Игровые модели детского фольклора
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Титова Елена Анатольевна

Игровые модели детского фольклора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_modeli_detskogo_folkllora.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

               

Игровые модели на основе русского фольклора

Игровые модели  на основе календарного фольклора

Колядка

Коляда, коляда                  -            разводят руками

Пришла коляда  

Накануне Рождества.       -            ставят руки на бочок

Кто не даст пирога            -            грозят указательным пальцем

Мы корову за рога!           -           подставляют «рожки» на голову

Кто не даст хлеба               -           грозят пальцем другой руки

Стащим с печки деда!       -          взмах правой рукой

Кто не даст лапку                -          качание головой

Стащим с печки бабку!      -         взмах левой рукой

Ой мороз, мороз, мороз,  -          похлопывают себя по рукам

Не вели долго стоять!      

Вели денег подавать!          -     протягивают открытые ладони

Открывай сундучок              -     хлопки с поворотом ладони

Доставай пятачок!                -      двумя руками показывают «колечки»

       

БЛАГОПОЖЕЛАТЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ ХОЗЯЮШКЕ ВО ВРЕМЯ КОЛЯДОВАНИЯ

А Иванова жена очень щедрая была,               -        повороты корпусом вправо,

                                                                                              влево,

Подарила нам она два пшеничных пирога!     -       широко раскрыть руки,

Блинков стопку,                                                        -       руки полочкой постепенно

                                                                                                Как бы « вырастая» вверх,

Оладушек сотню!                                                      -      показать руками колечки

                                                                                                Развести руки в стороны.

Говорком:

Жить вам вместе лет до двести,

Чтоб здоровы были,

Много лет жили!

 

Ты, олень, олень

-Ты олень, ты олень,      -      скрещивают руки над головой,

                                                 Как «рожки»  оленя

Ты под кустичком,

Под ракитовым.               -      разводят руки в стороны

Что тепло ли те, олень,   -     «обнимают» себя руками

Студено, ли, молодой?

- Мне не так тепло,           -     опускают правую руку

  Мне не так студено,        -      опускают левую руку

  Приоденьте, оленя,         -     «обнимают» себя руками

  Призакутайте!

  С мужичка старичка         -      проводят руками по талии

  Опоясочку,

  С красной девицы             -      ставят пальцы на щечки, качают

                                                           головой.

 

Широкая Масленица

Широкая Масленица     -        «открывают» руки

Мы тобою хвалимся!      

На горах катаемся           -       поочередно делаем скользящее движение

                                                       руками

Блинами объедаемся!    -       гладят живот круговым движением

Масленица полизуха                 по часовой стрелке

Полизала всех детей.       -      скользящими движениями гладят руки

Полизала сыр и масло

А сама- то и погасла!        -       развести руки в стороны.


Веснянка

Весна, весна красная        -         идут по кругу , взявшись за руки

Пришла весна с радостью,

С радостью великою        -          делают узкий круг

С милостью богатою!       -          расширяют круг.

Со льном высоким,           -          поднимают руки вверх

С корнем глубоким,          -          приседая, кладут руки на пол

С дождиком сильным,     -           делают руками « брызгающее» движение  

С хлебом обильным!        -           руки разводят в стороны

- Весна, весна красная,    -            идут по кругу или «змейкой»

  Ты на чем пришла, прибыла?

- На сохе, на бороне          -             отводят правую, затем

  На тоненькой                                    левую руку в сторону

  на метле!                            -              собирают   пальчики и «проводят»

                                                                по тонкому «прутику».  


СЕМИЦКАЯ

Семик к нам пришел                               -                   руки на поясе, имитируем

                                                                                        шаги,

Пришла Троица!                                      -                   хлопаем ритмично руками,

Травой муравой  земля покроется!        -                     волнообразные движения

                                                                                         руками,

Цветочками приукрасится!

Ребята пришли ко березоньке                  -                  берутся за руки, идут по к

        кругу,

Хоровод завели с песней звонкою,

Березонька-красавица,                              -                     делают руками плавно

                                                                                           вверх, вниз,

Ты ко праздничку снарядилася!

ОСЕНЬ, ОСЕНЬ, В ГОСТИ ПРОСИМ!

Осень, осень, в гости просим,                 -     ритмично хлопают в ладоши,

Осень, осень, погости недель восемь! -        хлопают, затем разводят руки,

С обильными хлебами,                            -       хлопки с переворотом ладони,

Высокими снопами.                                   -       мягко поднять и опустить руки.

С листопадом                                               -        поднять руки и постепенно

                                                                                  опускать, как «осенние листья»,

И дождем,                                                     -        «брызгающие» движения руками

Перелетным журавлем!                            -        изобразить полет птиц.

Игровые модели  на основе пестушек

У НАШЕЙ У БАБУШКИ

У нашей у бабушки 10 внучат,         -  держат руки перед собой, поворачивают

У нашей у бабушки 10  внучат.           их то вверх ладонью, то вниз.

Две Акульки в люльках качаются,   -   сжав руки в кулачки достают  мизинцы                          

                                                                 качают ими,

Две Аленки в пеленках валяются,    -   следом за мизинцами качают

                                                                  безимянными пальцами,

Две Аринки на перинках увиваются -  качают средними пальцами,

Два Ивана на лавках сидят,               -    качают указательными пальцами,

Два Степана учится хотят.                 -   поворачивают ладони к зрителю,  

                                                                   качают  большими пальцами.

Вот и так, вот и так,                            -   раскрывают широко пальцы сжимают

                                                                   их опять,

Вот и эдак и вот так,

Десять внуков, а бабушка одна,        -    разводят руки в стороны,

А бабушка одна!                                 -    на последние слово хлопнуть

                                                                    руками.

 

 

СКОК, СКОК, ПОСКОК

Скок, скок, поскок                     -      легко подпрыгивают на двух ногах,

Молодой дроздок.

По водичку  пошел,                   -      несут на руках «коромысло»,

Молодичку нашел.

Молодиченька, невеличенька,  -      постепенно опускают руки близко к полу,

Сама с вершок,

 Голова с «горшок».                    -      показывают руками «горшок» на голове.              

ТЯГИ, ТЯГИ, ПОТЯГУШЕНЬКИ

Тяги, тяги, потягушеньки,                    -       дети сидят на корточках

На доченьку порастушеньки,               -        поднимаются на ногах,

Ты расти здоровая-во все времечко     -        потянуть правую руку в сторону,

Как пшеничное тестечко.                      -       потянуть левую руку в сторону,

А в ручки – хватушки,                           -        энергично сжимаем и разжимаем

                                                                            пальцы,

А в ножки – ходушки,                           -        ритмично топаем ногами,

А в роток – говорунок,                          -        поставить пальчики около губ,

А в головку – разумок!                          -       погладить себя по голове.

ИГРОВЫЕ МОДЕЛИ НА ОСНОВЕ ПОТЕШЕК

ШЕЛ КОЗЕЛ ДОРОГОЮ

1.Шел козел дорогою, дорогою, дорогою, -     дети стоят в кругу, «козлик»    

                                                                            ходит по кругу притопывая,  

                                                                            выбирая себе на каждый куплет                        

                                                                             новую «козу»,

Нашел козу безрогую, безрогую козу!    -      подойдя к «козе», «козлик» и все

                                                                             дети кладут руки на голову,

Давай коза попрыгаем (3 раза)                -        «козлик» с «козой» прыгают,

                                                                              взявшись за руки, дети  

                                                                              прыгают на месте,

Все горюшко размыкаем, размыкаем, коза!    продолжают прыгать, поднимая

                                                                              поочередно правую и левую  

                                                                               ноги.

В остальных куплетах движения и слова повторяются, кроме  первой и второй строчки:

2 куп. Шел козел по мостику (3 раза),           -   дети стоят в кругу, «козлик»    

                                                                                ходит по кругу притопывая,

Нашел козу без хвостика, без хвостика козу! -  коза, «козлик», дети кладут

                                                                                руки на низ спины.

3 куп. Шел козел опушкою (3 раза),           -   дети стоят в кругу, «козлик»    

                                                                                ходит по кругу притопывая, Нашел козу с веснушками,

 с веснушками козу!                                        -     подойдя к козе, «козлик»,

                                                                                дети показывают «веснушки».  

ПОСМОТРИТЕ, КАК У НАС – ТО  В МАСТЕРСКОЙ

Посмотрите, как у нас – то в мастерской,    -   разводят руки  в стороны,

Там работнички трудятся день –деньской! -   ставят руки на пояс,

Как начнут они топориком рубить,              -   стучат ребром ладони по другой

                                                                               ладони,

Молоточкам по гвоздочкам колотить,         -    стучат кулачком по ладони,

А пилами – то пилят они, пилят,                  -     изображают «пиление».

Во все стороны опилочки летят!                  

Время плотничкам работушку кончать!      -    проводят рукой по лбу,

Как пойдут они вприсядочку плясать,         -    ставят руки на пояс,

Ай, люли, ай. люли, ай, люли,                       -   исполняют танцевальные

 Ай, люли, ай. люли, ай, люли.                           движения «вприсядку».                                                                        

        

БАРАШЕНЬКИ, КРУТОРОЖЕНЬКИ

Брашеньки, крутороженьки                    -     руками крутят у головы,

                                                                          изображая рога,

По горам ходят, по долам бродят          -     идут по кругу, притопывая ногами,

В скрипочку играют,                               -     «играем» на скрипке,

Ваню потешают.

Ай, ты, Ваня – простота,                         -       хлопаем поочередно 2 раза по

Купил лошадь без хвоста,                               груди, 2 раза по бедрам.

Сел задом на перед,                                 -       в прыжке повернуться спиной,

И поехал в огород!                                   -       стучим руками по коленям.

ИГРОВЫЕ МОДЕЛИ НА ОСНОВЕ ГОЛОСЯНОК, СКОРОГОВОРОК

ГОЛОСЯНКА

Станем – ка, мы, братцы,                     -   ставят руки на пояс,

Голосяночку тянуть.                             -    легко качают головой в стороны,

А кто не дотянет,                                  -    показывают указательным пальцем,

Того самого-о-о-о!                                -    стараются протянуть последний звук

                                                                      как можно дольше.

АУ, УКАЕМ

Ау.укаем, приукаем:                 -     держат  правую ладонь около рта,

                                                          стараясь как можно дольше тянуть гласные.

Стогом –верхом нам грибков, -      накладываем ладони друг на друга,

Полных – ровных кузовков.

Ау. аукаем!                                -      держим обе ладони около рта «рупором»,

                                                            тянем долго гласные звуки.

     

СКОРОГОВОРКИ

Два ерша  - верша,                    -         показываем растопыренные пальцы рук,

С два вершка,                            -         сворачиваем руки в кулачки.

Да хватило одного горшка       -         делаем руки «чашечкой»,

Варить варево.                           -         правой рукой «мешаем» как  ложкой.

 

Прокоп украл укроп                 -           делаем 2 хлопка в ладоши, 1 шлепок по

                                                                 коленям,

Подприукропился  впрок.       -            повтор движений.

Отвори, Увар,                            -            раскрыть правую ладонь,

Отвори ворота,                          -             раскрыть левую ладонь,

У двора на траве                        -            хлопки в ритм скороговорке.

Коли дрова.

На пенечке сижу,                       -            стучим ребром ладони по другой,

Колышки тешу.                          

Згороду горожу,                        -            сцепить пальцы рук в «замок»,

Сподпригораживаю.                 -            разъеденить пальцы рук.

ИГРОВЫЕ МОДЕЛИ НА ОСНОВЕ НАРОДНЫХ ИГР

ПРЯНИЧНА ДОСКА

Дети сидят на стульях, перед ними ходит «пекарь», выбирает себе «пряник» из сидящих детей, все поют:

Прянична доска, из елового пенька,            -      хлопают в ладоши,

Из елового пенька, сбрось-ка паренька!     -       стучат по коленям.

Кто понравится «пекарю», того он затрагивает по колену, бежит с ним вокруг стула наперегонки. Кто не успеет прибежать первым и сесть на освободившийся от игрока стул, тот становится новым «пекарем».

В КОТА

По считалке выбираем кота, остальные дети – «мышки». Кот стоит в центре, ему нельзя с него уходить. «Мышки» ходят вокруг кота, выполняя движения и поют:

Три –та –та, три – та –та,                     -      хлопки в ладоши,

Не боимся мы кота,                                   -      показать пальцами «длинный» нос,

От кота - воркота                                  -      хлопки,

Убежим за ворота!                                 -      в конце фразы подпрыгнуть и

                                                                      замереть на одном месте.

 

Кот делает только один прыжок в сторону любой «мышки», если он дотянется до нее, то «мышка» выходит из игры. Игра продолжается, пока кот всех не переловит.

                                                   В   РЕПКУ

Дети стоят в кругу. Из них выбирается по считалке «мышка» и «репка». «Репка садится в круг, а «мышка» ждет за кругом. Дети жестами изображают, как они посадили зернышко «репки», как поливали его водой. После этого вокруг репки заводят хоровод и поют:

Репка, репонька               -         идут по кругу,

Расти крепонька,

Ни мала, ни велика          -         приседают, опуская руки вниз,

                                                   затем встают, поднимая руки.

До мышинного хвоста!    -          хлопают в ладоши, разводят руки.

Затем дети берутся за руки, образуя воротца, и говорят:

- Репка, Репка, вырастай! Мышка репку догоняй!

«Мышка» догоняет «репку».

                               

 

                                    У МАЛАНЬИ, У СТАРУШКИ  

Дети стоят в кругу. По считалке выбирается ведущий, он будет «Маланьей».

Дети поют:

У Маланьи, у старушки,                 -       идут по кругу, взявшись за руки,

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей, семь дочерей.        

Вот с такими носами,                     -        рукой показывают нос от лба до

                                                                подбородка,

Вот с такими глазами,                    -        изображают пальцами «большие»

                                                                 глаза «с ресницами»,

Вот с такими ушами,                      -         показывают «большие уши»,

Вот с такой головой,                      -         изображают «огромную голову»,

Вот с такой бородой,                      -         пальцами показывают «бороду»,

Они не пили, не ели,                      -         изображают, как пьют из чашки,

Друг на друга все глядели,              -         поворачиваются друг к другу,

Разом делали вот так!                      -         раскрывают руки.

Все дети смотрят на «Маланью», а она показывает любое движение, которое все должны повторить. Затем выбирается другая «Маланья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой фольклор, как часть детского фольклора.

Консультация для воспитателей....

Хороводные игры как игровая модель детского фольклора.

В статье рассказывается об актуальности использовании хороводных игр детей младшего дошкольного возраста....

игровые модели детского фольклора

Обобщение опыта «Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»....

Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников.

В статье представлены цель и задачи использования игрового фольклора в развитии речи дошкольников. Описаны особенности развития речи детей в дошкольном возрасте. Показано влияние игрового фольклора на...

Выступление из личного опыта на ММО «Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста....