план по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

     Уровень развития мелкой моторики – один из показателей

интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания). Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

     Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.

     Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать задолго до поступления в школу. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, а также проблемы с речевым развитием детей, решила взять тему по самообразованию: «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность темы: «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.

В ФГОС описаны интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы дошкольного образования. Среди них - овладения предпосылками учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования.

     Уровень развития мелкой моторики – один из показателей

интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания). Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

     Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.

     Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать задолго до поступления в школу. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, а также проблемы с речевым развитием детей, решила взять тему по самообразованию: «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

      Цель: Повысить свою профессиональную компетентность в вопросах развития мелкой моторики рук как средство развитие речи у детей старшего дошкольного возраста.

      Для достижения цели были обозначены задачи:

1. Подобрать, изучить литературу, проанализировать информацию из Интернет-ресурсов.

2. Систематизировать материал для составления картотеки пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

3. Изготовить дидактические игры для развития мелкой моторики рук у детей, внедрить их в работу с детьми старшего дошкольного возраста.

4. Подготовить для родителей (законных представителей) консультативный материал по теме самообразования.

5. Подготовить и провести с педагогами семинар-практикум по теме самообразования.

6. Организовать выставку «Игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики руку детей старшего дошкольного возраста».

Срок реализации:

с 1 сентября 2022по 30 мая 2023 года

Участники:

  • Воспитатель
  • Дети старшей группы
  • Родители

Предмет: особенности развития тонкой моторики, как одного из средств развития речи и подготовки руки к письму.

Гипотеза: При создании педагогических условий развитие тонкой моторики даёт большие возможности детям для умственного развития, совершенствования качества письма и развития речи, расширения познавательных интересов.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей;

- консультативная работа с родителями.

Методы и приёмы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

- массаж кистей рук;

- пальчиковые гимнастики и физкультминутки;

- лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);

- игры с кубиками, конструкторами;

- рисование с использованием шаблонов, трафаретов;

- пальчиковый театр;

- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

- нетрадиционные техники рисования;

- конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО, с деревянным конструктором, палочки Кюизенера;

- различные виды аппликаций;

- рисование по трафаретам, штриховка, лабиринты;

- дидактические игры;

- шнуровка;

- игры с мелкими предметами;

- пазлы, мозаика.

Ожидаемые результаты:

  • Подобран диагностический инструментарий по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
  • Разработан перспективный план.
  • Разработана картотека дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
  • Обогащена предметно-пространственная развивающая среда.
  • Проведены консультации с родителями и педагогами, изготовлены папки – передвижки.

Форма отчета:

  • Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».
  • Выставка логопедических игр и пособий, изготовленных своими руками и руками родителей.
  • Презентация на родительском собрании «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».
  • Публикация фотоотчета на сайте Инфоурок в Интернете.

Перспективный план работы

по развитию мелкой моторики рук

Сроки

Форма работы

Практические выходы (доклады, консультации, папки-передвижки, буклеты, семинары и т.д.)

Сентябрь

Изучение литературы

Изготовление пособия

Подбор, изучение, анализ литературы и Интернет - материалов по теме самообразования. Составление перспективного плана работы с детьми и родителями по теме самообразования.

Подбор и систематизация материала для составления картотеки пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей. Подбор и систематизация консультационного материала для родительского уголка

Изготовление пособия «Рисование веревочкой»

Октябрь

Родительское собрание

Консультация

Изготовление игры

Выступление на родительском собрании по теме самообразования «Мелкая моторика. Что это такое и зачем она нужна?»

Анкетирование родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Консультация для родителей

«Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»

Изготовление игры «С пробками»

Ноябрь

Консультации

Изготовление игры

Консультация для родителей

«Пальчиковая гимнастика», «Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Подготовить буклет для родителей

«Игры и пособия для развития мелкой моторики рук»

Привлечь родителей к пополнению уголка для развития мелкой моторики руки  в группе.

Изготовление дидактической игры «Весёлые прищепки»

Декабрь

Семинар-

практикум

Картотека

Консультация

Изготовление игры

Семинар-практикум для воспитателей

«Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».

Обмен опытом работы. Беседа за круглым столом.

Пополнение картотеки и пальчиковой гимнастики новыми играми.

Консультации для родителей

«Развитие графических навыков у дошкольников».

Изготовление дидактической игры «Лабиринты»

(с природным и бросовым материалом)

Январь

Консультация

Картотека

Изготовление игры

Консультации для родителей и воспитателей

«Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Создание картотеки игр с массажными мячиками; с карандашами

Изготовление дидактической игры с пуговицами

Февраль

Консультации

Изготовление игры

Консультации для родителей

«Игры с песком или песочная терапия». «Подготовка руки к письму»

Изготовление дидактической игры «Волшебные палочки», Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе)

Март

Консультации

Изготовление игры

Консультации для родителей

«Зачем нужны шнуровки». «Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора»

Изготовление дидактической игры «Шнуровка»

Апрель

Папка-передвижка

Педсовет

Передвижная папка для родителей и воспитателей

«Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педсовете

по теме самообразования

Май

Выставка

Презентация

Публикация

Выставка логопедических игр и пособий, изготовленных своими руками и руками родителей

Презентация на родительском собрании «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»

Публикация фотоотчета на сайте Инфоурок в Интернете

Список литературы:

  1. Гущина Н.П. Система работы по развитию мелкой моторики у детей школьного возраста (Из опыта работы)// Дошкольное воспитание, 2015. - №10
  2. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. 2012 г.
  3. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
  4. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
  5. Солнцева В. А., Белова Т. В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики; АСТ, Астрель - М., 2015. 
  6. Сыропятова Г. А. Графические диктанты. Сказочные герои. Для детей 6-10 лет; Литур-опт - М., 2012.
  7. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковая гимнастика. Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста; Корона-Век - М., 2015.
  8. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики; Эксмо - М., 2015. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста».

Семинар – практикум для родителей«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего  дошкольного возраста».   - Уважаемые родители! Мы рады приветс...

«Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей.Задачи:•    повышать компетентность и знания родителей ...

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей.Задачи:•    повышать компетентность и знания родителей ...

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста....

Семинар-практикум для родителей "Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста"

Материал будет полезен воспитателям для совместной работы с родителями по формированию мелкой моторики детей. Может использоваться для проведения родительских собраний, родительских часов....