игровые модели детского фольклора
статья
Обобщение опыта «Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_modeli.docx | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта «Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста».
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои музыкальные способности, формирует свою индивидуальность. Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.
Таким образом, в сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей. Сейчас лишь немногие музыкальные руководители, в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.
Тема методического объединения: «Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста».
Актуальность данной темы обусловлена тем, что детский фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем, создавалось специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о молодежи - своем будущем. Фольклор сопровождает ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские "пестушки", "потешки". Обязательными спутниками раннего детства являются сказка "Курочка Ряба" "Коза-дереза", "Репка", "Теремок». От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки, шутки и прибаутки, традиционные народные игры "Кошки-мышки", "Гуси-лебеди", "Горелки".
А ритм в свою очередь необходим в жизни человека - это так называемая составляющая жизни, так как ритм сопровождает каждое наше действие, наш "жизненный ритм".
Одна из музыкальных способностей, которую мы должны развить у ребенка, это - чувство ритма, без этой способности практически невозможна никакая музыкальная деятельность, а ритм – один из центральных,основополагающих элементов музыки.
Система ритмического воспитания получила широкое распространение ещё в начале ХХ века. Его метод сводился к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, ритмичность, пластичную выразительность движений. В основу системы Далькроза положено понятие ритма как универсального начала. Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
Его продолжателем стал немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982). Большое внимание К.Орф уделял ритмическому воспитанию, основой которого становятся движение, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть занятий входят гимнастические упражнения, которые способствуют развитию чувства ритма через динамику движений. Это разнообразные круговые движения рук, локтей, кистей; ходьба - медленная, быстрая, на пятках, носках, восьмерками, зигзагами с переменой направления, остановками, поворотами, подскоками, прыжками, приседаниями, покачиваниями; бег в ритме.
В нашей стране система ритмического воспитания разработана Н.Г.Александровой, Е.В.Кононовой. Специальные исследования проведены Н.А. Ветлугиной, А.В.Кенеман, Б.М. Тепловым. Например, по мнению психолога Бориса Михайловича Теплова восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения…». Он указывал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. Б. Теплов выделял три основные музыкальные способности: ладовое чувство, произвольное пользование слуховыми представлениями, ритмическое чувство. При слушании музыки, у человека возникает интуитивная потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме. Воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности.
«Музыкальный ритм, в отличие от мелодии, оказывает решающее влияние на физиологическое и эмоциональное состояние человека в процессе музыкального переживания», отмечал В.И Петрушин. Учёные доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.
Одной из благоприятнейших возможностей для развития чувства музыкального ритма (а также мышления, музыкальности, слуха и творческих способностей) у дошкольников является приобщение детей к истокам народной культуры. Воспитание на народных традициях не только дарит дошкольникам радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта и музыкальных способностей. Именно фольклор составляет основу основ воспитания детей, служит стержнем познания окружающего и самого себя, ибо он представляет собой уникальную педагогическую систему, основанную на нерасторжимой связи пользы и красоты.
Все образцы детского фольклора можно разделить на три типа: календарный, потешный и игровой. В своей работе я больше обращаюсь к потешному фольклору. Потешный фольклор – это попевки, пестушки, потешки, прибаутки, подговорки, считалки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.
Попевка – это характерный мелодический оборот, возникший в практике древнерусского церковного пения; ещё применяется в значении интонации. На занятиях с детьми я использую его как упражнение для распевания.
Пестушки получили свое название от слова «пестовать», т. е. нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках. Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Важное значение в пестушках имеет ритм.
Пестушки незаметно переходят в потешки – песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками, ножками («Ладушки», «Сорока»). В этих играх есть уже педагогические наставления, «уроки». Детям в первые годы их жизни матери и няньки пели песенки и более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой, – прибаутки.
Прибаутка – это шутливое выражение, острое или забавное словцо, забавное сочетание слов, вставляемое в речь. Своим содержанием прибаутки напоминают маленькие сказочки в стихах (прибаутки о петушке – золотом гребешке, о курочке-рябушечке, о длинноносом журавле, что на мельницу ездил).
Подговорки – это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название. Использование подговорок способствует усвоению танцевальных движений. Считалка – это произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение участников игры.
Небылицы – особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений, основанный на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т. д.). Все эти несообразности и несовпадения с реальным миром как раз помогают ребёнку понять подлинные взаимосвязи живой действительности, укрепить чувство реальности. Детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающий радостные эмоции. Дразнилки – это форма проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. В каждой дразнилке – заряд исключительной эмоциональной силы. Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к рифмам. Нередко дети сами создают простейшие рифмованные нелепицы, дразнилки, что развивает их фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям. Таким образом, можно сделать вывод о том, что детский музыкальный фольклор играет чрезвычайно важную роль в развитии чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста. Использование игровых моделей детского фольклора позволяет добиться наиболее значимых результатов в развитии чувства музыкального ритма.
Основываясь на своём опыте, могу сказать, что в работе с детьми целесообразно использовать разнообразные средства и формы ознакомления детей с фольклором. Знакомясь с устным народным творчеством (прибаутки, небылицы, скороговорки, потешки, загадки), у детей формируются музыкальные, творческие и речевые навыки. Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, развивается чувство ритма, получают первоначальные навыки актерского мастерства.
Обращение к фольклору открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания дошкольников. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир. И конечно взятое за основу музыкальное воспитание детей, музыкальная среда, сохраняющая положительный опыт влияния музыкального фольклора на развитие музыкальных способностей ребёнка в дошкольном учреждении, будет способствовать успешному развитию в будущем и стать мыслящими, нравственными, творческими людьми, несущими и хранящими историю и духовность поколений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация открытого игрового пространства группового помещения в рамках реализации перспективной модели «Детский сад – Игропарк»
Как интересно организовать игровое пространство группы...
Игровой фольклор, как часть детского фольклора.
Консультация для воспитателей....
Методическая разработка реализующая дидактическую концепцию К.Орфа, направленную на развитие эмоционального интеллекта дошкольников, основанную на игровом подходе развития музыкальности ребенка на примере детского фольклора.
Освещает одно из наиглавнейших направлений современного музыкального дошкольного образования...
Хороводные игры как игровая модель детского фольклора.
В статье рассказывается об актуальности использовании хороводных игр детей младшего дошкольного возраста....
Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников.
В статье представлены цель и задачи использования игрового фольклора в развитии речи дошкольников. Описаны особенности развития речи детей в дошкольном возрасте. Показано влияние игрового фольклора на...
Выступление из личного опыта на ММО «Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста....
Игровые модели детского фольклора
Игровые модели детского фольклора...