Рабочая программа художественной направленности Бумажные друзья Хойнэ
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)
Аннотация к рабочей программе
художественной направленности «Бумажные друзья Хойнэ»
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад «Огонёк» г. Надыма»
Направленность рабочей программы «Бумажные друзья Хойнэ» - художественная. Рабочая программа направлена на художественно-эстетическое развитие старших дошкольников, формирование образного, пространственного мышления и умения выражать свою мысль с помощью объемных форм.
Уровень освоения содержания программы: стартовый.
При разработке рабочей программы «Бумажные друзья Хойнэ» учтена преемственность по отношению к достижению воспитательных целей обозначенных в Примерной рабочей программе воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.
Актуальность программы. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности дошкольников к школьному обучению. Дошкольники, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Дошкольники с плохо развитой мелкой моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие дошкольников, их самооценку.
Проблема развития речи у детей дошкольного возраста на протяжении ни одного десятилетия занимает одно из важнейших мест и является актуальной и в настоящее время. В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев очень много. Одним из наиболее эффективных средств развития мелкой моторики является оригами – японское искусство складывания бумаги. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.
Развитие мелкой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Они тесно взаимосвязаны. После каждого занятия дети могут поиграть с игрушками, придумать небольшую сказку. Так будет развиваться не только речь, но и артистические способности, умение выражать свои мысли.
Таким образом, развитие мелкой моторики освоение техники оригами может существенно помочь в развитии речи детей и подготовке старших дошкольников к школьному обучению.
Новизна программы состоит в интеграции работы с бумагой в технике оригами с решением воспитательных и эстетических задач регионального компонента образования.
Педагогическая целесообразность. Бумажные фигурки в технике оригами выполняются из геометрических фигур, значит это одна из точек прикосновения оригами с математикой. Изучение превращений квадратного листа бумаги - один из наиболее интересных путей создания образов плоских, а также пространственных геометрических фигур и накопления практического опыта работы с ними. Работа с бумагой в технике оригами создает условия для развития наглядно - образного мышления детей путём сравнения, анализа и переноса действий с квадратом, прямоугольником на любой объект, на любой случай. Данная программа позволяет обобщить и систематизировать геометрические представления на доступном и понятном для ребенка материале.
В оригами фигуры можно построить без чертежных инструментов, используя несколько сгибов. Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То, что работая с бумагой, дети обучаются «играючи», заметил и доказал великий немецкий педагог Фридрих Фребель. Еще в XIX веке Ф. Фребель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами, на основе которого можно улучшить и упрочить геометрические знания и умения. Искусство оригами как нельзя лучше подходит для решения комплекса задач познавательного, эстетического, речевого, творческого развития. В процессе конструирования и моделирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Отличительные особенности программы:
- Главное и существенное отличие рабочей программы «Бумажные друзья Хойнэ» состоит в том, что программа учитывает этнокультурные, региональные особенности ЯНАО и является ресурсом воспитательной работы и нравственно - патриотического воспитания. Каждое занятие – это увлекательная игровая ситуация, где ребята помогают ненецкой девочке Хойнэ найти себе друзей.
- Программа интегративно решает задачи познавательного, художественно – эстетического, нравственного, социально-коммуникативного развития и задач конструктивно-модельного развития, так как изучаются и исследуются геометрические принципы и понятия через моделирование и конструирование из бумаги.
- Итоговым мероприятием программы является театрализация сказки, которую дети сочиняют самостоятельно с использованием персонажей, героев которые были выполнены самостоятельно в течение всего периода освоения программы.
Цель программы: Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, для формирования мелкой моторики рук, образного, пространственного мышления и умения выразить свою мысль с помощью объемных форм. Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира.
Задачи:
1. Способствовать формированию ценностного отношения к окружающему миру, развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
2. Обучать разнообразным приемам работы с бумагой, приемам изготовления композиций,
3. Способствовать расширению представлений о свойствах различных материалов.
4. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
5. Обучать умению планировать свою работу.
6. Развивать внимание, память и пространственное воображение.
7. Развивать коммуникативные способности и навыки работы в коллективе.
8. Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творческой деятельности.
Планируемые результаты реализации программы:
В результате обучения дети:
- познакомятся с искусством оригами;
- познакомятся со свойствами различных материалов, научиться различным приемам работы с бумагой (складывать лист бумаги пополам; складывать квадратный лист по диагонали, соединяя два противоположных угла и др.);
- познакомятся с основные геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
- научатся ориентироваться на листе бумаги;
- научатся следовать устным инструкциям, и действовать по плану (схеме, алгоритму) создавая изделия оригами;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; - овладеют навыками культуры труда;
- познакомятся с фольклором, колоритом народов Крайнего Севера;
- улучшат свои коммуникативные способности и навыки работы в коллективе.
Адресат программы: Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Объем и срок освоения программы: срок реализации программы – 2 календарных месяца, количество учебных часов по программе – 10.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: одно занятие в неделю.
Время проведения занятия: дети 5-6 лет- 25 минут, дети 6-7 лет – 30 минут.
Наполняемость групп: 12 обучающихся
Итогом реализации программы является творческая работа (сказка театрализация) и выставка работ обучающихся, которые были выполнены самостоятельно в течение всего периода освоения программы.
Рабочая программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, цели и задачи реализации Рабочей программы, прогнозируемые результаты её освоения, формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. Представлена система контроля.
Содержательный раздел представляет содержание занятий в соответствие с тематическим планированием на 2 календарных месяца обучения. Данный раздел содержит описание форм, способов, методов и средств реализации программы.
Организационный раздел содержит учебно-тематический план на 2 календарных месяца обучения; описание условий реализации программы, примерный календарный учебный график, образец карты мониторинга по развитию продуктивной деятельности детей.
К программе составлен глоссарий (словарь терминов и понятий) и список используемой и рекомендуемой литературы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«БУМАЖНЫЕ ДРУЗЬЯ ХОЙНЭ»
(стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 5 – 7 лет
Срок реализации программы: 2 месяца
Автор программы:
Валитова Рузалина Руслановна,
педагог-организатор
г. Надым, 2022
Содержание | Стр. | |
1. | Целевой раздел 3 | |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Планируемые результаты реализации программы. | 5 |
1.3 | Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. | 5 |
2 | Содержательный раздел 6 | |
2.1. | Методы и формы работы с детьми. | 6 |
2.2 | Содержание программы. | 6 |
2.3 | Методическое обеспечение. | 8 |
3 | Организационный раздел 8 | |
3.1 | Условия реализации программы. | 8 |
3.2 | Учебный план. | 9 |
3.3 | Примерный календарный учебный график. | 9 |
3.4 | Карта мониторинга по развитию продуктивной деятельности детей. | 10 |
Глоссарий (словарь терминов и понятий). | 11 | |
Список используемой и рекомендуемой литературы. | 13 |
1.Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка.
Направленность рабочей программы «Бумажные друзья Хойнэ» - художественная. Рабочая программа направлена на художественно-эстетическое развитие старших дошкольников, формирование образного, пространственного мышления и умения выражать свою мысль с помощью объемных форм.
Рабочая программа художественной направленности «Бумажные друзья Хойнэ» разработана в соответствии с:
• Федеральным Законом «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
• Письмом Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
• Примерной рабочей программой воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 01.06. 2021 № 2/21);
• Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;
• Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2.
Уровень освоения содержания программы: стартовый.
При разработке рабочей программы «Бумажные друзья Хойнэ» учтена преемственность по отношению к достижению воспитательных целей обозначенных в Примерной рабочей программе воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.
Актуальность программы. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности дошкольников к школьному обучению. Дошкольники, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Дошкольники с плохо развитой мелкой моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие дошкольников, их самооценку.
Проблема развития речи у детей дошкольного возраста на протяжении ни одного десятилетия занимает одно из важнейших мест и является актуальной и в настоящее время. В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев очень много. Одним из наиболее эффективных средств развития мелкой моторики является оригами – японское искусство складывания бумаги. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.
По значимости для развития детей японцы ставят оригами на первое место. Мастера оригами говорят, что при складывании фигурок «голова работает руками». Это увлекательное занятие является средством решения многих педагогических задач. Оно способно одновременно поднять настроение и гармонировать работу полушарий головного мозга, потому что всё делается двумя руками. Эта деятельность воспитывает у детей аккуратность при выполнении работы и развивает пространственное воображение, наблюдательность, зрительную и слуховую память, терпение, организованность, фантазию, творческие способности, интуитивное мышление, вырабатывает сложную координацию движений кисти. Поэтому, работа с бумагой была выбрана для развития у детей мелкой моторики руки.
Развитие мелкой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Они тесно взаимосвязаны. После каждого занятия дети могут поиграть с игрушками, придумать небольшую сказку. Так будет развиваться не только речь, но и артистические способности, умение выражать свои мысли.
Таким образом, развитие мелкой моторики освоение техники оригами может существенно помочь в развитии речи детей и подготовке старших дошкольников к школьному обучению.
Новизна программы состоит в интеграции работы с бумагой в технике оригами с решением воспитательных и эстетических задач регионального компонента образования.
Педагогическая целесообразность. Бумажные фигурки в технике оригами выполняются из геометрических фигур, значит это одна из точек прикосновения оригами с математикой. Изучение превращений квадратного листа бумаги - один из наиболее интересных путей создания образов плоских, а также пространственных геометрических фигур и накопления практического опыта работы с ними. Работа с бумагой в технике оригами создает условия для развития наглядно - образного мышления детей путём сравнения, анализа и переноса действий с квадратом, прямоугольником на любой объект, на любой случай. Данная программа позволяет обобщить и систематизировать геометрические представления на доступном и понятном для ребенка материале.
В оригами фигуры можно построить без чертежных инструментов, используя несколько сгибов. Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То, что работая с бумагой, дети обучаются «играючи», заметил и доказал великий немецкий педагог Фридрих Фребель. Еще в XIX веке Ф. Фребель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами, на основе которого можно улучшить и упрочить геометрические знания и умения. Искусство оригами как нельзя лучше подходит для решения комплекса задач познавательного, эстетического, речевого, творческого развития. В процессе конструирования и моделирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Отличительные особенности программы:
- Главное и существенное отличие рабочей программы «Бумажные друзья Хойнэ» состоит в том, что программа учитывает этнокультурные, региональные особенности ЯНАО и является ресурсом воспитательной работы и нравственно - патриотического воспитания. Каждое занятие – это увлекательная игровая ситуация, где ребята помогают ненецкой девочке Хойнэ найти себе друзей.
- Программа интегративно решает задачи познавательного, художественно – эстетического, нравственного, социально-коммуникативного развития и задач конструктивно-модельного развития, так как изучаются и исследуются геометрические принципы и понятия через моделирование и конструирование из бумаги
- Итоговым мероприятием программы является театрализация сказки, которую дети сочиняют самостоятельно с использованием персонажей, героев которые были выполнены самостоятельно в течение всего периода освоения программы.
Цель программы: Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, для формирования мелкой моторики рук, образного, пространственного мышления и умения выразить свою мысль с помощью объемных форм. Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира.
Задачи:
1. Способствовать формированию ценностного отношения к окружающему миру, развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
2. Обучать разнообразным приемам работы с бумагой, приемам изготовления композиций,
3. Способствовать расширению представлений о свойствах различных материалов.
4. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
5. Обучать умению планировать свою работу.
6. Развивать внимание, память и пространственное воображение.
7. Развивать коммуникативные способности и навыки работы в коллективе.
8.Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творческой деятельности.
1.2 Планируемые результаты реализации программы.
В результате обучения дети:
- познакомятся с искусством оригами;
- познакомятся со свойствами различных материалов, научиться различным приемам работы с бумагой (складывать лист бумаги пополам; складывать квадратный лист по диагонали, соединяя два противоположных угла и др.);
- познакомятся с основные геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
- научатся ориентироваться на листе бумаги;
- научатся следовать устным инструкциям, и действовать по плану (схеме, алгоритму) создавая изделия оригами;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; - овладеют навыками культуры труда;
- познакомятся с фольклором, колоритом народов Крайнего Севера;
- улучшат свои коммуникативные способности и навыки работы в коллективе.
Адресат программы: Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Объем и срок освоения программы: срок реализации программы – 2 календарных месяца, количество учебных часов по программе – 10.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: одно занятие в неделю.
Время проведения занятия: дети 5-6 лет- 25 минут, дети 6-7 лет – 30 минут.
Наполняемость групп: 12 обучающихся
Итогом реализации программы является творческая работа (сказка театрализация) и выставка работ обучающихся, которые были выполнены самостоятельно в течение всего периода освоения программы.
1.3 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
Механизмом оценки результатов, получаемых в ходе реализации программы, является контроль сформированности умений и навыков.
Уровень сформированности умений и навыков и их качество определяются в рамках вводного, текущего и промежуточного контроля.
Начальный уровень определяется в начале освоения программы (1 занятие) и итоговый уровень в ходе промежуточного контроля.
Формы контроля:
- Вводный (первичный) контроль проводится на первом занятии с целью выявления образовательного и творческого уровня детей, их способностей. Осуществляется в форме наблюдения и опроса.
- Промежуточный контроль осуществляется в форме практических заданий на 5 и 10 занятии.
- Текущий контроль проводится систематически на занятиях, в процесс всего периода обучения по программе.
Методы контроля:
- постоянное наблюдение;
- практическое задание;
- устный опрос.
2. Содержательный раздел.
2.1 Методы и формы работы с детьми.
1. Наглядные:
- рассматривание образцов, схем;
- демонстрация иллюстраций по теме занятия;
- наблюдение;
- показ комбинаций.
2. Словесные:
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- объяснение и обсуждение хода работы;
- подбор стихотворений, загадок по различным темам.
3. Практические:
- индивидуальная работа детей;
- совместная деятельность взрослого и детей;
- опора на личный опыт детей;
- игра театрализация.
Формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, групповая.
Формы организации обучающего занятия: мастер – класс, творческая мастерская, спектакль.
2.2 Содержание программы.
Раздел №1. «Знакомство».
Тема 1.1. Знакомство с техникой оригами. Беседа о технике безопасности.
Теория: Вводное занятие. Беседа об истории появления техники оригами. Беседа о технике безопасности. Основные материалы и инструменты, используемые в работе.
Формы и методы обучения: беседа.
Форма подведения итогов: диалог.
Раздел №2. «Чудеса оригами».
Тема 2.1. Оригами «Собака».
Теория: Повторить из каких частей состоит собака. Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Четко проглаживать линии сгиба.
Формы и методы обучения: наглядный практический, объяснительно – иллюстративный.
Форма подведения итогов: творческая работа.
Тема 2.2. Оригами «Кот».
Теория: Повторить из каких частей состоит кот. Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Четко проглаживать линии сгиба.
Формы и методы обучения: наглядный практический, объяснительно – иллюстративный.
Форма подведения итогов: творческая работа.
Тема 2.3. Оригами «Лиса».
Теория: Повторить из каких частей состоит лиса. Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Четко проглаживать линии сгиба.
Формы и методы обучения: практический, наглядный, объяснительно – иллюстративный.
Форма подведения итогов: творческая работа.
Тема 2.4. Оригами «Олень».
Теория: Повторить из каких частей состоит олень. Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Четко проглаживать линии сгиба.
Формы и методы обучения: наглядный практический, объяснительно – иллюстративный.
Форма подведения итогов: творческая работа.
Тема 2.5. Оригами «Белка».
Теория: Повторить из каких частей состоит фигура белки. Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Четко проглаживать линии сгиба.
Формы и методы обучения: наглядный практический, объяснительно – иллюстративный.
Форма подведения итогов: творческая работа.
Тема 2.6. Оригами «Заяц».
Теория: Повторить из каких частей состоит заяц. Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Четко проглаживать линии сгиба.
Формы и методы обучения: наглядный практический, объяснительно – иллюстративный.
Форма подведения итогов: творческая работа.
Тема 2.7. Оригами «Сова».
Теория: Повторить из каких частей состоит сова. Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Четко проглаживать линии сгиба.
Формы и методы обучения: наглядный практический, объяснительно – иллюстративный.
Форма подведения итогов: творческая работа.
Раздел №3. «Спектакль».
Тема 3.1. Разработка сценария.
Практика: Разработка сценария - истории с имеющими животными и главной героиней Хойне. Распределение ролей. Отработка интонаций, характерологических особенностей персонажей.
Формы и методы обучения: словесный, наглядный практический, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский, дискуссионный.
Форма подведения итогов: творческая работа.
Тема 3.2. Итоговое занятие. Спектакль.
Практика: Показ сценки с декорациями, с выученными словами – репликами.
Формы и методы обучения: проектный, игровой.
Форма проведения итогов: итоговая творческая работа.
2.3 Методическое обеспечение.
При построении образовательных мероприятий применяются следующие педагогические технологии:
- технология индивидуального обучения,
- технология группового обучения,
- технология блочно – модульного обучения,
- коммуникативная технология обучения,
- технология коллективной творческой деятельности.
Печатные образовательные ресурсы.
С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина Оригами. Зоопарк в кармане. – СПб, «Химия», 2014.
С. Ю. Афонькин и Е. Ю. Афонькина «Уроки оригами», Аким 2016.
О. М. Жихарева Оригами для дошкольников. «Гном-Пресс», 2015.
С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду», обруч Москва 2020г.
С. Соколова «Театр оригами: Игрушки из бумаги», ; СПб , Эксмо.2013.
3. Организационный раздел.
3.1 Условия реализации программы.
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
Учебное помещение соответствует действующим требованиям санитарных норм и правил, оснащённое необходимой мебелью (столы, стулья).
Материально – техническое обеспечение:
- компьютер;
- мультимедийная доска;
- магнитофон, колонки;
- доска магнитная – 1 шт.;
- мольберты;
- белая бумага, крафтовая бумага, цветная бумага (разнообразная текстура), бархатная бумага, картон;
- ножницы;
- индивидуальные клеёнчатые салфетки для работы с бумагой и клеем;
- текстильные салфетки;
- клей – карандаш, клей ПФА канцелярский;
- кисти, подставки для кистей;
- карандаши, фломастеры, маркеры, мелки восковые, краски.
Кадровое обеспечение:
Педагог-организатор.
Методическое и дидактическое обеспечение:
- методические разработки, планы-конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
- учебная, методическая, дополнительная литература;
- развивающие, игры, викторины, кроссворды;
- дидактические материалы: графические и динамические схемы; графические знаки, таблицы, модели – схемы;
- мультимедийные презентации по сборке моделей.
3.2. Учебный план.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля (зачет, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль и др.) | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Раздел 1. «Знакомство» | 1 | 1 | - | ||
1.1 | Знакомство с техникой оригами. Беседа о технике безопасности. | 1 | 1 | - | наблюдение |
Раздел 2. «Чудеса оригами» | 7 | - | 7 | ||
2.1 | Оригами «Собака» | - | 1 | творческая работа | |
2.2 | Оригами «Кот» | - | 1 | творческая работа | |
2.3 | Оригами «Лиса» | - | 1 | творческая работа | |
2.4 | Оригами «Олень» | - | 1 | творческая работа | |
2.5 | Оригами «Белка» | 1 | творческая работа | ||
2.6 | Оригами «Заяц» | - | 1 | творческая работа | |
2.7 | Оригами «Сова» | - | 1 | творческая работа | |
3. | Раздел 3. «Спектакль» | 2 | - | 1 | |
3.1 | Разработка сценария. Распределение ролей. | 1 | творческая работа | ||
3.2 | Игра – театрализация «Спектакль» | 1 | итоговая творческая работа | ||
ИТОГО | 10 | 1 | 9 |
3.3 Примерный календарный учебный график.
№ занятия | Месяц обучения | неделя | Форма занятия | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Раздел 1. «Знакомство» | ||||||
1 | 1 месяц обучения | 1 неделя | Беседа-диалог | «Знакомство» | Зимний сад | Вводный (первичный) контроль |
Раздел 2. «Чудеса оригами» | ||||||
2 | 2 неделя | Творческая мастерская | Оригами «Собака» | Зимний сад | Текущий контроль | |
3 | 3 неделя | Творческая мастерская | Оригами «Кот» | Зимний сад | Текущий контроль | |
4 | 4 неделя | Творческая мастерская | Оригами «Лиса» | Зимний сад | Промежуточный контроль | |
5 | 5 неделя | Творческая мастерская | Оригами «Олень» | Зимний сад | Текущий контроль | |
6 | 2 месяц обучения | 1 неделя | Творческая мастерская | Оригами «Белка» | Зимний сад | Текущий контроль |
7 | 2 неделя | Творческая мастерская | Оригами «Заяц» | Зимний сад | Текущий контроль | |
8 | 3 неделя | Творческая мастерская | Оригами «Сова» | Зимний сад | Текущий контроль | |
Раздел 3. «Спектакль» | ||||||
9 | 4 неделя | Творческая мастерская | Разработка сценария. Распределение ролей. | Зимний сад | Текущий контроль | |
10 | 5 неделя | Спектакль | Игра – театрализация «Спектакль» | Зимний сад | Промежуточный контроль | |
Всего | Количество занятий: | 10 | ||||
Количество часов: | 10 |
3.4 Карта мониторинга по развитию продуктивной деятельности детей.
№ п/п | Критерии | Начало периода обучения | Окончание периода обучения | ||||
«С» | «ЧС» | «Н» | «С» | «ЧС» | «Н» | ||
1. | знает названия, различает и применяет в работе условные обозначения оригами | ||||||
2. | знает и называет правила складывания бумаги при выполнении оригами | ||||||
3. | знает и называет геометрические фигуры | ||||||
4. | ориентируется на листе бумаги | ||||||
5. | умеет намечать линии | ||||||
6. | тщательно и аккуратно разглаживает линии сгиба | ||||||
7. | уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.) | ||||||
8. | работает самостоятельно, точно соблюдая инструкции | ||||||
9. | добивается конечного результата | ||||||
10. | изготавливает базовые формы и простые поделки по схеме и образцу | ||||||
11. | самостоятельно и справедливо оценивает конечный результат своей работы и работы сверстников | ||||||
12. | уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи |
«С» - сформировано, соответствует высокому уровню
«ЧС» - частично сформировано, соответствует среднему уровню
«Н» - не сформировано, соответствует низкому уровню
Глоссарий (словарь терминов и понятий).
Воображение – способность человека к спонтанному созданию или преднамеренному построению образов, представлений, идей объектов, которые в пережитом опыте воображающего в целостном виде ранее не воспринимались или же вообще не могут быть восприняты посредством органов чувств.
Духовная культура – это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.
Зрительная память – способность получать и сохранять визуальные образы, а также воспроизводить их в сознании, оценивать и комментировать.
Интуитивное мышление – мыслительный процесс, базирующийся на непосредственном чувственном восприятии.
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.
Наблюдение – целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
Навык – отработанное до автоматизма умение, которое основано на знаниях.
Наглядная модель – схематичное изображение предмета или события.
Образная деятельность – использует простейшую первобытную логику, которая следует фундаментальным примитивным принципам, таким как сходство-различие и т.п.
Образное мышление – процесс познания, при котором в сознании человека формируется мысленный образ, отражающий воспринимаемый объект окружающей среды.
Опрос – метод исследования, основанный на устном или письменном обращении к определенной группе людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне.
Оригами - древнее японское искусство, давно ставшее на территории той страны традиционным. Слово оригами произошло после соединения двух слов - "ори", означающее складной и "ками", которым в Японии называют бумагу.
Практическая проверка – ведущий метод контроля в период производственной практики. Контроль знаний, умений, навыков осуществляется как в ходе выполнения учащимися конкретной производственной деятельности, так и по её результатам.
Первичный контроль – осуществляется после фильтрования и фасовки информации.
Промежуточная аттестация – установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой.
Пространственное мышление – вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач.
Пространственный образ – представление о пространственно-временном континууме, о протяженности целого и его структуре.
Слуховая память – один из видов памяти, позволяющий человеку запоминать определенную последовательность звуков и затем их воспроизводить.
Творческий макет – объемно-пространственное изображение проектируемого или существующего сооружения, архитектурного комплекса, ансамбля, выполненное в уменьшенном масштабе.
Творческие способности – это качественные показатели личности, раскрывающие некоторые практические свойства совершаемой деятельности, для которой характерна новизна и оригинальность исполнения.
УиН – «Уникальный идентификатор начислений», это код, по которому Федеральное казначейство отслеживает, от кого и когда поступил платёж.
Устный опрос – метод контроля, позволяющий не только опрашивать и контролировать знания учащихся, но и сразу же поправлять, повторять и закреплять знания, умения и навыки.
Фантазия – способность человеческого сознания создавать новые образы в своей голове, своих мыслях на основе эмпирического, пережитого опыта, внутренне представлять явления, связанные не только действительностью, но и возможными явлениями, которые могут происходить в будущем времени.
Хойне – ненецкое имя, обозначающее явления, связанные с верованиями и традициями народа Нуне – небесная, названия растительного и животного мира - «хозяйка холма».
ХЭР – «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие смыслового восприятия и понимания произведений искусства и окружающего мира.
Эмоциональное благополучие – это устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных.
Эстетическое восприятие – элементарный процесс, протекающий в человеке (субъекте) или социуме, являющийся фундаментальным (связанный напрямую с фундаментальной способностью души), направленный на объект, имеющий для воспринимающего эстетическую ценность.
Список используемой и рекомендуемой литературы.
- Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Учебник СПб.; Издательский дом «Литература,» 2021 – 208с.
- Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Игрушки из бумаги. – СПб, «Литера» 2017.
- Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Оригами. Зоопарк в кармане. – СПб, «Химия», 2014.
- Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги» М.: Просвещение, 2012г
- Водяная Л., Эм Г. Оригами- чудеса из бумаги. «Феникс», 2014
- Гончар В.В. Модульное оригами. «Айрис-пресс», 2018
- Кирсанова С.В. «Оригами» Детство пресс Санкт-Петербург 2013
- Коротеев И. А. Оригами для малышей. – М, «Просвещение», 2016.
- Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. – «Гном-Пресс», 2015.
- Мусиенко С. И., Бутылкина Г. В. Оригами в детском саду. – «Линка-Пресс», 2021.
- Сержантова Т. Б. 365 моделей оригами. – М, «Айрис Пресс», 2015.
- Соколова С. В. Сказки из бумаги. – СПб, «Валерии СПб» «Сфинкс СПб», 2018
- Соколова С. Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2013.- 176 с.
- Соколова С. Театр оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2013.-240 с.
- Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития»,2016.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рабочая программа направлена на художественно-эстетическое развитие старших дошкольников, формирование образного, пространственного мышления и умения выражать свою мысль с помощью объемных форм.
Новизна программы состоит в интеграции работы с бумагой в технике оригами с решением воспитательных и эстетических задач регионального компонента образования.
Отличительные особенности программы: Главное и существенное отличие рабочей программы «Бумажные друзья Хойнэ » состоит в том, что программа учитывает этнокультурные, региональные особенности ЯНАО и является ресурсом воспитательной работы и нравственно - патриотического воспитания. Программа интегративно решает задачи конструктивно-модельного развития, так как изучаются и исследуются геометрические принципы и понятия через моделирование и конструирование из бумаги. Итоговым мероприятием программы является театрализация сказки, которую дети сочиняют самостоятельно с использованием персонажей, героев которые были выполнены самостоятельно в течение всего периода освоения программы.
Цель исследования Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, для формирования мелкой моторики рук, образного, пространственного мышления и умения выразить свою мысль с помощью объемных форм. Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира.
Задачи исследования Способствовать формированию ценностного отношения к окружающему миру, развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края. Обучать разнообразным приемам работы с бумагой, приемам изготовления композиций. Способствовать расширению представлений о свойствах различных материалов. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. Обучать умению планировать свою работу. Развивать внимание, память и пространственное воображение. Развивать коммуникативные способности и навыки работы в коллективе. Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творческой деятельности.
Планируемые результаты исследования познакомятся с искусством оригами; познакомятся со свойствами различных материалов, научиться различным приемам работы с бумагой (складывать лист бумаги пополам; складывать квадратный лист по диагонали, соединяя два противоположных угла и др.); познакомятся с основные геометрическими понятиями и базовыми формами оригами; научатся ориентироваться на листе бумаги; научатся следовать устным инструкциям, и действовать по плану (схеме, алгоритму) создавая изделия оригами; разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; овладеют навыками культуры труда; познакомятся с фольклором, колоритом народов Крайнего Севера; улучшат свои коммуникативные способности и навыки работы в коллективе.
Адресат программы: Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Объем и срок освоения программы: срок реализации программы – 2 календарных месяца, количество учебных часов по программе – 10. Форма обучения: очная. Режим занятий: одно занятие в неделю. Время проведения занятия: дети 5-6 лет- 25 минут, дети 6-7 лет – 30 минут. Наполняемость групп: 12 обучающихся
Итогом реализации программы является творческая работа (сказка театрализация) и выставка работ обучающихся, которые были выполнены самостоятельно в течение всего периода освоения программы.
Творческая работа ( сказка театрализация ) «Бумажные друзья Хойнэ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного дошкольного образования по художественной направленности «Бумажные чудеса» детей дошкольного возраста (3-4 года)
Программа «Конструирование из бумаги» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как аппликация и оригами, дает возможность поверить ...
Рабочая программа художественной направленности «Ритмический калейдоскоп» для детей подготовительной группы
Программа предоставляет возможность раскрыть методику ознакомления дошкольников с историей возникновения и развития танца, вводит в большой и удивительный мир хореографического искусства, п...
Рабочая программа художественной направленности «Танцевальная мозаика» для детей старшей группы
Программа дает возможность раскрыть методику ознакомления дошкольников с историей возникновения и развития танца, вводит в большой и удивительный мир хореографического искусства, посредство...
Дополнительная образовательная программа – художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Бумажные фантазии»
АктуальностьСоздание Программы обусловлена запросом родительской общественности МБДОУ № 31.Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, ми...
рабочая программа художественной направленности «Конфетти»
Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резер...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Бумажная сказка"
Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет максимально интегрировать самые разные виды и техники изобразительного и декоративно-прикладного творчества. ...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Бумажные фантазии"
Новизной и отличительной особенностью программы «Бумажные фантазии», является то, что в системе работы используются нетрадиционные техники и способы работы с бумагой. Используются са...
- Мне нравится (1)