Реализация познавательных проектов на основании исследовательской деятельности
презентация к уроку (подготовительная группа)
План по самообразованию педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_prezentatsii.docx | 35.97 КБ |
prizentatsiya.pptx | 109.81 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию педагога
Новиковой Олеси Валерьевны
Тема: «Реализация познавательных проектов на основании исследовательской деятельности»
(подготовительная группа)
Актуальность темы
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Экспериментирование становится для ребёнка одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую».
Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Задачи:
- изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность;
- обобщать и распространять передовой педагогический опыт по теме самообразования.
Методы работы:
- Словесные
- Наглядные
- Практические
- Игровые
Принципы:
- Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса
- Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
- Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями
- Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса
Предполагаемые результаты:
Для педагога:
- Развивать профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач познавательного развития детей дошкольного возраста.
- Разработать познавательные проекты на основе исследовательской деятельности.
- Разработать учебно-методический комплект: картотека опытов и экспериментов, конспекты занятий с элементами экспериментирования, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
- Создать развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
- Организовать безопасную и психологически комфортную образовательную среду для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
Для воспитанников:
- У ребенка сформируется интерес к экологическим знаниям.
- У ребенка развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность.
- Ребенок научится высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи.
- Ребенок научится сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.
- Ребенок будет испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.
Перспективное планирование по работе с детьми по теме «Реализация познавательных проектов на основании исследовательской деятельности»
Месяц | Наименование подраздела/темы | Форма работы деятельности |
Сентябрь | 1. «Листопад» | Наблюдения за явлениями во время прогулок; Подвижная игра «Листопад» с элементами имитации (освоить роль и свободно сыграть с поставленной задачей во время игры). |
2. «Как спрятаться бабочкам?» | Рассматривание иллюстраций с изображением ярких цветов, бабочек и птиц. Вывод: бабочкам помогает спрятаться от птиц их разноцветная окраска; Игра-моделирование «Помоги друзьям-насекомым спрятаться от врагов». | |
3. «Какая она, вода?» | Игра «Дождик» (вызвать у детей чувства радости, раскрепощения); Эксперимент «Какова вода на вкус, какой у воды цвет?»; Сюжетно-ролевая игра «Купание кукол»; Беседа с детьми на тему «Кому необходима вода?». | |
Октябрь | 1. «Что изменилось?» | Рассматривание термометра. Опыт с тканью «Что изменилось?»; Вывод: температура понизилась, потому что при испарении воды из ткани, происходит охлаждение; Опыты: «Пар - это и есть вода», «У воды – температура». Вывод: вода может быть холодной, теплой, горячей – в зависимости от температуры. |
2. «Звук можно ли увидеть?» | Эксперимент «Мы можем увидеть звук» с крупицами соли. Вывод: при ударе деревянной ложкой по стене миски крупицы соли начнут подпрыгивать. | |
3. Почему говорят «Как с гуся вода?» | Беседа «Водоплавающие птицы»; Игра-эксперимент с перьями птиц; Аргументировать свои ответы после увиденного. Вывод: у водоплавающих птиц есть специальная, жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают перья. | |
4. «Почему у растений опустились листья и стали мягкими? | Наблюдение за растениями в течение недели, сравнить их состояние после выходных дней. Опыт: помочь комнатным растениям , чтобы они чувствовали себя хорошо. Вывод: необходимые для жизни растения – вода, свет, тепло, почвенное питание. | |
Ноябрь | 1.«Ветер - движение воздуха в природе». | Опыт «Живая змейка». Вывод: ветер: это поток воздуха; Опыт «Ветер - движение воздуха» с бумагой; Вывод: взмах рукой привел в движение воздух, и клочки бумаги тронулись с места. |
2. Проект: «Что мы знаем о воде?» | Чтение стихотворения Э.Мошковской «Речка»; Игры с водой: вода прозрачная, и у нее нет запаха; у воды нет вкуса; вода вокруг нас и др.; Вечер загадок и отгадок «Это волшебница вода»; Чтение рассказа Е.Пермяка «Как Маша стала большой»; Дидактическая игра «Угадай настроение»; Демонстрация опыта: «Прохождение воды через вату»; Подвижная игра: «Не промочи ноги»; Игра «Солнышко и дождик». | |
3. «Фартук для Почемучки» (долгосрочный проект ноябрь – январь) | Эксперимент "Из чего шьют фартук Почемучке?». Вывод: из болоньи, не пропускает воду, с нее вода стекает; Беседа: «Дождливая погода». | |
4. «Для чего нужны уши?» | Дидактическая игра «Что услышал?»; Опыты со звуками: «Звук можно увидеть», «Неизведанное рядом»; «Струны музыкальных инструментов» | |
Декабрь | 1. «Приключения Буратино». | Чтение сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»; Настольно-печатная игра «Приключения Буратино»; Совместная деятельность взрослого и детей по экспериментальной деятельности «Как Буратино перебраться через реку». |
2. Продолжение работы над проектом «Что мы знаем о воде?» | Чтение сказки Г.Х. Андрсена «Снеджная королева»; Изготовление цветных льдинок для украшения участков Игры со льдом на прогулке; Проведение опытов с водой: «Лед – твердая вода»; «Вода нужна всем»; «Лед легче воды»; «Превращение льда вводу». | |
3. «Кактус» | Беседа «Растения пустынь». Наблюдение за кактусом. Использование «исследовательского фартука». Рисунки детей на тему: «Растения пустынь» | |
4. «Почему дерево не тонет?» | Чтение отрывка из сказки А.Н.Толстого «Приключение Буратино» Сочинение сказки «Как Буратино перебрался через реку?» Панно «Как дерево дышит, питается и растет» Опыт с деревянными предметами. | |
Январь | 1. «Кораблик для путешествия». | Письмо от сказочного героя Незнайки. Свободное экспериментирование с водой и бумагой. Создание условий в группе для проведения опытов. Рассматривание иллюстраций из серии «Водный транспорт»; Игра-экспериментирование «Тонет или не тонет» (дерево, пластмасса, металл, картон, поролон). Вывод: кораблик лучше делать из дерева или пластмассы; Выставка-конкурс «На самый интересный кораблик из бросового материала». |
2. «Почему воду нужно беречь?» | Чтение стихотворения Б.Заходера «Что случилось с рекой?»; Наблюдение за водопроводными кранами в д/с «Не капает ли зря вода?», «Где можно найти воду в д/с?»; Презентация «Волшебница вода»; Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни | |
3. «Чудо-прическа» | Игра-эксперимент «Почему иногда волосы становятся «непослушными?» (торчат в разные стороны); Вывод: волосы электризуются и поднимаются вверх. | |
4. «Волшебный шарик» | Игра с воздушными шарами; Игра-эксперимент «Как сделать шар волшебным?». | |
Февраль | 1. «Испытание магнита». | Чтение художественной литературы Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; Игры с использованием магнитной доски (с цифрами и буквами); Опыт: «Как помочь Незнайке?» (извлечь с помощью магнита железные предметы из ящика); Настольный театр «Гадкий утенок». |
2. «Чем пахнет воздух?» | Игра «Чудесный мешочек» (узнавать запахи лука, апельсиновой корки, веточки сосны и др.); Беседа о здоровом образе жизни «Сладкий сон и отдых». Пояснить, что человек должен спать в проветренной спальне с приятным запахом; для здоровья людей особенно вреден дым. | |
3. «Кто и как летает по воздуху?» | Загадки о птицах. Рассматривание иллюстраций; Развивающая игра «Домашние и дикие птицы»; Конструирование из бумаги птиц способом оригами; Создание альбома «Наши пернатые друзья»; Коллаж «Перелетные и зимующие птицы». | |
4.«Где живет эхо?» | Игры с мячом (отбивание его от пола, от стены, от кресла); Эксперимент «Что такое эхо?». Вывод: явление, когда сказанное слово слышится еще раз. Как будто кто-то повторяет их; Игра «Глухой телефон» | |
Март | 1.Уголок «Познай-ка» | Создание «Копилки исследований, опытов и экспериментов» |
2. «Что такое рукотворный мир?»
| Дидактическая игра «Собери рюкзак в дорогу» (значение и необходимость предметов); Игра на классификацию предметов: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Обувь»; Дидактическая игра «Цепочки»; Игровое упражнение «Добавь слово». | |
3. «Приятного аппетита!» | Дидактическая игра «Витаминные семейки» (польза витаминов для укрепления здоровья); Беседа «Блюда и сервировка стола»
| |
Апрель | 1. «У нас в гостях животные». | Дидактическая игра «Кто на кого похож?»; Игра «Кто быстрее пробежит?»; Игра-моделирование «Дикие и домашние животные»; Опыт: «Как кошка чистит языком себе шерстку?»; Создание альбома «Мой ласковый и нежный зверь»; Режиссерская игра «Расселим зверят». |
2. «Живой кусочек?» | Наблюдение «Есть ли в корнях плода запас питания?»; Опыт: «Растения живые или неживые?»; Словесная игра «Назови растения»; Посадка лука, уход за ним. Фиксирование наблюдений в альбоме для наблюдений. | |
3. «Волшебная бумага» | Эксперимент »Для чего нужна копировальная бумага?»; Изготовление атрибутов (билетов), шаблонов для сюжетно - ролевых игр; Рисунки, полученные с помощью копировальной бумаги. | |
4. «Что в коробке?» | Игра на ощупь «Что в коробке (ящике)?»; Опыт «Что нужно сделать, чтобы в коробке (закрытой) стало светлее?»; Игра с зеркалами «Солнечные зайчики». | |
Май | 1. «Умная галка»
| Эксперимент «Достань предмет из кувшина, не опуская руку в воду». Вывод: камешки, заполняя емкость, выталкивают из нее воду; Драматизация по сказке Л.Н.Толстого «Умная галка»; Изготовление масок и атрибутов к сказке. |
2.«Изготовление солнечных часов» | Практикум «Своими руками смастерим солнечные часы»; Беседа с детьми на тему: «Солнечный удар, чем он опасен»; Совместное составление с детьми и оформление схем: «Правила безопасности на прогулке»; Игра-экспериментирование на метеостанции с солнечными часами. | |
3. «Почему все падает на Землю?» | Опыты с предметами: 1.Дети подбрасывают предметы вверх (легкие по весу, тяжелые и другие). 2.Отпускают все предметы с одинаковой высоты на пол. 3. Одинаковые шары отпускают с разной высоты над емкостью с песком. Чтение энциклопедической литературы на тему: «Наша планета Земля» из рубрики «А знаете ли вы?». | |
4.Клуб «Умники и умницы» | Викторина «Угадай и рисуй ответы»; Мини-сценка «Спор овощей»; Игра – соревнование «Какая команда быстрее?»; Конкурс чтецов на тему «Мир животных и растений» |
Взаимодействие с семьями воспитанников
содержание деятельности | сроки реализации | ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ |
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по познавательному развитию | Сентябрь | Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания по познавательному развитию |
Привлечение родителей к пополнению Центра «Познание и экспериментирование | Октябрь | Дооформление Центра |
Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Ноябрь | Папка-передвижка «Эксперименты на кухне |
Изготовление пособий для проведения опытов с воздухом | Декабрь | Набор пособий для опытов с воздухом |
Участие родителей в оформлении прогулочной площадки «Снежный городок» | Январь | Участие в конкурсе «Ледяная сказка» |
Открытый показ образовательной деятельности «О чем поспорили Кока-кола и Вода?» | Февраль | Презентация детского исследовательского проекта «О чем поспорили Кока-кола и Вода?» |
Консультация для родителей «Техника безопасности при проведении опытов на кухне» | Март | Информационный лист «Правила безопасности при проведении опытов на кухне» |
Оказание помощи родителей для организации игры-путешествия в страну «Витаминия» | Апрель | Оформление «Витаминного» уголка в группе |
Распечатка фотографий с экспериментальной деятельности для оформления альбома | Май | Фотоальбом «Юные исследователи» |
Индивидуальный план самообразования и подготовки мероприятий по теме: «Реализация познавательных проектов на основании исследовательской деятельности»
Месяц | тема | Форма предоставления/ форма работы |
Сентябрь - май | Изучение и подбор литературы. Диагностика детей на начало года и на конец года Разработка перспективной работы с детьми и родителями | Перспективный план. Картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет |
Октябрь | Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Папка-передвижка «Эксперименты на кухне» |
Ноябрь | Презентация по теме «Познавательно-исследовательская деятельность в условиях фгос в доу» | Публикация в социальной сети для педагогов |
Март | Методическая разработка «Значение поисково- исследовательской деятельности в развитии ребенка». | Публикация в социальной сети для педагогов |
Ноябрь-май | Фотоотчеты о реализации проектов по исследовательской деятельности | Публикации в социальных сетях для педагогов |
май | Отчет о проделанной работе по теме самообразования с подготовкой презентации | Выступление на педсовете |
В течение года | Составление рекомендации для родителей по использованию и проведению опытов дома | Оформление папки «Консультации для родителей». |
В течение года | Сбор фотоматериала | Создание фотоальбома |
Список литературы:
- ФГОС
- Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г., №2 2000 г.
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004.
- Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
- «Опытно-экспериментальная деятельность”» В.В. Москаленко.
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
- Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
- Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
- Интернет - ресурсы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Задачи: изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности; создать условия для поддержания исследовательской активности детей; поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы; развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность; обобщать и распространять передовой педагогический опыт по теме самообразования.
Методы работы: Словесные Наглядные Практические Игровые Принципы: Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса
Предполагаемые результаты: Для педагога: Развивать профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач познавательного развития детей дошкольного возраста. Разработать познавательные проекты на основе исследовательской деятельности. Разработать учебно-методический комплект: картотека опытов и экспериментов, конспекты занятий с элементами экспериментирования, консультации для родителей и воспитателей, презентации. Создать развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования. Организовать безопасную и психологически комфортную образовательную среду для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
Для воспитанников: У ребенка сформируется интерес к экологическим знаниям. У ребенка развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность. Ребенок научится высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи. Ребенок научится сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Ребенок будет испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.
Перспективное планирование по работе с детьми Месяц Наименование подраздела/темы Форма работы деятельности сентябрь 1. «Листопад» Наблюдения за явлениями во время прогулок; Подвижная игра «Листопад» с элементами имитации (освоить роль и свободно сыграть с поставленной задачей во время игры). 2. «Как спрятаться бабочкам?» Рассматривание иллюстраций с изображением ярких цветов, бабочек и птиц. Вывод: бабочкам помогает спрятаться от птиц их разноцветная окраска; Игра-моделирование «Помоги друзьям-насекомым спрятаться от врагов». 3. «Какая она, вода?» Игра «Дождик» (вызвать у детей чувства радости, раскрепощения); Эксперимент «Какова вода на вкус, какой у воды цвет?»; Сюжетно-ролевая игра «Купание кукол»; Беседа с детьми на тему «Кому необходима вода?».
Месяц Наименование подраздела/темы Форма работы деятельности октябрь 1. «Что изменилось?» Рассматривание термометра. Опыт с тканью «Что изменилось?»; Вывод: температура понизилась, потому что при испарении воды из ткани, происходит охлаждение; Опыты: «Пар - это и есть вода», «У воды – температура». Вывод: вода может быть холодной, теплой, горячей – в зависимости от температуры. 2. «Звук можно ли увидеть?» Эксперимент «Мы можем увидеть звук» с крупицами соли. Вывод: при ударе деревянной ложкой по стене миски крупицы соли начнут подпрыгивать. 3. Почему говорят «Как с гуся вода?» Беседа «Водоплавающие птицы»; Игра-эксперимент с перьями птиц; Аргументировать свои ответы после увиденного. Вывод: у водоплавающих птиц есть специальная, жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают перья. 4. «Почему у растений опустились листья и стали мягкими? Наблюдение за растениями в течение недели, сравнить их состояние после выходных дней. Опыт: помочь комнатным растениям , чтобы они чувствовали себя хорошо. Вывод: необходимые для жизни растения – вода, свет, тепло, почвенное питание.
Месяц Наименование подраздела/темы Форма работы деятельности ноябрь 1.«Ветер - движение воздуха в природе » Опыт «Живая змейка». Вывод: ветер: это поток воздуха; Опыт «Ветер - движение воздуха» с бумагой; Вывод: взмах рукой привел в движение воздух, и клочки бумаги тронулись с места . 2. Проект: «Что мы знаем о воде ?» Чтение стихотворения Э.Мошковской «Речка»; Игры с водой: вода прозрачная, и у нее нет запаха; у воды нет вкуса; вода вокруг нас и др.; Вечер загадок и отгадок «Это волшебница вода»; Чтение рассказа Е.Пермяка «Как Маша стала большой»; Дидактическая игра «Угадай настроение»; Демонстрация опыта: «Прохождение воды через вату»; Подвижная игра: «Не промочи ноги»; Игра «Солнышко и дождик ». 3. «Фартук для Почемучки» (долгосрочный проект ноябрь – январь) Эксперимент "Из чего шьют фартук Почемучке?». Вывод: из болоньи, не пропускает воду, с нее вода стекает; Беседа: «Дождливая погода». 4. «Для чего нужны уши?» Дидактическая игра «Что услышал?»; Опыты со звуками: «Звук можно увидеть», «Неизведанное рядом»; «Струны музыкальных инструментов»
Месяц Наименование подраздела/темы Форма работы деятельности декабрь 1. «Приключения Буратино». Чтение сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»; Настольно-печатная игра «Приключения Буратино»; Совместная деятельность взрослого и детей по экспериментальной деятельности «Как Буратино перебраться через реку». 2. Продолжение работы над проектом «Что мы знаем о воде?» Чтение сказки Г.Х. Андрсена «Снеджная королева»; Изготовление цветных льдинок для украшения участков Игры со льдом на прогулке; Проведение опытов с водой: «Лед – твердая вода»; «Вода нужна всем»; «Лед легче воды»; «Превращение льда вводу». 3. «Кактус» Беседа «Растения пустынь». Наблюдение за кактусом. Использование «исследовательского фартука». Рисунки детей на тему: «Растения пустынь» 4. «Почему дерево не тонет?» Чтение отрывка из сказки А.Н.Толстого «Приключение Буратино» Сочинение сказки «Как Буратино перебрался через реку?» Панно «Как дерево дышит, питается и растет» Опыт с деревянными предметами.
Месяц Наименование подраздела/темы Форма работы деятельности январь 1. «Кораблик для путешествия». Письмо от сказочного героя Незнайки. Свободное экспериментирование с водой и бумагой. Создание условий в группе для проведения опытов. Рассматривание иллюстраций из серии «Водный транспорт»; Игра-экспериментирование «Тонет или не тонет» (дерево, пластмасса, металл, картон, поролон). Вывод: кораблик лучше делать из дерева или пластмассы; Выставка-конкурс «На самый интересный кораблик из бросового материала». 2. «Почему воду нужно беречь?» Чтение стихотворения Б.Заходера «Что случилось с рекой?»; Наблюдение за водопроводными кранами в д/с «Не капает ли зря вода?», «Где можно найти воду в д/с?»; Презентация «Волшебница вода»; Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни 3. «Чудо-прическа» Игра-эксперимент «Почему иногда волосы становятся «непослушными?» (торчат в разные стороны); Вывод: волосы электризуются и поднимаются вверх. 4. «Волшебный шарик» Игра с воздушными шарами; Игра-эксперимент «Как сделать шар волшебным?».
Месяц Наименование подраздела/темы Форма работы деятельности февраль 1. «Испытание магнита». Чтение художественной литературы Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; Игры с использованием магнитной доски (с цифрами и буквами); Опыт: «Как помочь Незнайке?» (извлечь с помощью магнита железные предметы из ящика); Настольный театр «Гадкий утенок». 2. «Чем пахнет воздух?» Игра «Чудесный мешочек» (узнавать запахи лука, апельсиновой корки, веточки сосны и др.); Беседа о здоровом образе жизни «Сладкий сон и отдых». Пояснить, что человек должен спать в проветренной спальне с приятным запахом; для здоровья людей особенно вреден дым . 3. «Кто и как летает по воздуху?» Загадки о птицах. Рассматривание иллюстраций; Развивающая игра «Домашние и дикие птицы»; Конструирование из бумаги птиц способом оригами; Создание альбома «Наши пернатые друзья»; Коллаж «Перелетные и зимующие птицы». 4.«Где живет эхо?» Игры с мячом (отбивание его от пола, от стены, от кресла); Эксперимент «Что такое эхо?». Вывод: явление, когда сказанное слово слышится еще раз. Как будто кто-то повторяет их; Игра «Глухой телефон»
Месяц Наименование подраздела/темы Форма работы деятельности март 1.Уголок «Познай-ка» Создание «Копилки исследований, опытов и экспериментов» 2. «Что такое рукотворный мир?» Дидактическая игра «Собери рюкзак в дорогу» (значение и необходимость предметов); Игра на классификацию предметов: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Обувь»; Дидактическая игра «Цепочки»; Игровое упражнение «Добавь слово». 3. «Приятного аппетита!» Дидактическая игра «Витаминные семейки» (польза витаминов для укрепления здоровья); Беседа «Блюда и сервировка стола»
Месяц Наименование подраздела/темы Форма работы деятельности апрель 1. «У нас в гостях животные». Дидактическая игра «Кто на кого похож?»; Игра «Кто быстрее пробежит?»; Игра-моделирование «Дикие и домашние животные»; Опыт: «Как кошка чистит языком себе шерстку?»; Создание альбома «Мой ласковый и нежный зверь»; Режиссерская игра «Расселим зверят». 2. «Живой кусочек?» Наблюдение «Есть ли в корнях плода запас питания?»; Опыт: «Растения живые или неживые?»; Словесная игра «Назови растения»; Посадка лука, уход за ним. Фиксирование наблюдений в альбоме для наблюдений. 3. «Волшебная бумага» Эксперимент »Для чего нужна копировальная бумага?»; Изготовление атрибутов (билетов), шаблонов для сюжетно - ролевых игр; Рисунки, полученные с помощью копировальной бумаги. 4. «Что в коробке?» Игра на ощупь «Что в коробке (ящике)?»; Опыт «Что нужно сделать, чтобы в коробке (закрытой) стало светлее?»; Игра с зеркалами «Солнечные зайчики».
Месяц Наименование подраздела/темы Форма работы деятельности май 1. «Умная галка» Эксперимент «Достань предмет из кувшина, не опуская руку в воду». Вывод: камешки, заполняя емкость, выталкивают из нее воду; Драматизация по сказке Л.Н.Толстого «Умная галка»; Изготовление масок и атрибутов к сказке. 2.«Изготовление солнечных часов» Практикум «Своими руками смастерим солнечные часы»; Беседа с детьми на тему: «Солнечный удар, чем он опасен»; Совместное составление с детьми и оформление схем: «Правила безопасности на прогулке»; Игра-экспериментирование на метеостанции с солнечными часами. 3. «Почему все падает на Землю?» Опыты с предметами: 1.Дети подбрасывают предметы вверх (легкие по весу, тяжелые и другие). 2.Отпускают все предметы с одинаковой высоты на пол. 3. Одинаковые шары отпускают с разной высоты над емкостью с песком. Чтение энциклопедической литературы на тему: «Наша планета Земля» из рубрики «А знаете ли вы?». 4.Клуб «Умники и умницы» Викторина «Угадай и рисуй ответы»; Мини-сценка «Спор овощей»; Игра – соревнование «Какая команда быстрее?»; Конкурс чтецов на тему «Мир животных и растений»
Взаимодействие с семьями воспитанников содержание деятельности сроки реализации ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по познавательному развитию Сентябрь Знакомство родителей с условиями, содержанием , методами воспитания по познавательному развитию Привлечение родителей к пополнению Центра «Познание и экспериментирование Октябрь Дооформление Центра Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Ноябрь Папка-передвижка «Эксперименты на кухне Изготовление пособий для проведения опытов с воздухом Декабрь Набор пособий для опытов с воздухом Участие родителей в оформлении прогулочной площадки «Снежный городок» Январь Участие в конкурсе «Ледяная сказка» Открытый показ образовательной деятельности «О чем поспорили Кока-кола и Вода?» Февраль Презентация детского исследовательского проекта «О чем поспорили Кока-кола и Вода ?» Консультация для родителей «Техника безопасности при проведении опытов на кухне» Март Информационный лист «Правила безопасности при проведении опытов на кухне» Оказание помощи родителей для организации игры-путешествия в страну « Витаминия » Апрель Оформление «Витаминного» уголка в группе Распечатка фотографий с экспериментальной деятельности для оформления альбома Май Фотоальбом «Юные исследователи»
Индивидуальный план самообразования и подготовки мероприятий Месяц тема Форма предоставления/ форма работы Сентябрь - май Изучение и подбор литературы. Диагностика детей на начало года и на конец года Разработка перспективной работы с детьми и родителями Перспективный план. Картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет Октябрь Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Папка-передвижка «Эксперименты на кухне» Ноябрь Презентация по теме «Познавательно-исследовательская деятельность в условиях ФГОС в ДОО» Публикация в социальной сети для педагогов Март Методическая разработка «Значение поисково- исследовательской деятельности в развитии ребенка». Публикация в социальной сети для педагогов Ноябрь-май Фотоотчеты о реализации проектов по исследовательской деятельности Публикации в социальных сетях для педагогов май Отчет о проделанной работе по теме самообразования с подготовкой презентации Выступление на педсовете В течение года Составление рекомендации для родителей по использованию и проведению опытов дома Оформление папки «Консультации для родителей». В течение года Сбор фотоматериала Создание фотоальбома
Список литературы: ФГОС Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г., №2 2000 г. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г. «Опытно-экспериментальная деятельность”» В.В. Москаленко. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. Интернет - ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект по развитию у дошкольников познавательных способностей через опытно - исследовательскую деятельность «Песок и глина»
Тема: «Песок и глина» ...
Инновационный проект по развитию у дошкольников познавательных способностей через опытно - исследовательскую деятельность «Хочу все знать»
. Целеполагание:На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная ...
конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами исследовательской деятельности "Как животные к зиме приспосабливаются"(2-я младшая группа).
Цель. Формирование представлений детей о жизни диких животных в лесу зимой. Побуждать устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных (изменение окраски шерс...
Проект: «Развитие у дошкольников познавательных способностей через опытно-исследовательскую деятельность»
Цель проекта: внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию развитие (поисково-исследовательская деятельность) Тема: «Эти удивительные камни»
Цель: развитие познавательной активности детей в процессеэкспериментирования. - Формировать представление о камнях, как части неживойприроды, о их роли в жизни человека.Задачи:Образовательные - ...
Непосредственно образовательная деятельность Познавательное развитие- (ознакомление окружающим +исследовательская деятельность) Тема: «В мире посуды».
Расширять знания детей о предметах домашнего обихода, их назначении; учить различать и называть существенные детали предметов; дать понятие о деревянной и стеклянной посуде; закрепить их свойства...
ООД по познавательному развитию «Электрические чудеса» в рамках реализации проекта по экспериментально-исследовательской деятельности «Лаборатория удивительных наук» с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «Электрические чудеса»Образовательная область: познавательное развитиеВозрастная группа: старшая группаФорма совместной деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-ис...