ПРОЕКТ «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
проект по музыке (старшая группа)

ПРОЕКТ  «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borzova_s.m.docx33.15 КБ
Файл proekt.pptx2.95 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Реализация проекта «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста».

Музыкальный руководитель: Борзова С.М.

Творческая мастерская «Вместе к успеху»

Пение – основное средство музыкального воспитания, а также наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, развивается речь. Поскольку пение – психофизический процесс, важно, чтобы голосообразование было правильно  организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы.

 Понимая важность работы в этом направлении,  мною разработан проект «Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста». Его цель: формирование у детей устойчивого интереса к пению и исполнительских вокальных навыков через музыкальную творческую деятельность. Вовлечение родителей в совместную певческую деятельность.

В ходе реализации проекта мной решались задачи:

  • Формирования у детей и родителей интереса к вокальному искусству.
  • Развития умения петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
  • Развития музыкального слуха, координации слуха и голоса.
  • Развития чистоты интонирования, четкой дикции и артикуляции, умения петь, выразительно передавая характер песен.
  • Совершенствования вокально-хоровых навыков детей и родителей.  

Проект был осуществлен в средних и подготовительных группах. Обучая детей пению, я руководствовалась следующими принципами:

1. развивающего и воспитывающего обучения. 

2. доступности. Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствовали возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.

3. постепенности, последовательности и систематичности

4. наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.

5.Принцип  сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.

Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило, постоянно вносились элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

Основными формами и методами работы были:

1. Коллективная работа;

2. Индивидуальная работа;

3. Беседа;

4. Распевание по голосам;

5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;

6. Дыхательная звуковая гимнастика;

7. Артикуляционные упражнения;

8. Игра на детских музыкальных инструментах;

9. Музыкально-дидактические игры и упражнения.

При обучении детей пению, использовались такие приемы:

Во-первых,   показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

3.   Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.

4.    Оценка качества детского исполнения  песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

1. Приемы разучивания песен проходят по трем этапам:

  • знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
  • работа над вокальными и хоровыми навыками;
  • проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).

2. Приемы работы над отдельным произведением:

  • пение песни с полузакрытым ртом;
  • пение песни на определенный слог;
  • проговаривание согласных в конце слова;
  • произношение слов шепотом в ритме песни;
  • выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
  • настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
  • остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
  • анализ направления мелодии;
  • использование элементов дирижирования;
  • пение без сопровождения;
  • зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

  • выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
  • образные упражнения;
  • оценка качества исполнение песни

     Каждое мое занятие начиналось с коммуникативной игры-приветствия, затем, артикуляционная гимнастика, далее выполнялись интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания. Только после этого начиналось разучивание новых песен.

    Результаты работы мы отслеживали такими способами: умение ребенка применять знакомые песни в играх, в ходе праздников и развлечений, а также в самостоятельной деятельности, при помощи наблюдения и  прослушивания.  

        В результате работы над проектом дети овладели навыками пения: научились петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию. Они эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их. У детей появился  положительный настой к воспроизведению музыкальных произведений  на музыкальных инструментах и к пению.

 Дети овладели определенными способами певческих умений: звуковедения, точности интонирования, певческого дыхания, дикции. Они могут эмоционально передать в пении общий характер песни, смену ярких интонаций, а также особенности взаимодействия различных музыкальных образов, используя отдельные средства выразительности (музыкальные, внемузыкальные). Дети могут исполнять самостоятельно выученные песни, умеют петь в ансамбле, слушать других детей в процессе пения. Они научились давать оценку своему пению, высказывать эстетические суждения о содержании и характере песни; выражать свои впечатления в творческой исполнительской деятельности.

         

Успех в формировании певческой деятельности, а тем более песенного творчества, во многом зависит от хорошо продуманной индивидуальной работы с дошкольниками. Индивидуальный подход осуществлялся с учетом особенностей каждого ребенка, которые выявлялись при систематическом наблюдении и отслеживании развития музыкальности.

В работе с каждым ребенком важное место уделялось формированию оценочной деятельности, как к собственному пению, так и к пению других детей. Так как воспроизведение мелодии строится, прежде всего, на слуховом контроле. Вместе с тем, мы стремились к тому, чтобы каждый ребенок пережил ситуацию успеха в певческой деятельности.

Проведение разнообразных праздников, особенно с участием родителей, способствовало этому. Опыт показывает, что детям доставляют удовольствие выступления на праздниках. В праздничной атмосфере можно наблюдать проявления песенного творчества. Дети могут импровизировать мелодии, сочинять попевки определенного настроения и т.д.

Проводя работу с родителями, мы совместно воспитателями вовлекали их в общий процесс музыкального воспитания ребенка.

В индивидуальных беседах, консультациях, собраниях давались советы и рекомендации: какие радио- и телепередачи можно слушать с детьми, какой песенный репертуар использовать в семье.

Родители регулярно участвовали в оформлении музыкального зала, сотрудничали с нами в вопросе создания музыкально - образовательной среды, изготовлении атрибутов и костюмов.

И как результат работы с родителями на 8 марта дети выступали с мамами и в инсценировках и исполняли песни. Артем Доронин с мамой и Колесниковой Настей исполнили красивую песенку «Мамины цветочки», которую мы сегодня обязательно услышим.

В заключении хочу сказать, что практика показала, суть успеха реализации проекта заключается во взаимной работе музыкального  руководителя, детей, воспитателей и родителей.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей Борзова Светлана Михайловна музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Ст. Гиагинская

Слайд 3

Актуальность проекта Педагогический проект актуален, так как несет в себе задачи воспитания творческой личности ребенка, эмоционально богатой, способной к самораскрытию собственного творческого потенциала через приобщение к музыкальной культуре, вокальному искусству.

Слайд 4

Целью проекта является: формирование у детей устойчивого интереса к пению и исполнительских вокальных навыков через активную музыкально – творческую деятельность.

Слайд 5

Задачи образовательные: формировать знания о музыке в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности; формировать музыкально-эстетический словарь; формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности.

Слайд 6

Задачи развивающие: совершенствовать певческие навыки; развивать эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки; активизировать творческие способности.

Слайд 7

Задачи коррекционные: корригировать отклонения в интеллектуальном развитии; корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи; помочь самовыражению детей с ОВЗ через занятия музыкальной деятельностью; способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения; содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими.

Слайд 8

. Педагогические принципы: доступности; побуждение детей к познавательной деятельности; последовательного формирования мыслительной деятельности от простого к сложному; наглядности и эмоциональности, индивидуального и дифференцированного подхода, которые предполагают учет особенностей высшей нервной деятельности ребенка; многократной повторяемости с элементами новизны, т.к. старые рефлекторные связи изменяются с трудом, а новые быстро разрушаются; активизация внимания с использованием частой смены видов деятельности; соблюдения тщательной дозировки заданий; темп работы, соответствующий работе детей.

Слайд 11

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ демонстрационный игровой словесный метод наблюдений метод упражнений проблемный контроля и самоконтроля анализа и сравнения и др.

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

из  опыта  работы  музыкального  руководителя  Моряковой Е.А Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка...

Проект «Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Тема: «Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста»...

статья "ИНТЕРАКТИВНАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Статья была опубликована в журнале "Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС" в 2019 г. В статье подробно рассматривается деятельность музыкального руководителя ДОУ по внедрен...

Творческий проект «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста» (Срок: сентябрь 2017 года - май 2019года)

Вашему вниманию предоставляется Творческий проект «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей   старшего дошкольного возраста»...

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность – как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

В статье затронуты аспекты развития творческих способностей детей в музыкально-ритмической и танцевальной деятельности. Движение и музыка – один из видов музыкальной деятельности....

«Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста».

Статья о необходимости развития певческих навыков у детей 5-7 лет, принципах этой работы, методах и приемах....

Музыкально – театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально – театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....