Выступление из личного опыта на ММО «Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
статья (младшая группа)
Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_mz_lichnogo_opyta_na_mmo_razvitie_chuvstva_ritma.docx | 145.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект выступления из личного опыта на ММО.
Тема выступления: «Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Добрый день, уважаемые коллеги! Рада встречи и хочу поделиться с Вами небольшим опытом своей работы. Тема моего выступления: «Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста».
Каждый человек приходит в этот мир, как чистая книга. Ранний возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. Развитие органов чувств (особенно у детей 0-3 лет) идет очень интенсивно, по образному выражению происходит «строительство самого себя». И от того как он слышит, осязает, видит зависит в дальнейшем успешность его обучении, а также в целом физическое, психическое, интеллектуальное развитие ребенка.
И прежде чем перейти к практической части хочется сказать несколько слов о ритме. Ведь ритм это не только что-то из мира музыки и танцев. Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму.
Находясь в утробе матери. Ребенок слышит биение ее сердца, дыхание. Жизненные ритмы это и ходьба, бег, жестикуляция. Мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.
Но и то что нас окружает - тоже ритмично. Смена дня и ночи, времен года, приливы и отливы .
Развивая чувство ритма у малыша, мы даем ему возможность чувствовать себя более гармонично в этом мире.
У детей раннего и младшего возраста- это спокойный, плавающий ритм, связанный с дыханием (отсюда любовь к качелям, к колыбельным песням) , у детей постарше – потребность к ритму четкому, близкому к пульсу.
Как общее понятие, ритм – это равномерное чередование каких-либо элементов. Музыкальный ритм – сочетание звуков разной длительности в определенном порядке. А танцевальный ритм добавляет к чередованию звуков еще и движения.
Почему же мы говорим «чувство ритма» и как его развивать?
Чувство — это способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия. Чувство ритма, так же как чувство вкуса или запаха, есть у каждого человека, но оно может быть в неразвитом состоянии, если на него совсем не обращать внимания
Развивать чувство ритма лучше всего начать в раннем возрасте. Уже с 5 лет, это будет гораздо сложнее. Поэтому какие-то формы работы по развитию чувства ритма я использую с малышами. Это и речевые и музыкальные игры, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.
Карл Орф, немецкий композитор и педагог, уделял ритмическому воспитанию особое внимание. Своей многолетней работой с детьми он показал, что развитие чувства ритма происходит через:
-музыку;
-движение;
-речь.
Исследователи Кира Владимировна Тарасова и Борис Михайлович Теплов отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. В развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.
Необходимо подобрать такие игры и занятия, чтобы развивать чувство ритма, используя все три направления.
Дети любят песенки, потешки, прибаутки, попевки (короткие песенки). Простые, незамысловатые по форме, они вызывают у малышей огромный эмоциональный отклик, хорошо развивает слух и ритм.
При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие.
Фольклор построен на синтезе слова, музыки и движения, на основе живого разговорного языка. Он прост, это не значит, что примитивен, это значит – доступен. На самом деле -это обучение в действии.
Ритмодекламация – это игра, не требующая специальной подготовки. Такие игры возникают спонтанно. В игру можно вовлечь сразу всех детей. Они построены на простом материале, на повторах, поэтому легко запоминаются и произносятся.
Обращаясь к устному народному творчеству, мы так же развиваем кругозор, речь, пополняем словарный запас.
Поэтому я часто пою, рассказываю потешки, при этом побуждаю детей к действию. (хлопаем в ладоши, прыгаем, топаем ногами, подпеваем).
Например ритмические игры:
1. «Строим дом» ( проговариваем слова, ударяя кулачками друг о друга или прохлопывая каждый слог в ладоши).
Целый день – тук, тук, тук –
Раздается звонкий стук…
2. Игра: «Я пеку, пеку» (играем ладошками) Можно использовать тканевые мешочки, перекидывая из одной ладошки в другую.
Я пеку, пеку, пеку
Деткам всем по пирожку…
3. «Золотило солнышко» Я произношу первые слова строчки, малыши – 3 последних слова, хлопая 3 раза в ладошки.
Золотило солнышко лес, лес, лес,
Муравей на дерево влез, влез, влез…
4. « Ладушки-ладошки» Пальчиковая игра .Игра помогает выработать чувство ритма, развивает мелкую моторику, координацию движений.
Звонкие хлопошки
Хлопают в ладошки.
Ладушки, ладушки
Ладушки – ладошки…
5. «Молоточек» Ритмическая игра-стучалка. Педагог поет попевку, проигрывает ритмический рисунок, дети – повторяют. Ударяя по столбикам молоточком, ребёнок снимает повышенную эмоциональную активность и напряжение
Молоточек в руки взяли и по гвоздику стучали.
Красный гвоздик забиваем, молоточком попадаем…
Можно научить малыша воспроизводить ритм на элементарных музыкальных инструментах. Мы используем (деревянные ложки, деревянные палочки, кубики, бубны, барабан, бутылочки - маракасы т.д.) Некоторые муз. инструменты можно сделать своими руками.
Например:
6.«Кто как кричит» (Я спрашиваю, ребенок отвечает. Сначала хлопаем в ладошки по 3 раза!
Затем игру можно немного усложнить: распределяем роли, надеваем шапочки с изображением животного. Можно также использовать музыкальные инструменты: кубики, деревянные ложки, бубен, барабан, палочки, бутылочки-маракасы.
- Как мяучит кисонька? – Мяу, Мяу, Мяу!
- А как лает Жученька? – Гав, Гав, Гав!
7. «Жили у бабуси» Прохлопываем ритм деревянными ложками.
Все просто.
Игры с малышом на развитие чувства ритма не потребуют от вас ничего особенного - ни музыкального образования, ни абсолютного слуха. Нужно лишь немного времени и желания, а без музыкальных сопровождения иногда можно и обойтись. А чтобы не забывать об играх на развитие у малыша чувства ритма, «привяжите» игры к режимному моменту – например: прогулкам на свежем воздухе.
Таким образом, игровые модели детского фольклора способствуют: выработке чувства ритма; развитию интеллекта ребёнка, координации движений, мелкой моторики рук, памяти, внимания, воображения; улучшению дикции; обогащению внутреннего мира детей; оздоровлению детского организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста".
Опыт работы...
Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Опыт работы...
Рречь и движение, как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
как речь и движение помогают развитию чувства ритма у дошкольников...
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема: «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста».
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема: «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста». Цель:·...
Консультация для воспитателей "Музыкально-ритмические движения - как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста"
Рассматривая музыку как источник эмоционального, интеллектуального,творческого развития детей, необходимо освещать проблему развития у детеймузыкального ритма и проблему развития чувства ритма как сво...
Мастер-классс для педагогов "Игра на ложках как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста"
Цель мастер-класса: изучение участниками мастер-класса вопроса использования русского народного инструмента – деревянных ложек в обучении детей дошкольного возраста в рамках учебно-воспитательно...