календарно - тематическое планирование
материал (старшая группа)
календарно - тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx | 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование в старшей группе.
Тема недели: «Народная культура и традиции».
С 15-19 марта.
Цель: приобщение детей к истокам и ценностям народной культуры.
Задачи:
- Создать условия для расширения кругозора у детей о народной игрушке (глиняной, деревянной, тряпичной, соломенной, берестяной...), о традициях и обрядовых праздниках.
- Развивать познавательный интерес к её истории, культуре, быту.
- Воспитывать интерес к русским народным играм, традициям.
Мероприятия:
- Экскурсия в музей леса «Русская изба» (сетевое взаимодействие)
- Выставка народных промыслов (вязание, вышивание, плетение и т.д.) – совместно с родителям.
- Фольклорный праздник «Во поле береза стояла» (две старшие группы)
Продукт: Создание мини-музея «Русская изба».
День недели дата | Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | Создание ППРС для самостоятельной деятельности, инициатива. | Вовлечение семей в образовательную деятельность |
Понедельник 15 марта. Тема дня: «Русская изба» |
Тема: «Русская изба». Цель: формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. (конспект, презентация)
развитие» (Лепка) Тема: «Дымковский конь». Цель: Знакомство с народной игрушкой и приемами её лепки и росписи.
Цель: развитие ловкости и выносливости, чувства дружбы и взаимопомощи; знакомство с народной игрой «Верёвочка» | Утро: Гимнастика. Труд в уголке природы (рыхление, полив, протирание листьев, опрыскивание). Беседа: «Чем славилась русская изба?» Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа. Хороводная игра «Я по рыночку ходила» Цель: расширить представление о играх, уметь различать между собой. Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок. Чтение сказки «Золотое веретено». Цель: Познакомить детей с предметами обихода: веретеном и прялкой. Прогулка (картотека №4 за март) Вечер: Пробуждающая гимнастика в постели. Босоножие-закаливание. Беседа о старинной посуде (из чего делали, как использовали), чем отличается от современной. – Рассматривание деревянной, глиняной посуды, чугунов, подносов. Дидактическая игра: «Повтори скороговорку»; Игры-ситуации: «У бабушки в деревне». Цель: Вовлечь детей в игровой сюжет, активизировать слуховое восприятие, побуждать к двигательной и интонационной имитации. | Центр книги Внести книги со сказками, былинами, половицами иллюстраций разных художников. Иллюстрации, изображающие русский народный быт. Фотографии русского народного костюма, русских музыкальных инструментов, народной игрушки. | Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов; чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме «Народная культура и традиции». |
Вторник 16 марта «Устное народное творчество» |
10.05-10.30 (по подгруппам) Тема: «Свойства дерева» Цель: упражнять в умении различать деревянные предметы, исследовать, определять свойства дерева, фиксировать результаты.
Тема: Число 9. Цифра 9. Цель: образование числа путём прибавления единицы, умение сравнивать рядом стоящие числа. Продолжать знакомство с числом 9. ***(Игралочка с.127)
Тема: «Городец на кухонной доске» Цель: Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Формировать умение писать элементы росписи: цветок ромашка, листок. | Утро: Гимнастика Беседа «Русский фольклор» Цель: познакомить детей с особенностями русского фольклора (колыбельные песни, приговорки, потешки, докучные сказки). Рассматривание иллюстраций орудий труда крестьянина и рассказ об их назначении. Загадки об орудиях труда крестьянина. Д/и «Накрой русский стол» Цель: упражнять в умении сервировать стол. Артикуляционная гимнастика «Язычок» Чтение былины: "Илья Муромец и Соловей- разбойник" Цель: дать представление о былинах. Прогулка (картотека №5 за март) Вечер: Босоножие-закаливание. Разучивание хороводной игры «Кто с нами, кто с нами пашенку пахати» Продолжить чтение былины: "Илья Муромец и Соловей- разбойник" Дидактическая игра: «Кто где работает?» (Город, село) Цель: формировать умение отличать город от села, деревни. Игры на развитие мелкой моторики: «Заплети Матрене косу», «Собери бусы для Аленки» Цель: развитие мелкой моторики, пробуем плести косичку. Хоровая игра с пением: «Чики, чики – чикалочки», «На горе-то калина», Цель: воспитывать интерес к народным играм. Дидактическая игра: «Придумай загадку» Цель: формировать умение подбирать нужные слова для описания задуманного предмета. | Внести папку с картинками орудия труда крестьян. Книгу с былинами «Илья Муромец и Соловей- разбойник» Поролоновые косички. | Принести, если есть рукодельные предметы для создание выставки в группе «Русские художественные промыслы». |
Среда 17 марта «Знакомство с русским народным искусством» |
Цель: продолжать совершенствовать двигательные умения детей. Приобщать к подвижным и спортивным играм с мячом.
Тема: Звуковой анализ слова ЛИСТ. Цель: продолжать работу по звуковому анализу слов, умение находить заданный звук в слове, местонахождение звука (начало, конец, середина) ***(Журова с. 49)
Тема: «Водим, водим хоровод» Цель: формировать умение складывать гармошку, пользоваться шаблоном, симметричное вырезывание контура человека. ***(Малышева «Аппликация) В 11.00 Музей леса «Русская изба» Цель: расширить кругозор детей о жизни и быте русского народа. | Утро: Гимнастика Беседа о русских промыслах Хохлома, Гжель, Жостово. Рассматривание альбома «Декоративно – прикладное искусство». Рассматривание иллюстраций предметов русских промыслов. Цель: расширить знания о прикладном искусстве. Составление русских узоров из мозаики. Русские народные музыкальные инструменты (Знакомство с р. н. инструментом – гуслями, дудке, балалайке, рожке, ложках, свистульках.) Д/ игра: «Угадай, на чём играю» (муз. инструмент); Артикуляционная гимнастика. Чтение сказки «Серебряное копытце» Бажов. Подвижная игра «Бездомный заяц» Цель: Развитие внимания, быстроты, ловкости. Прогулка (картотека №6 за март) Вечер: Пробуждающая гимнастика в постели. Босоножие-закаливание. Беседа об особенностях содержания колыбельных песен и приговорок. Игровое упражнение «Укачай куклу Дашу». Продолжить чтение былины:», «Илья Муромец и Чудовище» Подвижная игра: «Волк во рву» Цель: закрепить умение по сигналу перепрыгивать через ров и обратно Строительные игры «Крепость для Ильи Муромца» Цель: дать возможность детям совместно изготовить крепость, работать вместе, договариваясь. Индивидуальная работа: ориентировка на листе бумаги. (Лиза, Аркаша) | Внести альбом «Декоративно – прикладное искусство» Хохлома, Гжель, Жостово Внести игрушечные гусли, рожок, балалайку, свистульки.. Слушание колыбельных в грамзаписи | Приобщение детей к семейным традициям |
Четверг 18 марта «Знакомство с русским костюмом» |
Фольклорный праздник «Во поле береза стояла» Цель: продолжить знакомство с русским народным фольклором.
Тема: «Знакомство с русским костюмом» Цель: Обогащать и активизировать словарь детей: сарафан, кокошник, лапти, орнамент. Просмотр слайдов «Русский народный костюм»
Тема: «Матрёшки в разных одёжках» Цель: продолжать развивать у детей фантазию и воображение, научить новым способам нетрадиционного рисования- «монотипия» и «методом тычка»; вызвать желание стать художниками мастерами и разукрасить силуэт матрёшки новым способом. | Утро: Гимнастика Беседа о символике красного и черного цвета в узорах русского народного костюма. Рассматривание куклы в национальном русском наряде. Рассматривание иллюстраций с изображением старинной русской одежды. Беседа о русских головных уборах и народной обуви. Цель: актуализировать знания детей о русской народной одеждой и её особенностями.
«Подбери узор для сарафана, кушака» Цель: закрепить название деталей русского костюма Артикуляционная гимнастика. Скороговорки. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Цель: познакомить детей с тем, как получаются ткани. Прогулка (картотека №7 за март) Вечер: Пробуждающая гимнастика в постели. Босоножие-закаливание. Чтение былин: «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» Цель: продолжать знакомить детей с устным народным творчеством Дидактическая игра: «Кому что нужно для работы» Цель: Формировать представления детей о профессиях повара, дворника, парикмахера, врача.. Подвижная игра «Васька кот» Цель: познакомить детей с правилами русской народной игры, развивать чувство коллективизма, ловкость, быстроту. Д/и «Собери Добрыню в дорогу». Цель: расширить представления о названиях богатырских доспехов. Индивидуальная работа с Русланом на развитие внимания и памяти. Игра «Угадай, что пропало» | Внести русские народные костюмы, кокошники, фотоальбом с русскими народными костюмами, головными уборами. Рассказ К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Лото «Профессии» Иллюстрации с богатырскими доспехами. | Оказание помощи в пополнении мини-музея «Русская изба» |
Пятница 19 марта «Знакомство с народным бытом» |
Тема: «Небылицы, потешный фольклор» Цель: продолжить знакомить детей с дразнилками, скороговорками, потешками, небылицами.
(конструирование) Тема: «Народная кукла из шерстяных ниток» Цель: познакомить детей со способом изготовления народной куклы. Приобщать к народному творчеству, равномерно наматывать нить, работать в парах. | Утро: Гимнастика Труд в уголке природы (рыхление, полив, протирание листьев, опрыскивание). Беседа о бытовых предметах прошлого.
Чтение С. Маршак «Откуда стол пришёл?». Загадки о предметах мебели Дидактическая игра «Разложи по порядку» Цель: расширить знания детей об истории мебели. Артикуляционная гимнастика
Прогулка (картотека №8 за март) Вечер: Пробуждающая гимнастика в постели. Босоножие-закаливающие процедуры. Дидактическая игра: «Придумай колыбельную для куклы» Хозяйственно-бытовой труд: «В нашей группе, словно в горнице будет чисто и светло». Цель: воспитывать у детей желание сохранять порядок в группе. Строительные игры: Из строительного и подручного материала изготовление «Русской избы». Коллективная постройка «Деревенька», используя фигурки животных. Индивидуальная работа по развитию речи «Сочиним сказку по сюжетным картинкам» (Руслан, Серёжа) Цель: развитие связной речи. | Презентация о предметах быта прошлого. Подборка картинок с мебелью. | Папка-раскладушка: «Приобщаем детей к русской народной культуре» «Русские народные игры с детьми дома и на прогулке» Консультации для родителей: «Сказка ложь, да в ней намек». |
Картотека прогулок.
№4
Наблюдение за ветром - его свойствах; определение направления ветра.
Художественное слово
Свищет, гонит, вслед ему кланяются. (Ветер).
Индивидуальная работа "Прыжки" -развивать навыки прыжка в длину с места.
Трудовая деятельность Уборка снега в определённое место – совершенствовать умение выполнять соответствующие трудовые операции.
Д/игра «Сосчитай» - составление предложений, включающие в себя числительные и существительные.
Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом (лопатки, ведерки).
Сюжетно ролевые игры по желанию детей.
П/и "Жмурки", "Ручеек" - развитие двигательной активности.
№5
Наблюдение за снегом - расширить представления о весне. (Продолжить наблюдать за снегом. Сравнить цвет снега (серый, грязный) с тем, каким он был зимой. Установить связь между солнечным светом, теплом и снеготаянием. Обратить внимание, что днем, когда солнце пригревает, на последних снежных сугробах появляется ледяная корочка — наст.)
П/и «Ловишки», «Третий лишний» - развивать ловкость, быстроту бега.
Индивидуальная работа Метание и ловля мяча – развивать ловкость, силу броска, формирование навыков ЗОЖ.
Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.
№6
Наблюдение за птицами - развивать наблюдательность; воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам.
Художественное слово
С крыши - капели, грачи прилетели, воробьи чирикают, они весну кликают.
П/и «Перелетные птицы» - учить детей бегать, упражнять в прыжках, уметь от одного движения перейти к другому.
Индивидуальная работа " По дорожке на одной ножке"
Развивать внимание, координацию движений.
Д/игра «Воздух, земля, вода» - закреплять знания детей об объектах природы; развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Трудовая деятельность Расчистка дорожек от льда и снега – совершенствовать навыки работы с лопатками; воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Игры с выносным материалом - развивать самостоятельность, инициативу.
Самостоятельная игровая деятельность детей
«Снег - снежок» -обыгрывание детьми выполняемых ими построек из снега, способствовать формированию дружеских взаимоотношений между играющими.
№7
Наблюдение за сосульками – продолжить знакомить детей со свойствами воды, различными ее состояниями;
Художественное слово Ю. Клюшников
Шаловливые сосульки сели на карниз.
Шаловливые сосульки посмотрели вниз.
Надоело им свисать, стали капельки бросать.
Целый день идет трезвон — Кап-кап! Дон-дон!
П/и «Через ручей», «Путаница» - развитие быстроты ловкости движений.
Индивидуальная работа "Прыжки" -упражнять детей в прыжках через невысокий брус.
Оздоровительный бег - формирование основ ЗОЖ.
Дидактическая игра "Сосчитай-ка" -учить сосчитывать предметы в пределах 10. Развивать внимание, память.
Трудовая деятельность. Построить валы – формировать умение работать по инструкции и сообща, воспитывать желание трудиться на общую пользу.
№8
Наблюдение «Гололед». В процессе наблюдения за данным явлением предложить вспомнить о мерах безопасности, которые необходимо соблюдать во время гололеда. Художественное слово В. Берестов
Не идётся и не едется, потому что гололедица.
Но за то отлично падается! Почему ж никто не радуется?
П/и «Ловкий оленевод» - упражнять детей в
метании снежков в горизонтальную цель правой и левой рукой, развивать меткость и ловкость; воспитывать уверенность в себе.
«Бездомный заяц» - учить детей действовать в соответствии с правилами игры, выполнять основные движения при беге, действовать по сигналу.
Оздоровительный бег - формирование основ ЗОЖ.
Упражнения в равновесии «По узенькой дорожке» - вырабатывать ловкость, координацию движений
Д/и по экологии «Выбери нужное» - закреплять знания о природе, развивать мышление, познавательную активность.
Исследовательская деятельность Измерить глубину снега снегомером в разных частях участка для прогулок. Определить, в каком состоянии находится почва.
Трудовые поручения Расчистка дорожек от снега. Формирование навыков коллективного труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему: Тематический план по познавательному развитию детей раннего возраста на группе «Малютка» (с 1 года до 1,5 лет).
Вашему вниманию предлагается тематический план по познавательному развитию детей раннего возраста...
Календарно-тематическое планирование к тематической неделе "Деревья" в 1 младшей группе.
Календарно-тематическое планирование к тематической неделе "Деревья" в 1 младшей группе....
Календарно-тематическое планирование тематической недели "Неделя астрономии"
Календарно-тематическое планирование тематической недели "Неделя астрономии" во второй младшей группе ДОУ...
Календарное тематическое планирование.Тематическая неделя "Сеничкин день"
Материал будет полезен для воспитателей детских садов....
Календарно-тематическое планирование (Перспективное планирование)в старшей группе "Мебель"
Календарно-тематическое планирование для детей 5-6 лет...
Календарно-тематическое планирование по МЭО в подготовительной к школе группе (6-7 лет), в соответствии с комплексно-тематическим планированием МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка» на 2020-2021 учебный год.
Календарно-тематическое планирование по МЭО в подготовительной к школе группе (6-7 лет), в соответствии с комплексно-тематическим планированием МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка» на 2020-2021 ...
Календарно-тематический Календарно-тематическое планирование декабрь
Календарно-тематическое планирование на декабрь на первую неделю. Тема недели - "Здравствуй, зимушка - зима"...