Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию развитие (поисково-исследовательская деятельность) Тема: «Эти удивительные камни»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Каюмова  Светлана  Хабибуллаевна

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе

экспериментирования. - Формировать представление о камнях, как части неживой

природы, о их роли в жизни человека.

Задачи:

Образовательные  - познакомить детей: с разнообразием камней,

их свойствами, особенностями . Способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей   детей в процессе продуктивной творческой

деятельности.

Развивающие  -развивать: интерес к камням, мышление, речь,

обогатить словарный запас: шершавый, твёрдый, гладкий

- Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к

 разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.

Воспитательные - воспитывать: бережное отношение к неживой природе,

умение работать сообща.

 

Используемые технологии:

Личностно – ориентированные технологии(И.С. Якиманской (обучения,

подхода);Н.Я. Михайленко (взаимодействия);

Технология исследовательской деятельности (А.В. Брушлинского)

Технология проблемного обучения (Дж. Дьюи)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_issledovat_deyat_kamni.docx498.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственной  образовательной деятельности  по познавательному развитию развитие  (поисково-исследовательская деятельность)

Тема: «Эти удивительные камни»

                                                                     Подготовила воспитатель: Каюмова С.Х

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе

экспериментирования. - Формировать представление о камнях, как части неживой

природы, о их роли в жизни человека.

Задачи:

Образовательные  - познакомить детей: с разнообразием камней,

их свойствами, особенностями . Способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей   детей в процессе продуктивной творческой

деятельности.

Развивающие  -развивать: интерес к камням, мышление, речь,

обогатить словарный запас: шершавый, твёрдый, гладкий

- Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к

 разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.

Воспитательные - воспитывать: бережное отношение к неживой природе,

умение работать сообща.

Используемые технологии:

Личностно – ориентированные технологии(И.С. Якиманской (обучения,

подхода);Н.Я. Михайленко (взаимодействия);

Технология исследовательской деятельности (А.В. Брушлинского)

Технология проблемного обучения (Дж. Дьюи)

Ход занятия

Воспитатель:

Настал новый день. Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подумайте:

 как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе.

Доброе утро, доброе утро!

Доброе утро я вам говорю!

Доброе утро, доброе утро,

Доброе утро я всем вам дарю!

-Сегодня у нас необычное занятие.

Воспитатель: Ребята,  у меня  в руках  мешочек, а что, там  внутри? Вам интересно?

 Игра : «Угадай на ощупь»

Дети: Камни.

Воспитатель: - А где можно их встретить? (везде) на улице, в горах, в море,

 на даче…

Воспитатель: Правильно. Сегодня я вам предлагаю поговорить о камнях.

- У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна,

 на   поверхности много камней,  возвышаются  каменные горы. Они очень высокие,

на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами, но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому

камни можно встретить везде. Горы — это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки,  получаются маленькие камешки. Но камни есть не

только в горах, они есть и под землёй, и под водой

 Морские камни очень гладкие. Как вы думаете, почему?

(Предположения детей)

- Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни

 трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими. Камни, которые

не бывали в море, имеют более острые края

Воспитатель: Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме. В

 - В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами:

влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни.

В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения

Для чего ещё служит камень человеку?

(Предположения детей)

- Из камня строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро, картины

 Даже памятники великим людям делают из камня

Как вы думаете, почему?

Дети: камень очень прочный.

Воспитатель: А вот в древности использовали большие камни как указатель

на дороге.

Воспитатель: А кто знает, как по-другому называют камни? (Ответы детей).

Ребята, все подземные богатства, и камни в том числе, называют полезными

ископаемыми. Подумайте, почему «полезные»? (Ответы детей).

Да, вы правы, «полезные» потому что они приносят пользу людям.  

А почему «ископаемые»? (Ответы детей)

 Верно, ископаемые, потому что они являются «подземными богатствами» и

залегают глубоко под землей.  Людям приходится приложить  немало усилий, чтобы добыть полезные камни. Существует огромное множество камней, которые для людей очень полезны.  Все эти  камни изучают  ученые.

   Ребята ,вы хотите стать учеными? –Тогда поработаем в лаборатории и попробуем как можно больше  узнать  о камнях. Наша группа переоборудована в мини – лабораторию. Для того чтоб отправится   в лаборатория.  нам необходимо  одеть специальную форму ( фартучки)  Во время работу мы  будем проводить опыты, эксперименты, и как можно больше  узнаем  о   камнях. А  Родику  Михайловну попросим  чтоб она сняла документальный  фильм про  наши  исследованиям  А потом  мы вмести с вами посмотрим его и покажем  нашим родителям.( Раздать бэджики)

Воспитатель: И так , нам  надо найти  столик под № 1.

Опыт 1. – Внимательно рассмотрите все камни. А чтоб рассмотреть камни нам

понадобится помощник. Как  вы думаете, что это может быть? ( Лупа). Возьмите в

руки камень. Погладьте его. Какой он на ощупь ? А теперь возьмите другой камень

и погладьте его тоже.Что мы можем сказать? Камни бывают гладкие и шершавые

В одной руке у вас камень, а в другую руку возьмите лупу. Давайте рассмотрим

камень через лупу. Посмотрите, какие крапинки, дорожки, углубления, ямочки,

узоры на камнях. Какие красивые камни! Правда?

Вывод: Камни по цвету и форме бывают разные. камень может быть гладким и шероховатым

Опыт 2. Теперь сравним камень и пластилин. Как вы думаете,

если мы сожжем в одной руке пластилин, а в другой камень. Что произойдет?

 (ответы детей). Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку

 Кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите , что произошло.

Вывод: пластилин изменил форму, а почему (потому, что он мягкий, а камень

 нет, потому, что он твердый). Ребята, вы определили еще одно свойство своих

камней. Камень плотный и крепкий. Не меняет формы.

Опыт 3.  Опустите в емкость с водой один камень и брусок дерева. Что произошло? (деревянный брусок утонул? (нет) Почему? (потому что он легкий). А камень?  

Вывод: Да, ребята камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Опыт 4.  Есть ли в камне воздух? Как это проверить? (Опустить в воду,

 посмотреть идут ли пузырьки. Проводим эксперимент на 2 – 3 камнях).

Вывод:В камнях нет воздуха, они плотные.

Опыт 5.  Какие камни  могут пропускать воду через себя быстрее мелкие или  

Крупные, уголь?

Вывод:  Крупные,  между ними больше пространство, чем между мелкими.

Воспитатель: Ну, вот  ребята наша  исследовательская работа  сегодня  подошла  к концу. Как вы думаете, нужны ли камни человеку? ( Ответы детей) , А кто помнит  для чего мы снимали   документальный  фильм  ( Показать  родителям, поделимся  своими  открытиями, успехами и т,д) . У меня для вас  есть маленький  сюрприз, я хочу вам показать настоящие драгоценные камешки они правда еще не отработаны мастерами, но это самый  настоящий  янтарь.  Его очень много в  городе Калининград. После того  как его  добывают  мастера перерабатывают  его   в  своей мастерской, затем   украшают ими  женские   украшения.

Спасибо  вам ребята за работу , вы настоящие  ученые. Врученье медали.

Конспект  непосредственной  образовательной деятельности  по познавательному развитию развитие  (поисково-исследовательская деятельность)

Тема: «Эти удивительные камни»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе

экспериментирования. - Формировать представление о камнях, как части неживой

природы, о их роли в жизни человека.

Задачи:

Образовательные  - познакомить детей: с разнообразием камней,

их свойствами, особенностями . Способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей   детей в процессе продуктивной творческой

деятельности.

Развивающие  -развивать: интерес к камням, мышление, речь,

обогатить словарный запас: шершавый, твёрдый, гладкий

- Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к

 разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.

Воспитательные - воспитывать: бережное отношение к неживой природе,

умение работать сообща.

Используемые технологии:

Личностно – ориентированные технологии(И.С. Якиманской (обучения,

подхода);Н.Я. Михайленко (взаимодействия);

Технология исследовательской деятельности (А.В. Брушлинского)

Технология проблемного обучения (Дж. Дьюи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Этот удивительный песок»

Конспект непрерывной  непосредственнообразовательной деятельности  по познавательному развитию в старшей группе  на тему:   «Этот удивительный песок»Программные...

План-конспект ООД ОО «Познавательное развитие» Природный мир (исследовательская деятельность) Тема: «Воздух»

План-конспект ООД ОО «Познавательное развитие»                    Природный мир (исследовател...

Непосредственно образовательная деятельность Познавательное развитие- (ознакомление окружающим +исследовательская деятельность) Тема: «В мире посуды».

Расширять знания детей о предметах домашнего обихода, их назначении; учить различать и называть существенные детали предметов; дать понятие о деревянной и стеклянной посуде; закрепить их свойства...