Педагогический творческий долгосрочный проект «Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
проект
Краткое описание проекта: Проект направлен на развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста. В ходе проекта дети под руководством музыкального руководителя разучивают вокальные упражнения, песенки; будет организован концерт в детском саду; дети будут выступать с концертами в социуме.
Проект способствует развитию артистичности, располагает детей к открытиям, оригинальному самовыражению в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pevcheskoe_iskusstvo.docx | 50.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 62 «Каравай» г. Смоленска
« Пение есть высшее, совершеннейшее искусство, которое существенно, подобно разговору. Пение позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание…» Н.Г. Чернышевский.
Педагогический творческий долгосрочный проект
«Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Руководитель проекта:
Музыкальный руководитель
Буянова Маргарита Юрьевна
Смоленск-2022
Тип проекта: Творческий
Вид проекта: Долгосрочный.
Срок: сентябрь 2018 года - май 2022 года( продолжает работать)
Возраст детей: 5-7 лет.
Участники проекта: Музыкальный руководитель, дети, родители, педагоги
Краткое описание проекта: Проект направлен на развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста. В ходе проекта дети под руководством музыкального руководителя разучивают вокальные упражнения, песенки; будет организован концерт в детском саду; дети будут выступать с концертами в социуме.
Проект способствует развитию артистичности, располагает детей к открытиям, оригинальному самовыражению в повседневной жизни.
Актуальность проекта: Музыкальное развитие детей имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развивается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных детей. В дошкольном возрасте формируется музыкальный слух и музыкальная память (Н. А. Ветлугина).
Закладывается фундамент эстетической культуры для развития, которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей. Решение этих вопросов возможно приобщением детей к музыкальному искусству через пение как самого доступного вида музыкальной деятельности.
В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности дошкольника. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией. Непосредственно образовательная деятельность по обучению пению состоит из нескольких частей, в процессе которых происходит формирование вокальных навыков. Важной частью являются вокальные упражнения, так как они служат для распевания и на них отрабатываются основные вокальные навыки (дыхание, артикуляция, звукообразование, резонирование).
Обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным средством их воспитания и развития. Проанализировав результаты диагностики, из которых следует, все дети поют, но у некоторых воспитанников больше развиты музыкальные способности: музыкальный слух, чистота интонирования. В нашем городе есть несколько музыкальных школ для таких детей, но набор ведется с 7 лет, поэтому для детей дошкольного возраста в детском саду проводится дополнительное бесплатное образование. Но на непосредственно образовательной деятельности нет возможности углубленно уделять внимание вокалу. Противоречие, проблема: Однако, несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы. В дошкольном возрасте голосовой аппарат отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками ещё не достаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Проблема: не развиты исполнительские навыки у детей. Гипотеза, научное обоснование: Успешное вокальное развитие у детей младшего и старшего дошкольного возраста возможно, если: - учесть возрастные физиологические и психологические особенности детей - подобрать методы и приёмы развития вокальных навыков - в зависимости от индивидуальных особенностей детей подобрать соответствующие вокальные упражнения.
Новизна: • современные методы и приемы;
- интегрированный подход к детям.
Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к пению и исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность.
Задачи:
- Овладеть вокально-певческими навыками: чистым интонированием, певческой дикций, артикуляцией и дыханием.
- Развивать голосовой аппарат, музыкальную память, внимание, воображение, мышление.
- Побуждать петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него.
Миссия: Повысить у детей интерес к пению через вокальные упражнения, игры, сказки.
Предполагаемый результат:
- Поют выразительно, чисто интонируют.
- Поют сольно и в коллективе.
- Проявляют творчество, воображение при исполнении песен.
- Участвуют в конкурсах и фестивалях в ДОУ и города.
Обеспечение проектной деятельности
Методические: - подбор видео и аудио материала
- подбор методической и нотной литературы
- наглядные пособия
- музыкально-дидактические игры
Материально – технические: музыкальный центр, компьютер, проектор.
Информационные: сообщение на родительском собрании, информация в родительском уголке, памятки «Охрана детского голоса», «Как развивать музыкальность ребенка»
Методическое обеспечение:
- Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989.
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002
- Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре.
- Развитие детского голоса. -М., 1963. 4. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
- Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.
- Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
- Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
- Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ- ПРЕСС, 2000.- 33 с.
- Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
- Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
- Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.
- Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.
- Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
- Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
- Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М..
- Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..
- Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с.
- Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
- Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
- Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
- Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный
Задачи:
1. Организовать занятия вокального кружка «Капельки» как дополнительное бесплатное образование
Срок: сентябрь – октябрь 2019г. Содержание: - диагностика детей по определению вокальных способностей - формирование группы - подбор вокальных упражнений, песенок
2. Перспективное планирование по кружку «Капельки»
2 этап- основной:
Составление картотеки попевок, скороговорок, динамических и дыхательных упражнений, музыкально – дидактические игры
Основная задача: Способствовать формированию творческих основ личности ребенка в совместной и самостоятельной деятельности посредством музыки.
Срок: ноябрь 2019г. - апрель 2022г.
Содержание работы с детьми:
- валеологические песенки-распевки
- дыхательные упражнения
- артикуляционная гимнастика
- пальчиковые игры
- слушание и обсуждение детской музыки
- пение
- совместное пение
- беседы по содержанию песен
- драматизация песен
- подыгрывание на музыкальных инструментах
- просмотр и обсуждение видеофильмов о выступлениях детских вокальных коллективах
- музыкально-дидактические игры
Работа с воспитателями:
- консультация для воспитателей «Чтобы научиться петь, надо петь» - консультация «Индивидуальный подход в обучении детей пению. Охрана голоса»
- консультация «Музыкально-певческое воспитание по методике В.В. Емельянов»
Работа с родителями: - консультация «Здоровье и музыкальное развитие ребенка»
- консультация «Почему дети не поют? »
- консультация «Значение пения и охрана голоса ребенка»
- консультация «Влияние музыки на психику ребенка»
- презентация «Музыка лечит»
- памятка для родителей «Музыкальная аптека»
- анкетирование «Зачем тебе дошкольник музыка? »
-консультация «Музыкальная терапия для всей семьи»
- привлечение родителей детей, посещающих кружок по изготовлению костюмов для выступлений
- беседа с родителями о привлечении детей к обучению в музыкальной школе
- домашние задания творческого характера
- посещение дополнительного образования
- Заключительный этап:
Представить результаты реализации проекта. Срок: май 2022г.
Содержание:
- презентация проекта на итоговом педсовете
- мониторинг детей
- концерт для родителей, педагогов, детей
Продукт проекта: Картотека попевок, скороговорок, динамических и дыхательных упражнений;
Разработки по дополнительному образованию;
Сценарии концертов.
Результат проекта:
Критерии оценки певческих умений № п/п Показатели (знания, умения, навыки)
Оценка(0 н с в)
- Качественное исполнение знакомых песен.
- Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации
- Умение импровизировать
- Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту
- Навыки выразительной дикции
0 - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется
с помощью педагога с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно
Мониторинг уровня развития певческих способностей детей в начале проекта:
Обследовано 80% детей
Низкий уровень: 45%
Средний уровень: 45%
Высокий уровень: 10%
В середине проекта:
Низкий уровень 30%
Средний уровень: 50%
Высокий уровень: 20%
В результате мониторинга у детей повысился уровень качества развития певческих умений.
Перспективы распространения результатов проекта:
- на концертах в ДОУ.
- на концертах в социуме.
- на фестивалях
Картотека: 1.попевки.
2. игры со словами:
«Лиса»
Лиса по лесу ходила,
Лиса голосом вопила,
Лиса лычки драла, лиса лапотки сплела
Себе пару, мужу трое,
И детишкам по лаптишкам.
Простой хороводный шаг вправо – влево
на 1/4. Переменный шаг.
«Веревочка»
Я скачу, скачу, скачу
И веревочку кручу.
Ты, веревочка, крутись,
Пляска русская.
(М. Павлова)
На весь текст - простая или
сложная «веревочка».
«Ковырялочка»
Каблучками я стучу,
Пляску русскую учу,
Пляска русская моя
Замечательная
(М. Павлова)
Простая «ковырялочка» на весь текст.
«Качалочка»
Качалочка качается,
А Машенька улыбается.
(М. Павлова)
Простая или сложная «качалочка»
на весь текст.
«Сидит зайка»
Сидит, сидит зайка, Сидит, сидит серый
Под кустом, под кустом.
Охотнички едут, Едут – скачут в поле
Во пустом, во пустом.
Говорит зайка: «Вы, охотнички, скачите,
На мой хвостик поглядите,
Я не ваш, я ушел! (М. Павлова)
Зайка выполняет пружинку на корточках.
Охотники скачут галопом по кругу.
Охотники его догоняют
«Зайка»
Скачет зайка меленький около завалинки.
Быстро скачет зайка. Ты его поймай-ка!
Дети стоят в кругу. Охотник за кругом. С
окончанием слов заяц убегает, охотник догоняет.
Заяц в центре круга выполняет «фертик».
«Лошадки»
Поехали, поехали. С орехами, с орехами.
К дедке по репку,
По сладеньку. По пареньку. По горбатеньку.
Высокий бег по одному, парами, тройками.
«Полуприсядка»
Сяду – встану, сяду – встану .И как мячик поскачу.
Приседать я не устану. Я танцором стать хочу.
(М. Павлова)
Полуприседания с выставлением ноги на пятку.
«Козлик»
Вышел козлик погулять,
Стал он прыгать и скакать.
Козлик ножками стучит,
По-козлиному кричит:
«Бе-е-е». (М. Павлова)
«Комарик»
Сел комарик под кусточек,
Под зелененький листочек,
Свесил ножки на песочек,
Сунул носик под кусточек.
Спрятался…
(В. Зайцева)
Кружение на шаге с припаданием.
Русский поклон.
«Скок-поскок»
Скок-поскок. Молодой дроздок,
По водичку пошел, молодичку нашел.
Молодиченька, невеличенька,
Сама с вершок, голова с горшок.
Прыжки на двух ногах на месте,
руки изображают «хвостик».
Мягкий шаг по кругу. Идут в центр,
раскрыв руки. Приседают.
Высоким шагом идут из центра спиной.
Комплекс: вокально-хоровые, ритмические,
дыхательные упражнения
Упражнения для развития брюшного дыхания:
Упражнения на развития дыхания помогают выработке правильного диафрагменного дыхания, увеличивают продолжительность и силу выдоха, способствуют развитию правильных вокальных данных ребёнка.
- «Зевок и потягивание» руки вверх как при пробуждении. (естественное, правильное дыхание без поднятия плеч).
- « Обжорка» исходное положение, лёжа на спине, вдох живот надуть, выдох……… у-у-у-ух. При это верхний плечевой пояс почти не подвижен.
- « Подними тетрадку» исходное положение, лёжа на спине. На живот ребёнку положить тетрадь средней толщины (48-96 листов), ребёнок должен поднять тетрадь животом (дыханием). По В.Емельянову.
- « Надуваем шарик» вдох живот надуть (надуваем шарик) задержка дыхания на счёт 1,2,3,4,5, выдох …….у-у-у-у-у-у-у кто дольше будет спускать шарик, тот и выиграл.
- « Рыбка» руками обхватить рёбра, имитируем дыхание рыбы через жабры. По В.Емельянову.
- « Раздуваем меха» или «Аккордеон» руками обхватить рёбра. На согласный звук «Х» быстро берём короткий вдох и выдох.
- « Летит самолёт» вдох- живот надули ( заправили самолёт), выдох-гласная у-у-у-у-у-у-у-у-у-у (самолёт полетел).
- « Зеркальце» - глядя в ладошку, как в зеркало, ребёнок выдувает воздух тоненькой струйкой в середину ладошки.
По В.Емельянову.
- « Ворона» села на забор и решила развлечь всех своей песней. Дети делают вдох носом и на выдохе произносят протяжно « Кар!» 5-6 раз. Ворона так громко каркала, что охрипла. Дети выполняют упражнение с закрытым ртом 5-6 раз.
( По М.Гоголевой.)
- « Чайник» Из положения на корточках постепенно встают, руки поднимают вверх и делают глубокий вдох, на выдохе руки разводят в стороны и произносят звук Ф-Ф-Ф-Ф.
- « Колокол» Глубоко вдохнём и на выдохе произнесём «Бом-Бом-Бом», одновременно хлопая в ладоши.
- « Суслик». Приседая, дети прижимают к груди согнутые в локтях руки и резко произносят звук « Х».
- «Ёжик». Дети делают резкий и короткий вдох и выдох носиком. Ёжик сопит.
- «Осы». Вращать перед грудью указательными пальцами и на выдохе пропеть « З-з-з-з-з ». По Б.Толкачёву.
- « Аромат цветов». Долгий вдох носом (нюхаем цветок), задержка, на выдохе « А-а-а-ах».
- « Как подул Дед Мороз». Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, пока читается стих.
Как подул Дед Мороз в воздухе морозном,
Полетели, закружились ледяные звёзды.
Окружаться снежинки в воздухе морозном
Падают на землю кружевные звёзды.
Вот одна упала на мою ладошку,
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
( Н.Нищева)
- « Пчёлка» Дети пропевают на выдохе звук « Ж», можно
вращать перед собой указательными пальцами.
Пчёлка гуди, в поле лети,
С поля лети – мёдик неси. (нар.приговорка).
- « Коровка» дети прикладывают указательные пальцы себе к голове ( рожки), и на выдохе продолжительно тянут « Му-у-у-у-у»
чья корова дольше мычит, тот и выиграл.
- « Вертолёт» переплести пальцы рук корзиночкой, указательные пальцы соединить ( хвост вертолёта), крутить большими пальцами, пропевая на выдохе звук «Р-р-р-р».
Быстро лопасти крути!
Вертолёт, лети, лети!
- « Колючки» вдох носом, выталкиваем дыханием слог «А-а-а» как будто трогаем колючки ёжика.
- « Ёжик обиделся» вдох живот раздуть, выдох (наодном дыхании) «ху-ху-ху»на последний слог выдавить весь воздух без остатка.
- «Волчок» дети вращают перед собой кулачки и пропевают на одном дыхании звук « Ж-ж-ж-ж», по хлопку воспитателя или музыкального руководителя быстро кладут руки на колени, со словами волчок игра начинается заново.
- « Пароход» ( дыхание + интонация) дети пропевают на выдохе в позиции «крыска» ( рот растянут, чтобы были видны верхние зубы) звук « Ы-ы-ы-ы-ы». Пароход плывёт по речке,
И пыхтит он словно печка.
- « Барабан и дудочка» Барабан мы в руки взяли
На нём звонко заиграли.
Дети на коротком дыхании произносят звук « Д-д-д-д-д»
Вот играет дудочка,
Дудочка – погудочка.
Губы трубочкой, пропевается звук « У-у-у-у».
Можно чередовать барабан и дудочку.
- « Греем ручки» согреваем замёрзшие ручки, произнося на
выдохе « Ф-ф-ф».
- « Ветер» Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф-ф…..
И качает так листок – ф-ф-ф-ф-ф…….
( выдох спокойный ненапряжённый).
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-ф-ф….
И качает так листок – ф-ф-ф-ф-ф……
( активный выдох).
- « Осенние листочки» Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а-а-а-а-а-а……..
Рябиновый – и-и-и-и-и-и-и…….
Берёзовый – о-о-о-о-о-о-о…….
Дубовый – у-у-у-у-у-у-у……..
(дети хором могут пропеть каждый своё дерево)
- « Синьор-помидор» ( по М. Лазареву)
Кисти на грудной клетке, на вдохе руки сопротивляются расхождению рёбер. Пауза. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц ( лицо краснеет от напряжения). Повторить 3-4 раза. Упражнение создаёт сопротивление на выдохе.
- « Шарик» ( по Б. Толкачёву)
Шарик мой воздушный.
Какой ты непослушный!
Зачем ты отвязался,
Зачем помчался ввысь?
Вернись скорее, шарик!
Вернись!.....
Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука « Ш-ш-ш-ш».
- «Шарик сдулся» (по Б.Толкачёву)
Надувала кошка шар,
А котёнок ей мешал,
Подошёл и лапкой – топ!
А у кошки шарик – лоп!
Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука « Ш» Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.
- « Пузыри» Эй, мышонок, посмотри,
Звать, к себе помахивая кистями.
Мы пускаем пузыри:
Перед тем как назвать каждый цвет, сильно надуть щёки и
быстро выдохнуть.
Синий, красный, голубой,
Выбирай себе любой.
( русская нар.потешка).
- « Пчела» Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук «Ж». В конце сделать активный короткий вдох, и быстро выдыхая сказать «Ай!»
Пчёлка, гуди,
В поле лети,
С поля лети,
Медок неси. Ам!
- « Дятел» ( по Б. Толкачёву)
Дети на выдохе произносят как можно дольше д-д-д-д,
ударяя кулачками, друг о друга.
- « Ёжик» ( по Б. Толкачёву)
После активного вдоха через нос ребята на выдохе
произносят пых-пых, энергично работая мышцами живота.
- « Гармошка» Поросёнок восхищён! Как гудит аккордеон.
Очень мне по сердцу он.
Я бы хвостиком вертел,
Если бы играть умел.
Руки на рёбрах, на выдохе громко пропевать – ш-ш-ш-ш
выжимая из лёгких воздух.
34.« Колокола» Глубоко вдохнём и на выдохе пропеваем « Бом-
бом-бом», одновременно сжимая рёбра, как бы выдавливая
воздух.
Артикуляционные и фонопедические
упражнения:
Основой являются упражнения на развитие артикуляционного аппарата и фонопедический метод В.В.Емельянова. В упражнениях используются звуки, данные человеку изначально от природы и от рождения, поэтому они физиологически целесообразны.
Уже проверенно на практике, что подобные упражнения обеспечивают развитие артикуляционного аппарата ребёнка, имеют общеоздоровительную и профилактическую функцию, они развивают и восстанавливают голос и дыхание, формируют навык воспроизведения звуков разного диапазона, способствуют координации слуха и голоса.
- « Трубочка» губы сжаты и вытянуты в трубочку.
- « Поцелуйчики» губы сжаты и вытянуты в трубочку, чмокаем губами, как будто посылаем поцелуйчики.
- « Обезьянка» язык поочерёдно подсовывается под нижнюю и верхнюю губы, затем обводится круг языком под губами.
- « Лошадка» цоканье язычком, звук округлённый.
- « Лошадка» язык плашмя прилепить к нёбу и с силой (оторвать) , получается шлёпающий звук. Лошадка идёт по грязной луже.
- Чередовать цоканье и шлёпанье языком на счёт. Или одна группа цокают, а другая шлёпает пока воспитатель или музыкальный руководитель читает стих.
Едет, едет наш Петрушка,
Похваляется конём,
Не беда, что конь игрушка,
Можно ездить и на нём.
- « Чупа - чупс» язычком прокалываем щёку изнутри.Идёт растяжка щёк и подвижность языка.
- « Обезьянкин язычок» показать друг другу язычок, затем погладить губы( расслабление), молодец обезьянка.
- « Печатная машинка» покусывая язычок от кончика к корню, высунуть его как можно дальше и также убрать.Затем покусать края языка с закрытым ртом.
- « Лев» очень широко открыть рот и высунуть язык как можно дальше. Можно широко раскрыть глаза ( одновременно и гимнастика глаз).Можно считать до 10, пока высунут язык.
- « Улыбнулись – обиделись» друг другу улыбнуться, а затем обидеться сжав губы, лучше + мимику.
- « Змейка» имитация язычка змеи ( быстро показать и убрать язык).
- « Прибежала крыска» рот очень широко открыт, приподнять верхнюю губу так, чтобы были видны передние зубы.
- « Китайский болванчик» нижняя челюсть свободно падает вниз, язык лежит на нижних зубах и губе.
- « Покатай во рту конфетку» рот закрыт, кончик языка упирается в щёку, делая движение языком вверх – вниз.
- « Ёжик» Беззвучно произносим «п-п-п-п» для укрепления губ.
- « Вкусное варенье» для укрепления мышц языка, развития его подвижности. Рот открыт, губы в улыбке. Широким передним краем языка облизываем губы.
- « Мороз» ( по В. Емельянову)
Вышел на просторы погулять мороз.
Топ-топ!Чап-чап! – 2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям.
Белые узоры в косах у берёз.
У! – У! короткие звуки в высоком регистре на разной высоте.
Снежные тропинки, голые кусты.
Ш……поирая ладони друг о друга.
Падают снежинки тихо с высоты.
П! П! постепенно опуская руки вниз.
- « Машина» ( по В.Емельянову)
Слова произносятся как можно более низким голосом, при проговаривании слова Бр-р-р-р ощущать вибрацию губ.
Бр-р-р -ворчит мотор
Бр-р-р где мой шофёр?
Бр-р-р урчит машина
Бр-р-р проверь-ка шины!
- « Барбос» Дети пропевают звук «Р» на муз.звуке ДО
На дворе рычит барбос р-р-р-р
Он гоняет рыжих ос р-р-р-р
Отчего рычит барбос? Р-р-р-р
Осы жалят его в нос р-р-р-р.
( сл. Макшанцевой.)
Вокально – хоровые, « шумовые» упражнения :
- Исходное положение – китайский болванчик.
Страшная сказка ( или медведь) – рычим ( пугаем) на гласные звуки, добавляя каждый раз по одному:
А-АО-АОУ-АОУЭ-АОУЭЫ
- Добавляем согласные У-ШУ-ЖУ, У-МУ-МУ, У-СУ-ЗУ, У-РУ
У-НУ-НУ, следить, чтобы дети не поднимали нижнюю
челюсть, должно быть рычание, не пение)
3.« Чайка» имитация крика чайки. Исходное положение – крыса,
звук должен пролетать как по куполу Цирка, следить, чтобы
он был плоским, это должен быть вой, а не крик или писк.
- Постепенно глиссандо с верхнего (чайка) в нижний ( медведь)
Регистр и наоборот.
- Такое же глиссандо с добавлением согласных звуков ( ш-ж, м,
р, с-з, н) У –ШУ—ЖА, (вверх), У-ШУ-ЖА (вниз)
- « Скрип» имитация скрипа дверей, (рот приоткрыт, звук
издаётся связками).
- « Динозаврик» голосом рисуем динозаврика. Маленькая
круглая голова (звук средний между А – О в верхнем регистре
длинная шея – глиссандо вниз
большое туловище – медведь
и длинный хвост – скрип
- « Трактор» - губы абсолютно расслаблены, имитация звука работающего мотора.
- « По кочкам» - трактор губами, только движения вверх – вниз как по кочкам.
- « Самолёты» Тр-р… - в среднем регистре. ( мотор заработал)
Р-р-р…..- в низком регистре. (полетел)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместный проект с родителями ДОУ «Папа, мама, «опера» и Я» как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Совместное посещение Детской Филармонии с родителями и детьми, обсуждение увиденного за круглым столом, описание продуктивной деятельности по теме....
Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...
Сообщение из опыта работы «Музыкальная деятельность, как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста"
Музыкальная деятельность дает возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного возраста....
ПРОЕКТ «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
ПРОЕКТ «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»...
Творческий проект «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста» (Срок: сентябрь 2017 года - май 2019года)
Вашему вниманию предоставляется Творческий проект «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»...
Проект «Музыкально-дидактическая игра – как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение - в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтерес...
«Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста».
Статья о необходимости развития певческих навыков у детей 5-7 лет, принципах этой работы, методах и приемах....