Конспект занятия по ознакомлению с живой природой «Муравьи — санитары леса» (старшая группа).
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Василенко Наталья Николаевна

Цели:

-углублять знания детей о муравьях, их образе жизни;

-формировать представление о роли муравьёв в жизни леса;

-воспитывать бережное отношение к муравьям.м

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muravi-sanitary_lesa.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1373

Конспект занятия

по ознакомлению с живой природой

«Муравьи — санитары леса»

(старшая группа)

Москва, 2018

Цели:

-углублять знания детей о муравьях, их образе жизни;

-формировать представление о роли муравьёв в жизни леса;

-воспитывать бережное отношение к муравьям.

Ход занятия

1. - Ребята, а вы любите загадки? (Да). Хотите отгадать мою загадку? (Да). Тогда слушайте внимательно:

Город, в котором жильцов миллион,

Город, в котором всего один дом.

Город за деревом спрятался с юга,

Похожи жильцы в нём всегда друг на друга.

-О каком загадочном городе идёт речь и кто его жильцы? (Муравейник с муравьями).

-Правильно, ребята! Это муравейник и муравьи.

-Давайте внимательно рассмотрим картинку, на которой изображен муравей.

(Показ картины с изображением муравья).

2.Вопросы для обсуждения.

-У муравья, утолщённое брюшко, грудь, голова; три пары ножек, а ещё у него есть очень подвижные усики и сильные челюсти.

-Для чего муравьям нужны усики и челюсти? У муравья плохое зрение, но, шевеля усиками, муравей обнюхивает и ощупывает все встречные предметы. По запаху муравьи узнают «своих» и «чужих», по запаху следов находят дорогу к муравейнику. Муравьи имеют хорошо развитые верхние челюсти, которыми пользуются как для размельчения пищи, так для защиты от врагов.

-Что любят есть муравьи? (Они хищники и поедают множество насекомых. Весной любят попить берёзового и кленового сока. А ещё муравьи сладкоежки, особенным лакомством у них считается жидкость — «падь», которую они добывают у вредных насекомых — тли. (Чтобы получить «падь», муравьи доят тлю, используя усики).

-Ребята, предлагаю вам поиграть в игру.

 Дидактическая игра «Собери картинку из частей». Цель: закрепить знания детей о насекомых.

Дидактический материал: разрезные картинки с изображением муравья.

Методика проведения: группы детей собирают картинки «муравьёв» из отдельных частей.

- Напомните мне, пожалуйста, где живут муравьи? (Ответы детей.) 

-Вы правы, муравьи живут в муравейниках.

(Показ картины с изображением муравейника снаружи).

- Как устроен муравейник снаружи, и из чего строят его муравьи? (Ответы детей).

-Да, ребята, все правильно. Муравьи, строят они свой дом-муравейник, из хвойных иголок, кусочков коры, веточек, стебельков. Муравейник, очень крепкий дом. Муравьи склеивают своей слюной веточки и хвоинки с маленькими кусочками земли, причем делают это очень аккуратно и обязательно в одном направлении – сверху вниз. Для того, чтобы во время дождя вода стекала вниз и в муравейнике будет сухо. Муравьи, очень трудолюбивые, они всё время что-то делают, порой, переносят груз, который по весу превышает их собственный.

-Как ведут себя муравьи зимой? Поздней осенью жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие подземные камеры и, сбившись в большой ком, засыпают. Весной, муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сходит снег, муравьи вылезают погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилены и лежат не шевелясь. У них нет даже сил отстреливаться муравьиной кислотой. Но проходит ещё несколько дней, и муравьи принимаются за работу.

-Давайте, рассмотрим, как устроен муравейник внутри? (Открывается картина с изображением внутренней частью муравейника).

- Мы, видим, множество входов и выходов, «комнат» и коридоров, «кухни», «мусоросборники», «детские», «туалетные комнаты». Муравьи содержат свой дом в чистоте и порядке.

-Кто правит в муравейнике? Муравьиная матка.

-Кто охраняет муравейник? Муравьи – солдаты.

-Кто приносит еду? Муравей — фуражир, а фуражом, то есть едой становятся семена трав, грибы, зерна, насекомые, жучки, бабочки, гусеницы.

-Знаете ли вы, ребята, что муравьи могут наказывать? Например: если здоровый муравей-фуражир ленится и несколько раз подряд возвращается в муравейник ни с чем. Его убивают или съедают.
Совершенно по-другому поступают муравьи с тем, кто не может трудиться: стал старым или, например, повредил лапку, его кормят до тех пор, пока он не поправится и сможет сам приносить еду другим.
-Какие враги есть у муравьев?
В лесу у муравьев много врагов. Их истребляют птицы, или лакомиться медведь. Он запускает в муравейник свой длинный язык и ждет, когда муравьи облепят его, а потом проглатывает их всех разом.
Муравьями питаются птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а так же барсуки и лисы. Гнезда рыжих лесных муравьев используют как места ночевок кабаны.
Некоторые птицы прилетают лечиться к муравейнику для того, чтобы очиститься от многочисленных паразитов, смазывая перья муравьиной кислотой.

-А сейчас, мы с вами немного отдохнем.

Физкультминутка:

Вот полянка, а вокруг
Липы выстроились в круг (Широким жестом развести руки в стороны.)
Липы кронами шумят,
Ветры в их листве гудят (Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.)
Вниз верхушки пригибают
И качают их, качают(Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону).
Чок – чок, каблучок!(Потопать ногами.)
В танце кружится сверчок.(Покружиться.)
А кузнечик без ошибки
Исполняет вальс на скрипке.(Движения руками, как при игре на скрипке.)
Крылья бабочки мелькают –(Движения руками, как крыльями.)
С муравьем она порхает.(Покружиться парами.)
Под веселый гопачок
Лихо пляшет паучок.(Танцевальные движения, как в гопаке.)
Звонко хлопают ладошки!(Похлопать в ладоши.)
Всё! Устали ножки!

Отдохнули? Теперь занимайте свои места.

-Почему муравьев называют санитарами леса?
Они поедают мелких гусениц, уничтожающие растения; больные гнилью и плесенью растения, которые заражают лес.
Каждый день с весны до осени неутомимые муравьи приносят в свой дом столько насекомых, сколько могло бы уместиться в рюкзаке школьника. Да, недаром муравьи называют санитарами леса.

Подведение итога:

 – Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)

После занятия, в совместной деятельности, слепить или нарисовать муравьёв.

Приложение №1

Дидактическая игра «Собери картинку из частей». Цель: закрепить знания детей о насекомых.

Дидактический материал: разрезные картинки с изображением муравья.

Методика проведения: группы детей собирают картинки «муравьёв» из отдельных частей.

 Подвижная игра «Муравьи»

Цель игры: развитие ловкости, гибкости, пластичности, двигательных, интеллектуальных и коммуникативных способностей; тренировка мышечной системы ног; обучение в непринужденной игровой форме элементарным математическим знаниям, повышение настроения, создание позитивного эмоционального фона.

Оборудование: детские цветные мелки.

Ход игры.

В игре может принимать участие до 15 человек.
Предварительно, незадолго до начала игры, на асфальте детской игровой площадки чертится окружность довольно больших размеров. Все игроки становятся в круг по этой линии и сразу же автоматически превращаются в команду особенных сказочных муравьев, которые умеют бегать, прыгать и выполнять различные гимнастические упражнения. Игра начинается по сигналу ведущего, в роли которого может фигурировать любой из взрослых людей. Команда ведущего вполне может звучать следующим образом: «Волшебные муравьи, выходите на зарядку!» Тогда все ребятишки начинают передвигаться по кругу по часовой стрелке, подпрыгивая таким образом, чтобы их коленки поднимались поочередно высоко вверх, сначала левая, а затем правая.
При этом они все вместе хором напевают любую, взятую произвольно по единогласному желанию участников либо ведущего всем известную русскую народную песенку, например, такую:

Ой, люли, тa-pa-pa!
Ha горе стоит гора,
А на той горе лужок,
А на том лужку дубок,
А на том дубку сидит
Ворон в красных сапогах,
Во зелененьких серьгах.
Черный ворон на дубу
Играет во трубу.
Труба точенная,
Позолоченная.
Утром он в трубу трубит,
К ночи сказки говорит.
Сбегаются зверьки
Ворона послушать.
Пряничка покушать.
(Русская народная песня.)

Как только текст песни заканчивается, ведущий громким голосом, чтобы слышали все, отдает команду: «Стоп!», причем после этого все игроки непременно должны замереть в положении со сдвинутыми вместе ногами, повернувшись лицом в круг, а боками и плечами — к своим товарищам по игре. Затем ведущий указывает на любого из игроков, руководствуясь при этом лишь своими мыслями и интуицией, громко и отчетливо называя его по имени и фамилии. Тот участник, которого выделил ведущий, должен добраться до своего соседа, стоящего справа от него, однако не обычным способом, а своеобразным: не раздвигая соединенных вместе ног, на счет «раз!» игрок передвигает по направлению к товарищу только носки, в то время как пятки остаются на месте, а на счет «два!» он перемещает пятки, а носки при этом не двигаются. То же самое происходит на счет «три!», «четыре!», «пять!» и так далее, до тех пор, пока участник, оказавшийся на данный момент водящим, не подойдет практически вплотную к соседу и не дотронется до него рукой.
Далее игра повторяется, начинаясь с нового тура, только уже после исполнения песенки под своеобразные прыжки водящим становится следующий по порядку игрок. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из ребятишек не побывает в качестве водящего. Победителем оказывается тот участник, движения и походка которого признаны всеми детьми и ведущим самыми красивыми, точными и аккуратными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке в старшей группе.

Конспект занятия для воспитателей старших групп.  Тема: "История возникновения тарелки"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в старшей группе Тема: «Незнайка в стране насекомых»

Цель: сформирование обобщённого понятия «насекомые».Задачи:Образовательные:·         расширять и закреплять знания детей о насекомых;·...

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы "Гости весеннего леса"

Конспект занятия в средней группе «Гости весеннего леса» Задачи:Расширять и закреплять представление детей о перелётных птицах.Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, слух...

Конспект занятия по ознакомление с миром природы на тему "Насекомые". В группе раннего возраста(дети 1,5-2 лет)

Цель: Расширять представление о насекомых ( бабочке, комаре, пчеле,божьей коровке).Задачи:Образовательные: Активизировать словарь детей по теме « Насекомые»;Уметь находить насекомых на кар...

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в подготовительной к школе группе «Путешествие по Северному краю».

На данном занятии дети познакомятся и расширят педставления об особенностях природных условий Крайнего Севера, его обитателей....