календарно - тематическое планирование
материал (старшая группа)

Иванова Юлия Юрьевна

календарно - тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование в старшей группе.

Тема недели: «Народная культура и традиции».

С 15-19 марта.

Цель: приобщение детей к истокам и ценностям народной культуры.

Задачи:

  • Создать условия для расширения кругозора у детей о народной игрушке (глиняной, деревянной, тряпичной, соломенной, берестяной...), о традициях и обрядовых праздниках.
  • Развивать познавательный интерес к её истории, культуре, быту.
  • Воспитывать интерес к русским народным играм, традициям.

Мероприятия: 

  • Экскурсия в музей леса «Русская изба» (сетевое взаимодействие)
  • Выставка народных промыслов (вязание, вышивание, плетение и т.д.) – совместно с родителям.
  • Фольклорный праздник «Во поле береза стояла» (две старшие группы)

Продукт: Создание мини-музея «Русская изба».

День недели

дата

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Создание ППРС для самостоятельной деятельности, инициатива.

Вовлечение семей в образовательную деятельность

Понедельник 15 марта.

Тема дня: «Русская изба»

  • «Речевое развитие»

Тема: «Русская изба».

Цель: формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. (конспект, презентация)

  • «Художественно-эстетическое

развитие» (Лепка)

Тема: «Дымковский конь».

Цель: Знакомство с народной игрушкой и приемами её лепки и росписи.

  • «Физическое развитие»

Цель: развитие ловкости и выносливости, чувства дружбы и взаимопомощи; знакомство с народной игрой «Верёвочка»

Утро: Гимнастика.

Труд в уголке природы (рыхление, полив, протирание листьев, опрыскивание).

Беседа: «Чем славилась русская изба?»

Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа.

Хороводная игра «Я по рыночку ходила»

Цель: расширить представление о играх, уметь различать между собой.

Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок.

Чтение сказки «Золотое веретено».

Цель: Познакомить детей с предметами обиходаверетеном и прялкой.

Прогулка (картотека 4 за март)

Вечер:

Пробуждающая гимнастика в постели.

Босоножие-закаливание.

Беседа о старинной посуде (из чего делали, как использовали), чем отличается от современной. – Рассматривание деревянной, глиняной посуды, чугунов, подносов.

Дидактическая игра: «Повтори скороговорку»;

Игры-ситуации: «У бабушки в деревне».

Цель: Вовлечь детей в игровой сюжет, активизировать слуховое восприятие, побуждать к двигательной и интонационной имитации.

Центр книги

Внести книги со сказками, былинами, половицами иллюстраций разных художников.

Иллюстрации, изображающие русский народный быт.

Фотографии русского народного костюма, русских музыкальных инструментов, народной игрушки.

Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов; чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме «Народная культура и традиции».

Вторник 16 марта

«Устное народное творчество»

  • Музыка 9.00-9.25
  • Экспериментальная деятельность 9.35-10.00

                                    10.05-10.30 (по подгруппам)

Тема: «Свойства дерева»

Цель: упражнять в умении различать деревянные предметы, исследовать, определять свойства дерева, фиксировать результаты.

  • «Познавательное развитие» (ФЭМП) 9.35-10.00; 10.05-10.30

Тема: Число 9. Цифра 9.

Цель: образование числа путём прибавления единицы, умение сравнивать рядом стоящие числа.

Продолжать знакомство с числом 9.

***(Игралочка с.127)

  • «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) 15.30-15.55

Тема: «Городец на кухонной доске»

Цель: Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Формировать умение писать элементы росписи: цветок ромашка, листок.

Утро: Гимнастика

Беседа «Русский фольклор»

Цель: познакомить детей с особенностями русского фольклора (колыбельные песни, приговорки, потешки, докучные сказки).

Рассматривание иллюстраций орудий труда крестьянина

и рассказ об их назначении.

Загадки об орудиях труда крестьянина.

Д/и «Накрой русский стол»

Цель: упражнять в умении сервировать стол.

Артикуляционная гимнастика «Язычок»

Чтение былины: "Илья Муромец и Соловей- разбойник"

Цель: дать представление о былинах.

Прогулка (картотека 5 за март)

Вечер:

Босоножие-закаливание.

Разучивание хороводной игры «Кто с нами, кто с нами пашенку пахати»

Продолжить чтение былины: "Илья Муромец и Соловей- разбойник"

Дидактическая игра: «Кто где работает?» (Город, село) Цель: формировать умение отличать город от села, деревни.

Игры на развитие мелкой моторики:

«Заплети Матрене косу», «Собери бусы для Аленки»

Цель: развитие мелкой моторики, пробуем плести косичку.

Хоровая игра с пением: «Чики, чики – чикалочки», «На горе-то калина»,

Цель: воспитывать интерес к народным играм.

Дидактическая игра: «Придумай загадку»

Цель: формировать умение подбирать нужные слова для описания задуманного предмета.

Внести папку с картинками орудия труда крестьян.

Книгу с былинами «Илья Муромец и Соловей- разбойник»

Поролоновые косички.

Принести, если есть рукодельные предметы для создание выставки в группе «Русские художественные промыслы».

Среда 17 марта

«Знакомство с русским народным искусством»

  • «Физическое развитие»

Цель: продолжать совершенствовать двигательные умения детей. Приобщать к подвижным и спортивным играм с мячом.

  • «Познавательное развитие» (Обучение грамоте)

 Тема: Звуковой анализ     слова     ЛИСТ.

Цель: продолжать работу по звуковому анализу слов, умение находить заданный звук в слове, местонахождение звука (начало, конец, середина)

***(Журова с. 49)

  • «Художественно-эстетическое развитие» (аппликация)

Тема: «Водим, водим хоровод»

Цель: формировать умение складывать гармошку, пользоваться шаблоном, симметричное вырезывание контура человека.

***(Малышева «Аппликация)

В 11.00 Музей леса «Русская изба» Цель: расширить кругозор детей о жизни и быте русского народа.

Утро: Гимнастика

Беседа о русских промыслах Хохлома, Гжель, Жостово.

Рассматривание альбома «Декоративно – прикладное искусство».

Рассматривание иллюстраций предметов русских промыслов.

Цель: расширить знания о прикладном искусстве. Составление русских узоров из мозаики.

Русские народные музыкальные инструменты (Знакомство с р. н. инструментом – гуслями, дудке, балалайке, рожке, ложках, свистульках.)

Д/ игра: «Угадай, на чём играю» (муз. инструмент);  Артикуляционная гимнастика.                          Чтение сказки «Серебряное копытце» Бажов. Подвижная игра «Бездомный заяц»

Цель: Развитие внимания, быстроты, ловкости.

Прогулка (картотека 6 за март)

Вечер:

Пробуждающая гимнастика в постели.

Босоножие-закаливание.

Беседа об особенностях содержания колыбельных

песен и приговорок.

Игровое упражнение «Укачай куклу Дашу».

Продолжить чтение былины:», «Илья Муромец и Чудовище»

Подвижная игра: «Волк во рву»

Цель: закрепить умение по сигналу перепрыгивать через ров и обратно

Строительные игры «Крепость для Ильи Муромца»

Цель: дать возможность детям совместно изготовить крепость, работать вместе, договариваясь.

Индивидуальная работа: ориентировка на листе бумаги. (Лиза, Аркаша)

Внести альбом «Декоративно – прикладное искусство»

Хохлома, Гжель, Жостово

Внести игрушечные гусли, рожок, балалайку, свистульки..

Слушание колыбельных в грамзаписи

Приобщение детей к семейным традициям

Четверг 18 марта

«Знакомство с русским костюмом»

  • Музыка

Фольклорный праздник «Во поле береза стояла»

Цель: продолжить знакомство с русским народным фольклором.

  • «Ознакомление с окружающим миром»

Тема: «Знакомство с русским костюмом»

Цель: Обогащать и активизировать словарь детей: сарафан, кокошник, лапти, орнамент. Просмотр слайдов «Русский народный костюм»

  • «Художественно-эстетическое развитие» (рисование)

Тема: «Матрёшки в разных одёжках»

Цель: продолжать развивать у детей фантазию и воображение, научить новым способам нетрадиционного рисования- «монотипия» и «методом тычка»; вызвать желание стать художниками мастерами и разукрасить силуэт матрёшки новым способом.

Утро: Гимнастика

Беседа о символике красного и черного цвета в узорах русского народного костюма.

Рассматривание куклы в национальном русском наряде.

Рассматривание иллюстраций с изображением старинной русской одежды.

Беседа о русских головных уборах и народной обуви.

Цель: актуализировать знания детей о русской народной одеждой и её особенностями.

  • Д/и «Элементы русского костюма»

«Подбери узор для сарафана, кушака»

Цель: закрепить название деталей русского костюма

Артикуляционная гимнастика. Скороговорки.

Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

Цель: познакомить детей с тем, как получаются ткани.

Прогулка (картотека 7 за март)

Вечер:

Пробуждающая гимнастика в постели.

Босоножие-закаливание.

Чтение былин: «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» Цель: продолжать знакомить детей с устным народным творчеством

Дидактическая игра: «Кому что нужно для работы»

 Цель: Формировать представления детей о профессиях повара, дворника, парикмахера, врача..

Подвижная игра «Васька кот»

Цель: познакомить детей с правилами русской народной игры, развивать чувство коллективизма, ловкость, быстроту.

Д/и «Собери Добрыню в дорогу».

Цель: расширить представления о названиях богатырских доспехов.

Индивидуальная работа с Русланом на развитие внимания и памяти. Игра «Угадай, что пропало»

Внести русские народные костюмы, кокошники, фотоальбом с русскими народными костюмами, головными уборами.

Рассказ К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

Лото «Профессии»

Иллюстрации с богатырскими доспехами.

Оказание помощи в пополнении мини-музея «Русская изба»

Пятница 19 марта

«Знакомство с народным бытом»

  • Бассейн
  • Ознакомление с художественной литературой

Тема: «Небылицы, потешный фольклор»

Цель: продолжить знакомить детей с дразнилками, скороговорками, потешками, небылицами.

  • «Художественно-эстетическое развитие»

(конструирование)

Тема: «Народная кукла из шерстяных ниток»

Цель: познакомить детей со способом изготовления народной куклы. Приобщать к народному творчеству, равномерно наматывать нить, работать в парах.

Утро: Гимнастика

Труд в уголке природы (рыхление, полив, протирание листьев, опрыскивание).

Беседа о бытовых предметах прошлого.

  • Цель: развивать умение различать предметы быта на картинках, называть их (рукомойник, печь, чугунок, ухват, кочерга, самовар, коромысло, ведро, корыто, стиральная доска, глиняный горшок…)  

Чтение С. Маршак «Откуда стол пришёл?». Загадки о предметах мебели

Дидактическая игра «Разложи по порядку»

Цель: расширить знания детей об истории мебели.

Артикуляционная гимнастика

 

Прогулка (картотека 8 за март)

Вечер:

Пробуждающая гимнастика в постели.

Босоножие-закаливающие процедуры.

Дидактическая игра: «Придумай колыбельную для куклы»

Хозяйственно-бытовой труд: «В нашей группе, словно в горнице будет чисто и светло».

Цель: воспитывать у детей желание сохранять порядок в группе.

Строительные игры: Из строительного и подручного материала изготовление «Русской избы».

Коллективная постройка «Деревенька», используя фигурки животных.

Индивидуальная работа по развитию речи «Сочиним сказку по сюжетным картинкам» (Руслан, Серёжа) Цель: развитие связной речи.

Презентация о предметах быта прошлого.

Подборка картинок с мебелью.

Папка-раскладушка: «Приобщаем детей к русской народной культуре»

«Русские народные игры с детьми дома и на прогулке»

Консультации для родителей: «Сказка ложь, да в ней намек».

Картотека прогулок.

4 

Наблюдение за ветром - его свойствах; определение направления ветра.

Художественное слово
Свищет, гонит, вслед ему кланяются. (Ветер).

Индивидуальная работа "Прыжки" -развивать навыки прыжка в длину с места.

Трудовая деятельность Уборка снега в определённое место – совершенствовать умение выполнять соответствующие трудовые операции.

Д/игра «Сосчитай» - составление предложений, включающие в себя числительные и существительные.

Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом (лопатки, ведерки).

Сюжетно ролевые игры по желанию детей.

П/и "Жмурки", "Ручеек" - развитие двигательной активности.

5

 Наблюдение за снегом - расширить представления о весне. (Продолжить наблюдать за снегом. Сравнить цвет снега (серый, грязный) с тем, каким он был зимой. Установить связь между солнечным светом, теплом и снеготаянием. Обратить внимание, что днем, когда солнце пригревает, на последних снежных сугробах появляется ледяная корочка — наст.)

П/и «Ловишки», «Третий лишний» - развивать ловкость, быстроту бега.

Индивидуальная работа Метание и ловля мяча – развивать ловкость, силу броска, формирование навыков ЗОЖ.

Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.

6

Наблюдение за птицами - развивать наблюдательность; воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам.

Художественное слово

С крыши -  капели, грачи прилетели, воробьи чирикают, они весну кликают.

П/и «Перелетные птицы» - учить детей бегать, упражнять в прыжках, уметь от одного движения перейти к другому.

Индивидуальная работа " По дорожке на одной ножке"

Развивать внимание, координацию движений.

Д/игра «Воздух, земля, вода» - закреплять знания детей об объектах природы; развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Трудовая деятельность Расчистка дорожек от льда и снега – совершенствовать навыки работы с лопатками; воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Игры с выносным материалом - развивать самостоятельность, инициативу.

Самостоятельная игровая деятельность детей

«Снег - снежок» -обыгрывание детьми выполняемых ими построек из снега, способствовать формированию дружеских взаимоотношений между играющими.

7

Наблюдение за сосульками – продолжить знакомить детей со свойствами воды, различными ее состояниями;

Художественное слово Ю. Клюшников

Шаловливые сосульки сели на карниз.

Шаловливые сосульки посмотрели вниз.

Надоело им свисать, стали капельки бросать.

Целый день идет трезвон — Кап-кап! Дон-дон!  

П/и «Через ручей», «Путаница» - развитие быстроты ловкости движений.

Индивидуальная работа "Прыжки" -упражнять детей в прыжках через невысокий брус.

Оздоровительный бег - формирование основ ЗОЖ.

Дидактическая игра "Сосчитай-ка" -учить сосчитывать предметы в пределах 10. Развивать внимание, память.

Трудовая деятельность. Построить валы – формировать умение работать по инструкции и сообща, воспитывать желание трудиться на общую пользу.

8

Наблюдение «Гололед». В процессе наблюдения за данным явлением предложить вспомнить о мерах безопасности, которые необходимо соблюдать во время гололеда.                                                                                                                                                                                                                               Художественное слово В. Берестов

Не идётся и не едется, потому что гололедица.
Но за то отлично падается! Почему ж никто не радуется?

П/и «Ловкий оленевод» - упражнять детей в

метании снежков в горизонтальную цель правой и левой рукой, развивать меткость и ловкость; воспитывать уверенность в себе.

«Бездомный заяц» - учить детей действовать в соответствии с правилами игры, выполнять основные движения при беге, действовать по сигналу.

Оздоровительный бег - формирование основ ЗОЖ.

Упражнения в равновесии «По узенькой дорожке» - вырабатывать ловкость, координацию движений

Д/и по экологии «Выбери нужное» - закреплять знания о природе, развивать мышление, познавательную активность.

Исследовательская деятельность Измерить глубину снега снегомером в разных частях участка для прогулок. Определить, в каком состоянии находится почва.

Трудовые поручения Расчистка дорожек от снега. Формирование навыков коллективного труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование к тематической неделе "Деревья" в 1 младшей группе.

Календарно-тематическое планирование к тематической неделе "Деревья" в 1 младшей группе....

Календарно-тематическое планирование тематической недели "Неделя астрономии"

Календарно-тематическое планирование тематической недели "Неделя астрономии" во второй младшей группе ДОУ...

Календарное тематическое планирование.Тематическая неделя "Сеничкин день"

Материал будет полезен для воспитателей детских садов....

Календарно-тематическое планирование по МЭО в подготовительной к школе группе (6-7 лет), в соответствии с комплексно-тематическим планированием МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка» на 2020-2021 учебный год.

Календарно-тематическое планирование по МЭО в подготовительной к школе группе (6-7 лет), в соответствии с комплексно-тематическим планированием МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка» на 2020-2021 ...

Календарно-тематический Календарно-тематическое планирование декабрь

Календарно-тематическое планирование на декабрь на первую неделю. Тема недели - "Здравствуй, зимушка - зима"...