План самообразования в подготовительной группе "Формирование готовности руки к письму посредством игр и упражнений"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Банникова Наталья Валерьевна

План самообразования в подготовительной группе "Формирование готовности руки к письму посредством игр и упражнений"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 5 общеразвивающего вида»

Самообразование

Тема: «Формирование готовности руки к письму посредством игр и упражнений»

 «Овладение письменной речью возможно только при условии, если ребёнок усвоил и выработал ряд приёмов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших  для него владение идеей и техникой записи».

Л.С. Выгодский 

Воспитатель: Банникова Наталья Валерьевна

2019-2020 учебный год

Актуальность

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие точных движений пальцев рук и всей кисти (тонкой моторики). Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Процесс письма не может быть осуществлен без участия зрительных и двигательных анализаторов без определенного уровня развития мелкой мускулатуры и координации движения. Все это создает сложности в овладении графическими навыками.

У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведения и букв и их элементов, находятся на разных стадиях развития. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе - дальше, над-под, около-внутри. Только к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон мозга.

Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Ребенок, у которого этот уровень высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно.

Цель: подготовка руки к письму дошкольников старшего возраста.

Задачи:

-создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом;

-повысить собственный уровень знаний, путём изучения необходимой литературы. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями;

-проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

- изучить игровые технологии в развитии графомоторных навыков для детей дошкольного возраста;

-исследовать эффективность использования игр и упражнений в процессе развития графомоторных навыков у дошкольников.

 

Перспективный план по самообразованию на 2019-2020 учебный год

Месяц

Работа с детьми

Работа с     родителями

Работа с педагогами

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды

Литература

Сентябрь

Диагностическое обследование детей.

Составление планирования по теме на год.

1.Правила при письме.

2.Игры со счётными палочками (картотека игр).

Консультация

на родительском собрании «Подготовка руки ребёнка

старшего дошкольного возраста к письму»

1.Картотека графических диктантов.

2.Картотека игр со счётными палочками, внесение счётных палочек.

3.Внесение альбома с видами штриховки.

4.Создание альбома для детей с заданиями: работа по точкам.

5.Внесение картотеки лабиринтов для детей.

6.Внесение разного вида бумаги для обрывной аппликации.

7.Создание альбома «Графические узоры».

1.А. Антонова «Развитие графических навыков дошкольников».

2.Т.С.Комарова «Формирование графических навыков у дошкольников», М.,1980г.

3.С.Е.Гаврина, И.Г.Топоркова «Развиваем руки, чтобы учиться писать и красиво рисовать».

4.О.Узорова « 1000 упражнений для подготовки к школе».

5.Н.Чивикова «Как подготовить ребёнка к школе».

Октябрь

1.Упражнение «Весёлый дождик», «Строим забор» (вертикальные линии).

Штриховка

2.Графический диктант.

Памятка «Графические навыки».

Советы  «Готовим руку ребёнка к письму».

Буклет для педагогов старшей группы   «Подготовка руки ребёнка старшего дошкольного возраста к письму»

Ноябрь

1.Упражнения «Дорожки для автомобилей»

 ( горизонтальные линии),

«Чудесный платочек» (пунктирные линии).

2.Штриховка вертикальными и горизонтальными линиями.

 Графический диктант.

Буклет «Играя - готовим руку к письму».

Индивидуальные беседы о том, как ребёнок держит карандаш и ручку.

Декабрь

1.Упражнения «Дорисуй картинки», «Дорисуй недостающие части».

Графический диктант.

2.Вырезывание ножницами «Резные снежинки».

Индивидуальные рекомендации для родителей по воспитанию усидчивости, терпения, настойчивости.

Консультация «Игровой самомассаж руки, как средство подготовки руки ребёнка к письму»

Январь

1.Штриховка наклонными линиями.

Графический диктант.

2.Упражнения «Повтори узор», «Скопируй узор», «Дорисуй вторую половину».

Памятка «Весёлые прописи». 

Февраль

1.Обрывание бумаги «Снеговик» (аппликация).

2.Упражнение «Бабушкин клубочек», «Проведи по лабиринту».

 Графический диктант.

Выставка образцов для штриховки (разнообразие тематики штриховки и её видов).

Март

1.Вырезывание ножницами «Цветы для мамы».

2.Упражнение «Украсим шапочки» (линии разных видов).

Графические узоры «Узоры на коврике».

Апрель

1.Графический диктант.

Игры со счётными палочками (картотека).

2.Упражнение « Расчёски для куклы» (вертикальные,

горизонтальные,

наклонные линии).

Игры с крупой.

Семинар-практикум «Я готов к школе?»

Май

1.Графический диктант.

2.Штриховка.

Диагностика.

Отчёт по самообразованию на итоговом педсовете.

Используемая литература

1.А. Антонова «Развитие графических навыков дошкольников».

2.Т.С.Комарова «Формирование графических навыков у дошкольников», М.,1980г.

3.С.Е.Гаврина, И.Г.Топоркова «Развиваем руки, чтобы учиться писать и красиво рисовать».

4.О.Узорова « 1000 упражнений для подготовки к школе».

5.Н.Чивикова «Как подготовить ребёнка к школе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование готовности руки к письму у детей дошкольного возраста через организацию игр и упражнений".

Одним из немаловажных аспектов подготовки ребёнка к школьному обучению является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Эта проблема не теряет своей актуальности.Замечательный пед...

Самообразование "Формирование готовности руки к письму посредством игр и упражнений"

План самообразования воспитателя подготовительной группы по теме: "Формирование готовности руки к письму посредством игр и упражнений"...

«Развитие мелкой моторики и формирование готовности руки к письму через организацию игр и упражнений»

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики и формирование готовности руки к письму через организацию игр и упражнений» ...

Самообразование Тема: «Формирование готовности руки к письму посредством игр и упражнений»

Цель: создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей подготовительной группы к овладению письмом...

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики и формирование готовности руки к письму через организацию игр и упражнений»

При поступлении ребёнка в школу, наряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторик...

План по самообразованию на тему: «Формирование готовности руки к письму посредством игр и упражнений»

План по самообразованию на тему: «Формирование готовности руки к письму посредством игр и упражнений»...