Игровые модели детского фольклора
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Игровые модели детского фольклора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_modeli_detskogo_folkllora.docx | 29.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые модели на основе русского фольклора
Игровые модели на основе календарного фольклора
Колядка
Коляда, коляда - разводят руками
Пришла коляда
Накануне Рождества. - ставят руки на бочок
Кто не даст пирога - грозят указательным пальцем
Мы корову за рога! - подставляют «рожки» на голову
Кто не даст хлеба - грозят пальцем другой руки
Стащим с печки деда! - взмах правой рукой
Кто не даст лапку - качание головой
Стащим с печки бабку! - взмах левой рукой
Ой мороз, мороз, мороз, - похлопывают себя по рукам
Не вели долго стоять!
Вели денег подавать! - протягивают открытые ладони
Открывай сундучок - хлопки с поворотом ладони
Доставай пятачок! - двумя руками показывают «колечки»
БЛАГОПОЖЕЛАТЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ ХОЗЯЮШКЕ ВО ВРЕМЯ КОЛЯДОВАНИЯ
А Иванова жена очень щедрая была, - повороты корпусом вправо,
влево,
Подарила нам она два пшеничных пирога! - широко раскрыть руки,
Блинков стопку, - руки полочкой постепенно
Как бы « вырастая» вверх,
Оладушек сотню! - показать руками колечки
Развести руки в стороны.
Говорком:
Жить вам вместе лет до двести,
Чтоб здоровы были,
Много лет жили!
Ты, олень, олень
-Ты олень, ты олень, - скрещивают руки над головой,
Как «рожки» оленя
Ты под кустичком,
Под ракитовым. - разводят руки в стороны
Что тепло ли те, олень, - «обнимают» себя руками
Студено, ли, молодой?
- Мне не так тепло, - опускают правую руку
Мне не так студено, - опускают левую руку
Приоденьте, оленя, - «обнимают» себя руками
Призакутайте!
С мужичка старичка - проводят руками по талии
Опоясочку,
С красной девицы - ставят пальцы на щечки, качают
головой.
Широкая Масленица
Широкая Масленица - «открывают» руки
Мы тобою хвалимся!
На горах катаемся - поочередно делаем скользящее движение
руками
Блинами объедаемся! - гладят живот круговым движением
Масленица полизуха по часовой стрелке
Полизала всех детей. - скользящими движениями гладят руки
Полизала сыр и масло
А сама- то и погасла! - развести руки в стороны.
Веснянка
Весна, весна красная - идут по кругу , взявшись за руки
Пришла весна с радостью,
С радостью великою - делают узкий круг
С милостью богатою! - расширяют круг.
Со льном высоким, - поднимают руки вверх
С корнем глубоким, - приседая, кладут руки на пол
С дождиком сильным, - делают руками « брызгающее» движение
С хлебом обильным! - руки разводят в стороны
- Весна, весна красная, - идут по кругу или «змейкой»
Ты на чем пришла, прибыла?
- На сохе, на бороне - отводят правую, затем
На тоненькой левую руку в сторону
на метле! - собирают пальчики и «проводят»
по тонкому «прутику».
СЕМИЦКАЯ
Семик к нам пришел - руки на поясе, имитируем
шаги,
Пришла Троица! - хлопаем ритмично руками,
Травой муравой земля покроется! - волнообразные движения
руками,
Цветочками приукрасится!
Ребята пришли ко березоньке - берутся за руки, идут по к
кругу,
Хоровод завели с песней звонкою,
Березонька-красавица, - делают руками плавно
вверх, вниз,
Ты ко праздничку снарядилася!
ОСЕНЬ, ОСЕНЬ, В ГОСТИ ПРОСИМ!
Осень, осень, в гости просим, - ритмично хлопают в ладоши,
Осень, осень, погости недель восемь! - хлопают, затем разводят руки,
С обильными хлебами, - хлопки с переворотом ладони,
Высокими снопами. - мягко поднять и опустить руки.
С листопадом - поднять руки и постепенно
опускать, как «осенние листья»,
И дождем, - «брызгающие» движения руками
Перелетным журавлем! - изобразить полет птиц.
Игровые модели на основе пестушек
У НАШЕЙ У БАБУШКИ
У нашей у бабушки 10 внучат, - держат руки перед собой, поворачивают
У нашей у бабушки 10 внучат. их то вверх ладонью, то вниз.
Две Акульки в люльках качаются, - сжав руки в кулачки достают мизинцы
качают ими,
Две Аленки в пеленках валяются, - следом за мизинцами качают
безимянными пальцами,
Две Аринки на перинках увиваются - качают средними пальцами,
Два Ивана на лавках сидят, - качают указательными пальцами,
Два Степана учится хотят. - поворачивают ладони к зрителю,
качают большими пальцами.
Вот и так, вот и так, - раскрывают широко пальцы сжимают
их опять,
Вот и эдак и вот так,
Десять внуков, а бабушка одна, - разводят руки в стороны,
А бабушка одна! - на последние слово хлопнуть
руками.
СКОК, СКОК, ПОСКОК
Скок, скок, поскок - легко подпрыгивают на двух ногах,
Молодой дроздок.
По водичку пошел, - несут на руках «коромысло»,
Молодичку нашел.
Молодиченька, невеличенька, - постепенно опускают руки близко к полу,
Сама с вершок,
Голова с «горшок». - показывают руками «горшок» на голове.
ТЯГИ, ТЯГИ, ПОТЯГУШЕНЬКИ
Тяги, тяги, потягушеньки, - дети сидят на корточках
На доченьку порастушеньки, - поднимаются на ногах,
Ты расти здоровая-во все времечко - потянуть правую руку в сторону,
Как пшеничное тестечко. - потянуть левую руку в сторону,
А в ручки – хватушки, - энергично сжимаем и разжимаем
пальцы,
А в ножки – ходушки, - ритмично топаем ногами,
А в роток – говорунок, - поставить пальчики около губ,
А в головку – разумок! - погладить себя по голове.
ИГРОВЫЕ МОДЕЛИ НА ОСНОВЕ ПОТЕШЕК
ШЕЛ КОЗЕЛ ДОРОГОЮ
1.Шел козел дорогою, дорогою, дорогою, - дети стоят в кругу, «козлик»
ходит по кругу притопывая,
выбирая себе на каждый куплет
новую «козу»,
Нашел козу безрогую, безрогую козу! - подойдя к «козе», «козлик» и все
дети кладут руки на голову,
Давай коза попрыгаем (3 раза) - «козлик» с «козой» прыгают,
взявшись за руки, дети
прыгают на месте,
Все горюшко размыкаем, размыкаем, коза! продолжают прыгать, поднимая
поочередно правую и левую
ноги.
В остальных куплетах движения и слова повторяются, кроме первой и второй строчки:
2 куп. Шел козел по мостику (3 раза), - дети стоят в кругу, «козлик»
ходит по кругу притопывая,
Нашел козу без хвостика, без хвостика козу! - коза, «козлик», дети кладут
руки на низ спины.
3 куп. Шел козел опушкою (3 раза), - дети стоят в кругу, «козлик»
ходит по кругу притопывая, Нашел козу с веснушками,
с веснушками козу! - подойдя к козе, «козлик»,
дети показывают «веснушки».
ПОСМОТРИТЕ, КАК У НАС – ТО В МАСТЕРСКОЙ
Посмотрите, как у нас – то в мастерской, - разводят руки в стороны,
Там работнички трудятся день –деньской! - ставят руки на пояс,
Как начнут они топориком рубить, - стучат ребром ладони по другой
ладони,
Молоточкам по гвоздочкам колотить, - стучат кулачком по ладони,
А пилами – то пилят они, пилят, - изображают «пиление».
Во все стороны опилочки летят!
Время плотничкам работушку кончать! - проводят рукой по лбу,
Как пойдут они вприсядочку плясать, - ставят руки на пояс,
Ай, люли, ай. люли, ай, люли, - исполняют танцевальные
Ай, люли, ай. люли, ай, люли. движения «вприсядку».
БАРАШЕНЬКИ, КРУТОРОЖЕНЬКИ
Брашеньки, крутороженьки - руками крутят у головы,
изображая рога,
По горам ходят, по долам бродят - идут по кругу, притопывая ногами,
В скрипочку играют, - «играем» на скрипке,
Ваню потешают.
Ай, ты, Ваня – простота, - хлопаем поочередно 2 раза по
Купил лошадь без хвоста, груди, 2 раза по бедрам.
Сел задом на перед, - в прыжке повернуться спиной,
И поехал в огород! - стучим руками по коленям.
ИГРОВЫЕ МОДЕЛИ НА ОСНОВЕ ГОЛОСЯНОК, СКОРОГОВОРОК
ГОЛОСЯНКА
Станем – ка, мы, братцы, - ставят руки на пояс,
Голосяночку тянуть. - легко качают головой в стороны,
А кто не дотянет, - показывают указательным пальцем,
Того самого-о-о-о! - стараются протянуть последний звук
как можно дольше.
АУ, УКАЕМ
Ау.укаем, приукаем: - держат правую ладонь около рта,
стараясь как можно дольше тянуть гласные.
Стогом –верхом нам грибков, - накладываем ладони друг на друга,
Полных – ровных кузовков.
Ау. аукаем! - держим обе ладони около рта «рупором»,
тянем долго гласные звуки.
СКОРОГОВОРКИ
Два ерша - верша, - показываем растопыренные пальцы рук,
С два вершка, - сворачиваем руки в кулачки.
Да хватило одного горшка - делаем руки «чашечкой»,
Варить варево. - правой рукой «мешаем» как ложкой.
Прокоп украл укроп - делаем 2 хлопка в ладоши, 1 шлепок по
коленям,
Подприукропился впрок. - повтор движений.
Отвори, Увар, - раскрыть правую ладонь,
Отвори ворота, - раскрыть левую ладонь,
У двора на траве - хлопки в ритм скороговорке.
Коли дрова.
На пенечке сижу, - стучим ребром ладони по другой,
Колышки тешу.
Згороду горожу, - сцепить пальцы рук в «замок»,
Сподпригораживаю. - разъеденить пальцы рук.
ИГРОВЫЕ МОДЕЛИ НА ОСНОВЕ НАРОДНЫХ ИГР
ПРЯНИЧНА ДОСКА
Дети сидят на стульях, перед ними ходит «пекарь», выбирает себе «пряник» из сидящих детей, все поют:
Прянична доска, из елового пенька, - хлопают в ладоши,
Из елового пенька, сбрось-ка паренька! - стучат по коленям.
Кто понравится «пекарю», того он затрагивает по колену, бежит с ним вокруг стула наперегонки. Кто не успеет прибежать первым и сесть на освободившийся от игрока стул, тот становится новым «пекарем».
В КОТА
По считалке выбираем кота, остальные дети – «мышки». Кот стоит в центре, ему нельзя с него уходить. «Мышки» ходят вокруг кота, выполняя движения и поют:
Три –та –та, три – та –та, - хлопки в ладоши,
Не боимся мы кота, - показать пальцами «длинный» нос,
От кота - воркота - хлопки,
Убежим за ворота! - в конце фразы подпрыгнуть и
замереть на одном месте.
Кот делает только один прыжок в сторону любой «мышки», если он дотянется до нее, то «мышка» выходит из игры. Игра продолжается, пока кот всех не переловит.
В РЕПКУ
Дети стоят в кругу. Из них выбирается по считалке «мышка» и «репка». «Репка садится в круг, а «мышка» ждет за кругом. Дети жестами изображают, как они посадили зернышко «репки», как поливали его водой. После этого вокруг репки заводят хоровод и поют:
Репка, репонька - идут по кругу,
Расти крепонька,
Ни мала, ни велика - приседают, опуская руки вниз,
затем встают, поднимая руки.
До мышинного хвоста! - хлопают в ладоши, разводят руки.
Затем дети берутся за руки, образуя воротца, и говорят:
- Репка, Репка, вырастай! Мышка репку догоняй!
«Мышка» догоняет «репку».
У МАЛАНЬИ, У СТАРУШКИ
Дети стоят в кругу. По считалке выбирается ведущий, он будет «Маланьей».
Дети поют:
У Маланьи, у старушки, - идут по кругу, взявшись за руки,
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей, семь дочерей.
Вот с такими носами, - рукой показывают нос от лба до
подбородка,
Вот с такими глазами, - изображают пальцами «большие»
глаза «с ресницами»,
Вот с такими ушами, - показывают «большие уши»,
Вот с такой головой, - изображают «огромную голову»,
Вот с такой бородой, - пальцами показывают «бороду»,
Они не пили, не ели, - изображают, как пьют из чашки,
Друг на друга все глядели, - поворачиваются друг к другу,
Разом делали вот так! - раскрывают руки.
Все дети смотрят на «Маланью», а она показывает любое движение, которое все должны повторить. Затем выбирается другая «Маланья».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация открытого игрового пространства группового помещения в рамках реализации перспективной модели «Детский сад – Игропарк»
Как интересно организовать игровое пространство группы...
Игровой фольклор, как часть детского фольклора.
Консультация для воспитателей....
Методическая разработка реализующая дидактическую концепцию К.Орфа, направленную на развитие эмоционального интеллекта дошкольников, основанную на игровом подходе развития музыкальности ребенка на примере детского фольклора.
Освещает одно из наиглавнейших направлений современного музыкального дошкольного образования...
Хороводные игры как игровая модель детского фольклора.
В статье рассказывается об актуальности использовании хороводных игр детей младшего дошкольного возраста....
игровые модели детского фольклора
Обобщение опыта «Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»....
Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников.
В статье представлены цель и задачи использования игрового фольклора в развитии речи дошкольников. Описаны особенности развития речи детей в дошкольном возрасте. Показано влияние игрового фольклора на...
Выступление из личного опыта на ММО «Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста....