План самообразования в подготовительной группе "Формирование готовности руки к письму посредством игр и упражнений"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
План самообразования в подготовительной группе "Формирование готовности руки к письму посредством игр и упражнений"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 5 общеразвивающего вида»
Самообразование
Тема: «Формирование готовности руки к письму посредством игр и упражнений»
«Овладение письменной речью возможно только при условии, если ребёнок усвоил и выработал ряд приёмов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него владение идеей и техникой записи».
Л.С. Выгодский
Воспитатель: Банникова Наталья Валерьевна
2019-2020 учебный год
Актуальность
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие точных движений пальцев рук и всей кисти (тонкой моторики). Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Процесс письма не может быть осуществлен без участия зрительных и двигательных анализаторов без определенного уровня развития мелкой мускулатуры и координации движения. Все это создает сложности в овладении графическими навыками.
У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведения и букв и их элементов, находятся на разных стадиях развития. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе - дальше, над-под, около-внутри. Только к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон мозга.
Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Ребенок, у которого этот уровень высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно.
Цель: подготовка руки к письму дошкольников старшего возраста.
Задачи:
-создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом;
-повысить собственный уровень знаний, путём изучения необходимой литературы. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями;
-проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
- изучить игровые технологии в развитии графомоторных навыков для детей дошкольного возраста;
-исследовать эффективность использования игр и упражнений в процессе развития графомоторных навыков у дошкольников.
Перспективный план по самообразованию на 2019-2020 учебный год
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами | Пополнение развивающей предметно-пространственной среды | Литература |
Сентябрь | Диагностическое обследование детей. Составление планирования по теме на год. 1.Правила при письме. 2.Игры со счётными палочками (картотека игр). | Консультация на родительском собрании «Подготовка руки ребёнка старшего дошкольного возраста к письму» | 1.Картотека графических диктантов. 2.Картотека игр со счётными палочками, внесение счётных палочек. 3.Внесение альбома с видами штриховки. 4.Создание альбома для детей с заданиями: работа по точкам. 5.Внесение картотеки лабиринтов для детей. 6.Внесение разного вида бумаги для обрывной аппликации. 7.Создание альбома «Графические узоры». | 1.А. Антонова «Развитие графических навыков дошкольников». 2.Т.С.Комарова «Формирование графических навыков у дошкольников», М.,1980г. 3.С.Е.Гаврина, И.Г.Топоркова «Развиваем руки, чтобы учиться писать и красиво рисовать». 4.О.Узорова « 1000 упражнений для подготовки к школе». 5.Н.Чивикова «Как подготовить ребёнка к школе». | |
Октябрь | 1.Упражнение «Весёлый дождик», «Строим забор» (вертикальные линии). Штриховка 2.Графический диктант. | Памятка «Графические навыки». Советы «Готовим руку ребёнка к письму». | Буклет для педагогов старшей группы «Подготовка руки ребёнка старшего дошкольного возраста к письму» | ||
Ноябрь | 1.Упражнения «Дорожки для автомобилей» ( горизонтальные линии), «Чудесный платочек» (пунктирные линии). 2.Штриховка вертикальными и горизонтальными линиями. Графический диктант. | Буклет «Играя - готовим руку к письму». Индивидуальные беседы о том, как ребёнок держит карандаш и ручку. | |||
Декабрь | 1.Упражнения «Дорисуй картинки», «Дорисуй недостающие части». Графический диктант. 2.Вырезывание ножницами «Резные снежинки». | Индивидуальные рекомендации для родителей по воспитанию усидчивости, терпения, настойчивости. | Консультация «Игровой самомассаж руки, как средство подготовки руки ребёнка к письму» | ||
Январь | 1.Штриховка наклонными линиями. Графический диктант. 2.Упражнения «Повтори узор», «Скопируй узор», «Дорисуй вторую половину». | Памятка «Весёлые прописи». | |||
Февраль | 1.Обрывание бумаги «Снеговик» (аппликация). 2.Упражнение «Бабушкин клубочек», «Проведи по лабиринту». Графический диктант. | Выставка образцов для штриховки (разнообразие тематики штриховки и её видов). | |||
Март | 1.Вырезывание ножницами «Цветы для мамы». 2.Упражнение «Украсим шапочки» (линии разных видов). Графические узоры «Узоры на коврике». | ||||
Апрель | 1.Графический диктант. Игры со счётными палочками (картотека). 2.Упражнение « Расчёски для куклы» (вертикальные, горизонтальные, наклонные линии). Игры с крупой. | Семинар-практикум «Я готов к школе?» | |||
Май | 1.Графический диктант. 2.Штриховка. Диагностика. | Отчёт по самообразованию на итоговом педсовете. |
Используемая литература
1.А. Антонова «Развитие графических навыков дошкольников».
2.Т.С.Комарова «Формирование графических навыков у дошкольников», М.,1980г.
3.С.Е.Гаврина, И.Г.Топоркова «Развиваем руки, чтобы учиться писать и красиво рисовать».
4.О.Узорова « 1000 упражнений для подготовки к школе».
5.Н.Чивикова «Как подготовить ребёнка к школе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование готовности руки к письму у детей дошкольного возраста через организацию игр и упражнений".
Одним из немаловажных аспектов подготовки ребёнка к школьному обучению является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Эта проблема не теряет своей актуальности.Замечательный пед...
Самообразование "Формирование готовности руки к письму посредством игр и упражнений"
План самообразования воспитателя подготовительной группы по теме: "Формирование готовности руки к письму посредством игр и упражнений"...
«Развитие мелкой моторики и формирование готовности руки к письму через организацию игр и упражнений»
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики и формирование готовности руки к письму через организацию игр и упражнений» ...
Самообразование Тема: «Формирование готовности руки к письму посредством игр и упражнений»
Цель: создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей подготовительной группы к овладению письмом...
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики и формирование готовности руки к письму через организацию игр и упражнений»
При поступлении ребёнка в школу, наряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторик...
План по самообразованию на тему: «Формирование готовности руки к письму посредством игр и упражнений»
План по самообразованию на тему: «Формирование готовности руки к письму посредством игр и упражнений»...