План по самообразованию «Развитие мелкой моторики и формирование готовности руки к письму через организацию игр и упражнений»
материал (подготовительная группа)
При поступлении ребёнка в школу, наряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа сразу дает большую нагрузку на глаза ребёнка и на его кисти – при обучении письму и математике, на уроках рисования и технологии.
Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребенка в школе. Движения рук имеют огромное значения для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Ребёнку будет трудно учиться писать, писать он будет медленнее других и, скорее всего, некрасиво. Может сформироваться негативное отношение и к письму и к учебным действиям вообще.
На современном этапе пристальное внимание в обучении и воспитании уделяется детской руке. Педагоги и психологи придают большое значение развитию мелких движений пальцев рук, ручной моторики. «Рука – это щупальца мозга» (И.М. Сеченов). Рука – это единственный орган человека, где сконцентрирована вся жизненная энергия.
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления детей в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 51.23 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
«Развитие мелкой моторики
и формирование готовности руки к письму
через организацию игр и упражнений»
Дата начала работы над темой: 01. 09. 2022 г.
Дата окончания: 31. 05. 2023 г.
Цель: повысить уровень развития мелкой моторики у детей и подготовить руки дошкольников к письму.
Задачи:
-создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом;
-повысить собственный уровень знаний, путём изучения необходимой литературы;
- ознакомиться с инновационными методиками, технологиями;
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной
проблеме;
- изучить игровые технологии в развитии графомоторных навыков для детей дошкольного возраста;
- исследовать эффективность использования игр и упражнений в процессе развития графомоторных навыков у дошкольников.
Актуальность: при поступлении ребёнка в школу, наряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа сразу дает большую нагрузку на глаза ребёнка и на его кисти – при обучении письму и математике, на уроках рисования и технологии.
Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребенка в школе. Движения рук имеют огромное значения для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Ребёнку будет трудно учиться писать, писать он будет медленнее других и, скорее всего, некрасиво. Может сформироваться негативное отношение и к письму и к учебным действиям вообще.
На современном этапе пристальное внимание в обучении и воспитании уделяется детской руке. Педагоги и психологи придают большое значение развитию мелких движений пальцев рук, ручной моторики. «Рука – это щупальца мозга» (И.М. Сеченов). Рука – это единственный орган человека, где сконцентрирована вся жизненная энергия.
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления детей в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Этапы реализации:
Подготовительный (сбор информации по проблеме)
- изучить и подобрать методический материал по данной теме;
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу, педагогический опыт по подготовки руки к письму дошкольников;
- изучить родительские запросы и их компетентность по данной теме через анкетирование;
- подобрать, изготовить наглядный, дидактический, раздаточный материал;
- подобрать и приобрести методическую литературу по данной проблеме;
- составить перспективно-тематический план работы по теме самообразования;
- разработать серию тематических занятий по развитию мелкой моторики и формированию готовности руки к письму у дошкольников;
- подготовить презентации к изучаемому материалу для детей подготовительной к школе группы;
- разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.
Организационно – диагностический
- организовать работу с детьми по подготовке руки к письму (согласно комплексно-тематического планирования) в непосредственной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной детской деятельности;
- организовать работу по развитию мелкой моторики в центрах активности;
- составить план работы с родителями по данному направлению;
- активизировать сотрудничество с родителями воспитанников.
Итоговый
- выявить успешность развития системы по подготовке руки к письму детей старшего дошкольного возраста;
- повышение компетентности в вопросе развития мелкой моторики, психологических особенностей развития детей, организации учебного процесса с детьми подготовительной к школе группы;
- самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе;
- результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые результаты (повторное анкетирование, мониторинг);
- публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования.
- обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о
проделанной работе).
Методы и формы работы:
Форма работы с детьми: групповая, индивидуальная.
Методы и приёмы работы с детьми:
- словесные: беседа, объяснение, чтение стихов и загадок.
- наглядные: работа по образцу (штриховка), зрительный диктант; показ иллюстраций, картинок, букв.
- практические: самостоятельная работа детей в тетрадях (штриховка), пальчиковая гимнастика; физминутки.
Предполагаемые итоги реализации:
- повышение своей компетентности по данной теме «Формирование готовности руки к письму посредством игр и упражнений»;
- повышение интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к данной теме;
- внедрение в образовательный процесс инновационных технологий;
- разработка и апробирование дидактических игр, карточек, презентаций;
- создание педагогических разработок по теме;
- разработка методических рекомендаций и дидактических материалов в рамках реализуемой темы;
- участие в педагогических советах, вебинарах;
- обмен опытом с воспитателями на своем сайте;
- продолжать работу над повышением научно-теоретического уровня по теме самообразования;
Основные вопросы, намеченные для изучения:
- повышение профессиональной компетентности: расширение своих знаний, детальный анализ возникающих в работы проблем, педагогических и психологических ситуаций; умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс;
- поиск эффективных, приоритетных приёмов и способов работы, развитие и совершенствования навыков диагностической и исследовательской деятельности;
- развитие личных качеств, формирование гибкости мышления, раскрытие творческого потенциала;
- пополнение банка данных теоретического, практического, дидактического, материала для качественного сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
Методическая работа:
- изучение нормативно - правовых документов, научно-методической и специальной литературы;
- изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе дошкольного образования;
- посещение открытой непосредственно образовательной деятельности коллег с последующим их анализом;
- разработка программ, дидактического материала, методических пособий;
- участие в различных формах методической работы на различных уровнях;
- практическая апробация форм, средств, методов обучения и воспитания;
- анализ своей работы и её результатов.
Перспективный план работы по теме самообразования
Месяц | Работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | 1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования. 2. Составить перспективный план работы по самообразованию. 3. Провести диагностику детей в начале учебного года. 4. Анализ результатов проведённой диагностики. | 1. Массаж пальцев (перекатывание по столу карандаша по очереди двумя руками в такт стихотворению «Здравствуй осень»). 2. Пальчиковая гимнастика « Пять человечков». 3.Игры на развитие 3-х пальцев. 4.Работа с карандашом (закрашивание) «Овощи - фрукты», «Грибы»… 5. Штриховка «Наклонные линии». 6. «Осенний дождь» (изображение прямых, наклонных линий, раскрашивание тучки в пределах контура). 7.Графический диктант. 8. Работа с карточками «Рисовалки-повторялки». | 1. Анкетирование на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников». 2. Консультация «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?». 3.Буклет «Игры и пособия для развития мелкой моторики рук». 4.Индивидуальная беседа «Организация свободной деятельности дома». |
Октябрь | 1. Создать необходимую предметно – развивающую среду (приобрести игры и пособия для развития мелкой моторики). 2. Изучить литературу «Правила при подготовке руки к письму». 3. Создание игротеки, (игр и пособий) по развитию мелкой моторики. 4. Методическая разработка для развития графомоторных навыков у дошкольников. | 1. Самомассаж пальцев рук. 2. Пальчиковая гимнастика «В гости». 3. Игры со счётными палочками (выкладывание изображений по предложенному образцу). 4. «Весёлый карандаш» (работа с трафаретами, дорисовка). 5. Штриховка «Диагональ». 6. Упражнение «Кулак - ребро-ладонь». 7. Графический диктант. 8. Работа в тетради, выполнение графических упражнений. | 1. Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». 2. Памятка «Графические навыки». 3. Папка – передвижка «Первые шаги в освоении письма». 4.Индивидуальная беседа: «Воспитание внимательности». |
Ноябрь | 1. Составить картотеку пальчиковых игр. 2. Разработать и апробировать комплекс занятий по развитию мелкой моторики дошкольников. 3. Подбор дидактического материала. 4. Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей. | 1. Самомассаж подушечек пальцев рук. 2. Пальчиковая гимнастика «Замок». 3. Игра «Переход» (выкладывание перехода из палочек, учитывая расстояние между ними). 4.Рисование по контуру. 5. Штриховка «Полуовалы» 6.Упражнение «Ладонь-кулак». 7.Обводка по точкам. 8. Работа в тетради. | 1. Консультация «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников». 2.Индивидуальные беседы о том, как ребёнок держит карандаш и ручку. 3. Буклет «Играя -готовим руку к письму». 4.Папка – передвижка «Готовимся к школе». |
Декабрь | 1. Подготовить буклеты для педагогов старшей группы «Подготовка руки ребёнка старшего дошкольного возраста к письму». 2. Составить сборник консультаций для родителей. 3. Изучить инновационные педагогические технологии. 4. Работа с интернет ресурсами. | 1. Самомассаж рук шишками. 2. Пальчиковая гимнастика «Пришла зима». 3. Игра «Красивая снежинка» (мозаика). 4. Упражнение «Дорисуй недостающие детали». 5. Упражнение «Колечко». 6. Штриховка «Красивые узоры». 7. Зрительный диктант. 8. Работа в тетради. | 1. Консультация «Развитие графических навыков у дошкольников». 2. Индивидуальные рекомендации для родителей по воспитанию усидчивости, терпения, настойчивости. 3. Тренинг «Дома играем - пальчики развиваем». 4. Папка – передвижка «Гимнастика для рук». |
Январь | 1.Подбор методического материала по темам. 2. Работа над созданием методических папок. 3. Создание альбома «Графические узоры». 4. Консультация для педагогов «Игровой самомассаж руки, как средство подготовки руки ребёнка к письму». | 1.Самомассаж кистей и пальцев рук. 2.Пальчиковая гимнастика: «Мы во двор пришли гулять». 3. «Разрезные картинки» (по памяти). 4. «Весёлый карандаш» (лабиринты, волшебные узоры). 5.Штриховка «Ломаные линии». 6. Зрительный диктант со счётными палочками. 7.Упражнение «Выгладим платочек» (сминание листа бумаги двумя руками, а затем разглаживание его всеми пальцами). 8. Работа в тетради. | 1. Консультация: «Влияние мелкой моторики на развитие речи ребенка». 2. Пополнение развивающей среды в группе материалами по развитию мелкой моторики у детей. 3.Папка - передвижка «Что необходимо ребёнку для успешного освоения письма». 4.Индивидуальные консультации. |
Февраль | 1. Открытое занятие для коллег с последующим их анализом. 2.Подбор загадок, задач-шуток, занимательных вопросов для занятий и для совместной деятельности воспитателя и детей. 3. Подготовить мастер-класс для педагогов «Игры для развития мелкой моторики рук». 4. Оформление картотеки «Кинезиологические упражнения». | 1. Самомассаж ладоней и пальцев рук (катание ребристого карандаша между ладоней). 2. Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики». 3. Игра «Отгадай загадку – выложи отгадку». 4.Упражнение «Дорисуй картинку». 5. Штриховка «Вертикальные линии». 6. Упражнение «Клубочек с сюрпризом» (размотать и смотать клубок, внутри его находится мелкая игрушка). 7. Зрительный диктант. 8. Работа в тетради. | 1. Консультация «Пальчиковая гимнастика с трёхгранными карандашами». 2. Рекомендации «Готовим руку ребёнка к письму». 3.Памятка «Весёлые прописи». 4.Выставка образцов для штриховки (разнообразие тематики штриховки и её видов). |
Март | 1. Познакомить коллег с новинками методической литературы по теме самообразования. 2. Провести мастер-класс для педагогов «Игры для развития мелкой моторики рук». 3. Подобрать систему штриховок, способствующих развитию навыков письма. 4. Организовать просмотр для родителей занятия с элементами штрихования. | 1.Самомассаж рук (мячом ёжиком). 2.Пальчиковая гимнастика «Мамы всякие нужны». 3.Игра «Дорожка домой» (выкладывание гороха на подготовленную дощечку с размазанным пластилином). 4.Обводка по точкам «Цветы для мамы». 5.Упражнение «Раскрась цветы по условию». 6. Штриховка «Горизонтальные линии». 7. Графический диктант. 8. Работа в тетради. | 1. Конкурс «Сделаем дидактическое пособие по развитию мелкой моторики вместе с детьми». 2. Семинар-практикум «Давайте вместе поиграем!». 3. Беседа «Штриховка и её значение для письма». 4. Индивидуальные консультации. |
Апрель | 1.Обновление уголков (информационных стендов) занимательными упражнениями. 2. Создание альбома для детей с заданиями «Работа по точкам». 3. Систематизация знаний по изучаемой теме. 4. Размещение материала на личном сайте. | 1. Самомассаж рук (орешками). 2. Пальчиковая гимнастика «Игрушки». 3. Игра «Чудесный мешочек». 4.Обведи предметы разным цветом. 5. Штриховка «Волнистые линии». 6.Упражнение «Солнце-забор-камень». 7. Графический диктант. 8. Работа в тетради. | 1. Консультация «Влияние мелкой моторики на организм». 2. Семинар-практикум «Я готов к школе?». 3. Консультация «Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики у ребенка дома» 4. Индивидуальная консультация «Правильная осанка у ребёнка: советы родителям». |
Май | 1. Проведение итоговой диагностики детей по данной теме. 2. Анализ проведённой диагностики. 3. Самоанализ и самооценка работы по самообразованию. 4. Выступление на педсовете (обмен опытом) тема: «Развитие мелкой моторики и формирование готовности руки к письму через организацию игр и упражнений». | 1. Самомассаж пальцев рук карандашами. 2. Пальчиковая гимнастика «Волшебники». 3. Игра «Горошки» (большим и указательными пальцами брать горошины одну за другой и удерживать их в руке, набрав целую горсть). 4. Упражнение «Соедини точки» (обвести по пунктику изображение и раскрасить). 5. Штриховка «Разные направления». 6.Упражнение «Сложи лист» (выкладывание листа разрезанного на 6 частей). 7. Графический диктант. 8. Работа в тетради. | 1. Круглый стол «Поговорим. Определим. Обсудим». 2.Отчет о проделанной работе, выступление на родительском собрании. 3. Буклет «12 советов родителям будущих первоклассников». 4. Индивидуальные консультации. |
Выводы: «Развитие мелкой моторики и формирование готовности руки к письму через организацию игр и упражнений» Почему я взяла эту тему? В процессе проведения диагностики с детьми мною было выявлено, что у детей недостаточно развиты моторные навыки, что очень ярко проявляется в умении держать в руке ручку, в умении правильно выполнять штриховку, и в других критериях. У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Развитию моторики детей следует уделять особое внимание, эту необходимость испытывают не
только первоклассники, но и все учащиеся начальных классов. Ведь от того,
насколько ловкими и проворными к 6-7 годам станут его пальчики, зависят успехи в обучении. Вот почему необходимо начинать работу по развитию мелкой моторики как можно раньше – уже в дошкольном возрасте. Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна проводиться в тесном контакте с родителями, воспитателями ДОУ и учителями начальных классов. Это обеспечит преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики у дошкольников, мной была проведена углубленная работа в этом направлении. Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторики пальцев рук, навыки детей стали более совершенными. Уровень развития мелкой моторики по сравнению с началом учебного года стал выше, наблюдается качественный скачок в развитии детей. Разные виды деятельности, используемые мною в работе при целенаправленном применении определили успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствовали развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности. Проводя систематическую работу по развитию мелкой моторики руки через организацию игр и упражнений, дети научились хорошо владеть карандашом и ручкой, у них появилось устойчивое сосредоточенное внимание, трудолюбие, усидчивость. Дети научились действовать по словесным инструкциям, обрели уверенность в своих действиях. У них сформировались необходимые навыки по подготовке руки к письму.
Хочется сказать еще о том, что забота о здоровье ребенка, как воспитателем, так и родителями имеют огромное значение для правильного и своевременного развития движения рук. Результаты проведенной работы подтверждают и доказывают важность, необходимость и актуальность этой темы.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Методическая литература:
1.Алифанова Е.А., ЕгороваН.Е. Точки, линии, фигуры. М., 2001г.
2.Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами определения ведущей руки и развитием навыков письма у детей 6-7 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. - М.: Аркти, 2001г..
3.Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
4.Гаврилина С.Е. Развиваем моторику. Ярославль: Академия развития, 2007г. Косина Е.М. Гимнастика для пальчиков. М.: «Олма-Пресс», 2001.
5.Малюкова И. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму.// Дошкольное воспитание № 2 2008.
6.Новинская О. Веселые пальчиковые игры. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей. СПб.: Сова, 2006г.
7.Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д.. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: «Владос», 2001г.
8.Гаврина С.Е., Щербинина С.В., Готовим руку к письму, Развиваем мышление, Учимся решать задачи «РОСМЭК» 2006г.
9.Узорова О. « 1000 упражнений для подготовки к школе». Издательство:
Малыш, 2017 г.
10.Чивикова Н. «Как подготовить ребёнка к школе». М., 2001г.
11. «Развиваем мелкую моторику», Ткаченко Т.А. - М. Эксмо, 2007г.
12.«Подготовка дошкольников к обучению письму», С.О.Филиппова, Детство-Пресс, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг определения уровня развития мелкой моторики и готовности руки к овладению письмом.
Материалы по методикам Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Л.А. Венгера. Задания для детей 3 - 4 лет....
План по самообразованию«Развитие мелкой моторики рук, как фактор развития речи детей»
Цель: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мускулатуры пальцев рук; создать условия для развития мелкой моторики....
План по самообразованию: Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)
laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,сложнее движения, ярче твор...
План по самообразованию "Развитие мелкой моторики"
В плане содержится информация о цели и задачах по развитию мелкой моторики у дошкольников. Раскрыты формы и этапы работы педагога по данной теме....
План самообразования в подготовительной группе "Формирование готовности руки к письму посредством игр и упражнений"
План самообразования в подготовительной группе "Формирование готовности руки к письму посредством игр и упражнений"...
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет через дидактические игры, изготовленные своими руками»
Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?».Изготовление дидактической игры "Занимательный куб"...
план по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателейинтеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Оказывается, что...