Методическая разработка для старших воспитателей на тему:«Профессиональное становление начинающих педагогов»
методическая разработка
Обновление содержания образования, ориентация на новый тип педагогического мышления, который соответствует социокультурным вызовам современной эпохи – это те черты современного мира, которые должны отобразиться на профессиональной характеристике становления личности педагога.В жизни каждого педагога профессиональное становление занимает важное место. Профессиональное становление – это длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает возможность беспредельного развития человека. Данный процесс связан с различными целями и имеет разное содержание на разных этапах педагогической деятельности. Рассмотрим теоретические подходы к определению понятия «профессиональное становление педагога»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Профессиональное становление начинающих педагогов»
Обновление содержания образования, ориентация на новый тип педагогического мышления, который соответствует социокультурным вызовам современной эпохи – это те черты современного мира, которые должны отобразиться на профессиональной характеристике становления личности педагога.
В жизни каждого педагога профессиональное становление занимает важное место. Профессиональное становление – это длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает возможность беспредельного развития человека. Данный процесс связан с различными целями и имеет разное содержание на разных этапах педагогической деятельности. Рассмотрим теоретические подходы к определению понятия «профессиональное становление педагога». Истоки его находятся в понятиях «становление», «становление личности». В науке существует проблема определения понятия «становление». Многие ученые отождествляют понятия «становление» и «развитие» или отчасти пытаются найти отражение одного в другом. Так, «становление» в «Толковом словаре русского языка» определяется как «возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития». Следовательно, с точки зрения этого определения, процесс становления является одной из составляющих процесса развития. Профессиональное становление педагога в психолого-педагогической науке в профессионально-личностном аспекте рассматривается как становление личностных, личностно-деловых качеств, профессиональных компетентностей и профессионализма.
Выделяют 4 уровня профессионального становления педагога:
- стадия формирования профессиональных намерений, что определяет осознанный выбор профессии;
- стадия профессиональной подготовки – освоение системы профессиональных знаний, умений, навыков, формирование социально-значимых и профессионально важных качеств;
Стадия | Стаж работы | Характеристика |
I | Начинающие педагоги, 1-2 года | Отличаются поведением, ориентированным на внешние правила, образцы, рекомендации. Это объясняется небольшим опытом; страхом потерпеть неудачу или совершить ошибку. |
II | Молодые специалисты, 2-5 лет | Испытывают трудности при разграничении важных характеристик учебно-воспитательного процесса от второстепенных; стремятся выделить компоненты, составляющие реальную педагогическую ситуацию, подвергнуть их педагогическому и психологическому анализу. |
III | Опытные педагоги, 5-10 лет | Стадия «педагогической компетентности». Способность самостоятельно организовать и спланировать как свою, так и детскую деятельность. Характерной особенностью является умение справиться с часто неординарными ситуациями. |
IV | Профессионалы, 10-20 лет | Период «профессионального мастерства». Характерно умение целостно, системно видеть педагогическую реальность, вычленять наиболее существенные элементы педагогической практики. |
V | Эксперты, свыше 20 лет | Склонны в своей деятельности к интуитивному целостному схватыванию сложной, требующей незамедлительного решения педагогической ситуации, отбрасывая все несущественное и второстепенное. Могут за внешними проявлениями увидеть глубокие, не лежащие на поверхности причины. Способны структурировать социально-психологические мотивы, определяющие тот или иной поведенческий акт подопечного. |
- стадия профессионализации – адаптации в профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности;
- мастерство (профессионализм) – качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности.
Выделяют 5 стадий профессионального становления:
Профессиональное становление педагога посредством образования может реализовываться в разных формах:
- специального, для которого выделяется особое время и место (КПК, семинары, мастер-классы);
- ситуативного, реализуемого в различных рабочих ситуациях через процессы рефлексии (другими словами, через самооценку);
- актуального, когда образовательный результат какой-либо деятельности становится новым средством собственной деятельности (конкурсы).
Теперь обратимся к профессиональной компетенции педагога. Что же это такое? Компетентность в контексте педагогической деятельности рассматривается как «свойство личности».
Виды педагогических компетенций:
- Базовая (репродуктивная, применение знаний на практике).
- Творческая.
- Интеллектуальная (способность к продуктивной аналитической деятельности).
- Социальная (знание правовой культуры, гражданская грамотность).
- Коммуникативная (организация взаимодействия, общение, перцепция, эмпатия).
- Поведенческая.
- Социально-личностная (критичность, самокритичность, самооценка).
- Проектная культура (решение проблем через создание проектов).
- Рефлексивно-продуктивная (анализ результатов, доработка).
- Профессиональная мобильность (умение изменяться, приспосабливаться, способность к быстрому освоению нового).
Педагог должен обладать следующими компетентностями:
- когнитивной (профессионально-педагогическая эрудиция);
- психологической (эмоциональная культура и педагогическая зоркость);
- коммуникативной (культура общения и педагогический такт);
- риторической (профессиональная культура речи);
- профессионально-технической (технологии и методики);
- профессионально-информационной (мониторинг и диагностика).
Все многообразие профессионально значимых характеристик преподавателя можно условно объединить в два крупных блока: надпредметная (психолого-педагогическая) компетентность и компетентность предметная.
Компетентность | |
Надпредметная (внепредметная) | Предметная |
Психолого-педагогическая культура учителя. | Знания и умения, связанные с преподаваемыми предметами. |
Знание и учет возрастных особенностей учащихся. | |
Владение различными педагогическими технологиями. | Владение методическими средствами структурного разложения конкретной темы с учетом ее специфики. |
В обобщенном виде понятие «профессионально-педагогическая компетентность», в основном, идентифицируется с понятиями о знаниях, умениях, навыках и способах выполнения профессиональной деятельности, а также с развитием профессионально значимых личностных качеств. Другими словами – это единство теоретической и практической готовности педагогически действовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. ( методическая разработка для старших воспитателей ДОУ)
Мониторинг планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. ( методическая разработка для старших воспитателей ДОУ)...
Методическая разработка "Работа старшего воспитателя с молодыми специалистами в ДОУ"
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный вос...
Методическая разработка "Работа старшего воспитателя с молодыми специалистами в ДОУ"
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, со...
Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста для начинающих педагогов дошкольного образования. (на основе исследований Б.С. Волкова, Н.В. Волковой , В.В. Гербовой , А.А. Запорожца , М.И. Лисиной и др.)
Именно в дошкольном детстве (как ни в какой другой период) взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Взрослый всегда является для ребе...
Методическая разработка «Работа старшего воспитателя с молодыми специалистами в ДОУ»
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный вос...
План работы по наставничеству профессионального становления начинающего педагога- музыкального руководителя
В плане представлена работа наставника - музыкального руководителя на учебный год с начинающим педагогом (музыкальным руководителем)....
Методическая разработка "Работа старшего воспитателя с молодыми специалистами в ДОУ"
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный вос...