Инновационный проект по развитию у дошкольников познавательных способностей через опытно - исследовательскую деятельность «Песок и глина»
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Тема: «Песок и глина»
I этап. Целеполагание:
По мнению академика Н.Н. Подъякова, дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Особый интерес вызывает деятельность, содержащая демонстрационные опыты, элементы самостоятельного экспериментирования. Так, проделанные вместе с воспитателем опыты дошкольники пытаются повторить самостоятельно в свободное время, используя освоенные ими приемы и материал, выставленный в уголке экспериментирования или в природном уголке.
Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез – догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на умение выстраивать сложные предположения, делать выводы, развитии речи. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателя и родителей компетентности в различных областях окружающего нас мира.
Цель проекта: создать условия для развития познавательных способностей детей через использование опытно – исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
- расширить представление детей о песке и глине, их качествах и свойствах с помощью экспериментальных действий;
- формировать умение устанавливать причинно – следственные связи между свойствами материала и способом его использования;
- обогащать словарный запас, развивать связную речь;
- активировать внимание, память детей;
- развивать логическое мышление, умение сравнивать, делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Вид проекта: познавательно – практический.
Продолжительность проекта: один месяц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pesok_i_glina.docx | 26.63 КБ |
foto_po_proektu_pesok_i_glina.docx | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 комбинированного вида 2 категории г. Алейска
Инновационный проект
по развитию у дошкольников познавательных способностей
через опытно - исследовательскую деятельность
«Песок и глина»
Автор - разработчик:
Черкасских Е.Г.,воспитатель 1 категория
Чернова В.П.,воспитатель высшей категории
МБДОУ детский сад №12
г. Алейск
2014г.
Тема: «Песок и глина»
I этап. Целеполагание:
По мнению академика Н.Н. Подъякова, дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Особый интерес вызывает деятельность, содержащая демонстрационные опыты, элементы самостоятельного экспериментирования. Так, проделанные вместе с воспитателем опыты дошкольники пытаются повторить самостоятельно в свободное время, используя освоенные ими приемы и материал, выставленный в уголке экспериментирования или в природном уголке.
Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез – догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на умение выстраивать сложные предположения, делать выводы, развитии речи. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателя и родителей компетентности в различных областях окружающего нас мира.
Цель проекта: создать условия для развития познавательных способностей детей через использование опытно – исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
- расширить представление детей о песке и глине, их качествах и свойствах с помощью экспериментальных действий;
- формировать умение устанавливать причинно – следственные связи между свойствами материала и способом его использования;
- обогащать словарный запас, развивать связную речь;
- активировать внимание, память детей;
- развивать логическое мышление, умение сравнивать, делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Вид проекта: познавательно – практический.
Продолжительность проекта: один месяц.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Предполагаемые итоги проекта:
- использование в речи словаря по теме;
- приобретение опыта детьми:
- в исследовательской деятельности,
- в выдвижении гипотез, выборе методов;
- в развитии доказательной стороны речи;
- в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности;
- в выстраивании игрового действия, сопровождаемого речью;
- обогащение знаниями о свойствах и качествах песка и глины.
II этап. Разработка проекта
- Заинтересовать участников проекта темой.
- Подобрать :
- художественную и научно - популярную литературу;
- материал для опытов.
- Оформить уголок для детского экспериментирования.
- Составить тематическое планирование.
III этап. Выполнение проекта
1 неделя «Откуда берется песок и из чего он состоит»
Материал: на каждого ребенка по 2 камня (из камней при трении сыплется песок) лист картона, лупа.
С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотри, из чего состоит песок (из очень мелких зёрнышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, жёлтые – в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи, и чем отличаются? Дети ответят по разному, важно, чтобы в процессе сравнения они внимательно рассмотрели песчаные зернышки. Затем рассмотрите таким же образом комочек глины. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка отдельно, она не прилипает к своим «соседям». А в глине – слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин. Если у вас есть лупа с большим увеличением, пусть дети рассмотрят глину, растёртую в порошок. Пылинки, которые можно увидеть, намного меньше песчинок. Песок состоит из песчинок, а глина – из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.
Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом картона. Как вы думаете, что это сыплется? Возьмите лупы, рассмотрите это? Как мы получили песок? Как в природе появляется песок?
Вывод:
- Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
- Ветер, вода разрушают камни, в результате чего появляется песок.
2неделя «Легко ли сыплется глина и песок? Что легче?»
Материал: 2 стаканчики, 2 листа бумаги, стеклянная банка- 2шт., трубочка.
Возьмём стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать – песок или глину? Песок. Поэтому и говорят, что песок – сыпучий. Глина слипается комочками, её нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Первый вывод: песок – рыхлый в отличие от глины.
В банке создадим искусственный ветер. Подуем через трубочки на песок и глину. Что происходит? (песок разлетается, песчинки двигаются быстро, частички глины не сдуваются, или сдуваются с трудом)
Вывод:
- Песок рыхлый в отличии от глины.
- Песок легко сдувается, а слипшиеся частички глины нет.
3 неделя «Куда исчезла вода? Лепим из влажной глины и песка»
Материал: 2 стаканчика,
В стаканчике с песком нальем воды. Потрогаем песок. Каким он стал? Куда исчезла вода? ( она впиталась в песок). Затем нальем воды в стаканчик с глиной. Следим, как вода впитывается: быстро или медленно? Часть воды остается сверху на глине.
Попробуем слепить шарики, колбаски. Из чего лепится лучше? Оставить поделки до полного высыхания. Что произошло с поделками из песка? (они рассыпались). Поделки из глины сохранились, стали твердые.
Вывод:
- Вода впитывается в песок быстрее, чем в глину.
- Глина хорошо лепится, а песок нет. При высыхании глина остается твердой.
4 неделя «Пропускаем воду через песок, глину и камешки. Фильтрация воды»
Материал: 3 пластиковых бутылки.
3 пластиковые бутылки с отрезанным дном: 1 – наполняем песком, 2 – камешками, 3 – глиной. Переворачиваем бутылки вверх дном. Под бутылками помещаем ёмкости, для стекания воды. В каждую бутылку налить равное количество воды. В какой из бутылок она быстрее исчезнет? Почему?
Через песок пропускаем « грязную» воду. Сравниваем отфильтрованную воду с «грязной». Вода стала прозрачной.
Вывод:
- Быстрее всего вода пробегает через камешки, затем сквозь песок. Глина воду не пропускает, её частички слиплись, и вода не может пройти через них.
- Песок – это природный фильтр, он очищает воду.
Взаимодействие с родителями:
- индивидуальные беседы по теме проекта;
- совместная с педагогом подготовка материала для исследовательской деятельности;
- консультации по проведению экспериментирования дома;
IV этап. Презентация проекта:
- НОД для педагогов ДОУ и МО по экологии;
- педсовет «Организационный».
Список литературы:
- Дыбина О.В. «Занятие по ознакомлению с окружающим миром» - М.: Мозаика – Синтез, 2011 г.,
- Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. «Знакомим с окружающим миром детей 3 – 5 лет» - М.: Творческий центр, 2012 г.,
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект по развитию у дошкольников познавательных способностей через опытно - исследовательскую деятельность «Хочу все знать»
. Целеполагание:На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная ...
конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности " Песок и глина "
конспект занятия...
Педагогический проект по опытно-экспериментальной деятельности "Песок и глина"
Опыты с песком и глиной в средней группе...
ПРОЕКТ опытно-экспериментальной деятельности «Песок и глина - наши помощники»
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Солнышко» Моршанского района Тамбовской области ПРОЕКТопытно-экспериментальной деятель...
Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности «Песок и глина»
Познакомить со свойствами песка – сыпучестью, рыхлостью, способностью пропускать воду и свойствами глины – пластичностью, вязкостью, неспособностью пропускать воду. Развивать умение исполь...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Песок и глина».
Дать представление о свойствах песка и глины....