Профессиональная деятельность воспитателя: цели и задачи
статья
Развитие российского образования в целом и каждого образовательного учреждения в отдельности в значительной мере зависит от профессионализма педагогических кадров
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prof_deyatelnost.docx | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональная деятельность воспитателя: цели и задачи
В Российской Федерации сейчас ступень дошкольного образования – один из наиболее развивающихся «шагов» системы образования. Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают значительное влияние на работу с педагогическими кадрами, предназначенными для реализации учебно-воспитательного процесса в изменяющихся условиях. Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [5]. Он задает ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. В соответствии с ФГОС ДО главной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе [5]. ФГОС дошкольного образования, как и стандарты других образовательных уровней, должен выступать в качестве основополагающего документа нормативной правовой базы, обязательной для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений.
Профессиональная педагогическая деятельность имеет системный характер, который проявляется в единстве целей, мотивов, действий и результатов. Основная, исторически сложившаяся, цель педагогической профессии — воспитание. Воспитатель, осуществляя профессиональную деятельность, должен стремиться к формированию личности человека, способного к успешной деятельности в современном обществе, учитывая возможности самореализации человека, исходя из его интересов и знаний.
Основными объектами педагогического влияния являются образовательный круг, деятельность воспитанников-дошкольников, образовательный коллектив и особенности детей дошкольного возраста. Различать формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности из ведущих задач педагога. Все свойства профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения проявляются через педагогическое действие, которое является совокупным единством целей и содержания. Первичная задача информативная, которая переходит в задачу проектирования и трансформации. Весь процесс профессиональной педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения сводится к решению комплекса задач, и, педагогические задачи в большинстве случаев не поддаются алгоритму и часто требуют нестандартного творческого решения, возникающего в ходе тяжелой психической работы, включая исследование, анализ, прогнозирование, эксперимент, контроль и заключение. Каждый новый шаг воспитателя становится источником новой информации, накопленный опыт которой трансформируется. [1, стр. 55-57]
Основными видами профессиональной педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения традиционно являются образование и подготовка.
Воспитательная работа подчинена цели гармоничного и всестороннего развития личности. В рамках образовательной деятельности педагог дошкольного образовательного учреждения должен организовать группу учеников и направить свою деятельность на решение задач, ведущих к достижению поставленной цели. Успешность решения задач воспитания определяется наличием положительных изменений в сознании воспитанников, которые проявляются в поведении, эмоциях и повседневной деятельности. Воспитательная деятельность отличается отсутствием формализации конкретных действий педагога: он может только прогнозировать действия и направлять воспитанников. В каждом конкретном случае выбор средств и методов воспитания зависит от индивидуальных особенностей воспитанника или атмосферы и состав группы учащихся. Это довольно трудно оценить результат работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения, поскольку он не имеет строго определенных критериев и оценок, во многом определяется начальным состоянием воспитанности подопечного.
Субъект обучения детей дошкольного возраста имеет более логичный характер. Обучение обычно производится в специально организованных пространственных и временных рамках, поддается планированию, алгоритмизации и исследования задач, соответствующих им, а также определенные критерии их достижения точных целей.
В педагогической деятельности образовательная деятельность является первостепенной, в связи с чем при подготовке педагогов необходимо заботиться о формировании у них готовности к компетентной организации воспитательно-образовательных процессов в общей сложности с объектными знаниями [3, стр. 114].
Педагогическая профессия предъявляет определенные требования к личности воспитателя дошкольного образования, а именно: он должен обладать устойчивой социальной и профессиональной позиции, которая выражается в его отношении к окружающему миру, профессии и субъектам педагогики. В позиции воспитателя, его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности показаны.
Есть также профессионально обусловленные требования к воспитателю, они подразделяются на две группы. Первая включает психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а для второй - научно-теоретическую и практическую профессиональную деятельность как основу профессионализма.
Профессиональная готовность воспитателя дошкольного образовательного учреждения определяется соответствием его личностных и профессиональных качеств.
Важную роль в профессиональной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения играет его личная направленность, характеризующая его социально-нравственную, профессиональную и педагогическо-познавательную направленность.
Основой всех видов деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения является его идеологическая убежденность, определяющая его нравственную основу. Выбор профессии педагога должен быть основан, прежде всего, на любви к маленьким детям, желании помочь им в самосовершенствовании и самореализации путем открытия для них это более, чем способами достижения. Важными и неотъемлемыми качествами репетитора являются его самоотверженность, готовность работать вопреки временным территориальным рамкам, ставя выше всех профессиональных достижений.
Новые стандарты направлены на активизацию работы педагога с родителями, на создание взаимодействия с семьями учащихся для полноценного развития каждого ребенка, в склонности семей к учебному процессу, основанному на сотрудничестве всех участников педагогического процесса. Новая цель в образовании поставлена: воспитание, формирование и развитие высокоморального, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России, и решить ее можно только вместе с семьей [4].
От целей и задач, которые преподаватели ставят перед собой в воспитании ребенка дошкольного возраста следовать.
Существует несколько основных целей, направленных на обеспечение всестороннего развития и образования ребенка в возрасте до семи лет.
Это:
- ознакомление детей со здоровым образом жизни;
- развитие положительного чувства малыша;
- обеспечение эмоционального благополучия;
- стимулирование активности, любознательности, стремления к творческому самовыражению;
- развития навыков общения со сверстниками и взрослыми;
- выявление и развитие способностей ребенка.
Это общие задачи, которым должны следовать не только воспитатели в детских садах, но и родители (законные представители) учеников.
Н. П. Сакулина, И. Логинова, Т. И. Бабаева, обратите внимание, что при решении задач дошкольного образования важно создать для каждого ребенка дошкольного условий для наиболее полного раскрытия его возможностей, возраста и способностей [2, с. 21-23].
Добросовестное отношение к выполнению заданий воспитателя в детском саду и окружающих его людей позволит обеспечить малышу полное психологическое и физическое развитие и подготовит его к более взрослой, школьной жизни.
Необходимо также отметить, что современные исследователи отмечают, что любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной линии воспитательница, без чего эффективная педагогическая деятельность невозможна. В. А. Крутецкий добавляет к этому склонность человека работать и общаться с детьми. Подчеркнем также важность для педагога дошкольного образовательного учреждения, желания самосовершенствования, саморазвития.
Таким образом, внедрение новых стандартов предполагает изменение деятельности педагога, педагогическое влияние от одностороннего влияния "педагогического ребенка" на более многогранное и объемное взаимодействие в системе ребенок-взрослые-сверстники предполагает новую парадигму дошкольного образования. Нельзя назвать этот подход новым, но его признание как единственно дошкольного образования, так на уровне ФГОС ДО, потребует глубоких конструктивных изменений в деятельности дошкольной образовательной организации.
Список литературы:
- Асаева, И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации: диссертация на соискание учёной степени к.п.н./ Асаева Ирина Николаевна. Екатеринбург, 2009. – 190 с.
- Байбанова, Ф.А. Развитие профессиональной компетентности дошкольного педагога в условиях последипломного образования: автореф. дис. канд.пед.наук / Ф.А. Байбанова ; Северо-Кавказский гос. технич. ун-т. — Ставрополь. — 2005. — 24 с.
- Личностно ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е. Н. Степанова. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 138 с.
- Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, 19-20 февраля 2014 года: в 2 ч./ред. Кол.: Е.А. Пахомова, А.В. Чепкасов, О.Г. Красношлыкова и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. – Ч.1. – 288с.
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: http://legalacts.ru /doc/prikazmintruda-rossii-ot-18102013-n-544n/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта " Педагог".
В данном материале содержатся методические рекомендации планирования профессионального развития педагогов образовательной организации и включает в себя последовательное выполнение определенных этапов....
Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта «Педагог»
Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта «Педагог»...
САМОАНАЛИЗ И САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ»
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образованияна основе профессионального стандарта «Педагог» Ф.И.О. Назаренко Марина Александровнаобразовательная...
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя МБДОУ «Детский сад №10» г. Алейска на основе профессионального стандарта «Педагог» Александровой Марины Михайлов
На основании какой примерной программы в Вашей ДОО разработана и реализуется образовательная программа (отметить нужное)...
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя МБДОУ «Детский сад №10» г. Алейска на основе профессионального стандарта «Педагог» Александровой Марины Михайлов
На основании какой примерной программы в Вашей ДОО разработана и реализуется образовательная программа (отметить нужное)...
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя МБДОУ детский сад № 7 «Радуга» на основе профессионального стандарта «Педагог» Штыревой Ульяны Сергеевны
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельностивоспитателя МБДОУ детский сад № 7 «Радуга»на основе профессионального стандарта «Педагог»Штыревой Ульяны Сергеевны...
Основные цели и задачи в профессиональной деятельности воспитателя.
В чем отличие целей и задач в профессиональной деятельности воспитателя...