Организация открытого игрового пространства группового помещения в рамках реализации перспективной модели «Детский сад – Игропарк»
методическая разработка на тему
Как интересно организовать игровое пространство группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpps_gruppy.docx | 17.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация открытого игрового пространства
группового помещения в рамках реализации перспективной модели «Детский сад – Игропарк»
Начать хочется со слов российского историка и педагога Константина Кушнера «Детям нужны игровые площадки, а не игорные». Очень важно создать условия для игры, которые стимулируют познавательную активность, повышают мотивацию, развивают эмоциональную сферу, а самое главное – учат.
Проблема организации и развития игровой деятельности детей дошкольного возраста является одной из самых важнейших проблем дошкольного образования. Выполняя ведущую роль в развитии маленького ребёнка, игра, как никакой вид детской деятельности, требует пристального внимания, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Но практика показывает, что это право ребёнка на игру не соблюдается. Наше дошкольное учреждение в ходе реализации комплексного инновационного проекта « Детский сад – Игропарк » ставит своей задачей создать благоприятные условия, обеспечивающие право ребёнка на игру.
Мы определили структуру открытого игрового пространства, учитывая ресурсы ДОУ, которое нам надо создать - это наша « Кругосветка». Концептуальной идеей нашей «Кругосветки» является игровой образовательный маршрут дошкольников через реализацию образовательных практик. Образовательный маршрут представляет собой посещение различных точек игрового пространства ДОУ, начинающийся и заканчивающийся в одном и том же месте. Это не только групповые помещения, но и все помещения для детской активности, которые имеются в детском саду. Так как название имеет географическую направленность, то и организуемые детские центры активности в ДОУ назвали в этом направлении, учитывая принцип укрупнения объектов. Это – «города» в групповых помещениях, «страны» в здании и «острова» на территории ДОУ.
Точкой отсчёта в нашем открытом игровом пространстве являются групповые помещения. На сегодняшний момент нами создана модель открытого игрового пространства в двух подготовительных группах, о которой и хотелось бы рассказать .
Для создания игрового ландшафта нам представляется важным разделить пространство группового помещения на шесть частей. Это шесть «городков», каждый из которых имеет цветовую маркировку и свою эмблему: « Читай - городок», « Городок Талантов», «Городок Спорта», «Играй – городок» и городок «Открытий» - детские центры активности, соответствующие пяти направлениям развития ребёнка, в которых созданы условия для реализации всех видов детской деятельности. В каждом городке могут одновременно осуществляться несколько видов образовательных практик. Шестой городок « Радужный». В данном городке на полках и стеллажах, располагаются контейнеры с материалом и оборудованием, маркированные по цветовому принципу в соответствии с цветовым обозначением « городков», а также имеются надписи на контейнерах и полках. Педагоги и воспитанники, в зависимости от своих замыслов могут в любой момент обратиться к данному городку, где предоставляется возможность выбора нужного материала и оборудования.
Целевой ориентир, который мы рассматриваем – инициатива, самостоятельность. Поэтому нами продумана возможность зафиксировать инициативу и результат деятельности детей в «Карте желаний» с помощью условных обозначений. «Карта желаний» - это ещё и диагностический инструментарий педагога, по которой проводится анализ выбора детей (тематику, способность детей выбирать вид деятельности, участников совместной деятельности),спланировать педагогические задачи и индивидуальную работу. Проектируя открытое игровое пространство, мы учитываем временную последовательность разных видов жизнедеятельности, которая позволяет ребёнку учиться планировать свою деятельность более организовано и целесообразно. Сочетание в режиме дня регламентированной, нерегламентированной и свободной деятельности в соотношении (20:40:40) – является оптимальным сочетанием для поддержания активности детей в течение всего дня.
– Почему нам это важно? Какую проблему мы этим решаем для ребёнка и педагога?
- Пульсирующие городки в групповом пространстве способствуют преобразованию игровой среды «под замысел», и позволяют вариативно использовать групповое пространство детям.
- В групповых пространствах нет перегруженности предметного материала, что позволяет ребёнку дошкольного возраста без затруднения сделать выбор.
- Широкое использование в интерьере значков, символов, надписей, схем, загадочных знаков, предоставляет возможность свободной ориентации ребёнка в пространстве не только в своей группе, но и в другой. А надписи на полках и контейнерах способствуют овладению грамотности в естественных условиях.
- Организованные места для экспонирования работ воспитанников, (как плоскостных изображений, так и объёмных) дают возможность ребёнку видеть результат своей деятельности.
- Практическое расположение предложенного материала, а не «выставочное», когда каждый предмет выполняет информационную функцию об окружающем мире, стимулирует активность ребёнка.
- Смена игрового материала по ситуации, появление новых предметов, способствующих стимуляции разных видов детской деятельности.
- Объединение детей совместными впечатлениями и интересами способствуют формированию коллективных взаимоотношений и более тесному контакту всех участников образовательных отношений.
- повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;
- возможность включения в образовательный процесс разнообразных эффективных форм работы с детьми:
- смена образовательной парадигмы: от формата фронтальных занятий с большой группой к формату деятельности;
- развивающий характер образования;
- возможность продуктивно организовывать и соотносить индивидуальную увлечённость ребёнка, т.е. повышение индивидуализации обучения;
- переход от «вербального» обучению к познанию в действии;
Нами, на сегодня, сделаны первые шаги в преобразовании открытого игрового пространства ДОУ. Мы понимаем, что выполнение требований и принципов в построении РППС можно оценить лишь в процессе наблюдения – как дети действуют в этой среде, насколько они активны и самостоятельны. В этом и перспектива нашей дальнейшей работы – создать отрытое игровое пространство в остальных возрастных группах, закончить преобразования дополнительных помещений в здании и на территории ДОУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации модели "детский сад открытая система"
Данный материал содержит текст выступления на педагогическом совете и презентацию....
Организация системы мониторинга развития ребенка в рамках реализации образовательной программы ДОУ компенсирующего вида
Организация и апробация системы мониторинга развития ребенка в рамках реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида....
"Методы, формы и средства организации деятельности с одаренными детьми в рамках реализации целей и задач направления «Физическое развитие»" (консультация для педагогов)
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. И...
Открытый показ в рамках реализации игровой технологии "Игровая переменка". Шубка для ежа.
Открытый показ...
АКТУАЛЬНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
АКТУАЛЬНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО...
Мастер-класс для молодых специалистов: "Современные формы организации взаимодействия МБДОУ с родителями в рамках реализации ФГОС ДО"
Цель: повысить уровень профессионального мастерства молодых специалистов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....
Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации Рабочей программы воспитания и планов воспитательной работы в ГБДОУ (из опыта работы)
Консультация для воспитателей раскрывает необходимость правильного планирования деятельности для осуществления нравственно-патриотического воспитания в рамках Рабочей программы ГБДОУ....