Конспект открытого занятия по ознакомлению детей с живым объектом «Хомяк»
план-конспект урока (старшая группа)

Соколова Елена Анатольевна

В ходе занятия были поставлены и выполнены следующие цели:

Расширить и уточнить знания детей о хомяках (особенности внешнего вида, образа жизни, питании).

Познакомить детей с понятием «грызуны».

Словарь: хомяк, одиночество, рыжевато-бурый.

Развивать мелкую мускулатуру кистей рук.

Воспитывать интерес к домашним животным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_homyak.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 45  МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.НОВОРОССИЙСКА

Конспект открытого занятия

по ознакомлению детей

с живым объектом

 «Хомяк»

Подготовила

воспитатель

Соколова Е.А.

г. Новороссийск  


Цель:

Расширить и уточнить знания детей о хомяках (особенности внешнего вида, образа жизни, питании).

Познакомить детей с понятием «грызуны».

Словарь: хомяк, одиночество, рыжевато-бурый.

Развивать мелкую мускулатуру кистей рук.

Воспитывать интерес к домашним животным.

Оборудование:

Картинки с изображением хомяка, клетка с живым объектом, дидактическая игра: картинка-заготовка с изображением кладовок с запасами. Ручки.

Ход занятия:

- Послушайте загадку и попробуйте отгадать с каким зверем нам предстоит сегодня познакомиться.

Загадка про хомяка:

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка?

За щекой!

Вот я хитренький какой!

- Какие слова загадки подсказали вам правильный ответ? (Ответы детей).

- Взгляните на этого щекастого красавца. (Показ картинок и фотографий). Как вы думаете, почему его называют Щекастым? (Ответы детей). Хомяк похож на мешок со щекастой головой и маленькими ушками. Лапки и хвостик у него коротенькие. Но передние лапки у хомяка многое умеют: подвижными пальцами захватывают еду, подносят ко рту, освобождают щеки от собранного добра, выбирают зерна из колосков, чистят шерстку, умываются и переносят детенышей. За шкуркой своей хомяки ухаживают очень тщательно. Расчесывают ее коготками, зубами, языком и часто купаются в песке. Песчинки, сбегая по телу мелкими струйками, уносят с собой грязь. Окраска меха пестрая, яркая, рыжевато-бурая. Что это за цвет такой – «рыжевато-бурый»? Рыжий – это какой? А бурый? (Ответы детей). Вот и получается оранжево-серо-коричневый. На голове и боках желтые пятнышки, брюшко черное бархатистое.

- Хомяк – зверь злой, неуживчивый. Он любит покой и одиночество. Как вы понимаете слово «одиночество»? (Ответы детей). Неуживчивость хомяков такова, что при встрече родственники тут же начинают драться и выяснять отношения.

- Селятся хомяки поодиночке, поблизости от хлебных или кукурузных полей, садов, виноградников. Роют глубокие и сложные норы. Что значит «сложные норы», как вы думаете? (Ответы детей). Извилистые, с запутанными ходами и многими выходами. Днем хомяки спят, а ночью выходят на кормежку.

Упражнение «Что в кладовке у хомяка?»

Возьмите ручки и проведите дорожу к каждой кладовке — узнаете, что припас себе на зиму хомяк.

- Больше всего любят хомяки картофель, виноград и птичьи яйца. Охотно поедают насекомых, луковицы и клубни разных растений, семена, зерно, арбузы, дыни и тыквы. Добычу сразу на месте никогда не ест – несет в нору. А  как несет? (Ответы детей). За щеками.

- А щеки у него – как мешки. И набивает их хомяк так, что порой даже в нору пролезть не может – раздувшиеся щеки мешают. В таких случаях хомяк давит передними лапками на щеки, выдавливает часть собранного, уносит в нору, а потом возвращается и подбирает оставленное.

- Случается, попадется хомяку крупная добыча, птичье яйцо, например. В лапах его не унесешь, за щеку не засунешь. В таких случаях хомяк толкает его лбом и кати в нору.

  Иной раз насобирает хомяк разной еды. Тогда разложит ее в разные щеки: за одной щекой зерна, а за другой кузнечики и прочее «мясо» насекомых.

- Посмотрите на эти картинки. (Показ). В своих защечных мешках  за один раз хомяк может принести: 70 крупных горошин, 20 виноградин, 300 зерен пшеницы.

- За лето хомяк съедает столько, что можно было бы наполнить этой едой большой мешок. А на зиму запасает еще больше. У зимы, как известно, рот велик. Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей).

- А сейчас пришло время немного поиграть.

Физкультминутка «Хомячок»

Хомка, хомка, хомячок -

Полосатенький бочок.

Руки на поясе, выполнять повороты вправо-влево. Поднять левую руку вверх, правой рукой поглаживать левый бок. Поднять правую руку вверх, левой рукой поглаживать правый бок.

 Хомка раненько встает,

(Потягиваясь, поднять руки вверх)

Щечки моет, лапки трет.

(Правая рука вверх, левая вниз, выполнять пружинящие движения назад, меняя руки)

Подметает чисто хатку

(Выполнять движения в соответствии с текстом)

И выходит на зарядку.

(Маршировать)

Раз-два-три-четыре-пять,

(Руки в стороны, ритмично сгибать руки в локтях)

Хочет Хомка

Сильным стать!

(Кисти рук прижать к плечам, напрягая мышцы)                                                 


- Хомяки – звери хозяйственные. Запасы в кладовых у них в полном порядке, все продукты хранятся по отдельности. Но это у старых, бывалых хомяков, а молодые часто сваливают все в кучу.

- Давайте-ка, поиграем еще немного. У вас на блюдце лежат вперемежку горошины и пшеничные зерна. Ваша задача разделить их на две кучки – горошины к горошинам, пшеничные зерна к пшеничным зернам. Приступайте. (Дети выполняют задание).

- Запасы хомяки делают, в основном, на голодную весну. Зимой хомяки много спят. Изредка просыпаются, набьют поплотнее брюшко и опять на боковую. К весне хомяки заметно худеют и выходят их нор тощими. Подкормившись, потолстев, затевают свадьбы. А уже к концу весны хомячиха рождает 5-7 малышей, но иногда бывает и 15. Хомячата появляются на свет крошечными, но быстро растут и в скором времени начинают рыть «детские» норы в большой родительской норе. Это они тренируются, готовятся к самостоятельной жизни. И правильно делают! Не успеют хомячата как следует окрепнуть и всему научиться, как мать выгоняет их из родного дома. Побродят они вокруг да около и начинают рыть каждый для себя отдельную нору.

- Враги хомяков - это ласки, лисы, хорьки, собаки, полозы, чайки, вороны, совы и другие хищные птицы. Рассердившись, хомяк прыгает, стучит зубами, пронзительно визжит и смело бросается на врага какой бы величины тот не был. Известны случаи, когда хомяк обращал в постыдное бегство крупных охотничьих собак и, защищая себя, нападал даже на человека. А сам-то величиной с крысу. Недаром в народе его зовут «злой карбыш».

- Укус хомяка опаснее, чем укусы более крупных зверей. Длинные и тонкие хомячьи зубы в момент укуса слегка раздвигаются в стороны и рвут ранку.

- Но первым хомяк нападать не станет, ведь больше всего на свете он мечтает, что бы его оставили в покое и не трогали. Такой уж у него не кампанейский характер.

- Хомяки относятся к большому семейству грызунов. Как вы думаете, каких животных называют грызунами? Каких грызунов вы знаете? Что у них общего? (Ответы детей).


Вопросы:

1. Почему хомяка называют щекастым?

2. Чем питается хомяк?

3. Как переносит добычу в нору?

4. Как справляется с крупной добычей?

5. Как готовится к зиме?

6. Как хомяк зимует?

7. Какие норы роет хомяк?

8. Кто является врагами хомяка?

9. Как ведет себя хомяк при встрече с врагом?

10. Какими появляются на свет хомячата? Как ведут себя?

11. Как начинают самостоятельную жизнь?

12. Что можно сказать о характере хомяка?

13. Что происходит, если встречаются два хомяка?

14. Чем опасен укус хомяка?

15. Почему хомяка называют хозяйственным?

Разучивание  стихотворения «Хомяк»

Хомяк зимою, в холод лютый

Не хочет мерзнуть ни минуты.

Хитрец

Холодною порой

Храпит в хоромах под землей.

                            (В. Лунин)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятияпо развитию речи в первой младшей группе детского сада "Путешествие в страну сказок"

Это интересное занятие для детей  первой младшей группы, которое я составила сама с применением програмного материала.Малыши очень любят сюрпризные моменты, на этом и строились все этапы занятия....

Конспект открытого занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с устройством трех миров в якутском народном эпосе - олонхо « Нюргун Боотур Стремительный».

Воспитывать у детей чувства любви к Родине; чувства гордости ее традициями и культурой; Прививать детям интерес и уважение к культуре народа саха....

Конспект открытого занятия по экологии "Живые семена" (старшая группа)

Данное занятие проводится с детьми старшей группы....

Мастер-класс. Конспект открытого НОД. Ознакомлениие с окружающим с элементами рисования .Тема: " Солнышко, солнышко выгляни в окошечко..."(нетрадиционная форма рисования)

Дать детям представление о весенних изменениях в природе. Формировать интерес к явлениям природы. Учить передавать образ солнца в рисунке, используя нетрадиционную технику рисования способом &qu...

Конспект занятия по ознакомлению с живой природой «Муравьи — санитары леса» (старшая группа).

Цели:-углублять знания детей о муравьях, их образе жизни;-формировать представление о роли муравьёв в жизни леса;-воспитывать бережное отношение к муравьям.м...

Конспект открытого занятия по экологии "Живая и неживая природа"

Занятие разработано для детей 5-7 лет на выявление  усвоенного программного материала за I полугодие по экологическому воспитанию на тему "Живая и неживая природа"....