Инновационный проект по развитию у дошкольников познавательных способностей через опытно - исследовательскую деятельность «Хочу все знать»
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
. Целеполагание:
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г, М, Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Цель проекта: создать условия для развития познавательных способностей детей через использование опытно – исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
В процессе организации экспериментально — опытной деятельности предполагается решение следующих задач:
- создание условий для формирования основного целостного мировидения ребёнка старшего дошкольного возраста средством экспериментирования.
- развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развития познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод.
- развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.
- создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Вид проекта: познавательно – практический.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_hochu_vse_znat.docx | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 комбинированного вида 2 категории г. Алейска
Инновационный проект
по развитию у дошкольников познавательных способностей
через опытно - исследовательскую деятельность
«Хочу все знать»
Автор - разработчик:
Черкасских Е.Г.,воспитатель 1 категория
Чернова В.П.,воспитатель высшей категории
МБДОУ детский сад №12
г. Алейск
2014г.
I этап. Целеполагание:
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г, М, Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Цель проекта: создать условия для развития познавательных способностей детей через использование опытно – исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
В процессе организации экспериментально — опытной деятельности предполагается решение следующих задач:
- создание условий для формирования основного целостного мировидения ребёнка старшего дошкольного возраста средством экспериментирования.
- развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развития познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод.
- развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.
- создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Вид проекта: познавательно – практический.
Продолжительность проекта: один месяц.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Предполагаемые итоги проекта:
- использование в речи словаря по теме;
- приобретение опыта детьми:
- в исследовательской деятельности,
- в выдвижении гипотез, выборе методов;
- в развитии доказательной стороны речи;
- в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности;
- в выстраивании игрового действия, сопровождаемого речью;
- обогащение знаниями о природе и природных явлениях.
II этап. Разработка проекта
- Заинтересовать участников проекта темой.
- Подобрать :
- художественную и научно - популярную литературу;
- материал для опытов.
- Оформить уголок для детского экспериментирования.
- Составить тематическое планирование.
III этап. Выполнение проекта
1неделя «Чем пахнет воздух»
Цель: показать детям, что запахи могут быть разные, упражнять в умении различать запахи.
Вывод:
- Опасен воздух, где есть дым от сигарет, от огня.
2неделя «Послушная водичка»
Цель: познакомить с объемом тел (предметов), развивать наблюдательность, любознательность.
Материал: Две стеклянные банки с водой, заполненные наполовину, шесть небольших камешков, пластина из оргстекла, поролоновая губка, лист бумаги, карандаши.
Я думаю, что все помнят рассказ Л.Н. Толстого «Умная галка».
Почему автор назвал галку умной? Как поступили бы вы на её месте? (Ответы) Попробуем повторить эксперимент, который осуществила птица.
Осторожно опустите камешки в банку. Что происходит? (вода поднимается вверх, т.е. увеличивается в объеме). А теперь опустите в банку с водой поролоновую губку – вынимайте. Что происходит? (вода впиталась в губку – и банка оказалась почти пустой)
Отожмите воду из губки в банку и положите влажную губку на пластину. Что происходит? (вода стекает)
Давайте подведем итоги исследования (объем воды может увеличиваться в результате погружения в нее другого тела; вода может впитываться в другие тела и вытекать из них). Сделайте зарисовки.
Вывод:
- Объем воды может увеличится в результате погружения в неё другого тела, вода может впитывается в другие тела и вытекать из них.
3 неделя «Веселый кораблик»
Цель: уточнить из каких материалов изготовлены предметы (бумага, пластмасса, металл, дерево). Развивать умение выявлять различные свойства предметов (тонет, не тонет).
Вывод:
- Независимо от размера металлические предметы тонут, дерево и пластмасса – плавает, бумага плавает, пока не намокнет.
4 неделя «Солнечные зайчики»
Цель: выявить закономерность отражения света от блестящих (неблестящих) предметов.
Вывод:
От блестящих предметов свет отражается, т.е. можно поймать солнечного зайчика
Взаимодействие с родителями:
- индивидуальные беседы по теме проекта;
- совместная с педагогом подготовка материала для исследовательской деятельности;
- консультации по проведению экспериментирования дома;
IV этап. Презентация проекта:
- НОД для педагогов ДОУ и МО по экологии;
- педсовет «Организационный».
Список литературы:
1. Л. Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. — Издательство: Учитель, 2009год
2. В. В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. — Издательство: Учитель, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа по исследовательской деятельности "Хочу все знать!"
Дети по природе своей любопытны и деятельны. В возрасте 5-6 лет у детей ярче начинает проявляться любознательность и желание что-то сделать самому. Важно помочь ребенку удовлетворить его любопытс...
Инновационный проект по развитию у дошкольников познавательных способностей через опытно - исследовательскую деятельность «Песок и глина»
Тема: «Песок и глина» ...
Рабочая программа кружка по опытно-эксперементальной деятельности «Хочу всё знать» для детей старшей группы
рабочая программа кружка по опытно-эксперементальной деятельности...
Программа по познавательно-исследовательской деятельности "Хочу всё знать" для детей 3-6 лет
Программа по познавательно-исследовательской деятельности...
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности: «Хочу все знать!» На тему: «Тонет – не тонет»
Цель: приобщать к навыкам экспериментирования; высказывать предположения, делать выводы, подвести к выводу: тяжелые предметы - тонут, легкие предметы – плавают.Задачи: - образовательные: расширя...
Образовательный проект по исследовательской деятельности "Хочу все знать"
Образовательный проект по исследовательской деятельности "Хочу все знать"...
Программа кружковой работы по опытно – экспериментальной деятельности «Хочу всё знать»
Ребенок это маленькие природный исследователи окружающего мира, перед ними открываются с каждым возрастом всё новые и новые незнакомые природные явления, которые ребёнок узнает через...