Конспект открытого занятия по экологии "Живая и неживая природа"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие разработано для детей 5-7 лет на выявление усвоенного программного материала за I полугодие по экологическому воспитанию на тему "Живая и неживая природа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_polug._zhivaya_nezhivaya_st.gr_.docx | 49.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №1»
с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно эстетическому развитию детей
Суджанского района Курской области.
Конспект открытого занятия
на усвоение программного материала
за I полугодие
2021-2022 учебного года
по экологическому развитию
в группе общеразвивающей направленности
дети шестого года жизни
(до окончания образовательных отношений)
на тему: «Живая и не живая природа»
Разработал и провёл: воспитатель
I кв. категории Логвянкова Т.П.
г. Суджа
2021г.
Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.
Задачи:
Обучающие:
- выявить и обобщить знания детей о природных и искусственных объектах о живой и не живой природе.
- формировать целостный взгляд на природу о неразрывной связи человека с природой, (человек - часть природы, в природе всё взаимосвязано).
- учить решать проблемные задачи, делать выводы.
- закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле.
Развивающие:
- расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость.
- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь.
- способствовать развитию познавательных интересов, приобщать к действенному отношению к природе.
- формировать познавательный интерес к изучению окружающего мира.
- способствовать формированию экологической культуры.
Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания, ответственность за ее сохранность.
- формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, 2 мольберта и набор картинок для игры «Природа не природа», клубок ниток, стаканчик с водой, пустой стаканчик, кусочек мела, аудио проигрыватель, аудиозапись музыкальной физминутки «Мы пойдём сейчас направо», схема развития и роста человека, цыплёнка, глобус.
Раздаточный материал: Листочки с заданиями, цветные карандаши, стаканчики с землёй стаканчики с водой, фасоль, влажные салфетки, медали.
Предварительная работа: Наблюдение в природе за объектами «живой» и «неживой» природы, участие во Всероссийском открытом уроке «Эколята – юные защитники природы», просмотр видеофильма «Живая природа», дид. игры «Кто я?», лексическая игра «Кто это? «Что это?», тактильная игра «Угадайка», беседы познавательно – экологического цикла, изучение «Схемы развития и роста».
Словарная работа: природные объекты, искусственно созданные объекты, все в мире взаимосвязано, кислород, углекислый газ, экологи.
Ход занятия
I. Вводная часть:
1. Организационный момент
Ритуал утреннего приветствия «Здравствуй, солнышко родное!»
Все вместе в кругу: Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!
Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте с ними поздороваемся. И подарим им на весь день хорошее настроение.
(дети дарят гостям солнышки)
Воспитатель: Радость и доброта всегда помогают человеку. Так давайте, начнем наше занятие с улыбки.
2.Вводная беседа, рассуждение, выявление темы занятия
Воспитатель: Ребята, вы любите смотреть фотографии? Посмотрите фотографии и послушать внимательно стихотворение.
(Воспитатель читает стихотворение и листает слайды на экране)
Вот на земле огромный дом (Слайд №1)
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром(Слайд №2)
Лес и морской прибой, (Слайд №3)
Живут в нем птицы и цветы, (Слайд №4)
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты (Слайд №5)
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли (Слайд №6)
Зовется этот дом.
Воспитатель: Кто догадался, о чём будем говорить на занятии?
Дети: О природе.
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам стать «Эколятами – юными знатоками и защитниками природы».
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
II. Основная часть:
Воспитатель: Что такое природа?
(Дети высказывают предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы, горы, звёзды....)
Воспитатель: Всё что мы видим и наблюдаем - это природа. Она существует без помощи человека. А что нельзя назвать природой?
Дети: То, что сделано руками человека.
Слайд №7
Беседа – рассуждение
Воспитатель: Правильно это искусственно созданные объекты. А можно ли назвать объектами природы ложку, стол, дом?
Дети: Нет.
Воспитатель: А что это?
Дети: Искусственно созданные предметы.
Воспитатель: А где люди взяли материал, чтобы сделать эти предметы?
Дети: Из природы.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Человек пользуется природными объектами, чтобы создавать искусственные объекты для своего удобства.
Воспитатель: Да, все вещи когда-то были частью природы и взяты у нее человеком. Мы природу создать не можем, а только пользуемся ею.
А сейчас поиграем в игру «Природа и не природа» .
Игра «Природа и не природа»
(на столе лежат картинки, дети делятся на две команды, одним предлагается найти объекты природы и разместить их на мольберте, а другой - не природы и разместить их на другом мольберте)
Воспитатель: Молодцы ребята! Быстро справились с заданием!
Всю природу можно разделить на два огромных мира. Подумайте, на какие два мира?
Дети: Мир живой и мир неживой природы.
Воспитатель: У нас сегодня в гостях «учёные экологи» они помогут нам разобраться в этом вопросе.
Игра «Ученое сообщение»
(дети делают сообщение у экрана)
Слайд № 8
1 ребёнок: Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что передвигается, растет, дышит, питается, даёт потомство.
Слайд № 9
2 ребёнок: Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки).
Воспитатель: Спасибо «юным ученым» за сообщения.
Слайд № 10
Воспитатель: Рассмотрим признаки живой и неживой природы.
На рисунке изображены две звезды: морская и космическая. Какая из звезд дышит?
Дети: Морская звезда дышит, а космическая звезда не дышит.
Воспитатель: Какая из звезд растет?
Дети: Морская звезда растет, а космическая не растет.
Какая из звезд питается?
Дети: Питается морская звезда, космическая не питается.
Воспитатель: Какая из звезд дает потомство?
Дети: Морская звезда дает потомство, космическая не дает потомства.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Морская звезда относится к живой природе, так как она передвигается, дышит, растет, питается, дает потомство.
Дети: Космическая звезда относится к неживой природе, потому что она не дышит, не растет, не питается и не дает потомство.
Опыт №1
Воспитатель: Посмотрите на ваши столы, вы увидите на них кусочки мела и стаканчики -
один пустой, другой с водой. Возьмите мел и разломите его. Что стало с мелом?
Он перестал быть мелом или нет?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, мел остался мелом, только кусочки его стали меньше.
Возьмите воду и перелейте часть воды в другой стаканчик. Что стало с водой, она перестала быть водой?
(Ответы детей)
Воспитатель: А что будет с бабочкой, жучком, цветком, деревом, птицей, если мы их разделим на части?
Дети: Они погибнут.
Задание на закрепление- дети выполняют самостоятельно
Воспитатель: Возьмите листочки с заданием рассмотрите их внимательно.
Раскрасьте зеленым цветом живую природу, а красным - неживую природу.
(Проверка задания)
Воспитатель: А мы с вами к какой природе относимся?
Дети: Человек дышит, питается, растёт, двигается и даёт потомство - живая природа.
Воспитатель: И нам пришло время подвигаться!
Музыкальная физминутка «Мы пойдём сейчас направо»
(аудиозапись)
(Дети присаживаются на места)
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем, как растет и развивается ребенок? (схема развития).
Что для этого нужно?
Дети: Тепло + питание + вода + воздух + любовь. Так развивается и растет человек.
Воспитатель: А теперь необходимо сложить из карточек, как появляется цыпленок, и рассказать, что нужно, что бы рос и развивался цыпленок?
Дети: Его нужно кормить зерном, гулять, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под маминым крылом.
Воспитатель: Оказывается, для роста и развития цыпленка нужно то же, что и человеку?
Дети: Тепло + питание + вода + воздух +забота.
Воспитатель: А как же растут и развиваются растения? Они же ведь тоже живые?
Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца они усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные. И превращают его в крахмал и сахар. Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут питаться. Питаясь, растения выделяют в воздух кислород. Кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить.
Игра «Удивительная паутинка»
Дети надевают нагрудные знаки со схематичным изображением объектов живой и неживой природы и встают в круг. Передавая друг другу клубок ниток, устанавливают связи между объектами живой и неживой природы. Воспитатель начинает игру:
Я - ветер, я могу опылять цветы.
Протягивает ниточку ребенку, у которого нагрудный знак с изображением цветка.
Я - цветок, я расту под лучами теплого солнца.
Я - солнце, без меня не смогут жить животные
Я - животное, я не могу жить без воды.
Я - вода, человек без меня погибнет.
Я - человек, для жизни мне нужен воздух, солнце, вода, растения, животные.
Воспитатель: Вот видите, ребята мы в игре убедились, что живая природа не может существовать без неживой природы и наоборот, так как всё в мире взаимосвязано.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам пройти в лабораторию юных эколят.
(дети занимают места в лаборатории)
Посмотрите, у каждого на тарелочке лежит фасоль. Как вы думаете, почему при хранении семена не прорастают?
Дети: нет воды, света.
Воспитатель: Давайте проведем опыт и посадим их в землю, мы будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и расти.
Опыт №2 «Посадим фасоль»
(дети сажают зернышко в стаканчик с землёй и поливают).
Воспитатель: Куда мы поставим наши стаканчики?
Дети: На подоконник.
Воспитатель: Конечно, там тепло и светло. Теперь каждый из вас будет ухаживать за своим зёрнышком и наблюдать, во что превратится фасолинка
Наш общий дом (показывает глобус) - это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты - Венера. Юпитер. Марс и др. , но жизни на этих планетах нет, потому что там нет воздуха и воды. Земля - это общий чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают юные экологи.
III. Заключительная часть. Рефлексия:
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравилось?
О чем мы говорили? Что нового вы сегодня узнали? Какими знаниями вы можете поделить со своими друзьями и близкими? (ответы детей)
Ребята, вы показали очень хорошие знания по теме «Живая и неживая природа». И вас по праву можно называть «Эколята - юные знатоки и защитники природы»! Вы награждаетесь медалью «Эколят»!
Самоанализ открытого занятия
на усвоение программного материала
за I полугодие
2021-2022 учебного года
по экологическому развитию
в группе общеразвивающей направленности
дети шестого года жизни
(до окончания образовательных отношений)
на тему: «Живая и не живая природа»
Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.
Задачи:
Обучающие:
- выявить и обобщить знания детей о природных и искусственных объектах о живой и не живой природе.
- формировать целостный взгляд на природу о неразрывной связи человека с природой, (человек - часть природы, в природе всё взаимосвязано).
- учить решать проблемные задачи, делать выводы.
- закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле.
Развивающие:
- расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость.
- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь.
- способствовать развитию познавательных интересов, приобщать к действенному отношению к природе.
- формировать познавательный интерес к изучению окружающего мира.
- Способствовать формированию экологической культуры.
Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания, ответственность за ее сохранность.
- формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, 2 мольберта и набор картинок для игры «Природа не природа», клубок ниток, стаканчик с водой, пустой стаканчик, кусочек мела, аудио проигрыватель, аудиозапись музыкальной физминутки «Мы пойдём сейчас направо», схема развития и роста человека, цыплёнка, глобус.
Раздаточный материал: Листочки с заданиями, цветные карандаши, стаканчики с землёй стаканчики с водой, фасоль, влажные салфетки, медали.
Предварительная работа: Наблюдение в природе за объектами «живой» и «неживой» природы, участие во Всероссийском открытом уроке «Эколята – юные защитники природы», просмотр видеофильма «Живая природа», дид. игры «Кто я?», лексическая игра «Кто это? «Что это?», беседы познавательно – экологического цикла, изучение «Схемы развития и роста».
Словарная работа: природные объекты, искусственно созданные объекты, все в мире взаимосвязано, кислород, углекислый газ, экологи.
Санитарно – гигиеническое состояние группы соответствовало нормам СанПин. Были созданы условия для каждого из детей: организация пространства с учётом размещения и перемещения, подготовлен соответствующий демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятия с учетом возрастных особенностей.
Непосредственно образовательная деятельность проводилось в группе общеразвивающей направленности шестого года жизни. Образовательная область: познавательное развитие.
Для достижения поставленных целей и задач были учтены:
- Забота о психологическом здоровье, эмоциональном благополучии детей.
- Создание атмосферы доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.
- Разнообразие видов детской деятельности.
- Практический опыт детей и их знания.
Развитие воспитанников соответствует возрастным нормам в силу индивидуальных особенностей. В группе присутствовала доброжелательная атмосфера. Дети очень любознательны, отзывчивы.
Образовательная деятельность состояла из трех этапов: организационного, основного и заключительного — рефлексия.
Организационная часть НОД предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, настрой на доброжелательное общение и эмоциональное благополучие во время НОД, стимулирование интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность.
Это решалось через такие организационные формы совместной деятельности:
- Ритуал утреннего приветствия «Здравствуй, солнышко родное!»
- Подарок гостям - «Солнышко»
- Художественное слово – чтение стихотворения о природе.
- Просмотр видео презентации – фотографии о природе.
- Мотивация - предложение стать «Эколятами – юными знатоками и защитниками природы».
- Настрой на игровую ситуацию.
Основная часть НОД направлена на выполнение поставленных образовательных задач. Занятие спланировано в виде игры.
При выборе заданий опиралась на имеющийся опыт детей, их потенциальные возможности, которые были ориентированы на выполнение заданий. Таким образом, все задания были тщательно продуманы и имели логичную направленность, исходя из темы и задач, поставленных в начале НОД.
В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:
- групповая;
- командная;
- индивидуальная;
- работа у экрана;
- практическая работа;
- опытно – экспериментальная деятельность.
Все задачи реализовывались через сочетание методов и приёмов:
- игровой: игровая мотивация, командная игра «Природа и не природа», игра «Ученое сообщение», игра с клубочком «Удивительная паутинка».
- наглядный: презентация «Живая и неживая природа», набор карточек «Природа не природа», схема развития и роста человека, цыплёнка.
- словесный: вопросы, сообщения, выводы.
- практический: задания на листочках, опытно - экспериментальная деятельность с водой, мелом, посадка фасоли.
Методы включают в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности.
В рефлексивно - итоговой части НОД подвела итог деятельности, с помощью оценки и самооценки деятельности детей. Дети делились впечатлениями о занятии. После подведения итогов дети были награждены медалями «Эколята – юные знатоки и защитники природы»
Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста, рассчитано на 30 минут. Каждая часть занятия соответствует временному промежутку:
- Организационная часть - 3мин.
- Основная часть - 25 мин.
- Рефлексивно - итоговая часть - 2 мин.
Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение конкретных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов для взаимного сотрудничества воспитателя и детей. Все три этапа логичны и последовательны, подчинены одной теме.
Виды деятельности сменяли друг друга. Дети динамично переключались с одного вида деятельности на другой.
Большое внимание было уделено здоровьясбережению детей. Для снятия психического и физического перенапряжения использовала: музыкальную физминутку, игра в команде, работа сидя за столом, у экрана, игра с клубочком, опыты в лаборатории. Что позволило избежать утомляемости воспитанников, сохранению эмоционального благополучия детей.
Занятие было построено в виде игры в ходе, которого применялись разнообразные формы организации детей. Проводилась работа не только со всей подгруппой, но также использовался индивидуально-дифференцированный подход, в процессе которого можно было видеть уровень усвоения материала каждым ребенком, и умение работать коллективно, уметь замечать ошибки других. Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Деятельность всех детей оценила положительно, их личное достоинство не принижалось. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта.
Воспитанники показали хорошие знания в области «познавательного развития» по теме «Живая и не живая природа»: сформированы знания о природных и искусственных объектах о живой и не живой природе, целостный взгляд на природу о неразрывной связи человека с природой, (человек - часть природы, в природе всё взаимосвязано), умеют решать проблемные задачи, делать выводы, прослеживать причинно – следственные связи, проявляют интерес к опытно – экспериментальной деятельности.
Выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Задачи реализованы полностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятияпо развитию речи в первой младшей группе детского сада "Путешествие в страну сказок"
Это интересное занятие для детей первой младшей группы, которое я составила сама с применением програмного материала.Малыши очень любят сюрпризные моменты, на этом и строились все этапы занятия....
Конспект по окружающему миру Лаборатория неживой природы"Вода-волшебница""
Закрепить с детьми знания о свойствах воды,состоянии через опыты,игры,стихи,загадки,привлечение детей к познавательно-исследовательской деятельности....
Конспекты наблюдений за живой и неживой природой в старшей группе
Конспекты наблюдений за живой и неживой природой в старшей группе...
НОД конспект по теме "Живая и "неживая" природа".
Конспект НОД ознакомление с окружающим миром «Живая и неживая природа»Цель: познавательное развитие посредством формирования у детей интереса к живой и неживой природе.Задачи:Образова...
Конспект занятия "Взаимодействие живой и неживой природы"
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме "Живая неживая природа"...
Конспект занятия №6 "Живая и неживая природа"
Шестое занятие из цикла "Юный эколог", знакомство и актуализация понятий живая и неживая природа с детьми старшего дошкольного возраста....
- Мне нравится (1)