Конспект открытого занятия по экологии "Живая и неживая природа"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Логвянкова Татьяна Петровна

Занятие разработано для детей 5-7 лет на выявление  усвоенного программного материала за I полугодие по экологическому воспитанию на тему "Живая и неживая природа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_polug._zhivaya_nezhivaya_st.gr_.docx49.36 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №1»

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно эстетическому развитию детей

Суджанского района Курской области.

Конспект открытого занятия

на усвоение программного материала

 за I полугодие

2021-2022 учебного года

по экологическому развитию

в группе общеразвивающей направленности

дети  шестого года жизни

(до окончания образовательных отношений)

на тему: «Живая и не живая природа»

 

                                                                                          Разработал и провёл: воспитатель

                                                                                           I кв. категории Логвянкова Т.П.

г. Суджа

2021г.

        

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.        

 Задачи:

Обучающие:

- выявить и обобщить знания детей о природных и искусственных объектах о живой и не живой природе.

     - формировать целостный взгляд на природу о неразрывной связи человека с природой, (человек - часть природы, в природе всё взаимосвязано). 

     - учить решать проблемные задачи, делать выводы.

     - закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле.

 Развивающие:

  - расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость.

  - развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь.

     - способствовать развитию познавательных интересов, приобщать к действенному отношению к природе.

     - формировать познавательный интерес к изучению окружающего мира.

     - способствовать формированию экологической культуры.

Воспитывающие:

     - воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания, ответственность за ее сохранность.

     - формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.

 

Оборудование:  мультимедийное оборудование, презентация, 2 мольберта и набор картинок для игры «Природа не природа», клубок ниток, стаканчик с водой, пустой стаканчик, кусочек мела, аудио проигрыватель,  аудиозапись музыкальной физминутки «Мы пойдём сейчас направо», схема развития и роста человека, цыплёнка, глобус.

Раздаточный материал: Листочки с заданиями, цветные карандаши, стаканчики с землёй стаканчики с водой, фасоль, влажные салфетки, медали.

Предварительная работа: Наблюдение в природе за объектами «живой» и «неживой» природы, участие во Всероссийском открытом уроке «Эколята – юные защитники природы», просмотр видеофильма «Живая природа», дид. игры «Кто я?», лексическая игра «Кто это? «Что это?», тактильная игра «Угадайка», беседы познавательно – экологического  цикла, изучение «Схемы развития и роста».

Словарная работа: природные объекты, искусственно созданные объекты, все в мире взаимосвязано, кислород, углекислый газ, экологи.

 

        

Ход занятия

 

I. Вводная часть:

1. Организационный момент

Ритуал утреннего приветствия «Здравствуй, солнышко родное!»

Все вместе в кругу:   Здравствуй, солнышко родное!

                                    Здравствуй, небо голубое!

                                    Здравствуй, матушка-земля!

                                    Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!

Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте с ними поздороваемся. И подарим им на весь день хорошее настроение.

 (дети дарят гостям солнышки)

Воспитатель: Радость и доброта всегда помогают человеку. Так давайте, начнем наше занятие с улыбки.

2.Вводная беседа, рассуждение, выявление темы занятия

Воспитатель: Ребята, вы любите смотреть фотографии? Посмотрите фотографии и послушать внимательно стихотворение.

  (Воспитатель читает стихотворение и листает слайды на экране)

Вот на земле огромный дом (Слайд №1)
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром(Слайд №2)
Лес и морской прибой, (Слайд №3) 
Живут в нем птицы и цветы, (Слайд №4)
Веселый звон ручья. 
Живешь в том светлом доме ты (Слайд №5)

И все твои друзья. 
Куда б дороги не вели, 
Всегда ты будешь в нем. 
Природою родной Земли (Слайд №6)
Зовется этот дом. 

Воспитатель: Кто догадался, о чём будем говорить на занятии?  

Дети: О природе.

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам стать «Эколятами – юными знатоками и защитниками природы».

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

II. Основная часть:

Воспитатель: Что такое природа? 

(Дети высказывают  предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы, горы, звёзды....)

Воспитатель: Всё что мы видим и наблюдаем - это природа. Она существует без помощи человека. А что нельзя назвать природой?

Дети: То, что сделано руками человека.

 Слайд №7

Беседа – рассуждение

Воспитатель: Правильно это искусственно созданные объекты. А можно ли назвать объектами природы ложку, стол, дом?

Дети: Нет.

Воспитатель: А что это?

Дети: Искусственно созданные предметы.

Воспитатель: А где люди взяли материал, чтобы сделать эти предметы?

Дети: Из природы.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Человек пользуется природными объектами, чтобы создавать искусственные  объекты для своего удобства.

Воспитатель: Да, все вещи когда-то были частью природы и взяты у нее человеком. Мы природу создать не можем, а только пользуемся ею.

А сейчас  поиграем в игру «Природа и не природа» .

Игра «Природа и не природа»

 (на столе лежат картинки, дети делятся на две команды, одним предлагается  найти объекты природы и разместить их на мольберте, а другой -  не природы и разместить их на другом мольберте)

Воспитатель: Молодцы ребята! Быстро справились с заданием!

Всю природу можно разделить на два огромных мира. Подумайте, на какие два мира?

Дети: Мир живой и мир неживой природы.

Воспитатель: У нас сегодня в гостях «учёные экологи» они помогут нам разобраться в этом вопросе.

Игра «Ученое сообщение»

(дети делают сообщение у экрана)

Слайд № 8

1 ребёнок: Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что передвигается, растет, дышит, питается, даёт потомство.

Слайд № 9

2 ребёнок: Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки).

Воспитатель: Спасибо «юным ученым» за сообщения.  

Слайд № 10

Воспитатель: Рассмотрим признаки живой и неживой природы.

На рисунке изображены две звезды: морская и космическая. Какая из звезд дышит?

Дети: Морская звезда дышит, а космическая звезда не дышит.

Воспитатель: Какая из звезд растет?

Дети: Морская звезда растет, а космическая не растет.

Какая из звезд питается?

Дети: Питается морская звезда, космическая не питается.

Воспитатель: Какая из звезд дает потомство?

Дети: Морская звезда дает потомство, космическая не дает потомства.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Морская звезда относится к живой природе, так как она передвигается, дышит, растет, питается, дает потомство.

Дети: Космическая звезда относится к неживой природе, потому что она не дышит, не растет, не питается и не дает потомство.

Опыт №1

Воспитатель: Посмотрите на ваши столы, вы увидите на них кусочки мела и стаканчики -

один пустой, другой с водой. Возьмите мел и разломите его. Что стало с мелом?

Он перестал быть мелом или нет? 

(Ответы детей)

Воспитатель:  Правильно, мел остался мелом, только кусочки его стали меньше.

Возьмите воду и перелейте часть воды в другой стаканчик. Что стало с водой, она перестала быть водой? 

(Ответы детей)

Воспитатель: А что будет с бабочкой, жучком, цветком, деревом, птицей, если мы их разделим на части?

Дети:  Они погибнут.

Задание на закрепление- дети выполняют самостоятельно

Воспитатель:  Возьмите листочки с заданием рассмотрите их внимательно.

Раскрасьте зеленым цветом живую природу, а красным - неживую природу.

 (Проверка задания)

Воспитатель: А мы с вами к какой природе относимся?

Дети: Человек дышит, питается, растёт, двигается и даёт потомство - живая природа.

Воспитатель: И нам пришло время подвигаться!

 Музыкальная физминутка «Мы пойдём сейчас направо»

(аудиозапись)

 

(Дети присаживаются на места)

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем, как растет и развивается ребенок? (схема развития).

 Что для этого нужно?

Дети: Тепло + питание + вода + воздух + любовь. Так развивается и растет человек.

Воспитатель: А теперь необходимо сложить из карточек, как появляется цыпленок, и рассказать, что нужно, что бы рос и развивался цыпленок?

Дети: Его нужно кормить зерном, гулять, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под  маминым крылом.

Воспитатель: Оказывается, для роста и развития цыпленка нужно то же, что и человеку?

Дети: Тепло + питание + вода + воздух +забота.

Воспитатель: А как же растут и развиваются растения? Они же ведь тоже живые?

Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца они усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные. И превращают его в крахмал и сахар. Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут питаться. Питаясь, растения выделяют в воздух кислород. Кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить.

 

 Игра «Удивительная паутинка»

Дети надевают нагрудные знаки со схематичным изображением объектов живой и неживой природы и встают в круг. Передавая друг другу клубок ниток, устанавливают связи между объектами живой и неживой природы. Воспитатель начинает игру:

     Я - ветер, я могу опылять цветы.

Протягивает ниточку ребенку, у которого нагрудный знак с изображением цветка.

     Я - цветок, я расту под лучами теплого солнца.

     Я - солнце, без меня не смогут жить животные

     Я - животное, я не могу жить без воды.

     Я - вода, человек без меня погибнет.

     Я - человек, для жизни мне нужен воздух, солнце, вода, растения, животные.

Воспитатель: Вот видите, ребята мы в игре убедились, что живая природа не может существовать без неживой природы и наоборот, так как всё в мире взаимосвязано.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам пройти в лабораторию юных эколят.

(дети занимают места в лаборатории)

 Посмотрите, у каждого на тарелочке лежит фасоль. Как вы думаете, почему при хранении семена не прорастают? 

Дети: нет воды, света.

Воспитатель: Давайте проведем опыт и посадим их в землю, мы будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и расти.

Опыт №2 «Посадим фасоль»

(дети сажают зернышко в стаканчик с землёй и поливают).

Воспитатель: Куда мы поставим наши стаканчики?

Дети: На подоконник.

Воспитатель: Конечно, там тепло и светло. Теперь каждый из вас будет ухаживать за своим зёрнышком и наблюдать, во что превратится фасолинка

Наш общий дом (показывает глобус) - это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты - Венера. Юпитер. Марс и др. , но жизни на этих планетах нет, потому что там нет воздуха и воды. Земля - это общий чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают юные экологи.

III. Заключительная часть. Рефлексия:

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравилось?

О чем мы говорили? Что нового вы сегодня узнали? Какими знаниями вы можете поделить со своими друзьями и близкими? (ответы детей)

 Ребята, вы показали очень хорошие знания по теме «Живая и неживая природа».  И вас по праву можно называть «Эколята - юные знатоки и защитники природы»! Вы награждаетесь медалью «Эколят»!

 

Самоанализ открытого занятия

на усвоение программного материала

 за I полугодие

2021-2022 учебного года

по экологическому развитию

в группе общеразвивающей направленности

дети  шестого года жизни

(до окончания образовательных отношений)

на тему: «Живая и не живая природа»

Цель:  обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.        

Задачи:

Обучающие:

- выявить и обобщить знания детей о природных и искусственных объектах о живой и не живой природе.

     - формировать целостный взгляд на природу о неразрывной связи человека с природой, (человек - часть природы, в природе всё взаимосвязано). 

     - учить решать проблемные задачи, делать выводы.

     - закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле.

 Развивающие:

  - расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость.

  - развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь.

     - способствовать развитию познавательных интересов, приобщать к действенному отношению к природе.

     - формировать познавательный интерес к изучению окружающего мира.

     - Способствовать формированию экологической культуры.

Воспитывающие:

     - воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания, ответственность за ее сохранность.

     - формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.

Оборудование:  мультимедийное оборудование, презентация, 2 мольберта и набор картинок для игры «Природа не природа», клубок ниток, стаканчик с водой, пустой стаканчик, кусочек мела, аудио проигрыватель,  аудиозапись музыкальной физминутки «Мы пойдём сейчас направо», схема развития и роста человека, цыплёнка, глобус.

Раздаточный материал: Листочки с заданиями, цветные карандаши, стаканчики с землёй стаканчики с водой, фасоль, влажные салфетки, медали.

Предварительная работа: Наблюдение в природе за объектами «живой» и «неживой» природы, участие во Всероссийском открытом уроке «Эколята – юные защитники природы», просмотр видеофильма «Живая природа», дид. игры «Кто я?», лексическая игра «Кто это? «Что это?»,   беседы познавательно – экологического  цикла, изучение «Схемы развития и роста».

Словарная работа: природные объекты, искусственно созданные объекты, все в мире взаимосвязано, кислород, углекислый газ, экологи.

 

      Санитарно – гигиеническое состояние группы соответствовало нормам СанПин. Были созданы условия для каждого из детей: организация пространства с учётом размещения и перемещения, подготовлен соответствующий демонстрационный и раздаточный материал для проведения  занятия с учетом возрастных особенностей.

         Непосредственно образовательная деятельность проводилось в группе общеразвивающей направленности шестого года жизни. Образовательная область: познавательное развитие.

        Для достижения поставленных целей и задач были учтены:

  • Забота о психологическом здоровье, эмоциональном благополучии детей.
  • Создание атмосферы доброжелательного  отношения ко всем воспитанникам.
  • Разнообразие видов детской деятельности.
  • Практический опыт детей и их знания.

Развитие воспитанников соответствует возрастным нормам в силу индивидуальных особенностей. В группе присутствовала доброжелательная атмосфера. Дети очень любознательны, отзывчивы.

           Образовательная деятельность состояла из трех этапов: организационного, основного и заключительного — рефлексия.

Организационная часть НОД предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, настрой на доброжелательное общение и эмоциональное благополучие во время НОД, стимулирование интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность.

 Это решалось  через  такие организационные формы совместной деятельности:

  • Ритуал утреннего приветствия  «Здравствуй, солнышко родное!»
  • Подарок гостям - «Солнышко»
  • Художественное слово – чтение стихотворения о природе.
  • Просмотр видео презентации – фотографии о природе.
  • Мотивация - предложение стать «Эколятами – юными знатоками и защитниками природы».
  • Настрой на игровую ситуацию.

Основная часть НОД направлена на выполнение поставленных образовательных задач. Занятие спланировано в виде игры.

При выборе заданий опиралась на имеющийся опыт детей, их потенциальные возможности, которые были ориентированы на выполнение заданий. Таким образом, все задания были тщательно продуманы и имели логичную направленность, исходя из темы и задач, поставленных в начале НОД.

В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:

    - групповая;

    - командная;

    - индивидуальная;

    - работа у экрана;

    - практическая работа;

    - опытно – экспериментальная деятельность.

Все  задачи реализовывались через сочетание методов и приёмов:

  • игровой: игровая мотивация, командная игра «Природа и не природа», игра «Ученое сообщение», игра с клубочком «Удивительная паутинка».
  • наглядный: презентация «Живая и неживая природа», набор карточек «Природа не природа», схема развития и роста человека, цыплёнка.
  • словесный:  вопросы, сообщения, выводы.
  • практический: задания на листочках, опытно - экспериментальная деятельность с водой, мелом, посадка фасоли.

Методы включают в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности.         

         В рефлексивно -  итоговой части НОД подвела итог деятельности, с помощью оценки и самооценки деятельности детей. Дети  делились впечатлениями о занятии. После подведения итогов дети были награждены медалями «Эколята – юные знатоки и защитники природы»

           Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста, рассчитано на 30 минут. Каждая часть занятия соответствует временному промежутку:

 - Организационная часть - 3мин.

 - Основная часть - 25 мин.

 - Рефлексивно -  итоговая часть - 2 мин.

     Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение конкретных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов для взаимного сотрудничества воспитателя и детей. Все три этапа логичны и последовательны, подчинены одной теме.  

Виды деятельности сменяли друг друга. Дети динамично переключались с одного вида деятельности на другой.

 Большое внимание было уделено здоровьясбережению детей. Для снятия психического и физического перенапряжения использовала: музыкальную физминутку, игра в команде, работа сидя за столом, у экрана, игра с клубочком, опыты в лаборатории. Что позволило избежать утомляемости воспитанников, сохранению эмоционального благополучия детей.

      Занятие было построено в виде игры в ходе, которого применялись разнообразные формы организации детей. Проводилась работа не только со всей подгруппой, но также  использовался индивидуально-дифференцированный подход, в процессе которого можно было  видеть уровень усвоения материала каждым  ребенком, и умение  работать коллективно, уметь замечать ошибки других. Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Деятельность всех детей оценила положительно, их личное достоинство не принижалось. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта.

        Воспитанники показали хорошие знания в области «познавательного развития» по теме «Живая и не живая природа»:  сформированы знания о природных и искусственных объектах о живой и не живой природе, целостный взгляд на природу о неразрывной связи человека с природой, (человек - часть природы, в природе всё взаимосвязано), умеют решать проблемные задачи, делать выводы, прослеживать причинно – следственные связи, проявляют интерес к опытно – экспериментальной деятельности.

 Выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Задачи реализованы полностью.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятияпо развитию речи в первой младшей группе детского сада "Путешествие в страну сказок"

Это интересное занятие для детей  первой младшей группы, которое я составила сама с применением програмного материала.Малыши очень любят сюрпризные моменты, на этом и строились все этапы занятия....

Конспект по окружающему миру Лаборатория неживой природы"Вода-волшебница""

Закрепить с детьми знания о свойствах воды,состоянии через опыты,игры,стихи,загадки,привлечение детей к познавательно-исследовательской деятельности....

Конспекты наблюдений за живой и неживой природой в старшей группе

Конспекты наблюдений за живой и неживой природой в старшей группе...

НОД конспект по теме "Живая и "неживая" природа".

Конспект НОД ознакомление с окружающим миром «Живая и неживая природа»Цель: познавательное развитие посредством формирования у детей интереса к живой и неживой природе.Задачи:Образова...

Конспект занятия "Взаимодействие живой и неживой природы"

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме "Живая неживая природа"...

Конспект занятия №6 "Живая и неживая природа"

Шестое занятие из цикла "Юный эколог", знакомство и актуализация понятий живая и неживая природа с детьми старшего дошкольного возраста....