Хороводные игры как игровая модель детского фольклора.
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Ковалева Татьяна Александровна

В статье рассказывается об актуальности использовании хороводных игр детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horovodnye_igry_kak_igrovaya_model_detskogo_folklora.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Хороводные игры как игровая модель детского фольклора.

В настоящее время  перед нами - педагогами  стоит задача наиболее глубокого раскрытия индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка. Известно, что раскрытие внутренних возможностей человека осуществляется в деятельности. Ребенок дошкольного возраста может проявлять творчество в различных видах деятельности – познавательной, игровой, художественной. Хороводная игра как раз и является разновидностью художественно-игровой деятельности детей, представляя собой уникальный синтез народной традиции, творческой импровизации, художественной образности.

Хороводы являются ценнейшим поэтическим приобретением наших предков и важнейшим средством обучения подрастающего поколения поэтическому и танцевальному искусству. Хороводные игры - это целый комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения, декламацию стихов, пантомиму. Они в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить. Хороводные игры развивают чувство ритма и музыкального слуха. Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега). Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их. Учат детей действовать вместе, сотрудничать. Знакомят детей с древними традициями и обычаями.

Хороводные игры в детском саду можно разделить по тематике. На самом деле, под любую тему можно подобрать игру или придумать ее. Достаточно правильно подобрать музыку, придумать смысл игры, а слова сами лягут на музыку или их подскажут дети. Вот некоторые, которые используем в нашем дошкольном учреждении.

1.Большие и маленькие ножки

Цели: обучение детей умению двигаться в соответствии со словами.

Содержание: все дети берутся за руки и идут по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами.

Большие ноги

Шли по дороге,

Топ-топ, топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке,

Топ топ топ то топ,

Топ топ топ то топ.

2.Мы по лесу идем

Содержание: Все берутся за руки и ходят по кругу:

Мы по лесу идем,

Зверей найдем.

Зайца громко позовем:

«Ау-ау-ау!»

Никто не откликается,

Лишь эхо отзывается,

Тихо: «Ау-ау-ау!»

Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка громко позовем», «Мы медведя позовем», «Мы лису позовем».

3.Зайка шел

Содержание: возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:

Зайка шел, шел, шел,

Морковку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Капустку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Картошку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

4.Раздувайся, пузырь!

Содержание: вместе с воспитателем дети берутся за руки и становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: отходят маленькими шажками назад. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

И не лопайся!!!

Получается большой растянутый круг.

Он летел, летел, летел.

И за веточку задел! (дети бегут по кругу).

«Лопнул пузырь!» все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку.

5.Матрешки

Ходим, ходим хороводом

Перед всем честным народом.

Сели, (присаживаемся)

Встали, (встаем)

Себя показали.

Попрыгали, (прыгаем)

Потопали (топаем)

В ладошки мы похлопали (хлопаем).

6.Зимушка-зима.

Содержание: взявшись за руки идем по кругу 2 фразы, затем останавливаемся и выполняем движения на слова.

Ой, ты, зимушка-зима, (идем по кругу)

Ой, холодная зима,

А мы не боимся, (прыгаем на месте)

А мы веселимся,

Греем ушки, (трем уши)

Греем нос, (трем нос)

Чтоб у нас он не замерз.

Греем наши ножки, (топаем)

Хлопаем в ладошки. (хлопаем).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

хороводные игры и хороводы в детском саду

Здесь собраны хороводные игры и хороводы всех возрастов...

Музыкально - физкультурное развлечение "Игровая ярмарка" (хороводные игры)

Развлечение "Игровая ярмарка" - итоговое занятие проекта "Хороводное лукошко" для детей среднего дошкольного возраста. все развлечение построено на использовании хороводных игр: музыкальных и физкульт...

Статья. " Современное состояние детской игровой культуры: проблемы и решения. Народные,фольклорные,хороводные игры"

Мы родом из детства, а основной вид деятельности дошкольного детства – игра. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Игра – это с...

Игровой фольклор, как часть детского фольклора.

Консультация для воспитателей....

игровые модели детского фольклора

Обобщение опыта «Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»....

Выступление из личного опыта на ММО «Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста....

Игровые модели детского фольклора

Игровые модели детского фольклора...