ПРОЕКТ «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
проект по музыке (старшая группа)
ПРОЕКТ «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borzova_s.m.docx | 33.15 КБ |
proekt.pptx | 2.95 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Реализация проекта «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста».
Музыкальный руководитель: Борзова С.М.
Творческая мастерская «Вместе к успеху»
Пение – основное средство музыкального воспитания, а также наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, развивается речь. Поскольку пение – психофизический процесс, важно, чтобы голосообразование было правильно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы.
Понимая важность работы в этом направлении, мною разработан проект «Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста». Его цель: формирование у детей устойчивого интереса к пению и исполнительских вокальных навыков через музыкальную творческую деятельность. Вовлечение родителей в совместную певческую деятельность.
В ходе реализации проекта мной решались задачи:
- Формирования у детей и родителей интереса к вокальному искусству.
- Развития умения петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
- Развития музыкального слуха, координации слуха и голоса.
- Развития чистоты интонирования, четкой дикции и артикуляции, умения петь, выразительно передавая характер песен.
- Совершенствования вокально-хоровых навыков детей и родителей.
Проект был осуществлен в средних и подготовительных группах. Обучая детей пению, я руководствовалась следующими принципами:
1. развивающего и воспитывающего обучения.
2. доступности. Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствовали возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
3. постепенности, последовательности и систематичности.
4. наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
5.Принцип сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило, постоянно вносились элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.
Основными формами и методами работы были:
1. Коллективная работа;
2. Индивидуальная работа;
3. Беседа;
4. Распевание по голосам;
5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
6. Дыхательная звуковая гимнастика;
7. Артикуляционные упражнения;
8. Игра на детских музыкальных инструментах;
9. Музыкально-дидактические игры и упражнения.
При обучении детей пению, использовались такие приемы:
Во-первых, показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.
4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.
1. Приемы разучивания песен проходят по трем этапам:
- знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
- работа над вокальными и хоровыми навыками;
- проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).
2. Приемы работы над отдельным произведением:
- пение песни с полузакрытым ртом;
- пение песни на определенный слог;
- проговаривание согласных в конце слова;
- произношение слов шепотом в ритме песни;
- выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
- настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
- остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
- анализ направления мелодии;
- использование элементов дирижирования;
- пение без сопровождения;
- зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
- выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
- образные упражнения;
- оценка качества исполнение песни
Каждое мое занятие начиналось с коммуникативной игры-приветствия, затем, артикуляционная гимнастика, далее выполнялись интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания. Только после этого начиналось разучивание новых песен.
Результаты работы мы отслеживали такими способами: умение ребенка применять знакомые песни в играх, в ходе праздников и развлечений, а также в самостоятельной деятельности, при помощи наблюдения и прослушивания.
В результате работы над проектом дети овладели навыками пения: научились петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию. Они эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их. У детей появился положительный настой к воспроизведению музыкальных произведений на музыкальных инструментах и к пению.
Дети овладели определенными способами певческих умений: звуковедения, точности интонирования, певческого дыхания, дикции. Они могут эмоционально передать в пении общий характер песни, смену ярких интонаций, а также особенности взаимодействия различных музыкальных образов, используя отдельные средства выразительности (музыкальные, внемузыкальные). Дети могут исполнять самостоятельно выученные песни, умеют петь в ансамбле, слушать других детей в процессе пения. Они научились давать оценку своему пению, высказывать эстетические суждения о содержании и характере песни; выражать свои впечатления в творческой исполнительской деятельности.
Успех в формировании певческой деятельности, а тем более песенного творчества, во многом зависит от хорошо продуманной индивидуальной работы с дошкольниками. Индивидуальный подход осуществлялся с учетом особенностей каждого ребенка, которые выявлялись при систематическом наблюдении и отслеживании развития музыкальности.
В работе с каждым ребенком важное место уделялось формированию оценочной деятельности, как к собственному пению, так и к пению других детей. Так как воспроизведение мелодии строится, прежде всего, на слуховом контроле. Вместе с тем, мы стремились к тому, чтобы каждый ребенок пережил ситуацию успеха в певческой деятельности.
Проведение разнообразных праздников, особенно с участием родителей, способствовало этому. Опыт показывает, что детям доставляют удовольствие выступления на праздниках. В праздничной атмосфере можно наблюдать проявления песенного творчества. Дети могут импровизировать мелодии, сочинять попевки определенного настроения и т.д.
Проводя работу с родителями, мы совместно воспитателями вовлекали их в общий процесс музыкального воспитания ребенка.
В индивидуальных беседах, консультациях, собраниях давались советы и рекомендации: какие радио- и телепередачи можно слушать с детьми, какой песенный репертуар использовать в семье.
Родители регулярно участвовали в оформлении музыкального зала, сотрудничали с нами в вопросе создания музыкально - образовательной среды, изготовлении атрибутов и костюмов.
И как результат работы с родителями на 8 марта дети выступали с мамами и в инсценировках и исполняли песни. Артем Доронин с мамой и Колесниковой Настей исполнили красивую песенку «Мамины цветочки», которую мы сегодня обязательно услышим.
В заключении хочу сказать, что практика показала, суть успеха реализации проекта заключается во взаимной работе музыкального руководителя, детей, воспитателей и родителей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проекта Педагогический проект актуален, так как несет в себе задачи воспитания творческой личности ребенка, эмоционально богатой, способной к самораскрытию собственного творческого потенциала через приобщение к музыкальной культуре, вокальному искусству.
Целью проекта является: формирование у детей устойчивого интереса к пению и исполнительских вокальных навыков через активную музыкально – творческую деятельность.
Задачи образовательные: формировать знания о музыке в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности; формировать музыкально-эстетический словарь; формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности.
Задачи развивающие: совершенствовать певческие навыки; развивать эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки; активизировать творческие способности.
Задачи коррекционные: корригировать отклонения в интеллектуальном развитии; корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи; помочь самовыражению детей с ОВЗ через занятия музыкальной деятельностью; способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения; содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими.
. Педагогические принципы: доступности; побуждение детей к познавательной деятельности; последовательного формирования мыслительной деятельности от простого к сложному; наглядности и эмоциональности, индивидуального и дифференцированного подхода, которые предполагают учет особенностей высшей нервной деятельности ребенка; многократной повторяемости с элементами новизны, т.к. старые рефлекторные связи изменяются с трудом, а новые быстро разрушаются; активизация внимания с использованием частой смены видов деятельности; соблюдения тщательной дозировки заданий; темп работы, соответствующий работе детей.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ демонстрационный игровой словесный метод наблюдений метод упражнений проблемный контроля и самоконтроля анализа и сравнения и др.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
из опыта работы музыкального руководителя Моряковой Е.А Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка...
Проект «Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Тема: «Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста»...
статья "ИНТЕРАКТИВНАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Статья была опубликована в журнале "Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС" в 2019 г. В статье подробно рассматривается деятельность музыкального руководителя ДОУ по внедрен...
Творческий проект «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста» (Срок: сентябрь 2017 года - май 2019года)
Вашему вниманию предоставляется Творческий проект «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»...
Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность – как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
В статье затронуты аспекты развития творческих способностей детей в музыкально-ритмической и танцевальной деятельности. Движение и музыка – один из видов музыкальной деятельности....
«Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста».
Статья о необходимости развития певческих навыков у детей 5-7 лет, принципах этой работы, методах и приемах....
Музыкально – театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Музыкально – театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....