Развитие профессионального самосознания и профессиональной идентичности педагогов-психологов через участие в конкурсах.
статья на тему
В статье представлен опыт организации и проведения конкурса по представлению и анализу деятельности как процесса осмысления профессионального опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
talanova_e_v_statya.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Таланова Е.В.
Педагог-психолог МАДОУ-ЦРР-
Детский сад № 366 «Самоцветы»
Руководитель РМО
педагогов-психологов ДОУ
Ленинского района
Развитие профессионального самосознания и профессиональной идентичности педагогов-психологов через участие в конкурсах.
В статье представлен опыт организации и проведения конкурса по представлению и анализу деятельности как процесса осмысления профессионального опыта, выявления профессиональных затруднений и определения путей их устранения. Целью которого являлось создание условий для совершенствования профессионального мастерства, развития профессиональных компетенций педагогов-психологов ДОУ района.
В современной психологии проблемы развития профессионального самосознания и профессиональной идентичности являются достаточно актуальными. Именно конструктивное протекание процесса позволяет педагогу достичь эффективности в той или иной деятельности, реализовать в ней свой потенциал.
Поэтому становится особенно значимой работа по развитию профессионального самосознания и идентичности педагога-психолога, поскольку профессиональная деятельность - это важнейшая сфера жизни любого взрослого человека.
Профессиональное самосознание практического психолога формируется в процессе профессиональной самоидентификации. Профессиональная самоидентификация - это процесс самоотождествления с другими представителями профессиональной среды (реальной или идеальной) на основе устоявшихся эмоциональных связей, обеспечивающих стабилизацию профессиональной деятельности и профессионального развития. Она представляет собой механизм «врастания» в профессию, результатом которого является формирование профессиональной идентичности - одной из составляющих Я-образа взрослого человека.
Формирование идентичности - непрекращающийся процесс, целью которого является достижение генеративности - осознания определенной жизненной продуктивности. Активная профессиональная деятельность представляет собой один из наиболее доступных путей к самореализации, которой, однако, может препятствовать множество объективных и субъективных факторов.
Становление профессиональной идентичности специалиста-психолога - особый процесс, во многом отличный от своих аналогов, связанных с другими сферами деятельности. Эта профессия предъявляет особые требования к личности специалиста, благодаря чему он приобретает такие личностные особенности, как интернальность, рефлексивность, способность к эмпатии. Хотя эти качествам традиционно присваиваются оценки со знаком «плюс», в реальности они могут выступать «фактором риска» психоэмоциональной дезадаптации. Соответственно, становление профессиональной идентичности психолога - очень уязвимый процесс.
В переходный период реформирования образования к педагогу-психологу предъявляются новые требования, система образования определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:
- Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (районного и муниципального уровней).
- Инновационная деятельность.
- Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.
- Обобщение и распространение собственного опыта.
- Аттестация, повышение квалификации.
- Развитие профессиональной компетентности.
Одной из возможностей подведения итогов своей профессиональной деятельности является и участие в профессиональных конкурсах. Это позволяет провести анализ своей деятельности, подготовиться к очередной аттестации.
В рамках работы районного методического объединения педагогов-психологов района был проведён конкурс на лучшее портфолио профессиональной деятельности педагога-психолога. В конкурсе приняли участие 37% педагогов-психологов, это не много, но необходимо учесть и то, что молодых специалистов со стажем работы до 5 лет в районе 47% и развитие профессионального самосознания и профессиональной идентичности у них в процессе становления.
Цель конкурса: создание условий для совершенствования профессионального мастерства, развития профессиональных компетенций педагогов-психологов ДОУ района.
Задачи Конкурса:
- формирование портфолио педагогов-психологов ДОУ района, способствующего профессиональному росту, развитию компетенций самоанализа, обобщения направленному на изменение качества образования, активизации и стимулированию участия в конкурсах и представления опыта на разных уровнях и в разных формах;
- отслеживание и оценивание динамики индивидуального развития и личностного роста педагогов в широком образовательном контексте;
- Развитие профессионального самосознания и профессиональной идентичности;
- поддержка творческой активности и самостоятельности ;
- выявление наиболее результативных, активных и инициативных педагогов-психологов ДОУ, их поддержка и стимулирование.
Работа по подготовке портфолио к конкурсу для многих специалистов была новой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА
Опираясь на принцип постоянного наращивания трудностей и особенности психического развития детей дошкольного возраста, в коррекционной работе с дошкольниками, я использую игры с логическими блоками Дь...
Многофункциональные игры для детей с нормативным развитием и с ОВЗ в работе педагога-психолога
Материал полезен для специалистов ДОУ...
Стимулирование творческой деятельности одарённых детей через участие в конкурсах, фестивалях и другого вида деятельности.
Одаренные, талантливые дети — это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. И и...
Приобщение дошкольников к башкирской культуре через участие в конкурсах
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитыва...
Консультация для родителей " Свободное и эффективное развитие детей с ЗПР" Общие рекомендации педагога-психолога
Этапы построения программы специального обучения и раннего стимулирования детей с ОВЗ:Внимательно наблюдайте за ребенком, чтобы оценить, что он может и чего не может в каждой области развития.Отметьте...
Развитие исследовательского поведения дошкольников при сопровождении педагогом-психологом педагога дополнительного образования и воспитателей.
В современном мире окружающие нас условия, люди, предметы постоянно меняются, поэтому взрослым, а тем более детям приходится приспосабливаться к новым реалиям прибегая к поисковой активности и исследо...
Справка о подготовке педагогом – психологом обучающихся к участию в конкурсах
Анализ подготовки педагогом – психологом обучающихся к участию в конкурсах в рамках психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности...