«Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста».
статья по музыке (старшая, подготовительная группа)

Минаева Анастасия Леонидовна

Статья о необходимости развития певческих навыков у детей 5-7 лет, принципах этой работы, методах и приемах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._pevcheskaya_deyatelnost.docx30.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста».

Музыкальный руководитель: Минаева А.Л.

Вокальная мастерская «Домисолька»

Пение – основное средство музыкального воспитания, а также наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

Актуальность:

Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, развивается речь. Поскольку пение – психофизический процесс, важно, чтобы голосообразование было правильно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы.

Проанализировав результаты диагностики, из которых следует, все дети поют, но у некоторых воспитанников больше развиты музыкальные способности: музыкальный слух, чистота интонирования.  Для детей дошкольного возраста в детском саду проводится дополнительное бесплатное образование. На непосредственно образовательной деятельности нет возможности углубленно уделять внимание вокалу.

 Понимая важность работы в этом направлении, мною разработан проект «Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста».

Проблема:

 Несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы. В старшем дошкольном возрасте голосовой аппарат отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками ещё недостаточно развиты. Связки короткие и тонкие. Звук очень слабый.

Не развиты исполнительские навыки у детей.  

Цель: формирование у детей устойчивого интереса к пению и исполнительских вокальных навыков через музыкальную творческую деятельность. Вовлечение родителей в совместную певческую деятельность.

Задачи:

  • Формировать у детей и родителей интереса к вокальному искусству.
  • Развивать умения петь естественным голосом, без напряжения, постепенно расширяя диапазон.
  • Развивать музыкального слуха, координации слуха и голоса.
  • Развивать чистоты интонирования, четкой дикции и артикуляции, умения петь, выразительно передавая характер песен.
  • Совершенствовать вокально-хоровые навыки детей и родителей.

      Предполагаемый результат:

1. Поют выразительно, чисто интонируют.

2. Поют сольно и в коллективе.

3. Проявляют творчество, воображение при исполнении песен. 

4. Участвуют в городских, региональных, областных, федеральных конкурсах и фестивалях.

Проект осуществляется в старшей и подготовительной группах. Обучая детей пению, я руководствуюсь следующими принципами:

1. Развивающего и воспитывающего обучения. 

2. Доступности. Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствовали возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.

3. Постепенности, последовательности и систематичности

4. Наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.

5. Сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.

Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило, постоянно вносились элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

Основные формы и методы работы:

1. Коллективная работа;

2. Индивидуальная работа;

3. Беседа;

4. Распевание;

5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;

6. Дыхательная звуковая гимнастика;

7. Артикуляционные упражнения;

8. Оценка выступлений друг друга и самооценка;

9. Музыкально-дидактические игры и упражнения.

При обучении детей пению, используются такие приемы:

      1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.

4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки и недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

Приемы разучивания песен проходят по трем этапам:

  • знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
  • работа над вокальными и хоровыми навыками;
  • проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).

Приемы работы над отдельным произведением:

  • пение песни с полузакрытым ртом;
  • пение песни на определенный слог;
  • проговаривание согласных в конце слова;
  • произношение слов шепотом в ритме песни;
  • выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
  • настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
  • остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
  • анализ направления мелодии;
  • использование элементов дирижирования;
  • пение без сопровождения;
  • зрительная, моторная наглядность.

Приемы звуковедения:

  • выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
  • образные упражнения;
  • оценка качества исполнение песни.

     Каждое занятие начинается с коммуникативной игры-приветствия, затем, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, далее выполняются интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания. Только после этого начинается разучивание новых песен.

    Результаты работы мы отслеживаются такими способами: умение ребенка применять знакомые песни в играх, в ходе праздников и развлечений, а также в самостоятельной деятельности, при помощи наблюдения и прослушивания.  

Успех в формировании певческой деятельности, а тем более песенного творчества, во многом зависит от хорошо продуманной индивидуальной работы с дошкольниками. Индивидуальный подход осуществлялся с учетом особенностей каждого ребенка, которые выявляются при систематическом наблюдении и отслеживании развития музыкальности.

В работе с каждым ребенком важное место уделяется формированию оценочной деятельности, как к собственному пению, так и к пению других детей. Так как воспроизведение мелодии строится, прежде всего, на слуховом контроле. Вместе с тем, мы стремимся к тому, чтобы каждый ребенок пережил ситуацию успеха в певческой деятельности.

Проведение разнообразных праздников, особенно с участием родителей, способствует этому. Опыт показывает, что детям доставляют удовольствие выступления на праздниках. В праздничной атмосфере можно наблюдать проявления песенного творчества. Дети могут импровизировать мелодии, сочинять попевки определенного настроения и т.д.

Проводя работу с родителями, мы совместно воспитателями вовлекаем их в общий процесс музыкального воспитания ребенка.

В индивидуальных беседах, консультациях, собраниях даются советы и рекомендации: какие радио- и телепередачи можно слушать с детьми, какой песенный репертуар использовать в семье.

В заключении отмечу, что практика показывает, суть успеха реализации проекта заключается во взаимной работе музыкального руководителя, детей, воспитателей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

из  опыта  работы  музыкального  руководителя  Моряковой Е.А Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка...

Проект «Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Тема: «Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста»...

ПРОЕКТ «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

ПРОЕКТ  «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»...

статья "ИНТЕРАКТИВНАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Статья была опубликована в журнале "Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС" в 2019 г. В статье подробно рассматривается деятельность музыкального руководителя ДОУ по внедрен...

Творческий проект «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста» (Срок: сентябрь 2017 года - май 2019года)

Вашему вниманию предоставляется Творческий проект «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей   старшего дошкольного возраста»...

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность – как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

В статье затронуты аспекты развития творческих способностей детей в музыкально-ритмической и танцевальной деятельности. Движение и музыка – один из видов музыкальной деятельности....

Музыкально – театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально – театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....