конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами исследовательской деятельности "Как животные к зиме приспосабливаются"(2-я младшая группа).
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему
Цель. Формирование представлений детей о жизни диких животных в лесу зимой. Побуждать устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных (изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kak_zveri_k_zime_prisposablivayutsya.docx | 27.36 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами исследовательской деятельности на тему:
«Как звери к зиме приспосабливаются».
(2-я младшая группа)
Подготовила:
воспитатель Зюзина Л.В.
высшая квал. категория
Арзамас 2018 г.
Цель. Формирование представлений детей о жизни диких животных в лесу зимой.
Задачи:
- Продолжить знакомить детей с изменениями, происходящими в природе с наступлением зимы.
- Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму.
- Способствовать развитию представлений детей о том, чем питаются животные зимой и как спасаются от холода.
- Формировать умение вести диалог, правильно называть животных и их детёнышей.
- Активизировать словарь: берлога, дупло, логово, нора.
- Подвести к мысли о том, что животным нужно помогать, беречь и охранять их.
Способы:
Сюрпризный момент, художественное слово, проблемные вопросы, отгадывание загадок, игровые упражнения, дыхательная гимнастика, дидактическая игра, физкультминутка под музыку, рефлексия.
Средства:
Игрушка снегирь, инсценированный лес, модель берлоги, белый и зелёный картон, рукавицы, кусочек меха, компьютерная презентация «Как звери приспосабливаются к зиме».
Взаимодействие видов деятельности:
познавательно-исследовательская
коммуникативная
речевая
игровая
двигательная
музыкальная
Предварительная работа:
Беседы «Зимушка-зима», «Дикие животные», отгадывание загадок о диких животных, дидактические игры «Кто что ест?», «Спрячь животных в их домики», «Чья мама?»,чтение художественной литературы: В. Бианки «Прячутся», И. Соколов-Микитов «Листопадничек», «В берлоге»; разучивание подвижных игр «Зайка беленький сидит», «Хитрая лиса».
Ход образовательной деятельности.
(Стук в окошко).
Воспитатель:Ребята, кто-то к нам в окно стучит? Давайте посмотрим.
Дети: Это птичка. Это – снегирь.
Воспитатель:Снегирь приглашает нас в гости к лесным зверям, посмотреть, как они приготовились к зиме.
Воспитатель: Ребята, на улице холодно, и прежде чем отправиться в лес, что нам нужно сделать?
Дети:Одеться потеплее.
Воспитатель:Давайте оденемся потеплее и отправимся в путешествие по лесу.
Воспитатель проводит игровое упражнение:
Новые сапожки наденем мы на ножки.
(Ногу вперёд на пятку – "показать сапожки".)
Тёплый шарф завяжем
(Руки перекрёстно к шее.)
И зиме мы скажем:
(Покачивание из стороны в сторону.)
"Здравствуй, Зимушка-зима,
(Вытянуть руки вперёд, развести в стороны.)
Не боимся мы тебя!"
(Прыжки на двух ногах с хлопками.)
Воспитатель:Молодцы, все готовы, отправляемся в путешествие.
Воспитатель: Вот мы и пришли в лес(инсценировка «Зимний лес).
Давайте вдохнём лесного свежего воздуха.
Дыхательная гимнастика «Пожимаем плечами».
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Что вы видите?
Дети: Деревья стоят без листьев. Только елочки зеленые. Выпал снег, сугробы.
Воспитатель:Прислушайтесь, как тихо, кажется – в лесу никого нет? Но это совсем не так. В лесу много лесных жителей.
Воспитатель:А кто живёт в лесу?
Дети:дикие животные (лесные).
Воспитатель: Правильно, животные, которые живут в лесу, называются дикими. Я сейчас вам загадаю загадку, а вы послушайте и скажите про кого она.
Он большой и неуклюжий,
Косолапый и смешной,
Он живет в лесу дремучем,
Очень любит мед пахучий.
Воспитатель: Кто это?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Как медведь ходит?
Дети ходят вразвалочку.
Воспитатель: Ребята, а что любит, есть медведь?
Дети: Рыбку, ягодки, мед.
Воспитатель: Пусто стало в лесу, нет малины, нет земляники!
Что делать косолапому?
Дети:он всю зиму спит в берлоге и лапу сосёт.
Воспитатель: Давайте, посмотрим, как он там устроился. (Слайд 3).
Воспитатель: Ребята, когда на улице холодно, что вы одеваете на руки.
Дети: варежки, рукавички.
Воспитатель:У меня есть две пары рукавиц: лёгкие и меховые. Потрогайте рукавички.
- Таня, надень сначала одни, потом другие рукавички. В каких теплее?
Дети: В меховых теплее.
Воспитатель: Вот и животным на зиму тоже нужна теплая одёжка. Но рукавичек,шапочек, пальто у них нет. Откуда же у них берется зимняя шубка? Оказывается, что звери осенью линяют и меняют шубку на более толстую и тёплую!
Вот и наш мишка поменял свою шубку на толстую и тёплую. Потрогайте ее.
(Детям предлагается потрогать кусочек меха).
Воспитатель: Послушайте следующую загадку.
В серой шубке ходит летом,
В белую зимой одет он,
Вот петляет по лужайке
Догадались? Это …. (Зайка).
Воспитатель: Что же зайчик зимой делает в лесу?
Дети: Бегает между деревьев, прыгает.
Воспитатель: Правильно. Попрыгайте, как зайчики.
- Ребята, что любит, есть зайчик?
Дети: Морковку, капусту.
Воспитатель: А зимой можно найти морковку, капусту?
Дети: Нет.
Воспитатель: Зимой зайчик грызет кору. Скажите, а от кого прячется зайчик в лесу?
Дети: От волка и лисы.
Воспитатель: Летом зайчику спрятаться от волка и лисы легко, его в кустах и за деревьями не видно (слайд). А сейчас пришла зима и выпал белый снег, зайчика стало видно. Что происходит с его шубкой, чтобы волк и лиса его не нашли? (выслушиваются ответы детей)
Воспитатель: Вот и приходится зайчику менять свою серую шубку, на белую.(Слайд)
Воспитатель. Тихо-тихо, я кажется, слышу, что кто-то к нам бежит. Да, это же лиса. Покажите, как бежит лисичка. Ребята, нам надо помочь зайчику, спрятаться от лисы.
Детям предлагаются белый и зеленый листы и силуэт зайчика.
Воспитатель:Где сможет спрятаться наш зайчик?
Дети: На снегу (выкладывают белого зайчика на белый фон).
Воспитатель: Молодцы, помогли зайчику спрятаться от лисы. Не нашла она его и убежала.
Физкультминутка «Зайка прыгал» под музыку.
Зайка беленький сидит - сидят на корточках
И ушами шевелит – качают руками вверху.
Вот так, вот так он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть – поглаживают руки.
Нужно лапочки погреть – дуют на кисти рук.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп – хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать –прыжки на двух ногах
Скок, скок, скок, скок надо зайке поскакать- прыжки на двух ногах.
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие по зимнему лесу. Послушайте ещё одну загадку.
Я сегодня утром ловко
Шишек принесла в кладовку
Да на остреньких сучочках
Поразвесила грибочков...
Воспитатель: Кто это?
Воспитатель: Что делает белка в лесу? Как она готовится к зиме?
Дети: Прыгает по деревьям, собирает шишки, орешки, грибочки.
Воспитатель: Давайте попрыгаем, как белочка скачет по веточкам.
Воспитатель: Молодцы, а куда она их складывает?
Дети: В свой домик.
Воспитатель: А как он называется?
Дети: Дупло
Воспитатель:Правильно, белка носит свои запасы в дупло, которое расположено на дереве, чтобы зимой не было ей холодно и голодно. (Слайд)
Воспитатель: Ребята, медведь поменял свою шубку на более тёплую, заяц – серую на белую. Как вы думаете, белочка будет менять свою рыженькую шубку?
Дети: Поменяет на серую шубку. (Слайд).
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, кто ещё в зимнем лесу живет и как подготовился к зиме. Просмотр презентации.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с лесом и с лесными животными: «До свидания добрый лес. До свидания лесные животные. Молодцы, хорошо вы подготовились к зиме».
Воспитатель: Ну, вот мы и в садик вернулись. Понравилось вамв лесу? Коговы там видели? Что звери делали в лесу? Как они готовились к холодам, к зиме? (Выслушиваются ответы детей).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, снова к нам прилетел снегирь, и принес от лесных зверей подарочек. Давайте скажем волшебные слова снегирю: «Спасибо. До свидания, снегирь».
Литература:
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Вторая младшая группа. Издательство: Учитель, 2017 г.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и Методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
Шорыгина Т.А. «Какие звери в лесу: Путешествие в мир природы и развитие речи – М.: ООО Издательство Гном и Д, 2011.
Библиография:
Т. М. Бондаренко « Экологические занятия с детьми 6-7 лет» - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
О. А. Воронкевич« Добро пожаловать в экологию» - СПб.: « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» - М.: ВАКО, 2007
Р. Ю. Посылкина, Л. И. Николаева «Использование метода моделирования в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста» - Н. Новгород, 2002
«Скажи мне почему?» : Детская энциклопедия» - М.: «Джулия», 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе "Путешествие в прошлое "простого" карандаша"
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе "Путешествие в прошлое "простого" карандаша"...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами здоровьесберегающих технологии на тему: «Волшебная страна – Здоровье» в старшей группе
Данный конспект разработан для работы с воспитанниками старшей группы с элементами здоровьесберегающих технологии (су - джок терапия, дыхательная гимнастика, массаж ушек, релаксация)...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами конструирования "Паровозик из Ромашково"
Образовательная область «Познание» с элементами конструированияВозрастная группа: средняя группа Цель: актуализировать знания детей по теме «Транспорт», представления...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей 6-7 лет.
Для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами конструирования "Знакомство с Тико-страной"
Образовательная область «Познание» с элементами конструирования Возрастная группа: подготовительная группаЦель: Познакомить детей со способами соединения ТИКО-деталей п...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами КВН «Хочу все знать» (подготовительная группа)
Цель игры КВН:Создание социально-коммуникативных условий для обобщения знаний, полученных в познавательной деятельности и игровых ситуациях.Задачи:Образовательные:закреплять навыки количественного сче...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей 6-7 лет. Тема. «Осадки»
Развивать в детях любознательность, познавательный интерес к неживой природе....