Развитие профессионального самосознания начинающих воспитателей
консультация
. Самосознание воспитателя представляет собой сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субьекта в профессиональной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
Невского района Санкт-Петербурга
г. Санкт-Петербург ул.Крыленко д.9 кор.3 лит.Ф
тел.446-59-46
Консультация:
Развитие профессионального самосознания начинающих воспитателей.
Старший воспитатель: Миллер Э.В.
Методологическими основаниями изучения проблемы самосознания воспитателя в процессе его педагогической деятельности являются принцип развития и теория единства сознания и деятельности, позволяющие рассматривать самосознание как внутренний фактор развития личности.
Его происхождение и развитие неразрывно связано с уровнем профессиональной подготовки, с овладением профессиональным мастерством.
Вопросы формирования самосознания у воспитателей невозможно решить, не опираясь на психологические исследования сущности, структуры самосознания, условий его формирования и развития.
Самосознание профессионала становится важным звеном в регулировании как текущей деятельности, так и профессионального развития субъекта в целом. Самосознание воспитателя представляет собой сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субьекта в профессиональной деятельности. Образ самого себя в различных ситуациях деятельности и во всех формах взаимодействия с другими людьми раскрывается в принятии профессиональных требований в осознании субъектом профессиональных мотивов, целей, задач, условий осуществления проф.деятельности, существенных связей и отношений, складывающихся в ходе деятельности и обусловленных рассогласованием Я-реальном и Я-идеальным воспитателя и этапом профессионального развития субъекта.
На современном этапе существуют несколько подходов к пониманию самосознания воспитателя
Б.Д. Паргина вкладывает в это понятие осознание человеком своей принадлежности к некоторой профессиональной группе
В.Д. Брагина делает акцент на познании и сооценке профессиональных качеств и отношение к ним.
П.А. Шавир трактует его как избирательную деятельность самосознания личности, подчиненную задаче профессионального самоопределения.
Самое распространенное мнение в современном мире-мнение И.И. Чесноковой, она называет самосознанием сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью образов самой себя в различных ситуациях деятельности, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении, а затем понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов.
К важнейшим факторам, определяющим содержательную сторону самосознания воспитателя, относятся:
- Социальная позиция, личностные качества, ценностные ориентации человека.
- Профессиональная деятельность (цели, содержание и условия педагогической деятельности), в процессе которой проявляются, развиваются профессионально важные качества, которые могут стать объектом рефлексии субъекта деятельности
- Усвоение профессиональных эталонов, ценностей посредством общения с представителями своей профессиональной общности
- Направленность профессионала на самопознание, на поиск информации о себе как профессионале в связи с актуальностью проблемы профессионального саморазвития, самосовершенствования адекватного осуществления профессиональной деятельности
На этапе профессионального функционирования личность молодого воспитателя прибегает к социальной адаптации, где проявляется умение работать в условиях совместной деятельности:
- Учится жить в относительно новых для нее социально-профессиональных и организационно-экономических условиях
- Находит свое место в структуре образования как специалист, способный решать задачи
- Осваивает профессиональную культуру
- Включается в систему сложившихся до ее прихода межличностных связей и отношений
Результатом адаптации является процесс профессионального становления: освоение новой профессиональной деятельности, приобретение опыта ее выполнения, включение в профессиональное сотрудничество.
Предполагается, что в процессе профессионального становления происходит то самое самосознание воспитателя, т.е. происходит обогащение представлений о себе как о профессионале, формируется более или менее полный и дифференцированный образ Я, складывается отношение личности к самой себе как профессионалу, к собственному профессиональному становлению и самосовершенствованию.
В период адаптации к профессиональной деятельности происходит повышение субъективного контроля, это происходит за счет активации готовых социальных форм, усвоенных в процессе обучения, т.е. это процесс активного самопостроения личности воспитателя. В дальнейшем, на этапе первичной профессионализации у воспитателя повышается уверенность к себе, происходит обогащение представлений о себе как о профессионале, формируется более или менее полный образ собственного Я, складывается отношение личности к самой себе как к профессионалу.
Таким образом, на основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что в процессе профессионального становления происходит самосознание воспитателя.
Так же, существуют некоторые рекомендации для молодых воспитателей, которые помогут быстрее и мягче пройти адаптацию к профессиональной деятельности:
1. Воспитателю необходимо научится вести систематические наблюдения за собой и реакциями людей на свое собственное поведение.
2. Стремится привносить творчество в решение поставленных педагогических задач
3. Проявлять интерес и принимать в расчет суждения других людей по отношению к себе и своей педагогической деятельности
4. Учитывать уровень трудности решаемых задач и не бояться обращаться за помощью.
5. Развивать мотивацию достижения успеха
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
Невского района Санкт-Петербурга
г. Санкт-Петербург ул.Крыленко д.9 кор.3 лит.Ф
тел.446-59-46
Консультация:
Развитие профессионального самосознания начинающих воспитателей.
Старший воспитатель: Миллер Э.В.
Методологическими основаниями изучения проблемы самосознания воспитателя в процессе его педагогической деятельности являются принцип развития и теория единства сознания и деятельности, позволяющие рассматривать самосознание как внутренний фактор развития личности.
Его происхождение и развитие неразрывно связано с уровнем профессиональной подготовки, с овладением профессиональным мастерством.
Вопросы формирования самосознания у воспитателей невозможно решить, не опираясь на психологические исследования сущности, структуры самосознания, условий его формирования и развития.
Самосознание профессионала становится важным звеном в регулировании как текущей деятельности, так и профессионального развития субъекта в целом. Самосознание воспитателя представляет собой сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субьекта в профессиональной деятельности. Образ самого себя в различных ситуациях деятельности и во всех формах взаимодействия с другими людьми раскрывается в принятии профессиональных требований в осознании субъектом профессиональных мотивов, целей, задач, условий осуществления проф.деятельности, существенных связей и отношений, складывающихся в ходе деятельности и обусловленных рассогласованием Я-реальном и Я-идеальным воспитателя и этапом профессионального развития субъекта.
На современном этапе существуют несколько подходов к пониманию самосознания воспитателя
Б.Д. Паргина вкладывает в это понятие осознание человеком своей принадлежности к некоторой профессиональной группе
В.Д. Брагина делает акцент на познании и сооценке профессиональных качеств и отношение к ним.
П.А. Шавир трактует его как избирательную деятельность самосознания личности, подчиненную задаче профессионального самоопределения.
Самое распространенное мнение в современном мире-мнение И.И. Чесноковой, она называет самосознанием сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью образов самой себя в различных ситуациях деятельности, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении, а затем понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов.
К важнейшим факторам, определяющим содержательную сторону самосознания воспитателя, относятся:
- Социальная позиция, личностные качества, ценностные ориентации человека.
- Профессиональная деятельность (цели, содержание и условия педагогической деятельности), в процессе которой проявляются, развиваются профессионально важные качества, которые могут стать объектом рефлексии субъекта деятельности
- Усвоение профессиональных эталонов, ценностей посредством общения с представителями своей профессиональной общности
- Направленность профессионала на самопознание, на поиск информации о себе как профессионале в связи с актуальностью проблемы профессионального саморазвития, самосовершенствования адекватного осуществления профессиональной деятельности
На этапе профессионального функционирования личность молодого воспитателя прибегает к социальной адаптации, где проявляется умение работать в условиях совместной деятельности:
- Учится жить в относительно новых для нее социально-профессиональных и организационно-экономических условиях
- Находит свое место в структуре образования как специалист, способный решать задачи
- Осваивает профессиональную культуру
- Включается в систему сложившихся до ее прихода межличностных связей и отношений
Результатом адаптации является процесс профессионального становления: освоение новой профессиональной деятельности, приобретение опыта ее выполнения, включение в профессиональное сотрудничество.
Предполагается, что в процессе профессионального становления происходит то самое самосознание воспитателя, т.е. происходит обогащение представлений о себе как о профессионале, формируется более или менее полный и дифференцированный образ Я, складывается отношение личности к самой себе как профессионалу, к собственному профессиональному становлению и самосовершенствованию.
В период адаптации к профессиональной деятельности происходит повышение субъективного контроля, это происходит за счет активации готовых социальных форм, усвоенных в процессе обучения, т.е. это процесс активного самопостроения личности воспитателя. В дальнейшем, на этапе первичной профессионализации у воспитателя повышается уверенность к себе, происходит обогащение представлений о себе как о профессионале, формируется более или менее полный образ собственного Я, складывается отношение личности к самой себе как к профессионалу.
Таким образом, на основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что в процессе профессионального становления происходит самосознание воспитателя.
Так же, существуют некоторые рекомендации для молодых воспитателей, которые помогут быстрее и мягче пройти адаптацию к профессиональной деятельности:
1. Воспитателю необходимо научится вести систематические наблюдения за собой и реакциями людей на свое собственное поведение.
2. Стремится привносить творчество в решение поставленных педагогических задач
3. Проявлять интерес и принимать в расчет суждения других людей по отношению к себе и своей педагогической деятельности
4. Учитывать уровень трудности решаемых задач и не бояться обращаться за помощью.
5. Развивать мотивацию достижения успеха
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие профессионального самосознания и профессиональной идентичности педагогов-психологов через участие в конкурсах.
В статье представлен опыт организации и проведения конкурса по представлению и анализу деятельности как процесса осмысления профессионального опыта...

Эссе на тему “Развитие профессиональной компетентности современного воспитателя ДОО: проблемы и перспективы”.
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас». ...
Профессиональное самосознание педагогов (тренинг для работников дошкольного образования)
Способность к сотрудничеству с полным правом можно назвать одним из важных качеств людей, работающих с детьми. Умение педагогов-психологов и старших воспитателей , заместителей заведующег...

Памятка для начинающего воспитателя «Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования»
Необходимые навыки и качества педагога дошкольного образования...

Методическая разработка для старших воспитателей на тему:«Профессиональное становление начинающих педагогов»
Обновление содержания образования, ориентация на новый тип педагогического мышления, который соответствует социокультурным вызовам современной эпохи – это те черты современного мира, котор...

«Школа молодого воспитателя» как эффективная форма работы в становлении профессиональной компетентности начинающих педагогов ДОУ
Опыт работы методического обьединения воспитателей "Школа молодого воспитателя"...