Проект "Обучение игре на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по музыке (старшая группа)
Активизация детского творческого потенциала посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проект
«Обучение детей старшего возраста игре на детских музыкальных инструментах»
Смышляева Регина Викторовна
Музыкальный руководитель
МБДОУ детский сад №7 «Антошка»
Тип проекта: творческий;
Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители;
Сроки проекта: 15.09.2017 -15.05.2018
Актуальность проекта:
Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению.
Исполнительство на детских музыкальных инструментах - важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в дошкольном учреждении наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями. В процессе обучения игры на музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище интонируют), качество музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм); благодаря развитию мелкой моторики, у детей лучше формируется речь, развивается координация. Многим детям игра на музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Важно отметить, что это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми, являющийся лучшей формой приобщения их к совместному коллективному музицированию. Оркестр позволяет активно включать детей в музыкальную деятельность, где все становятся участниками в создании прекрасной музыки.
Цель проекта: Формирование музыкальных, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.
Реализацию цели планируем через решение следующих задач:
1. Создать условия для развития музыкальной творческой активности детей, участвующих в детском оркестре.
2. Обучать детей приёмам игры на разных музыкальных инструментах
3. Развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, гармоничный слух.
4. Расширять музыкальный кругозор детей, совершенствовать артистические навыки.
5. Воспитывать психологическую готовность к публичным выступлениям
6. Приобщать детей к музыкальной культуре, обогащать их музыкальный опыт: знания детей о музыкальных инструментах, музыкальных жанрах, композиторах.
В дошкольном учреждении предусмотрено основной образовательной программой в области «Художественно-эстетическое развитие» обучение игре на детских музыкальных инструментах, игре в ансамбле и оркестре, но используется только малая ее часть. Поэтому реализуемый проект поможет в игровой форме приобщить детей к творческому самовыражению через игру на музыкальных инструментах.
Проект составлен с учетом ФГОС, реализуемой основной образовательной программы ДОУ с интеграцией образовательных областей по разделам:
1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разнохарактерное её содержание, характер, образ музыкального произведения, передавать его движениями, жестами, мимикой.
2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстраций, близкими по содержанию музыкального произведения, или выражать в цвете услышанную мелодию.
3. «Коммуникация», у детей развивается речь, четкая дикция, ведётся работа над развитием артикуляционного аппарата.
4. «Чтение художественной литературы»: дети знакомятся с литературными произведениями, которые легли в основу музыкального произведения (можно пример).
5. «Познание»: дети знакомятся с явлениями общественной жизни, природными явлениями, предметами ближайшего окружения, знакомятся с творчеством российских и зарубежных композиторов, посещают с экскурсией ДШИ.
Данный проект разработан на основе современных авторских методик Т. Э. Тютюнниковой, Т. А. Боровик, В.А. Жилина, основанные на системе К. Орфа.
Форма занятий.
Проект предполагает проведение 2 занятий в неделю, во вторую половину дня. Продолжительность занятия - 30 мин. Общее количество занятий в год – 72.
Содержание проекта.
Содержание проекта включает в себя 6 основных блоков, представленных в таблице.
Блок 1 – работа над ритмом
Блок 2 – развитие гармонического слуха
Блок 3 - развитие тембрового восприятия
Блок 4 – освоение музыкального инструмента и игра на инструменте
Блок 5 – развитие творческих способностей детей
Блок 6 – концертные выступления оркестра, солистов.
Блоки | Базовый компонент | Компонент МБДОУ |
Блок 1. Работа над ритмом | Учить детей слышать и чувствовать метроритмическую пульсацию, основу музыкального произведения. | Слышать и чувствовать равномерное биение «пульс». Знать размеры: 2 3 4 4 4 4 |
Блок 2. Развитие гармонического слуха | Учить детей различать мажорный и минорный лады, слышать аккордовую окраску исполняемых произведений. | Уметь определять по звучанию мажорный и минорный лады и аккорды. Знать в чем отличие мажора и минора. |
Блок 3. Развитие тембрового слуха. | Учить различать тембровую окраску различных музыкальных инструментов. Давать словесную характеристику звучания. | Уметь различать музыкальные инструменты по их звучанию и внешнему виду. |
Блок 4. Освоение музыкального инструмента и игра на нём. | Учить расположению звуков на инструменте. Познакомить с названием нот и как они располагаются на инструменте. | Знать названия нот и расположение их на музыкальном инструменте, правильно извлекать звук. |
Блок 5. Развитие творческих способностей детей | Побуждать к сочинительству на свободную и заданную темы, выбирать инструменты для аранжировки и оркестровки, прослушанной пьесы, песни, | Уметь придумывать мелодию на одно слово или музыкальную фразу, а также пытаться найти звуки, характеризующие животных, явления природы. . |
Блок6. Концертные выступления оркестра, солистов | Подобрать высоко художественные произведения, разнообразные по стилю, жанрам, доступные для исполнения детьми, вызывающие интерес у них с учетом исполнительских возможностей. Учить культуре поведения на сцене, психологически готовить к выступлениям | Уметь играть на музыкальных инструментах соло, в ансамбле и оркестре. Прислушиваться к звучанию фортепьяно, как основу оркестра. Уметь играть по партиям, понимать дирижерский жест |
Процесс обучения детей игре на звуковысотных музыкальных инструментах можно так же разделить на три этапа:
- ознакомление с особенностями мелодии и приемами звукоизвлечения, который будет использоваться для её воспроизведения;
- разучивание мелодии (по слуху, по нотам, по цифровой или цветовой системам). Отработка исполнительских приемов, работа над выразительностью исполнения
- целостное воспроизведение мелодии на инструменте.
Занятия будут проходить в игровой, наглядной и дидактических формах.
Повторяющаяся структура занятий поможет детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим участникам, радоваться их успехам и удачным находкам. Элементарное музицирование планируется использовать как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это даст возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы, превратив в коллективную.
Материально-техническое оснащение
Материальная база ДОУ располагает всеми необходимыми детскими музыкальными игрушками и инструментами, сгруппированными по видам:
• Неозвученные музыкальные игрушки-инструменты. Такие игрушки помогают детям создать игровые ситуации. Это балалайки с неиграющими струнами, пианино с немой клавиатурой, баянчики с растягивающимися мехами и т.д.
• Озвученные музыкальные игрушки-инструменты.
1. Игрушки-инструменты с нефиксированным звуком, т.е. звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, трещотки, барабаны, кастаньеты, треугольники, колотушки, музыкальные молоточки).
2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты (свирели, дудки, рожки, свистульки).
3. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, пианино, свирели, гармоники, колокольчики)
Пособия
- Фланелеграф
- Наглядные тематические пособия
- Музыкально-дидактические игры (настольные)
- Музыкальный материал (хрестоматии и методические пособия, ноты)
- Комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран.
Взаимодействие с родителями
- Собрания общие и групповые
- Консультации в форме индивидуальных бесед
- Выступление на детских утренниках
- Мастер класс для родителей по изготовлению вместе с детьми самодельных шумовых музыкальных инструментов
- Оформление стендовой информации, размещение консультаций на блоге ДОУ и личном сайте
- Организация музыкальных уголков в группах
- Приобщение родителей к оснащению музыкальных уголков
- Выставки («Музыка в жизни ребенка», «Дошкольное музыкальное развитие», «Играем сами» и т.д.)
- Социальное партнерство с ДШИ (концерты с участием учащихся музыкального отделения ДШИ, экскурсии)
- Итоговый концерт - игра
Примерное тематическое планирование
Знакомство с инструментами и оркестрами | ||||
Период | Программное содержание | Репертуар | ||
Сентябрь-октябрь | Знакомить с различными приемами игры на детских музыкальных инструментах. В произведениях различного характера и темпа слышать и отмечать метрическую пульсацию на деревянных палочках, бубне, треугольнике. Выделять сильную долю такта. Работать над ритмами: На металлофоне играть поступенное движение мелодии вверх и вниз. Игра через звук. | Марши А.Филиппенко, С.Прокофьева, А.Жилинского, Н.Метло-ва; польки П.Чайковского, М.Глинки; А.Спадавеккиа; «Итальянская полька» С.Рахманинова; «В садике» С.Майкапара | ||
Ноябрь-декабрь | Выделять сильную долю на слух и в игре на детских музыкальных инструментах. Работать над ритмическими эталонами: знакомить с тактированием и дирижированием на 2/4. Передавать чередование метроритмического пульса и сильной доли такта. Играть простейшие партитуры в размере 2/4: Играть гаммы вверх и вниз. Играть простые попевки на одном, двух звуках индивидуально и в ансамбле. | «Звенящий треугольник» Р.Руста-мова; «Немецкая песенка» П.Чайковского; «Игра со звоночками» Ю.Рожавской; «Этюд с музыкальными инструментами» Ф.Госсека; «Полька» М.Глинки, «Аннушка», чеш.нар.мелодия «Лесенка» Е.Тиличеевой; «Андрей-воробей», рус.нар.песня. | ||
Упражнения при обучении игре на детских музыкальных инструментах. | ||||
Январь -февраль | Учить детей определять на слух размеры 2/4 и 3/4. В игре «Ритмическое эхо» учить детей без ошибок повторять ритмический рисунок, исполненный педагогом | Вальсы П.Чайковского, Ф.Шопена, Р.Шумана, Э.Грига; «Экосез» Л.Бетховена; «Менуэт» И.Баха; | ||
Работать над ритмическими эталонами в размере 2/4. | Латвийская народная полька | |||
Выделять сильную долю. Играть и петь гаммы До-мажор. Тактировать и дирижировать на 3/4. Играть попевки индивидуально и в ансамбле. Уметь читать партитуры в размере 3/4: | «Скок, скок, поскок», рус.нар.песня; «Василек», рус.нар.песня; «Игра с погремушками» С.Майка-пара; «Сорока-сорока», рус.нар. попевка | |||
Март -апрель | Передавать метроритмическую пульсацию и сильную долю Определять на слух размеры 2/4, 3/4 и 4/4 Выделять сильную долю | «Танец маленьких лебедей» П.Чайковского; «Киска» М.Дюбуа; «Натали и Дед Мороз» М.Дюбуа; «Танец дикарей» Е.Накада; «Тамбурин» Ж.Рамо | ||
Май | Повторение и закрепление пройденного материала. | |||
Игра в оркестре (ансамбле) | ||||
Сентябрь – октябрь | Учить детей: - играть простейшие партитуры в размере 2/4 индивидуально, небольшими подгруппами и в ансамбле (оркестре); - играть в ансамбле простые песенки и попевки, соблюдая общий темп, динамику и настроение; - индивидуально разучивать партии | Грамзапись любой русской народной мелодии «Вот какие чудеса» А.Филиппенко; «Часики» М.Вольфензона | ||
Ноябрь-декабрь | Играть в шумовом оркестре. Учить своевременно вступать и заканчивать игру в соответствии с музыкой, сохраняя общий темп, динамику и настроение музыкального произведения Играть оркестровые партии индивидуально, небольшими группами и в составе оркестра. | Русские народные песни: «Василек», «На зеленом лугу», «Зайчик»; «Часики» М.Вольфензона; «Вальс петушков» И.Стрибогга | ||
Январь-февраль | Играть индивидуально и в ансамбле простые песенки и попевки. Играть гаммы в различных ритмических вариантах. Разучивать партии индивидуально и небольшими группами. Играть небольшими группами инструментов Играть всем оркестром, соблюдая темп, динамику, одновременно начинать и заканчивать исполнение. | «Старинная французская песенка» П.Чайковского | ||
Март-апрель | Играть индивидуально по партиям и небольшими группами инструментов. Играть всем оркестром, исполняя знакомые песенки и попевки, передавая их различный характер звучания | |||
Май | Повторение и закрепление пройденного. Подготовка и проведение концерта «Веселые музыканты» | |||
Творческие задания | ||||
Сентябрь -октябрь | Прохлопать, простучать, сыграть на инструменте ритмический рисунок слов, имен, фраз, стихов. Звукоподражать голосам животных и птиц. Передавать конструктивные импровизации различных музыкальных инструментов. Уметь отгадать звучание музыкального инструмента и повторить ритмический рисунок. Прохлопать ритмическую цепочку по заданному рисунку с использованием ИКТ. | |||
Ноябрь -декабрь | Уметь подыгрывать музыканту. Импровизация «Дождик». Импровизация сказки «Теремок» Сочинить ритмический рисунок, песенку на заданный текст. | |||
Январь -февраль | Импровизации на ударных (ритмических) инструментах. Играть в оркестре. Проговаривать различные тексты в определенном размере. Играть с дирижером. | |||
Март -апрель | Импровизации на «мелодических» ударных инструментах. Исполнять импровизации с треугольником, румбой, кастаньетами. Подыгрывать музыкальному руководителю. Сочинить сопровождение к импровизации на заданную тему. | |||
Май | Закрепление и повторение пройденного. |
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование Internet – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным. В проекте предусмотрены наглядный материал в виде мультимедийных презентаций - игр на освоение ритма, исполнение мелодии на различных инструментах. Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у воспитанников системы мыслеобразов.
Механизм оценки получаемых результатов
Педагогический анализ музыкальных способностей детей проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, промежуточный – в феврале, итоговый – в мае. Главной оценкой получаемых результатов является отчетный концерт в конце учебного года (май месяц).
Диагностика как процесс, позволяет выявить динамику развития музыкальных способностей ребенка. Наиболее ярко уровень музыкальных способностей ребенка можно выявить в процессе различных музыкальных игр.
Диагностика чувства ритма включает выполнение заданий на воспроизведение в хлопках ритмического рисунка прозвучавшей мелодии или музыкального отрывка.
Диагностика звуковысотного слуха осуществляется на уровне различения регистров, определения направления движения мелодии, в процессе выявления изменений (ритмических, звуковысотных и др.) в знакомой ребенку песенке.
Диагностика музыкально-слуховых представлений связана с выявлением способности воспроизводить мелодию по слуху голосом или на музыкальном инструменте.
Форма проведения презентации проекта в конце срока обучения в виде «Брейн-ринга», с использованием инновационных технологий, где воспитанники, родители, приглашенные гости станут участниками игры. Проверят свои знания в области музыкального искусства, прочувствуют себя в роли музыканта-исполнителя, исполнив музыкальный фрагмент и композитора, сочинив небольшую импровизацию.
Список использованной литературы:
1. Н.А. Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка» Москва. Просвящение. 1983г.
2. Е.Н. Вишняк под редакцией Л.Аленичевой «Работа с детьми в подготовительной группе детской музыкальной школы»
3. Н.Г. Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Москва. Просвящение 1990г.
4. Т.Н. Девятова «Звук-волшебник» (Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста) Москва. Линка-пресс 2006г.
5. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки». «Этот удивительный ритм» (пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений) СПб. Композитор 2005г.
6.С. Бублей «Детский оркестр» (пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений) Издание 2-е, Ленинград «Музыка»1989г.
7. Е.В. Евтух «Игра на свирели как форма активизации музыкальной деятельности учащихся» (методическое пособие) Спб. 2002 г.
8. Л.В. Малахова «Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста»,
9. Ж. Металлиди и А. Перцовская «Сольфеджио для дошкольной группы», СПб. Композитор 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/14/picture-767859-1457938673.jpg)
Влияние дидактической игры на развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
Главная задача дидактических игр — в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры. Так как они доступны для детского сознания, то вызывают интерес и желание у...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/27/picture-675224-1443387172.jpg)
Консультация для родителей: «Значение приобщения к игре на детских музыкальных инструментах детей младшего дошкольного возраста».
Консультация для родителей:«Значение приобщения к игре на детских музыкальных инструментах детей младшего дошкольного возраста»....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/15/picture-383455-1389802484.jpg)
Рабочая программа кружка по обучению игре на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста «Веселые звоночки»
Программа кружка игры на детских музыкальных инструментах...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/16/picture-939477-1502882464.jpg)
Музыкально-дидактическая игра как средство музыкального развития детей старшего дошкольного возраста
Методическая работа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-243648-1366121032.jpg)
Знакомство с музыкальными инструментами детей старшего дошкольного возраста через художественное творчество, сотрудничество педагогов, детей и родителей.
АктуальностьМузыкальные инструменты для детей всегда –чудесные, необыкновенно притягательные предметы.Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, а тот, кто играет на нем - почти волшебник...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-983146-1518443593.jpg)
Спортивный праздник «Малые Олимпийские игры в детском саду» для детей старшего дошкольного возраста
Спортивный праздник «Малые Олимпийские игры в детском саду»для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/18/picture-56506-1568821168.jpg)
Квест - игра в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Мы за здоровый образ жизни»
Данную методическую разработку могут применять в своей работе инструктора по ФК, воспитатели, педагоги дополнительного образования....