Обучение игре на детских музыкальных инструментах в старшей группе методы и приёмы
методическая разработка (старшая группа)

Крылова Юля

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_igre.docx27.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Обучение игре на детских музыкальных инструментах

в старшей группе методы и приёмы

                                                                                  Подготовила

                                                                                    Музыкальный руководитель

                                                                   МБДОУ «Детский сад № 21»

                                                                                                      Крылова Ю.М.

                                                2022г.

Обучение игре на детских музыкальных

инструментах в старшей группе

Методы и приемы.

Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов музыкальной деятельности, привлекательный для детей и имеющий потенциальные возможности не только для формирования музыкальных способностей, но и для развития личностных качеств современного дошкольника: целеустремленность, настойчивость, активности, инициативности, креативности.

Старшая группа

НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ.

ГРУППЫ ЗАДАЧ:

  1. Освоение культуры слушания музыки в исполнении музыкальных инструментов
  1. Игра на инструментах
  1. Импровизация и творчество на музыкальных инструментах

Игровые мотивации:

- включение в части занятия игрового персонажа (герои мультфильмов, герои сказок. Детских книг и фильмов);

Музыкально-дидактические игры:

- «Слушаем внимательно» (с использованием карточек, поделенных на две части: с одной стороны изображение музыкального инструмента, с другой - пустая клетка или кружок. У каждого может быть по  2-4 карточки.  Вариант игры: «Музыкальное лото» 3-6 картинок с инструментами объединены на одной карточке);

- музыкально-дидактическая игра «На чем играю?»;

Наглядные:

  • образец эмоционального отклика на музыкальное произведение музыкального руководителя и воспитателя;

  • лесенка из 5-7 ступенек: исполнение аккомпанемента музыкальным руководителем, ребенок переставляет фишку по лесенкам при восприятии мелодии;
  • предварительное рассматривание иллюстраций («Музыкальные картинки» или «Звуковые картинки»: каждая песенка попевка оформляется иллюстрацией на плотной бумаге или картоне);
  • пособие: ковролин или фланелеграф с кружочками для выкладывания движения мелодии.

Словесные:

- художественное слово перед прослушиванием;

- рассказывание начала истории;

- придумывание детьми рассказа после прослушивания;

- беседа о характере музыки, средствах ее выразительности.

Словесно-практические:

- пропевание попевок с одновременным показом движения мелодии с помощью ручных знаков);

- музыкальные загадки: «Какой идет дождь?» (сильный, слабый, освоение ритмического рисунка).

Двигательные:

  • образные игры-имитации самостоятельно с использованием атрибутов.

Наглядно-слуховые:

  • дидактические упражнения с использованием нотного стана (из липучки) демонстрационного и нарисованного на раздаточных карточках. (взрослый или ребенок-ведущий играет звукоряд или мелодию, остальные играющие выкладывают ее кружочками или нотками).
  • музыкально-дидактич. игра « Угадай колокольчик» (на различение низкого, среднего и высокого звука в разных комбинациях. Карточки с тремя линейками: низкий звук, средний и высокий. В зависимости от звучания колокольчиков, которыми звенит ведущий, играющие размещают кружочки на линеечках).

Практические:

- передача образа в изо деятельности: цвете, формах, узорах (ритмическое чередование);

- слушание произведения не до конца: придумай и расскажи историю, которую нарисовало произведение;

- «придумай и сыграй окончание мелодии»;

- «сыграй по слуху знакомую мелодию»:

- «выбери инструмент для исполнения пьесы».

Проблемные:

  • «Какую репродукцию, иллюстрацию можно подобрать к данному произведению?»

Наглядные:

- пример взрослого;

- использование нотного стана (линейки из липучки, нотки и кружочки с креплением из липучки);

- «Музыкальные картинки» или «Звуковые картинки» усложнение по сравнению с предыдущим возрастом: на картинке дополняется условное обозначение мелодии (ритмический рисунок с указанием длительности звуков или высоты);

  Практические:

- перед исполнением простых попевок упражнения для передачи ритма: прохлопывание, отстукивание кубиками, использование музыкального молоточка, деревянных ложек (индивидуальные и подгрупповые упражнения);

- исполнение знакомых попевок на ударных: бубне, ложках, металлофоне, треугольнике, колокольчиках (индивидуально  и одновременно в оркестре);

 - «Музыкальное эхо» (ребенок или подгруппа повторяют мелодию, попевку исполненную взрослым или ребенком);

- пропевание попевок с одновременной игрой на инструменте;

- исполнение попевок ансамблем: 2-3 металлофона: ударные, бубен, трещотки, коробочки и другое.)

Наглядно-слуховые + практические:

  • вариант игры «Кто в домике живет?» (музыкальный руководитель поет и играет на инструменте звукоподражание, ребенок угадывает, чья это песенка и повторяет самостоятельно);

Практические:

  • упражнение «Повтори мелодию» (ритм) с использованием озвученных игрушек, коробочек, муз. молоточка;

Наглядно-словесно-практические:

  • рассказ истории, озвученный инструментом (инструментами) (муз. руководитель рассказывает историю и дает пример озвучивания (задает ритм, темп) «Дети пошли на прогулку. Стали спускаться по лесенке. Вышли на улицу, улыбнулись солнышку и побежали. Несколько ребят стали прыгать, но вдруг на небе появилась туча, начал капать дождик… »). Вариант данного приема: прослушивание фраз и последующие выкладывание карточек с изображением длительностей звуков и ритма.
  • при разучивании мелодий и попевок, следующая последовательность приемов:

а) пропевание со словами и показом движения мелодии ручными знаками, б) исполнение ритмического рисунка на ударных, в) выкладывание движения мелодии карточками на ковролине, г) исполнение одной мелодии одновременно (по подгруппам) на металлофоне, ритмического рисунка на ударных, пропевание попевки.

Моделирование:

- карточки с изображением длинных и коротких черточек-длительностей;

- пособие с пуговицами (два ряда: длинный и короткий);

- карточки с изображением техники извлечения звука на инструменте (при игре на металлофоне как правильно держать молоточек, при игре на треугольнике – ударять палочкой точно посередине его горизонтальной части).

Игровые (образно-ролевые):

- музыкально-дидактическая игра «К нам гости пришли» (используются игрушки: бибабо, музыкальные инструменты – бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик. Воспитатель берет роль игрушки, мотивирует детей на импровизацию мелодии для танца каждой игрушки; импровизируя, дети передают и характер и образа);

Игровые:

- музыкально-дидактическая игра «Отгадай и сыграй» (каждый музыкальный инструмент спрятан под одинаковыми коробочками или в одинаковые плотные мешочки, ребенок выбирает мешочек, угадывает какой в нем инструмент, после этого импровизирует.

Словесно-практические:

  • озвучивание рассказов и поэтических произведений шумовыми и музыкальными инструментами;
  • музыкально-дидактическая игра «Назови свое имя» (с помощью бубна, музыкального треугольника ребенок самостоятельно передает ритмом свое имя и одновременно пропевает).

Наглядно-практические:

- вариант игры «Чудесный мешочек» (ребенок достает из мешочка картинку (или реальный инструмент) с изображением инструмента или муз. игрушки и взяв инструмент импровизирует;

- «Музыкальные картинки» или «Звуковые картинки», усложнение по сравнению с предыдущим возрастом: на картинке дополняется условное обозначение мелодии (ритмический рисунок с указанием длительности звуков); используется вне занятий в самостоятельной творческой деятельности детей, игровой деятельности.

Практические:

- музыкально-дидактич. игра «Наш оркестр» в группе (или в музыкальном зале) появляется большая подарочная красивая коробка, в ней оказываются детские музыкальные инструменты (каждый раз инструменты добавляются или меняются). Варианты игры:

- индивидуальное музицирование;

- игра в оркестре.

Игры-экспериментирования:

с шумовыми игрушками, игра в шумовом оркестре (мотивировать детей на изготовление шумовых игрушек с помощью баночек, коробочек и наполнителя: круп, гороха и др.), организация шумового оркестра из изготовленных игрушек и с использованием музыкальных инструментов.

Проблемные:

«Передай грусть, радость, печаль, страх с помощью инструмента».

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем на данном этапе:

- при обучении игре на инструменте (металлофоне, треугольнике) воспитатель исполняет мелодию на своем инструменте, находясь рядом с ребенком и дает пример игры, в то время как музыкальный руководитель играет фортепианное сопровождение;

- проводит индивидуальную работу с детьми по обучению игре на инструменте по рекомендациям музыкального руководителя;

- подготовка аудиозаписи исполнения произведения музыкальным руководителем, предварительное или последующее слушание в группе;

- предварительная беседа воспитателя и музыкального руководителя по содержанию занятия;

- предварительное разучивание воспитателем мелодий для исполнения на занятии (в тех случаях, когда требуется по содержанию занятия);

- воспитатель поддерживает интерес детей на занятии, обыгрывает ситуации, мотивирует на слушание, игру на музыкальных инструментах, творчество;

- воспитатель помогает проводить музыкальному руководителю музыкально- дидактические игры, может играть на металлофоне во время исполнения музыкальным руководителем аккомпанемента;

- вне занятий воспитатель обогащает впечатления детей, расширяет кругозор, рассказывая о музыкантах, их выступлениях в концертных залах, обучения в музыкальных училищах и консерваториях;

- участвует в играх детей, использованных на занятиях, обыгрывает звучание инструмента, используя новые образы;

- музыкальный руководитель организует концерты оркестров (в т.ч. старших и подготовительных групп, параллельных групп) для родителей, сотрудников, детей детского сада – «Дети для детей» (старших и подготовительных групп, параллельных групп), воспитатель проводит подготовку детей по рекомендациям музыкального руководителя;

- воспитатель создает в группе условия для самостоятельной творческой деятельности детей, импровизации на детских музыкальных инструментах:

а) музыкальную развивающую среду (совместно с музыкальным руководителем);

б) игровую среду для переноса занятий в игровую деятельность, использования детьми музыкальных импровизаций в предметных и сюжетно-ролевых играх;

в) предметную среду для игр-экспериментирований с шумовыми игрушками;

г) мотивирует использование оркестров в сюжетно-ролевых играх («В детский сад (школу) приехал оркестр», «Выступление оркестра в другом городе» (или «Гастроли оркестра по городам России»).

                Обучение  игре  на детских музыкальных инструментах

               в старшей группе  методы и приёмы

                                                                                  Подготовила

                                                                                    Музыкальный руководитель

                                                                   МБДОУ «Детский сад № 21»

                                                                                                      Крылова Ю.М.

                                                2022г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию элементарного музицирования и обучению игре на детских музыкальных инструментах в младшей группе

Перспективный план по развитию элементарного музицирования иобучению игре на детских музыкальных инструментах в младшей группе СЕНТЯБРЬВиды музыкально-творческой деятельностиПрограммный репертуар...

Перспективный план работы по развитию элементарного музицирования и обучению игре на детских музыкальных инструментах в средней группе

СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬВиды музыкально-творческой деятельностиПрограммный репертуарЗадачи воспитанияСредства воплощения1. Музыкальные занятия1. Слушание: Л. Дакен «Кукушка» (грамзапись)2. Песня Р. Леденев «Д...

Проект "Обучение игре на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста"

Активизация детского творческого потенциала посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах....

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «В ЗИМНЕМ ЛЕСУ» ДОМИНАНТНОЕ ЗАНЯТИЕ

Доминантное занятие "В зимнем лесу"направленно на развитие познавательного интереса к музыке, умение воспринимать ритм в стихах, формировать чувство ритма. Развивать интерес детей к игре на ...

Методическая разработка занятия по формированию умений детей играть на детских музыкальных инструментах в старшей группе на тему: "Оркестр"

Методическая разработка занятия по формированию умений детей играть на детских музыкальных инструментах в старшей группе                      ...