Образовательный проект на тему «Разгадывая загадки природы…» для детей старшей группы коррекционной направленности
методическая разработка (старшая группа)

Демец Оксана Геннадьевна

Открытый проект «Разгадывая загадки природы»направлен на патриотическое воспитание дошкольников.

Участниками проекта являются воспитанники детского сада старшего дошкольного возрастакоррекционной направленности, родители, воспитатели. Также проект поддерживает библиотека № 2 Кировского района.

Актуальность

Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.

Одним из направлений патриотического воспитания детей является: формирование представлений о семье, формирование знаний о родном крае.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад — первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности от педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении" одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".

Данная тема выбрана для создания единого пространства развития ребёнка, как в детском саду, так и в семье. Проект дает возможность приобщения к чтению, изучения темы экологии в процессе совместной деятельности дети-родители-педагоги.

Тема изучения природы и ее законов близка детямдошкольного возраста, когда у ребенка бурно развивается воображение, которое ярко проявляется при восприятии художественных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razgadyvaya_zagadki_prirody_patriotizm.docx84.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №61 комбинированного вида

Кировского района Санкт-Петербурга

Образовательный проект на тему «Разгадывая загадки природы…»

для детей старшей группы коррекционной направленности

Авторы проекта:

Демец Оксана Геннадьевна, воспитатель

Ильина Елена Ардальоновна, воспитатель

Назарова Марина Михайловна учитель-логопед

2024 г.

Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире.

Каждый не сам по себе — каждый во взаимодействии с другим.

В.Бианки

1. Описание проекта

1.1. Введение

Открытый проект «Разгадывая загадки природы» направлен на патриотическое воспитание дошкольников.

Участниками проекта являются воспитанники детского сада старшего дошкольного возраста коррекционной направленности, родители, воспитатели. Также проект поддерживает библиотека № 2 Кировского района.

Актуальность

Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.

Одним из направлений патриотического воспитания детей является: формирование представлений о семье, формирование знаний о родном крае.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад — первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности от педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении" одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".

Данная тема выбрана для создания единого пространства развития ребёнка, как в детском саду, так и в семье. Проект дает возможность приобщения к чтению, изучения темы экологии в процессе совместной деятельности дети-родители-педагоги.

Тема изучения природы и ее законов близка детям дошкольного возраста, когда у ребенка бурно развивается воображение, которое ярко проявляется при восприятии художественных произведений. Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей, после чтения художественной литературы, становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше. «Какое счастье жить и летать в этом огромном мире!» (Цитата из книги В.Бианки «Собрание сочинений. Том 1. Рассказы и сказки»

Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Разнообразный мир природы пробуждает у него живой интерес и любознательность. «Познавая природу, мы неизбежно познаем и себя»-одно из высказываний В Бианки.

То, как ребенок будет относиться к этому миру, научится ли он быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от нас, взрослых, участвующих в его воспитании. Большую пользу в экологическом воспитании дошкольников оказывают книги писателей — натуралистов, экологические сказки.

 Одним из писателей, который помогает детям познать огромный мир природы, является писатель В. Бианки. Произведения Виталия Бианки отличаются яркой экологической направленностью. На основе его сказок и рассказов можно воспитать любовь и уважение к природе, учить понимать природу и ее особенности. Сказки В. Бианки очень точно совпадают с потребностями ребенка. Они вовлекают маленьких читателей в волшебный мир, дают возможность пережить события и приключения героев —насекомых, птиц, зверей —и незаметно для себя познать биологические сведения и закономерности. «Загадки разгадываем, а тайны остаются»- писал В.Бианки.

В настоящее время ряд важных документов отмечают необходимость непрерывного экологического образования:

- Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена Правительством Российской Федерации от 31 августа 2002);

- Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002), ст.71;

- «Государственная политика в области экологического развития» (документ утвержден Президентом РФ 30 апреля 2012 г.)

- «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Именно в дошкольном возрасте, когда ребенок очень чувствителен к эмоциональным воздействиям и склонен к подражанию, создаются благоприятные условия для того, чтобы постепенно раскрыть ему смысл народного и мирового наследия через художественные произведения, этику человеческих взаимоотношений, сформировать первый практический опыт проявления души по отношению к родным и близким людям, родному дому, отчему краю с его природой, историей и традициями, родного языка, – всего, из чего для каждого начинается Родина. [9]

1.2. Ключевые проблемы, на решение которых направлен проект.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй и формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями писателя В.Бианки и чтением экологических сказок затрагивает родителей, которые не видят необходимости выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи. Родители не видят необходимости приобщения ребенка к чтению, у родителей недостаточно информации по вопросам экологического образования дошкольников в ДОУ и в семье, отсутствуют образовательные запросы на экологическое воспитание ребенка. Это влияет на создание единого пространства для развития каждого ребенка. Речь идет уже не просто о необходимости получения знаний, а о формировании внутренней культуры – системы ценностей и моделей поведения, которые лягут в основу отношения подрастающего поколения к окружающему миру, а приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

1.3. Описание проекта

Тип проекта

Творческий, практико-ориентированный

Предмет исследования: произведения В.Бианки, объекты неживой природы

Сроки реализации: среднесрочный (15.09 – 22.04)

По составу участников: открытый (в рамках разных возрастных групп)

Участники проекта: дети старшей группы коррекционной направленности, родители, педагоги.

1.4. Цель и задачи проекта

Цель: создать условия для взаимодействия педагогов детского сада с семьёй, раскрыть творческий потенциал детей в художественном, речевом творчестве, опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:
Образовательные:

- Познакомить детей с произведениями писателя В.Бианки.

-Привлечь родителей к семейному чтению, совместной проектной деятельности.

-Расширить знания детей о живой и неживой природе, познакомить с понятием экология.

- Повысить компетентность педагогов в области экологического воспитания детей, в области привлечения родителей к совместной деятельности по теме проекта.

Коррекционно-развивающие:

-развивать коммуникативные способности детей при реализации проекта;

-развивать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке;

- развивать умение отвечать на вопросы кратко и полно, вести диалог, выслушивать друг друга;

-развивать навык пересказа прочитанных произведений с опорой на картинки;

- развивать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

- развивать тонкие дифференцированные движения пальцев и кистей рук;

- учить внимательно слушать стихи, запоминать и проговаривать их;

- развивать чёткость, интонационную выразительность, ритмичность речи (при проговаривании стихов пальчиковой гимнастики);

- развивать общую моторику, координированность и точность движений, способность поддерживать равновесие;

- формировать умение детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы—от объектов неживой природы.

Воспитательные:

- формирование заботливого, бережного отношения к природе.

- формирование представлений о неразрывной связи человека с природой.

1.5. Интегративная направленность проекта в соответствии с ФОП ДО

Образовательная область

Направление работы

мероприятия

«Познавательное развитие»

Формирование знаний у детей об экологии, как науки о необходимости бережного отношения к природе.

Развитие детской поисково-исследовательской деятельности

Занятия, беседы, исследовательские работы.

Опытно-экспериментальная деятельность. Решение проблемных ситуаций.

«Речевое развитие»

- развивать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

-развивать тонкие дифференцированные движения пальцев и кистей рук;

- учить внимательно слушать стихи, запоминать и проговаривать их;

- развивать чёткость, интонационную выразительность, ритмичность речи (при проговаривании стихов пальчиковой гимнастики).

Дыхательная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

«Социально-коммуникативное развитие»

Создание условий для формирования у дошкольников основ экологической культуры, способов культурной деятельности и коммуникации с окружающими взрослыми и сверстниками

Занятия, наблюдения, исследовательская деятельность, совместная деятельность с родителями по теме, изготовление плакатов, рисунков о природе, семейное чтение.

«Физическое развитие»

- развивать общую моторику, координированность и точность движений,

Физминутки, подвижные игры

«Художественно-эстетическое развитие»

В области восприятия художественной литературы

Посещение библиотеки.

Чтение художественной литературы по теме.

В области восприятия музыки

Тематическое мероприятие «День Земли», Творческий досуг «Лесные тропинки В.Бианки»

В области изобразительной и конструктивно-модельной деятельности

Выставка детского творчества

Изготовление книг-самоделок.

2. Этапы проекта и сроки реализации

2.1. Подготовительный

Задачи:

- заинтересовать всех участников тематикой проекта;

- разработать консультацию для родителей о  важности книги в жизни семьи и приобщению детей к чтению (слушанию) книг.

- предоставить родителям актуальную информацию по вопросам экологического образования дошкольников в ДОУ и в семье.

-разработать план совместных экологический мероприятий для изучения объектов живой и неживой природы.

- определить конечный продукт проектной деятельности.

 

Срок реализации

Вид деятельности

Цель

17.03 – 22.03

Анкетирование родителей «Книга в жизни вашего ребенка», «Экологическое воспитание детей в семье»,

Выяснить отношение родителей к семейному чтению, какое место занимает чтение в жизни семьи, какие способы приобщения к нему детей используют родители. Получение информации об уровне сформированности знаний и практических навыков по вопросам экологического образования дошкольников в ДОУ и в семье.

17.03 – 22.03

Мониторинг ситуации по приобщению детей старшего возраста к изучению экологии как науки

Получение информации об уровне знаний детей о мире живой и неживой природы.

17.03 – 22.03

Оформление информации для родителей по теме «Природа в произведениях В.Бианки. Проведение тематической консультации «Чтение в семье», «Живая и неживая природа»

Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.

Способствовать чтению в кругу семьи.

Развивать индивидуальные литературные предпочтения.

17.03 – 22.03

Подбор произведений В.В. Бианки. Создание мини-библиотеки произведений В.В.Бианки в группе ДОУ.

Подбор наглядно-дидактических пособий, подбор иллюстраций к произведениям.

Подбор фонотеки «Голоса птиц»

Разработка мнемотаблиц, графического плана для пересказа, картотеки игр «Речь с движением» к сказкам В.Бианки «Сказки-несказки», нейроигры.

Подборка экологических сказок, разработка картотеки опытов и экспериментов, подбор экологических игр.

Создание условий для реализации основного этапа проекта. Создание условий для формирования интереса к творчеству В.В. Бианки, пополнение РППС для опытов и экспериментов в группе и на площадке детского сада.

22.03

Составление плана совместных мероприятий с детской библиотекой.

План совместной работы с детской библиотекой

Итог подготовительного этапа: пополнение предметно-развивающей среды детского сада дидактическим и методическим материалом. Организация взаимодействия детей (оставление плана мероприятий), родителей и воспитателей для совместной деятельности по теме проекта.

План мероприятий

25.03–29.03 Проведение занятия «Юные экологи узнают тайны природы» (открытое для родителей)

Методическая предварительная работа-разработка мнемотаблиц, графического плана для пересказа, картотеки игр «Речь с движением» к сказкам В.Бианки «Сказки-несказки», нейроигры.

Подборка экологических сказок.

15.04.-19.04 Неделя книги посвящена 130-летию со дня рождения В.Бианки. Чтение с детьми сказок В.Бианки (группы старшего возраста ДОУ).

19.04 Творческий досуг «Лесные тропинки В.Бианки для детей ДОУ (старший возраст)

22.04 – День Земли. Посещение библиотеки «Неживая природа. Опытно-экспериментальная деятельность»

2.2. Основной этап

Задачи:

- закрепить знания детей о живой и неживой природе, о том, что человек является частью природы.

- закрепить умение выделять отличительные признаки живой природы.

-актуализировать знания детей о природе, как общем доме для всего живого

-создать условия для получения детьми знания о живой и неживой природе.

-мотивировать детей к самостоятельному изучению объектов живой и неживой природы.

-дать возможность детям при помощи взрослого узнать о понятии экологии, как науки.

-обобщить знания детей о творчестве В.В Бианки.

-углубить знания детей о животном и растительном мире через произведения писателя.

-развивать и обогащать речь детей за счет использования образного языка сказок и рассказов В.В Бианки.

-раскрыть творческий потенциал детей в художественном и речевом творчестве.

-формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов.

Срок реализации

Вид

деятельности

Цель

Познаем мир природы вместе с писателем В. Бианки

25.03 – 29.03

Чтение произведений В.В. Бианки

«Кто чем поет», «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», «Синичкин календарь», «Хвосты», «Заяц, косач, медведь и весна», «Сова», «Кто как зимует», «Глаза и уши», «Как муравьишка домой спешил», «Теремок», «Сова», «Хвосты», «Лис и мышонок», «Мастера без топора», «Паучок – пилот», «Первая охота», «У кого дом лучше всех».

Беседы с детьми о прочитанном по вопросам.

Просмотр мультфильмов по произведениям В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Оранжевое горлышко», «Синичкин календарь»

Вечер загадок «Угадай, кто это?».

Занятие по аппликации «Купание медвежат».

Выставка детского творчества «Иллюстраций к любимым рассказам В.В. Бианки».

Театрализованная деятельность игра-драматизация сказки В.Бианки «Теремок».

Составление рассказов в стиле В. Бианки, оформление их в виде книжек-малышек.

Совместная деятельность детей в творческих мини-группах (художники, чтецы, артисты, сочинители, конструкторы) «Необычные превращения»

Обогащение знаний детей о животном мире, мире природы через книги В. Бианки.

Приобщение детей к литературе через специфические детские виды деятельности

29.03

Творческий досуг «Лесные тропинки В.Бианки для детей ДОУ (старший возраст)

Развитие творчества

10.04

Посещение библиотеки №2 Литературное занятие в библиотеке по теме. «Знакомство детей с жизнью и творчеством В.В.Бианки» (проводится библиотекарем)

Расширение творческого взаимодействия ДОУ, семьи и библиотеки.

Срок реализации

Вид

деятельности

Цель

Тема: изучаем природу через опытно-экспериментальную деятельность

08.04-19.04

Чтение экологических сказок «Весенние голоса», «Маленький росточек», «Великий дирижер», «Что такое лес?», «Запущенный лес», « КАК ВОЗДУХ ЗАБОЛЕЛ», «Путешествие капли»  

Беседы с детьми о прочитанном по вопросам.

Серия наблюдений в природе (на участке детского сада). «Дай дорогу ручейкам», «Насекомые просыпаются», «Природа живая или не живая? Почему природа просыпается?», «Растения на участке», «Почва, камни, песок?», «Что создано природой, а что сделано руками человека?», «Солнце, воздух и вода», «Почки набухают».

Серия опытов и экспериментов в группе

1. «Огород на окне»

Детская исследовательская работа «Живая вода» (исследование влияния воды, света, тепла на рост растений и прорастание семян)

«Что греет, а что сохраняет тепло?»

2. Воздух

Детская исследовательская работа «Зависимость таяния льда от температуры воздуха»

Исследование «Как работает термометр?»

3. Солнце

Аппликация «Солнышко»

4. Вода

Фиксирование (зарисовка) результатов опытов и экспериментов в Журнале «Опыты и эксперименты»

Дидактические игры «Синичкин календарь»,

Экологическая дидактическая игра «Живая и неживая природа».

Экологическая игра «Бывает – не бывает».

(с мячом)

Экологическая игра «Природа и человек».

Экологическая игра «Какое время года?»

Развивать память, мышление, быстроту реакции. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано человеком, а что даёт человеку природа. Учить воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках времён года.

Совместная деятельность с родителями:

В течение проектной деятельности

Консультации для родителей «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности», «Семейное чтение»

Исследовательская акция в семье «Огород на окне»

Опыты и эксперименты в семье «Волшебница -вода»

Экскурсия выходного дня в Музей Воды

Воспитывать бережное отношение к электричеству.

Развивать исследовательскую инициативу детей.

Расширять начальные знания детей об экономической культуре и  энергосбережении.

Игры, физкультминутки коррекционной направленности

В течение проектной деятельности

«Первая охота», «Как Муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше?», «Кто чем поёт?», «Лесные домишки», «Рыбий дом», «Кузяр- Бурундук и Инойка- Медведь»

Дыхательная гимнастика.

Цели:

- развивать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

Пальчиковая гимнастика.

Цели: - развивать тонкие дифференцированные движения пальцев и кистей рук;

- учить внимательно слушать стихи, запоминать и проговаривать их;

- развивать чёткость, интонационную выразительность, ритмичность речи ( при проговаривании стихов пальчиковой гимнастики).

Физминутки.

Цели: развивать общую моторику, координированность и точность движений, способность поддерживать равновесие.

Итог основного этапа:

  • комплексное изучение темы экология через разнообразные виды деятельности в ходе специально организованных мероприятий и в повседневных процессах;
  • знание произведений В.Бианки
  • расширение кругозора детей в ходе бесед, наблюдений, исследовательской деятельности;
  • приобретение практических навыков использования методов энергосбережения;
  •  закрепление навыков исследовательской, поисковой проектной деятельности, позволяющих формировать целостную картину мира;
  • осознание необходимости бережного отношения к природе.

2.3. Заключительный этап.

Презентация результатов (продукт) образовательного проекта «Разгадывая загадки природы»

Срок реализации

Продукт проекта

22.04

Презентация «Живая природа в произведениях В. Бианки», «Юные экологи узнают тайны природы. Неживая природа».

29.03, 22.04

Газета: «Лесная газета», «День Земли» (работа с родителями)

Видеоролик «Опыты и эксперименты» (работа с родителями)

22.04

Альбомы с иллюстрациями к сказкам по проекту (совместное творчество)

29.03

Книжки-малышки по сказкам В.Бианки.

3. Результат реализации образовательного проекта на тему

«Разгадывая загадки природы»

Ожидаемые результаты реализации проекта

Оценка результата работы по проекту (критерии)

Дети

Дети знают произведения писателя В.Бианки, могут назвать до 10 произведений

Беседа по вопросам

Дети проявляют знания о природе родного края (знают названия заповедников Ленинградской области, могут назвать редкие растения, редких животных Ленинградской области, могут назвать признаки живой и неживой природы, знакомы с понятием экология.

Беседа по вопросам

Дети могут запоминать и проговаривать стихи чётко, интонационно выразительно.

Анализ итогового мероприятия

Родители

Повысилась компетентность родителей в вопросах экологического воспитания детей и приобщения их к изучению природы родного края

Анкетирование родителей.

Родители проявляют интерес к семейному чтению, совместной проектной деятельности.

Увеличение доли родителей воспитанников, принимающих   участие в проектной деятельности (Анкетирование родителей)

Педагоги

Повысилась компетентность педагогов в области патриотического воспитания детей посредством привлечения родителей к семейному чтению, к совместной деятельности по теме проекта, к изучению природы родного края.

Увеличение доли педагогов, обобщивших и распространивших свой опыт работы по взаимодействию детского сада с семьёй и формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями писателя В.Бианки и чтением экологических сказок. (Анкетирование педагогов)

4. Перспективы развития проекта

Продвижение социально значимого проекта с помощью социальных партнёров, используя положительный имидж ДОУ в микрорайоне.

Повышение мотивации детей за счёт чтения произведений писателей — натуралистов, таких как, например В.Бианки, чтение экологических сказок, использование системы стимулирования.

Проведение собраний, консультаций, семинаров для родителей в удобное для них время.

Проведение целевого обучения педагогов (курсы, семинары, консультации)

Использование имеющегося практического опыта коллег нашего детского сада и других дошкольных учреждений по теме привлечения родителей к семейному чтению, экологическому воспитанию детей, проектной деятельности.

5. Используемая литература

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. - 252 с
  2. Варивода В.С. « Экологическое воспитание дошкольников» Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2002.
  3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – Минск,2001.
  4. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» Методическое пособие, ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»2020г.
  5. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Коченгина, Л.А. Обухова. – М.:ВАКО, 2005. – 240 с.
  6. Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно! – М.: Линка – Пресс, 2004. – 72 с.:ил.
  7. Романова, Э. Н. Роль книги и чтения в жизни детей / Э. Н. Романова, О. А. Данилова, М. Л. Ведерникова, М. Н. Чернышева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 187-190. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6494/ (дата обращения: 23.03.2024).
  8. Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников. Методические рекомендации. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – С. 10-13
  9. Теоретические основы педагогики: курс лекций / под ред. О. Вишневского – Дрогобыч: Возрождение, 2001. –  268 с.

Приложение 1

Приложение 2

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №61 комбинированного вида

Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (5-6 ЛЕТ)

НА ТЕМУ:

«Юные экологи узнают тайны природы».

                                       

Автор методической разработки:

Воспитатель Ильина Елена Ардальоновна

Санкт-Петербург

2021 г.

1.        Пояснительная записка

        Возраст детей: старшая группа (5-6 лет)

        Подгруппа  детей (5 человек)

        Группа компенсирующей направленности

        Место проведения: в групповом помещении детского сада.

Проблема:

У воспитанников недостаточно знаний о природе, об экологии, не хватает знаний по теме живая и неживая природа. Дети имеют скудные представления о правилах поведения на природе, о мерах сохранения природных богатств.

Цель: развитие познавательных процессов у детей через ознакомление с миром природы.

Задачи:
Образовательные:

- закрепить знания детей о живой и неживой природе, о том, что человек является частью природы.

- закрепить умение выделять отличительные признаки живой природы.

-актуализировать знания детей о природе, как общем доме для всего живого

-создать условия для получения детьми знания о живой и неживой природе.

-мотивировать детей к самостоятельному изучению объектов живой и неживой природы.

-дать возможность детям при помощи взрослого узнать о понятии экологии, как науки.

Коррекционно-развивающие:

– развивать логическое мышление, творческое воображение.
– развивать умение координировать речь с движениями;
– развивать дыхание, голос и мимическую мускулатуру;
– развивать общую и мелкую моторику.;

–коррекция лексико-грамматических нарушений речи;

– развивать умение самостоятельно делать выводы;

– развивать умение делать словесно-логические обобщения.

- развивать творческие способности детей в процессе изготовления коллективной работы «Природа»

- формировать умение детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы—от объектов неживой природы.

Воспитательные:

-воспитывать у детей заботливое, бережное отношение к природе.

-продолжать формировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, что мы—люди—являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: свет, вода, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.

Образовательные технологии, методы и приёмы:

Словесные

  • Беседа
  • Поисковые вопросы
  • Загадывание загадок

Наглядные

  • Сюрпризные моменты
  • Демонстрация наглядных пособий
  • Показ способа действий взрослым, ребенком

Практические

  • Моделирование
  • Дидактическая игра
  • Проведение опытов
  • Презентация  «Огромный дом»

Дидактические материалы и средства обучения:

Иллюстрации с изображением объектов живой и неживой природы,  тонированный лист ватмана, прикрепленный к фланелеграфу, схема «Живая природа». Презентация к стихотворению «Огромный дом», портфель «Юный эколог» с заданиями, оборудование для опытов (полиэтиленовый пакет, лимон, веер),  эмблемы для каждого ребенка «Юный эколог».

Предварительная работа:

- Рассматривание картинок и иллюстраций;

- Чтение произведений о природе;

- Загадывание загадок;

- Беседы о родном крае и его природе;

-Раскрашивание раскрасок «Живая – неживая природа»

Ход НОД

Организационный момент:

Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы.

Солнцу красному

Дети - Привет!

Небу ясному

Дети - Привет!

Взрослые и малыши.

Вам привет от всей души.

-Ребята, кажется у нас в группе непорядок, кто-то оставил портфель, посмотрите. (поднимаю портфель, под портфелем письмо).

Слайд 1

Письмо

«Дорогие ребята, я ЭКОЛОГ , я слежу за сохранением растений, животных, чистотой воды и воздуха. И если где-то случается экологическая катастрофа, то первыми туда приезжаем мы, экологи. Чтобы помогать природе, экологи должны обладать разными знаниями, мы хотим, чтобы все люди помогали природе и много знали о природе. Если вы заботитесь о природе – не бросаете мусор, а собираете макулатуру и крышечки, осенью убираете опавшую листву и сажаете деревья, значит вы любите и заботитесь о природе. Нам нужны помощники. Я раскрою для вас тайны природы и вы станете Юными Экологами».

Слайд 1

Мотивационно-ориентировочный этап:

Воспитатель:

-Ребята, вы хотите узнать тайны природы? Хотите стать Юными экологами?

Ответы детей.

-Тогда будем выполнять задания Эколога.

Воспитатель читает стихотворение, на экране появляются изображения в соответствии с текстом стихотворения.

Слайд 2

Стихотворение «Огромный дом»

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нём птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живёшь в том доме светлом ты

И все твои друзья. (Л. Дайнеко).

-Что это за дом?

(ответы детей)

Воспитатель продолжает:

-Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Основной этап

Эколог говорит, Чтобы узнать тайны природы, надо  отправиться на прогулку в лес, хотите?

Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Дети по лесу гуляли, (шагают на месте)

За природой наблюдали. (смотрят по сторонам)

Вверх на солнце посмотрели, (тянутся к солнцу)

И их лучики согрели.(обнимают себя)

Птицы летали, крыльями махали. (машут руками)

Носиком подышим, (вдох – выдох 2 раза)

Пение птиц услышим. (слушают)

-Ребята, мы с вами в лесу, на природе. Что такое природа?

Ответы детей, воспитатель выкладывает на фланелеграфе соответствующие картинки.

-Экологи говорят, что это живая природа, почему? Объясните по схеме Эколога (схема живой природы)

Слайд 3 «Схема живой природы»

Дети: - «Все живое растет, дышит, питается, двигается, дает потомство».

Воспитатель из портфеля достает изображение человека.

В.:-Ребята, человек относится к природе? 

Дети – «Человек является частью природы»

-Ребята, Экологи говорят, что есть еще неживая природа, вы знаете , что  такое НЕЖИВАЯ ПРИРОДА?

Загадки от Эколога:

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все ... (Солнце)

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая? (Вода)

Окружает нас всегда,

мы им дышим без труда,

он без запаха, без цвета.

Угадайте, что же это? (Воздух)

-Эколог нам открывает 1 тайну природы - всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы.

-Ребята, сейчас мы с вами поиграем, если я назову предмет живой природы, будете размахивать  руками, если назову предмет неживой природы - приседать.

Эколог рассказывает.

«Человек часто «подсматривает» за природой, создает похожие предметы».

Слайд 4 СТРЕКОЗА/ВЕРТОЛЕТ

-Какой предмет похож на стрекозу?.

-Чем похож?

Слайд 5 ПТИЦА/САМОЛЕТ

-Какой предмет похож на птицу?.

-Чем похож?

Слайд 6 КИТ/ПОДВОДНАЯ ЛОДКА

-Какой предмет похож на кита?

-Чем похож?

-Самолет, вертолет, подводную лодку можно назвать частью природы? Почему?

Ответы детей.

-Эколог открывает 2 тайну:  природа—это то, что существует без помощи человека, а то, что сделано человеком нельзя назвать природой»

-Ребята, давайте с вами поиграем, я показываю картинку, а вы называете, что на ней изображено, если это сделано человеком, то вы говорите: «…сделано руками человека» и протягиваете руки, если предмет создан природой, то говорите: «… создано природой» и вытягиваете руки вверх.

Экологи говорят, что человеку надо бережно относиться к природе.

-Почему? Вот послушайте экологическую сказку « КАК ВОЗДУХ ЗАБОЛЕЛ» (с просмотром презентации).

По мотивам сказки  Афиногеновой В.В.

Слайд

В одном сказочном лесу  жил веселый Воздух. Он был чистый и прозрачный. Каждое свое утро он играл с деревьями, цветами, со своими друзьями-зверятами.

Всем было радостно играть с чистым Воздухом.

Слайд

Однажды на поляну пришла Баба Яга и захотела построить себе дом, начала рубить деревья вокруг, а когда построила дом, стала топить печь, но чтобы топить печь ей снова понадобились деревья, и Баба Яга вырубила все деревья в лесу. Черный дым, выходящий из трубы, попал в Воздух. Воздух заболел, он не мог очистится, потому что не осталось деревьев.

Новые деревья не росли, Воздух не поправлялся и Лес тоже заболел: завяли цветы, трава, не чем стало дышать зверятам, птицы улетели в другой лес. Всем стало понятно, что Баба Яга принесла беду в их сказочный лес. И тогда звери пошли к Бабе Яге чтобы рассказать ей, что без чистого свежего воздуха стало плохо всем жителям сказочного леса. Баба Яга посмотрела вокруг и не увидела ни одного дерева, не услышала ни одной поющей птички. Она очень расстроилась, расплакалась и спросила у зверят:

«Что же мне теперь делать?»

А звери ей ответили: «Для того, чтобы вылечить Воздух  и Лес нужно перестать рубить так много деревьев!»

Баба Яга снова спрашивает: «А как же я печку топить буду, мне же будет холодно без нее в доме?»

А зверята ей отвечают: «А ты утепли свой дом и тогда у тебя будет тепло, не понадобится вырубать много деревьев. Сажай каждый день новые деревца и наш сказочный лес будет тебя согревать, оберегать и радовать!»

Слайд

Баба Яга послушала зверят, утеплила дом соломой, перестала часто топить печку, посадила молодые деревца, ведь всем известно, что листва деревьев  очищает воздух. 

Воздух поправился, ожили цветы и трава, вернулись в лес птицы, стало легко и приятно дышать, больше в лесу никто не болел.

Вопросы к сказке:

1. Какой Воздух был в начале сказки?

2. Из-за чего Воздух заболел?(в воздух попал дым)

3. Почему Лес заболел? (Не осталось деревьев)

4. Что нужно  сделать, чтобы вылечить Воздух и Лес? (нужно перестать рубить так много деревьев)

5. Для чего нужно сажать деревья?(Листва деревьев очищает воздух)

6. Что стало с Воздухом когда жители леса начали сажать деревья? (Воздух стал очищаться)

3 тайна: Воздух нужен всему живому.

-Ребята, вы любите гулять на свежем воздухе?, тогда вставайте, давайте прогуляемся.

Физкультминутка «Воздух»

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Выходи гулять! («зовут»)

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)

Если вместе с мамочкой по лесу пойду, (шаги на месте)

Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)

(И. Лебедева)

-Как же нам увидеть воздух? Давайте его поймаем.

Ответы детей.

Опыт 1«Поймай воздух»

Воспитатель: -Я возьму полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: -Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух (надуваем или «ловим») и закручиваем его. Воздух занял всё место в пакете, посмотрите пакет похож на подушку. Выпускаю воздух, направляя струю воздуха на детей, даю детям почувствовать воздух.

4 тайна: воздух есть везде, даже в трубах заводов.

Слайд

Дым вместе с воздухом может попасть куда угодно. Почему?

В.: -Чтобы ответить на этот вопрос, проведем опыт».

Опыт №2 «Движение воздуха»

Воспитатель: -Ребята, давайте попробуем вызвать ветер.

Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо»

Ветер дует нам в лицо, (Руками машут себе на лицо)

Закачалось деревцо. (Руки вверх, раскачивание вправо — влево)

Ветерок всё тише, тише. (присесть)

Деревцо все выше, выше. (встать и вытянуть руки вверх)»

В.: -Что вы почувствовали?

Дети: -В лицо дует ветерок, когда мы машем.

- Экологи говорят, что воздух движется

Ребята, вы чувствуете какой-нибудь запах?

Слайд

Опыт №3. «Воздух сам не пахнет, но может передавать запахи»

В. предлагает детям подышать носом и ответить на вопрос:

воздух имеет запах? Затем попросит детей закрыть глаза, берет лимон, или апельсин и предлагает детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении при помощи веера и лимона (апельсина)

5 тайна:  воздух движется и может передавать различные запахи, поэтому так важно, чтобы воздух был чистым.

В.: -Дети, давайте вспомним какие  тайны природы вы сегодня раскрыли?

1 тайна - всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы.

2 тайна:  природа—это то, что существует без помощи человека, а то, что сделано человеком нельзя назвать природой

3 тайна: Воздух нужен всему живому

4 тайна: Воздух есть везде, даже в трубах заводов.

5 тайна:  Воздух движется и может передавать различные запахи, поэтому так важно, чтобы воздух был чистым.

Все, о чем мы с вами сегодня говорили – называется экология. 

Вы многое узнали и Эколог дарит вам эмблемы Юного эколога».

Вручение эмблем.

Планируемый результат

У воспитанников будут сформированы знания о живой и неживой природе, о том, что человек является частью природы. При помощи взрослого дети узнают о понятие  экологии, как науки, будут иметь  представления о правилах поведения в природе, о мерах сохранения природных богатств.

Анализ результативности деятельности:

1.        В своей работе я старалась создать благоприятные условия пространства: расположение оборудования,  декораций, столов я старалась продумать так, чтобы смена этапов  в образовательной деятельности была логичной и последовательной, что создавало для детей комфортные условия для выполнения заданий

2.        Совместная  образовательная  деятельность в форме поэтапного выполнения заданий  при создании коллажа «Природа» позволило организовать пространство, что вызвало у детей интерес. Чем ярче и интереснее впечатления детей, тем богаче воображение, что способствует всестороннему развитию. Детское творчество дает возможность легче воспринимать информацию. Использование сюрпризного момента – портфеля «Юного Эколога» с маленьким Экраном, появление на большом экране иллюстраций к стихотворению «Огромный дом, позволило поддерживать интерес детей на протяжении всей совместной образовательной деятельности, т.к. предметная модель актуализирует  знания детей.

3.        Вся совместная деятельность делилась на этапы, при этом я использовала такие формы образовательных технологий, как:

- физкульминутки, в которой я использовала речь с движением,  проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональной, а также хорошо развивает слуховое восприятие.

- использование практического метода опытов;

- крупные изображения на экране вызвали интерес у детей, дало возможность получить знания о том, что создано природой и о том, что сделано руками человека.

4.        Я обращала внимание, чтобы все дети были активны. Поддерживала и стимулировала детей личным обращением и поощрением, это помогало детям находиться в ситуации успеха. Использовала вопросы по теме деятельности, и видах двигательной активности, что помогло детям не потерять интерес, проявить индивидуальность.

Рефлексия по итогам мероприятия:

Рефлексия помогла детям:

  1. Закрепить полученные знания;
  2. Обогатить словарный запас;
  3. Развивать познавательную активность.

Приложение №1

Презентация «Огромный дом»

Приложение №2

Экологическая сказка «Маленький росточек»

Экологическая сказка «Великий дирижер»

Экологическая сказка «Что такое лес?»

Экологическая сказка «Весенние голоса»

«Путешествие капли»  

Приложение 3

Дыхательная гимнастика.

Цель:

- развивать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: - развивать тонкие дифференцированные движения пальцев и кистей рук;

- учить внимательно слушать стихи, запоминать и проговаривать их;

- развивать чёткость, интонационную выразительность, ритмичность речи ( при проговаривании стихов пальчиковой гимнастики).

Физминутки.

Цель: развивать общую моторику, координированность и точность движений, способность поддерживать равновесие.

Первая охота.

  • Дыхательная гимнастика.

«Вертушка»

Ноги на ширине плеч, руки опущены. Поворот направо – вдох; поворот налево, свободно размахивать руками, на выдохе произносить «Фрр!» Повторить 3 –4 раза.

«Скакалка»

Имитировать прыжки на скакалке (вдох); на выдохе произносить «Прыг – скок!» Повторить 3 –4 раза

  • Пальчиковая гимнастика.

Жила была собачка, вот такие ушки,       (зажимать и разжимать кулачки)

Подморозила собачка носик на опушке, (большой, указательный, средний пальцы          

                                                                     тереть друг об друга)

 Подморозила носик, подморозила лапки, (трясти обеими руками)

 И побежала греться к ребяткам.               (потирать ладонями друг о друга)

  • Физминутка.

Бегал по двору щеночек,                 (медленный бег на месте)
Видит пирога кусочек.                         (наклон вперед, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел,                 (
присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел.                         
(руки в стороны, голову на бок)

Как Муравьишка домой спешил.

  • Дыхательная гимнастика

«Жук»

Ребёнок сидит, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук [ж], одновременно опуская руки вниз.

«Комарик»

Ребёнок сидит, ногами обхватив ножки стульчика. Руки на поясе. Нужно вздохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит неуловимый комарик [з], быстро вернуться в исходное положение; новый вдох и поворот в другую сторону.

  • Пальчиковая гимнастика.

  Прилетела к нам вчера                машут ладошками

  Полосатая пчела.                         на каждое название насекомого

  А за нею шмель-шмелек             загибают пальчик.   

  И веселый мотылек,

  Два жука и стрекоза,

  Как фонарики глаза.                    Делают кружочки из пальчиков, подносят к глазам.

  Пожужжали, полетали,        

  От усталости упали.                    роняют ладони на стол.

  • Физминутка.

Чок – чок, каблучок!                          (потопать ногами)

В танце кружится сверчок.                (покружиться)

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке.          (движения руками, как при игре на скрипке)

Крылья бабочки мелькают –           (движения руками, как крыльями)

С муравьем она порхает.               (покружиться парами)

Звонко хлопают ладошки!            (похлопать в ладоши)

Всё! Устали ножки!

Чей нос лучше?

  • Дыхательная гимнастика

«Аист».

Представим, что мы превратились в аиста, разгуливающего с важным видом по болоту. Голова гордо поднята, спина - прямая. Руки-крылья вытянуты в стороны. На вдохе поднимаем «крылья» и од¬ну ногу, сгибая ее в колене. Затем колено разгибаем, вытя¬гиваем носок вперед. На выдохе медленно опускаем руки и ногу, делая шаг и произнося «ш-ш-ш...». Так же - с дру¬гой ногой. Чередование вдох-выдох рекомендуется повто¬рить 6-7 раз.

 «Гуси летят».

Медленная ходьба по комнате. На вдох — руки поднять в стороны; на выдох — опустить, произнося длительное: «Г-у-у у». Продолжительность 60 секунд.

«Гуси шипят».

И. п.— ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны — назад (в спине прогнуться, смотреть вперед) — медленный выдох на звуке «Ш-ш-ш». Выпрямиться — вдох (5—6 раз).

  • Пальчиковая гимнастика.

Вдоль по реченьке                      Изобразить руками ровную поверхность.

Лебедушка плывет,

 Выше бережка                           Поднять согнутую руку, локоть выставить

Головушку несет,                            вперед, кисть руки с сомкнутыми пальцами

                                                               сильно наклонить к локтю.

Белым крылышком            

Помахивает ,                               Помахать руками.   

На цветы водичку                       Потрясти руками

Стряхивает.

  • Физминутка.

Цапля серая носатая                             (руки к носу)

Целый день стоит, как статуя             (руки на пояс, лопатки свести)

На одной ноге постой-ка ,                   (руки на поясе поднимаем левую ножку)

Если ты солдатик стойкий.

А теперь постой на правой,                 (руки на поясе, поднимаем правую ножку)

Если ты солдатик бравый.

Цапля серая носатая,                           (на двух ножках, руки к носу)

Целый день стоит, как статуя.             ( руки  на пояс)

  Кто чем поёт?

  • Дыхательная гимнастика

 «Ворона»

Ребёнок сидит. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох, произнести «кар!». Повторить 3-4 раза

 «Кукушка»

Ребёнок сидит. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох, произнести «ку-ку!». В игре можно изменять силу голоса, произносить тише – громче. Повторить 3-4 раза.

  • Пальчиковая гимнастика.

Я зимой кормлю всех птиц:                 (загибают и разгибают пальцы, перечисляя птиц)

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей

Вот кормушка у дверей.                    (показывают одной рукой на кормушку)

Дам им булки, пшенной каши,         (загибают и разгибают пальцы, перечесляя корм)

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,

Пусть клюет его она.               (собранными в щепотку пальцами имитируем движения)

  • Физминутка.

Скачет шустрая синица,             (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Ей на месте не сидится
,             (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Прыг-скок, прыг-скок,               (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Завертелась, как волчок.            (Кружимся на месте.) 
Вот присела на минутку,            
(Присели.) 
Почесала клювом грудку,          
(Встали, наклоны головы влево-вправо.) 
И с дорожки — на плетень,        
(Прыжки на месте на левой ноге.) 
Тири-тири,                           
(Прыжки на месте на правой ноге.) 
Тень-тень-тень!                         
(Прыжки на месте на двух ногах.) 

Лесные домишки.

  • Дыхательная гимнастика

«Дерево»

Ребѐнок поднимает руки над головой, делает вдох, пауза в 3 секунды, затем, покачивая  руками, произносит звук [ш]. После ребѐнок опускает руки вниз («ветер затих»).   Повторить 3 – 4 раза.

«Листочки»

Для игры нужны вырезанные из бумаги листья деревьев. Ребѐнок держит листок в правой  руке, подносит ко рту, делает вдох, затем спокойно дует на листок. Листок шевелится в  руке. Следить, чтобы щѐки не надувались.

«Ветер качает деревья».

Дети поднимают руки вверх и, произнося на выдохе «У», раскачиваются вправо и влево

  • Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять,                 Пальчики обеих рук здороваются,

В лес идем мы погулять.                    начиная с большого.

За черникой,                                   Обе руки идут по столу.

За малиной,                                   Загибают пальчики, начиная с большего.

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

  • Физминутка.

Во дворе стоит сосна,                  (стоя на одной ноге, потягиваемся —руки вверх,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,        потом то же,  стоя на другой ноге)

Быть он хочет подлинней.

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.                 (наклоны корпуса вперѐд-назад)

Ветки гнутся взад-вперѐд,

Ветер их качает, гнѐт.                 (рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать -

Раз, два, три, четыре, пять.         (приседания)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим.         (дети идут на места)

Рыбий дом.

  • Дыхательная гимнастика

Лягушонок

 Слегка присесть, вдохнув, оттолкнуться и сделать прыжок двумя ногами с продвижением вперед;  на выдохе протяжно произносить: «К-в-а-а-а-к». Повторить 3—4 раза.

Рыба сорвалась с крючка

Ноги на ширине плеч, слегка согнуты, руки держат «удочку». 1 — имитировать вытягивание рыбы из пруда (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Э-э-э-х!». Повторить 3—4 раза.

  • Пальчиковая гимнастика.

Рыбки плавали, ныряли                 (Волнообразные движения правой руки)

И совсем не отдыхали.                         (Волнообразные движения левой руки)

Плавниками шевелили,                         (движения пальцев 2х рук по сторонам)

В море синем быстро плыли.                (движения сложенных впереди ладошек)

Раз, два, три, четыре, пять!                  (счёт пальцами поднятых перед собой рук)

Этих рыбок не догнать!                 (движения сложенных впереди ладошек)

  • Физминутка.

Пять маленьких рыбок ныряли в реке                (имитация рыб).

Лежало большое бревно на песке                        (развести руки в стороны).

Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко        (имитация ныряния).

Вторая сказала:- ведь здесь глубоко                (грозят указательным пальцем).

Третья сказала:- мне хочется спать                        (руки лодочкой под ухо).

Четвертая стала чуть-чуть замерзать                (потереть кистями плечи).

Пятая крикнула:- здесь крокодил                (руками имитируют пасть крокодила).

Плывите скорее, чтоб не проглотил                (убегают).

Кузяр- Бурундук и Инойка- Медведь.

  • Дыхательная гимнастика

«Любопытный ёжик».

Поворачивать голову прямо – вправо, прямо - влево и одновременно делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдыхать через рот в сторону, произнося [пф].

«Медвежонок»

Ребёнок ложится на спину, выполняет глубокий вдох через нос, на выдохе «похрапывает». Затем «Мишка проснулся, потянулся, перевернулся». Ребёнок выполняет все движения, сгибает ноги в коленях к животу, выполняя при этом глубокий выдох через нос, переворачивается и опять «засыпает, похрапывая».

  • Пальчиковая гимнастика.

Кто в лесочке живет?                        (переплести пальчики, имитируя лес)
Под корягой — старый крот,          (загибать указательным пальцем левой руки
За горой — лисенок,                        пальцы на правой руке, начиная с мизинца)
В ельнике — лосенок.
Под кустом — лисичка,
На сосне — синичка!

 Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать.

  • Физминутка.

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге.                         (Повороты влево и вправо.)

Потянулся он со сна:                         (Потягивания — руки вверх.)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил.                 (Вращения головой.)

Наклонился взад-вперёд,                 (Наклоны вперёд-назад.)

Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки —

Для медведя витаминки.         (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся.         (Дети садятся.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект на тему «Наш друг-природа» (для детей старшего дошкольного возраста)

Наш друг-природа. Экологический проектЦель проекта: формирование экологической культуры старших дошкольников.Задачи проекта: познакомить детей со способами   сохранения  окружающей прир...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по экологии Тема: «Мы друзья природы» возраст детей: старшая группа

Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе. Доставить радость от участия в празднике....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии Тема: «Мы друзья природы» возраст детей: старшая группа

Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе. Доставить радость от участия в празднике....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с природой для детей старшей группы. Тема: «В гости к осени».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с природой  для детей старшей группы.  Тема: «В гости к осени»....

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности ОО «Речевое развитие» На тему: «Путешествие на юг» для детей старшей группы компенсирующей направленности.

Конспект НОД ОО «Речевое развитие»На тему: «Путешествие на юг»Для детей старшей группы компенсирующей направленности....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы для детей старшей группы "Наблюдение за рыбками"

В ходе непрерывной огбразовательной деятельности дети наблюдают за рыбками, замечая сходства между ними и различия....