план по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей
интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания). Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.
Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.
Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать задолго до поступления в школу. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, а также проблемы с речевым развитием детей, решила взять тему по самообразованию: «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_.razvitie_melkoy_motoriki_ruk_u_detey_starshego_vozrasta_gr_zaychata.odt | 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность темы: «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.
В ФГОС описаны интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы дошкольного образования. Среди них - овладения предпосылками учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей
интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания). Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.
Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.
Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать задолго до поступления в школу. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, а также проблемы с речевым развитием детей, решила взять тему по самообразованию: «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Повысить свою профессиональную компетентность в вопросах развития мелкой моторики рук как средство развитие речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели были обозначены задачи:
1. Подобрать, изучить литературу, проанализировать информацию из Интернет-ресурсов.
2. Систематизировать материал для составления картотеки пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
3. Изготовить дидактические игры для развития мелкой моторики рук у детей, внедрить их в работу с детьми старшего дошкольного возраста.
4. Подготовить для родителей (законных представителей) консультативный материал по теме самообразования.
5. Подготовить и провести с педагогами семинар-практикум по теме самообразования.
6. Организовать выставку «Игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики руку детей старшего дошкольного возраста».
Срок реализации:
с 1 сентября 2022по 30 мая 2023 года
Участники:
- Воспитатель
- Дети старшей группы
- Родители
Предмет: особенности развития тонкой моторики, как одного из средств развития речи и подготовки руки к письму.
Гипотеза: При создании педагогических условий развитие тонкой моторики даёт большие возможности детям для умственного развития, совершенствования качества письма и развития речи, расширения познавательных интересов.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей;
- консультативная работа с родителями.
Методы и приёмы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)
- массаж кистей рук;
- пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
- лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);
- игры с кубиками, конструкторами;
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов;
- пальчиковый театр;
- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
- нетрадиционные техники рисования;
- конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО, с деревянным конструктором, палочки Кюизенера;
- различные виды аппликаций;
- рисование по трафаретам, штриховка, лабиринты;
- дидактические игры;
- шнуровка;
- игры с мелкими предметами;
- пазлы, мозаика.
Ожидаемые результаты:
- Подобран диагностический инструментарий по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
- Разработан перспективный план.
- Разработана картотека дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
- Обогащена предметно-пространственная развивающая среда.
- Проведены консультации с родителями и педагогами, изготовлены папки – передвижки.
Форма отчета:
- Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».
- Выставка логопедических игр и пособий, изготовленных своими руками и руками родителей.
- Презентация на родительском собрании «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».
- Публикация фотоотчета на сайте Инфоурок в Интернете.
Перспективный план работы
по развитию мелкой моторики рук
Сроки | Форма работы | Практические выходы (доклады, консультации, папки-передвижки, буклеты, семинары и т.д.) |
Сентябрь | Изучение литературы Изготовление пособия | Подбор, изучение, анализ литературы и Интернет - материалов по теме самообразования. Составление перспективного плана работы с детьми и родителями по теме самообразования. Подбор и систематизация материала для составления картотеки пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей. Подбор и систематизация консультационного материала для родительского уголка Изготовление пособия «Рисование веревочкой» |
Октябрь | Родительское собрание Консультация Изготовление игры | Выступление на родительском собрании по теме самообразования «Мелкая моторика. Что это такое и зачем она нужна?» Анкетирование родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Консультация для родителей «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников» Изготовление игры «С пробками» |
Ноябрь | Консультации Изготовление игры | Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика», «Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики» Подготовить буклет для родителей «Игры и пособия для развития мелкой моторики рук» Привлечь родителей к пополнению уголка для развития мелкой моторики руки в группе. Изготовление дидактической игры «Весёлые прищепки» |
Декабрь | Семинар- практикум Картотека Консультация Изготовление игры | Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста». Обмен опытом работы. Беседа за круглым столом. Пополнение картотеки и пальчиковой гимнастики новыми играми. Консультации для родителей «Развитие графических навыков у дошкольников». Изготовление дидактической игры «Лабиринты» (с природным и бросовым материалом) |
Январь | Консультация Картотека Изготовление игры | Консультации для родителей и воспитателей «Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики» Создание картотеки игр с массажными мячиками; с карандашами Изготовление дидактической игры с пуговицами |
Февраль | Консультации Изготовление игры | Консультации для родителей «Игры с песком или песочная терапия». «Подготовка руки к письму» Изготовление дидактической игры «Волшебные палочки», Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе) |
Март | Консультации Изготовление игры | Консультации для родителей «Зачем нужны шнуровки». «Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора» Изготовление дидактической игры «Шнуровка» |
Апрель | Папка-передвижка Педсовет | Передвижная папка для родителей и воспитателей «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» Выступление на педсовете по теме самообразования |
Май | Выставка Презентация Публикация | Выставка логопедических игр и пособий, изготовленных своими руками и руками родителей Презентация на родительском собрании «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» Публикация фотоотчета на сайте Инфоурок в Интернете |
Список литературы:
- Гущина Н.П. Система работы по развитию мелкой моторики у детей школьного возраста (Из опыта работы)// Дошкольное воспитание, 2015. - №10
- Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. 2012 г.
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
- Солнцева В. А., Белова Т. В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики; АСТ, Астрель - М., 2015.
- Сыропятова Г. А. Графические диктанты. Сказочные герои. Для детей 6-10 лет; Литур-опт - М., 2012.
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковая гимнастика. Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста; Корона-Век - М., 2015.
- Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики; Эксмо - М., 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста».
Семинар – практикум для родителей«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста». - Уважаемые родители! Мы рады приветс...
«Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей.Задачи:• повышать компетентность и знания родителей ...
Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей.Задачи:• повышать компетентность и знания родителей ...
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста»
Развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста....
Семинар-практикум для родителей "Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста"
Материал будет полезен воспитателям для совместной работы с родителями по формированию мелкой моторики детей. Может использоваться для проведения родительских собраний, родительских часов....
Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста.
Семинар - практикум для родителелй...
«Нетрадиционная техника лепки как эффективное средство развития мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»
laquo;Творчество не приходит по какому-то наитию… Творчеству надо учить»В.А. Сухомлинский...