Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта " Педагог".
методическая разработка на тему
В данном материале содержатся методические рекомендации планирования профессионального развития педагогов образовательной организации и включает в себя последовательное выполнение определенных этапов.Результаты самоанализа и самооценки профессиональной деятельности могут быть использованы вами при разработке индивидуальных планов профессионального развития и развития профессиональной компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сасоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя | 41.76 КБ |
Предварительный просмотр:
1. САМОАНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ФУНКЦИЙ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В этой части анализа профессиональной деятельности Вам необходимо четко определить особенности своих должностных функций в качестве воспитателя конкретной дошкольной образовательной организации. Результаты заполнения таблицы 1 помогут Вам уточнить круг своих должностных функций и при осуществлении самоанализа и самооценки профессиональной деятельности определять дефициты, связанные с этими функциями.
Таблица 1
На основании какой примерной программы в Вашей ДОО разработана и реализуется образовательная программа (отметить нужное) | Программа «Детство». Программа «Мир Открытий». Примерная общеобразовательная программа до-школьного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. Н. М. Крылова «Дом радости». Другая программа (указать, какая именно) |
Количество воспитанников в группе на момент самоанализа | |
Какие из указанных ниже направлений включены в Вашу профессиональную деятельность? (отметить нужное) | работа с одаренными детьми; –работа в условиях реализации программ инклюзивного образования; –обучение русскому языку воспитанникам, для которых он не является родным; –работа в разновозрастной группе; –работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и попавшими в сложную жизненную ситуацию воспитанниками; –работа с детьми с ОВЗ; –работа в группе кратковременного пребывания детей, полного и продленного дня, круглосуточного пребывания; –работа в группе предшкольной подготовки, дошкольной группе в малокомплектной школе; –другое (указать, что именно) |
2. САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В этой части анализа Вам предстоит соотнести планируемые и реально полученные результаты образовательной деятельности; выявить, достижение каких целевых ориентиров развития Ваших детей является сильной стороной вашей профессиональной деятельности; какие дефициты можете обозначить, что Вы намерены улучшать?
Таблица 2
Целевые ориентиры в соответствии с ФГОС дошкольного образования | Сильные стороны профессиональной деятельности | Профессиональные дефициты |
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте | ||
Ребѐнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий | ||
Ребѐнок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчѐски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания, стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении | ||
Ребѐнок владеет активной речью, включѐнной в общение, может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых, знает названия окружающих предметов и игрушек | ||
Ребѐнок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребѐнок воспроизводит действия взрослого | ||
Ребѐнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им | ||
Ребѐнок проявляет интерес к стихам, песнями сказам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства | ||
У ребѐнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.) |
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Ребѐнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности | ||
Ребѐнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Старается разрешать конфликты | ||
Ребѐнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам | ||
Ребѐнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах; у ребѐнка складываются предпосылки грамотности | ||
У ребѐнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может их контролировать и управлять ими | ||
Ребѐнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены | ||
Ребѐнок проявляет любознательность, задаѐт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живѐт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребѐнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности |
Сделайте выводы по результатам самооценки:
– Достижения Вашей профессиональной деятельности (к ним следует относить те результаты, которые являются стабильными или имеют положительную динамику): ...
– Результаты Вашей профессиональной деятельности, которые хотите улучшить: ...
3. САМООЦЕНКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФГОС дошкольного образования ориентирует на осуществление психолого-педагогического сопровождения развития ребѐнка. Это требует от воспитателя дошкольного образования владения психолого-педагогической компетентностью.
№ | Компетенции (трудовые действия) | Самооценка в баллах (0–2) | Комментарий, примеры своего взаимодействия со специалистами |
1 | Выявление педагогических проблем (проблемы, связанные с процессами обучения или воспитания) у обучающихся | Взаимодействие с другими педагогами образовательной организации, работающими с этими детьми; родителями или лицами, их замещающими и др. | |
2 | Выявление логопедических проблему воспитанников | Взаимодействие со специалистом логопедом своей образовательной организации или других организаций | |
3 | Выявление психологических проблем у воспитанников | Взаимодействие со специалистом-психологом своей образовательной организации или других организаций |
Сделайте выводы по результатам самооценки психолого-педагогической компетентности:
– Достижения Вашей профессиональной деятельности (к ним следует относить те результаты самооценки, которые совпадают с внешней оценкой, например, оценкой педагогов, которые работают с этими же детьми): ...
– Результаты Вашей профессиональной деятельности, которые хотите улучшить: ...
4. САМОАНАЛИЗ И САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯНА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ»
В этой части анализа Вам предстоит проанализировать собственную профессиональную деятельность с точки зрения соответствия еѐ требованиям профессионального стандарта «Педагог», выполняемым обязанностям или обязанностям, которые предстоит выполнять в перспективе, например, подготовка к обучению детей с ОВЗ с 1 сентября 2016 г. (см. столбцы 2 и 4 таблицы 4); осуществить самооценку, т. е. определить уровень сформированности соответствующих компетенций (см. столбец 3 таблицы 4). В колонке «Комментарий» конкретизируйте, что именно в данной компетенции Вы считаете своими достижениями в профессиональном развитии, а что вызывает у Вас трудности.
Пример заполнения таблицы по результатам самооценки
4.1. Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»
Таблица 4
№ | Компетенции (трудовые действия) | Самооценка в баллах (0–2) | Комментарий (обоснование выставленного балла) |
1 | Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы | ||
2 | Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного общего образования | ||
3 | Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды | ||
4 | Планирование и проведение НОД | ||
5 | Систематический анализ эффективности НОД и подходов к обучению | ||
6 | Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися | ||
7 | Формирование универсальных учебных действий | ||
8 | Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ) | ||
9 | Формирование мотивации к обучению | ||
10 | Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей |
Успешный опыт реализации каких Ваших профессиональных компетенций можете представить коллегам?
Компетенции (трудовые действия), которые Вы оценили баллом «0» перенесите в первый столбец таблицы 8 в соответствии с указанной трудовой функцией
4.2. Трудовая функция «Воспитательная деятельность»
Таблица 5
№ | Компетенции (трудовые действия) | Самооценка в баллах (0–2) | Комментарий (обоснование выставленного балла) |
1 | Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды | ||
2 | Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности | ||
3 | Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера | ||
4 | Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации | ||
5 | Проектирование и реализация воспитательных программ | ||
6 | Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребѐнка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.) | ||
7 | Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ре-бѐнка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребѐнка) | ||
8 | Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления | ||
9 | Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации | ||
10 | Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни | ||
11 | Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде | ||
12 | Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребѐнка |
Успешный опыт реализации каких Ваших профессиональных компетенций можете представить коллегам?
Компетенции (трудовые действия), которые Вы оценили баллом «0» перенесите в первый столбец таблицы 8 в соответствии с указанной трудовой функцией.
4.3. Трудовая функция «Развивающая деятельность»
Таблица 6.
№ | Компетенции (трудовые действия | Самооценка в баллах (0–2) | Комментарий (обоснование выставленного балла) |
1 | Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития | ||
2 | Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе, в саду. | ||
3 | Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребѐнка | ||
4 | Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью | ||
5 | Оказание адресной помощи обучающимся и воспитанникам | ||
6 | Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума | ||
7 | Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребѐнка | ||
8 | Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу | ||
9 | Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни | ||
10 | Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения | ||
11 | Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся |
Успешный опыт реализации каких Ваших профессиональных компетенций можете представить коллегам?
Компетенции (трудовые действия), которые Вы оценили баллом «0» перенесите в первый столбец таблицы 8 в соответствии с указанной трудовой функцией
4.4.Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования»
Таблица 7
№ | Компетенции (трудовые действия) | Самооценка в баллах (0–2) | Комментарий (обоснование выставленного балла) |
1 | Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования | ||
2 | Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребѐнка в период пребывания в образовательной организации | ||
3 | Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами | ||
4 | Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста | ||
5 | Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребѐнка раннего и/или дошкольного возраста | ||
6 | Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями | ||
7 | Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития | ||
8 | Формирование психологической готовности к школьному обучению | ||
9 | Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья | ||
10 | Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства | ||
11 | Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов | ||
12 | Активное использование не директивной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности | ||
13 | Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребѐнком с учетом его особых образовательных потребностей |
Успешный опыт реализации каких Ваших профессиональных компетенций можете представить коллегам?
Компетенции (трудовые действия), которые Вы оценили баллом «0» перенесите в первый столбец таблицы 8 в соответствии с указанной трудовой функцией.
5. РЕЗУЛЬТАТЫ САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В этой части анализа Вам предстоит определить перечень профессиональных дефицитов, которые Вы планируете восполнить в ближайшие 3 года, и зафиксировать во втором столбце таблицы 8.
В дальнейшем содержание данной таблицы будет использовано Вами для составления индивидуального плана профессионального развития на 2016–2018 гг.
Таблица 8
Компетенции (трудовые действия), оцененные баллом «0» | Ранжирование дефицитов по годам их восполнения | Примечание | |
Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение» | |||
2016: 2017: 2018 | |||
Трудовая функция «Воспитательная деятельность» | |||
Трудовая функция «Развивающая деятельность» | |||
Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» | |||
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта «Педагог»
Методические рекомендации планирование профессионального развития педагогов образовательной организации включает последовательное выполнение следующих шагов:
– самоанализ содержания и качества выполнения профессиональных задач педагога на конкретном рабочем месте с учетом требований должностных функций;
– самооценка имеющегося уровня профессиональной компетентности педагога на основе требований к трудовым функциям, трудовым действиям, умениям, знаниям на основе требований профессионального стандарта «Педагога»;
– выявление профессиональных дефицитов по результатам самооценки;
– построение индивидуального плана профессионального развития педагога;
– построение дифференцированной программы развития профессиональной компетентности педагогических работников образовательной организации.
Для определения уровня профессиональной компетентности рекомендуется использовать следующие критерии:
0 баллов – низкий уровень владения компетенцией: выполнение деятельности под руководством наставника при ограниченной личной ответственности за совершенствование трудовой и учебной деятельности; применение профессиональных компетенций только при решении стандартных (типовых) задач;
1 балл – средний уровень владения компетенцией: частичная самостоятельность при управлении трудовой или учебной деятельностью в стандартных ситуациях; владеет технологиями проектирования и организации учебной деятельности школьников, выстраивает взаимодействие со специалистами, способен разрабатывать методические материалы по реализации ФГОС;
2 балла – высокий уровень владения компетенцией: полная самостоятельность выполнения профессиональной деятельности; выбор альтернативных методов при решении (реализации) поставленных задач; осуществление мониторинга деятельности, рефлексии и коррекции поставленных целей в соответствии с изменениями условий.
В дальнейшем результаты самоанализа и самооценки профессиональной деятельности будут использованы при разработке индивидуальных планов профессионального развития педагогов и дифференцированной программы развития профессиональной компетентности педагогических работников образовательной организации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Педагогический стаж профессиональной деятельности воспитателей, как один из компонентов эмоционального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения, его коррекция и профилактика»
Статья, «Педагогический стаж профессиональной деятельности воспитателей, как один из компонентов эмоционального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения, его коррекция и профил...
Консультации для воспитателей. "Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях личностно-ориентированного подхода"
Человек – свободная личность, способная к самоопределению в мире. Воспитание свободной личности требует исключения из образовательной системы любых методов и форм давления на ребенка, включение ...
Самоанализ педагогической деятельности воспитателя дошкольного образования
отчёт о проделанной и запланированной работе воспитателя подготовительной группы...
Консультации для воспитателей. "Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях личностно-ориентированного подхода"
Консультации для воспитателей."Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях личностно-ориентированного подхода"Человек – свободная личность, способная к...
Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта «Педагог»
Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта «Педагог»...
САМОАНАЛИЗ И САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ»
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образованияна основе профессионального стандарта «Педагог» Ф.И.О. Назаренко Марина Александровнаобразовательная...
Кодекс этики профессиональной деятельности эксперта дошкольного образования
Данный материал предназначен для экспертов в области дошкольного образования...