие пеньки», «Дедушка Мазай».

1. Слушание башкирской, татарской, русской музыки.

2. Обшить куклу в национальный костюм.

3. Помощь родителей в изготовление национального костюма (сшить тюбетейки, камзол), изготовление украшений.

5

«Национальная кухня народов Урала»

1. Познакомить детей с традициями гостеприимства Уральской семьи.

2. Расширить знания об особенностях национальной кухни.

3. Воспитывать внимание, интерес детей к традициям Уральского народа: предложить гостю самое почётное место в жилище, угостить вкусным напитком.

Итог. Праздник «Край родной – земля уральская»

Цель. «Приобщение детей к культуре народов Урала»

V

I блок.

Познавательное занятие «Гостеприимство Уральского народа»

Аппликация «Коврик для гостей»

Рисунок «Уральские посиделки»

II блок.

Рассматривание открыток, иллюстраций.

Свободное рисование.

Лепка «Уральское угощение»

Игры «Продаём горшки», «Конное состязание», «Кондалы».

Оформление выставки детских работ

Концерт русской народной музыки

Развлечение «Русские посиделки»

Развлечение «Русь, Россия, Родина моя»

1. Подборка открыток и рецептов национальной кухни народов Урала».

2. Помощь в подготовке к национальному празднику (приготовление блюд)

3. Участие в празднике.

Ожидаемые результаты:

1.Обогащение и систематизация знания детей о культуре, быте и традициях русского народа;

2.Проявление любознательности к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам;

3.Умение передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности;

4.Обогащение знаниями об основных православных праздниках, о духовном мире;

5.Уважительное отношение к родителям, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним;

6.Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую Родину, ее достижения и культуру.

7.Создание интерактивной карты Урала с промыслами, традициями, обычаями и искусством народов.

Список литературы:

1. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… - М: АРКТИ, 2004.

2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Детство - Пресс, 2002.

3. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью».

4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2005.

5. Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством СПб: Детство – Пресс, 2003.

6. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».

7. Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». - Мн., 2004. - С.

8. Богомолова М.И. «Интернациональное воспитание дошкольников». - М.: Просвещение, 2008.

9. Гаранина Т.П. «Семейные традиции и их роль в воспитании детей». - Мн., 1983.

10. Дошкольная педагогика./Под ред. В.И. Логиновой, Т.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2020.

11. Жарикова А.Д. «Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада». М.: Просвещение, 2018.

12. Жуковская Р.И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов»./ Под ред. Козловой С.А. - М.: Просвещение, 1990.

13. Козлова С.А. «Воспитание патриотических чувств.// Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Под ред. Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 2020.

14. Никонова Л.Е. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». - Мн.: Народная асвета, 2009.

15. Никонова Л.Е. «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» - Мн.: Народная асвета, 2001.

16. Панасенко Г.И. «Роль знаний об общественных явлениях в формировании положительного отношения к окружающему у детей 5-7 лет». - Л., 2021.

17. Панько Е.А. и др. «Развитие познавательных процессов дошкольника»./ Уч. пособие. Мн.: МПИ, 1984.

18. Чечет В.В. «Воспитание патриотических чувств». - Мн.: народная асвета, 2007..

19. «Аппликации по мотивам народного орнамента», Богатеева З. А.Челябинск: Взгляд. 2020.

20. Чечет В.В. «Патриотическое воспитание в семье». - Мн.: народная асвета, 2019

21. О.А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством». – М.: ООО «Издательство скрипторий 2003». 2006.

22.  «Народное искусство в воспитании дошкольников» / под ред. Т.С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2005

23. Наш дом – Южный Урал: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики./ Ред.-сост. Е.С. Бабунова. - Челябинск: Взгляд. 2007.

24. «Воспитание детей на традициях народной культуры» / авт.-сост. В.П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Мой дом-моя крепость» по теме «Культура и традиции народов моей малой Родины»

Проект «Мой дом-моя крепость»по теме «Культура и традиции народов моей малой Родины»...

Проект на тему: «Овощи и фрукты» Для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности с нарушением опорно – двигательного аппарата.

Актуальность проекта: Осенью рацион ребёнка уже не богат свежими овощами и фруктами с приусадебных хозяйств, как летом. Поэтому, не только весной, которую принято называть временем гиповитаминоза, но ...

Конспект театрализованного ООД для детей 4-5 лет Тема: «Культура и традиция народов Дагестана»

Цель: Сформировать и расширить знания о своем крае, народных промыслах и умельцах Дагестана.Задачи: Развивать речь и творческие способности....

Проект «Знакомство с культурой и традициями народа Таджикистана»

Вид проекта: краткосрочный; информационный; групповой с привлечением родителей.Цель проекта:}Повышение эффективности социальной и языковой адаптации ребенка – билингва. Воспитание общечелов...

Экологический проект на тему «Огород на окне» в младшей разновозрастной группе

Экологический проект на тему«Огород на окне» в младшей разновозрастной группе   Авторы: Игнатьева Елена Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад №2г. ЛысковоТип проект...

Образовательный проект на тему «Разгадывая загадки природы…» для детей старшей группы коррекционной направленности

Открытый проект «Разгадывая загадки природы»направлен на патриотическое воспитание дошкольников.Участниками проекта являются воспитанники детского сада старшего дошкольного ...