Рабочая программа художественной направленности «Ритмический калейдоскоп» для детей подготовительной группы
методическая разработка (подготовительная группа)
Программа предоставляет возможность раскрыть методику ознакомления дошкольников с историей возникновения и развития танца, вводит в большой и удивительный мир хореографического искусства, посредством игры знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями хореографии, ритмики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritmicheskiy_kaleydoskop_6-7_l.docx | 52.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации города Ноябрьск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОСИНКА»
муниципального образования город Ноябрьск
(МАДОУ «Росинка»)
Рассмотрено: на заседании педагогического совета _____________________ Протокол № __ от «__» августа 2019 года | Согласовано: Заместитель заведующего ___________Писаревская А.Н от «__» августа 2019 года | Утверждаю: Заведующий МАДОУ «Росинка» _______________Миллер Ж.А. от «__» августа 2019 года |
Рабочая программа
художественной направленности
«Ритмический калейдоскоп»
для детей подготовительной группы
(с 6 до 7 лет)
Составители: музыкальный руководитель
МАДОУ «Росинка» Михайличенко О.Е
Мурзина Л.Б
2019 - 2020 уч. год
СОДЕРЖАНИЕ:
1 | Титульный лист .....……………………………………………………… | 1 |
2. | Пояснительная записка…………………………………………………….. | 3 |
3. | Учебно-тематический план …………………………………………………… | 5 |
4. | Содержание работы……………………………………………………….. | 7 |
5. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 8 |
6. | Список литературы…………………………………………………………….. | 20 |
2.Пояснительная записка
Музыкально-ритмические движения, хореографическое искусство - являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д. Основная направленность программы «Ритмический калейдоскоп» - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.
Программа предоставляет возможность раскрыть методику ознакомления дошкольников с историей возникновения и развития танца, вводит в большой и удивительный мир хореографического искусства, посредством игры знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями хореографии, ритмики. Предоставляет возможность дошкольникам влиться в громадный мир музыки от классики до современных стилей и попытаться проявить себя посредством пластики, близкой детям дошкольного возраста. Путем танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развивается способность к самостоятельному творческому самовыражению. Формируется умение передавать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластике. Дети знакомятся со сценическим костюмом: танцевальным, балетным. Кроме того, предполагается обязательное итоговое занятие с присутствием родителей и их непосредственным участием. При этом ставится цель единения творческих начал взрослого и ребенка.
Рабочая программа состоит из пяти разделов, работа над которыми продолжается в течение одного года, то есть с детьми ДОУ 6-7 лет. Занятия проводятся 30 минут один раз в неделю с группой по 8-10 человек.
Актульность
Актуальность разработанной программы заключается в том, что в ней выделяется как основа – музыка, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движение и дает четкие представления о соотношении между временем пространством и движением.
Данная программа, основываясь на синтезе музыки и пластики, открывает огромные возможности для воспитания души и тела, способствует психологическому раскрепощению ребёнка, самовыражению через движения. Она обусловлена практической значимостью: музыкально–ритмические движения, разученные детьми в процессе непрерывной образовательной деятельностях, могут применяться в повседневной жизни и способствуют дальнейшей мотивации для обучения в танцевально – хореографических студиях.
Проблемность
Проблема раннего обучения заключается в следующем: дошкольный возраст является сензитивным периодом организации процесса обучения музыкально – ритмическим движениям, так как именно в этом возрасте необходимо воспитание в детях «мышечного чувства», которое в свою очередь способствует успешной работе мозга.
Обучение музыкально – ритмическим движениям является универсальным средством развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.
Новизна
Новизна программы состоит в том, что она ориентирована не только на развитие творческих способностей детей посредством музыкально-ритмических движений, но и на совершенствование профессионализма самого педагога. В качестве музыкального сопровождения предлагаются целостные произведения в аудио записи или «живом» исполнении, а не отрывки, как это принято в традиционных музыкально - ритмических упражнениях. Целостный музыкальный образ передаётся разнообразными пластическими средствами, требующими свободного владения телом, музыкального слуха, богатого воображения и фантазии.
Программа основана на игровом методе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В рамках занятий используются различные виды музыкально-ритмической деятельности: образно – игровые композиции (инсценирование песен, сюжетные композиции, этюды, включающие имитационные, пантомимические движения), танцевальные композиции и сюжетные танцы, общеразвивающие по типу детской аэробики, музыкальные игры, этюды.
Цель программы: привитие интереса дошкольников к хореографическому искусству, развитие их творческих способностей посредством танцевально-ритмического искусства.
Задачи:
1.Развивать музыкальность, творческие способности;
2. совершенствовать двигательные качества и умения;
3. воспитывать нравственно-коммуникативные качества личности
Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 1 год, соответствующий возрастному периоду дошкольного возраста (от 6 до 7 лет), учитывающий особенности и динамику развития годичного цикла ребенка.
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится в 1 раза в год в форме индивидуальной работы, где в конце года выявляются уровни сформированности знаний, умений и навыков по музыкальному развитию.
В работе с дошкольниками учитываются следующие принципы обучения музыкально-ритмическим движениям:
- дидактики (от простого к сложному);
- систематичности;
- комплексная реализация целей: коммуникативная, развивающая, воспитывающая;
- коммуникативной направленности;
- наглядности;
- повторности;
- самостоятельности;
- научности;
- сотрудничества.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения музыкально–ритмическим движениям, овладения детьми элементарными двигательными навыками и умениями.
Программа рассчитана на 30 компонентов непрерывной образовательной деятельности в год (1 - в неделю), длительность одного компонента – 30 минут.
Способы проверки освоения воспитанниками
содержания образования по Программе
При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Она проводится на основе наблюдений музыкально-ритмической деятельности детей, один раз в год (апреле), направленных на выявление уровня освоения содержания по Программе.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Должны знать:
- основные виды движений (виды шага в танце: боковой шаг, боковой приставной шаг, высокий шаг);
-танцевальные движения («большая гармошка», «ножницы», «метелочка», «прямой галоп»)
- четыре позиции рук, шесть позиций ног;
- произведения разного жанра (элементы бальных и современных танцев);
- элементарные музыкальные термины (мелодия, аккомпанемент, регистр);
- элементы плясовых и имитационных движений.
К концу года дети должны уметь:
- выразительно, легко и точно выполнять движения под музыку;
- уметь самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности, правильно называть их;
- освоить большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру;
- сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
- передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
- описывать музыкальный образ и содержание музыкального произведения.
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Ритмический калейдоскоп» являются мероприятия:
- открытый просмотр непрерывной образовательной деятельности для родителей;
- праздники, развлечения, отчетные концерты.
Способы определения и критерии оценки индивидуального развития детей
6-7 лет
1 | Исполнение ритмических попевок. | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
2 | Исполнение танцевальных движений в кругу (поскоки, боковой галоп, «ковырялочка») | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
3 | Исполнение танцевальных движений сольно | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
4 | Под звучание 3-х частной музыкальной пьесы самостоятельно выполнять соответствующие движения. | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
5 | Исполнение танцевальных движений парами, тройками в кругу, перестроения в колонну, шеренгу. | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
6 | Исполнение упражнений с обручами, лентами, мячами. | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
Сумма баллов | 9-12баллов | 4-7 баллов | 0-3 балла | |
Уровневый показатель | Высокий | Средний | Низкий | |
Присваиваемый балл | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
3. Учебно - тематический план работы с детьми 6-7 лет
№ № | Месяц | Тема | Композиция | Количество часов непрерывной образовательной деятельности | В том числе практических |
11 | сентябрь | Обследование уровня сформированности знаний детей | 2 | 2 | |
22 | октябрь | «Мир игрушек» | «Танец Солдатов и кукол» | 4 | 4 |
33 | ноябрь | «Любимые персонажи мультфильмов» | «Разноцветная семья» | 4 | 4 |
44 | декабрь | «В мире сказок» | «Танец троллей» | 4 | 4 |
55 | январь | «Юмор и шутка» | «Кошки-мышки» | 2 | 2 |
66 | февраль | «Танцы народов мира» | «Ты, я, он, она - вместе целая страна» | 4 | 4 |
77 | март | «Современные танцы» | «Что такое доброта?» | 4 | 4 |
88 | апрель | «Композиции физкультурной направленности» | «Упражнения с обруча», «Озорники» | 4 | 4 |
99 | май | «Игры и этюды», «Настроение в музыке и пластике» | «Звездочет» «Игра с мячом» | 2 | 2 |
Итого: 30 |
4.Содержание программы
В данной возрастной группе выделено 5 разделов:
1. Развитие музыкальности:
- Воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, высказываться о музыке, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;
- Обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными произведениями, включая классические и современные произведения;
- Развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение; основные средства музыкальной выразительности, различать 2-3-частную форму произведения; способности различать жанр произведения – и выражать это в соответствующих движениях; способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание, специальные музыкальные способности: музыкальный слух, чувства ритма, музыкальный кругозор и познавательный интереса к искусству звуков, музыкальную память.
2. Развитие двигательных качеств и умений:
- Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ; умений ориентироваться в пространстве, ловкость, точность, координацию движений, гибкость и пластичность, умения ориентироваться в пространстве, воспитание выносливости, развитие силы;
- формирование правильной осанки, красивой походки;
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. Развитие творческих способностей:
- Развитие умения описывать словами музыкальный образ и содержание музыкального произведения; сочинять несложные плясовые движения и их комбинации; воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения, для выражения характера музыки, развитие творческого воображения и фантазии, способности к импровизации
- формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях; движении под музыку:
4.Развитие и тренировка психических процессов.
- Развитие воли произвольного внимания, способности координировать слуховое представление и двигательную реакцию в соответствии с тонкими нюансами звучания музыки, эмоциональной сферы и умения выражать свои эмоции в мимике и пантомимике, восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
5.Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- Развитие способности к эмпатии - умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным;
- Воспитание умения вести себя в группе во время движения со сверстниками, формирование чувства такта, культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых, воспитание умения сопереживать другим людям и животным, вести себя в группе во время движения,
5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей
Цикл этюдов для передачи образных характеристик героев сказки
«Мокрые котята»
Цель. Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом.
Ход игры. Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.
«Буратино и Пьерро»
Цель. Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.
Ход игры. Дети двигаются как в упражнении «Муравьи», по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по залу возобновляется. По команде «Пьеро» — опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно предложить детям двигаться, сохраняя образы деревянного, крепкого Буратино и расслабленного, мягкого Пьеро.
«Тюльпан»
Цель: Развивать пластику рук.
Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу, ладони вниз, средние пальцы соединены.
1.Утром тюльпан раскрывается
2. На ночь закрывается
3. Тюльпанное дерево
Раскидывает свои ветви
И осенью листики опадают
Соединяя ладони, поднять руки к подбородку, раскрыть ладони, локти соединить. Соединяя ладони, опустить руки вниз.
Внизу соединить тыльные стороны ладоней и поднимать руки над головой. Руки сверху раскинуть в стороны, ладони вверх.
Повернуть ладони вниз и мягко опускать вниз, чуть перебирая пальцами.
Цикл игр на развитие двигательных способностей
«Муравьи»
Цель: Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.
Ход игры: По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.
«Кактус и ива»
Цель: Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.
Ход игры: По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу, как в упражнении «Муравьи». По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» — ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как ко-лючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение возобновляется, команды чередуются.
«Пальма»
Цель: Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.
Ход игры: «Выросла пальма большая-пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку.
«Завяли листочки»: уронить кисть. «Ветви»: уронить руку от локтя. «й вся пальма»: уронить руку вниз. Упражнение повторить левой рукой.
«Самолеты и бабочки»
Цель: Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.
Ход игры: Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты.
Упражнение можно делать под музыку, подобрав соответствующие произведения из репертуара по музыкальному воспитанию.
«Насос и надувная кукла»
Цель: Умение напрягать и расслаблять мышцы, взаимодействовать с партнером, тренировать три вида выдыхания, артикулировать звуки «с» и «ш»; действовать с воображаемым предметом.
Ход игры: Дети распределяются на пары. Один ребенок — надувная кукла, из которой выпущен воздух, он сидит на корточках, все мышцы расслаблены, руки и голова опущены; второй - «накачивает» воздух в куклу с помощью насоса; наклоняясь вперед, при каждом нажатии на «рычаг», он выдыхает воздух со звуком «с-с-с-с» (второй вид выдыхания), при вдохе - выпрямляется. Кукла, «наполняясь воздухом», медленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Затем куклу сдувают, вытаскивают пробку, воздух выходит со звуком «ш-ш-ш-ш» (первый вид выдыхания), ребенок опускается на корточки, вновь расслабляя все мышцы. Затем дети меняются ролями. Можно предложить надувать куклу быстро, подключая третий вид выдыхания: «С! С! С!»
«Снеговик»
Цель: Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.
Ход игры: Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к ругу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.
«Снежная королева»
Цель: Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения.
Ход игры: Сначала педагог, в дальнейшем ребенок превращается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замораживать» всех детей: называет при этом определенные части тела правая рука, левая рука, левая нога, правая нога, корпус, голова), соответствующие мышцы напрягаются. Дети превращаются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца. (Расслабляются шея, руки, корпус, ноги), дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслабляются и ложатся на пол.
«Не ошибись»
Цель: Развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.
Ход игры: Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется.
«Ритмический этюд»
Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, согласованность действий с партнерами.
Ход игры: Дети делятся сначала на две, а по мере приобретения определенных навыков на три и даже четыре группы. Первая группа придумывает ритмический рисунок и начинает его воспроизводить в хлопках. Вторая группа присоединяется к первой, отхлопывая свой ритмический рисунок, затем включается третья группа и т.д.
«Как живешь?»
Цель: Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.
Ход игры:
(Педагог – Дети по - очереди)
- Как живешь? — Вот так! С настроением показать большой палец.
- А плывешь? — Вот так! Любым стилем.
- Как бежишь? — Вот так! Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами.
- Вдаль глядишь? — Вот так! Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.
- Ждешь обед? — Вот так! Поза ожидания, подпереть щеку рукой.
-Машешь вслед? — Вот так! Жест понятен.
- Утром спишь? — Вот так! Ручки под щечку.
- А шалишь? — Вот так! Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.
(По Н.Пикулевой)
«Ежик»
Цель: Развитие координации движений, ловкости, чувства ритма.
Ход игры: Дети лежат на спине, руки вытянуты вдоль головы, носки ног вытянуты.
1. Ежик съежился, Согнуть ноги в коленях, прижать
свернулся, к животу, обхватить их руками,
нос в колени.
2. Развернулся... Вернуться в исх. п.
3. Потянулся. Поворот на живот через правое
плечо.
4. Раз, два, три, четыре, Поднять прямые руки и ноги пять... вверх, потянуться за руками.
5. Ежик съежился опять!.. Поворот на спину через левое плечо, обхватить руками ноги, согнутые в коленях, нос в колени.
«Скульптор»
Цель: Развитие воображение и фантазию, совершенствовать пластические возможности тела, умение действовать с партнером.
Ход игры: Дети распределяются на пары. Один ребенок берет на себя роль скульптора, а другой — роль пластилина или глины. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое создание, придумать ему имя и рассказать, где оно живет, чем питается, что любит, как передвигается. В дальнейшем можно предложить существу ожить и начать двигаться. Затем дети меняются ролями.
В «Детском мире»
Цель: Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений.
Ход игры: Дети распределяются на покупателей и игрушки, выбирают ребенка на роль продавца. Покупатели по очереди просят продавца показать ту или иную игрушку. Продавец заводит ее ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а покупатель должен отгадать, что это за игрушка. Затем дети меняются ролями.
«Кто на картинке?»
Цель: Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений.
Ход игры: Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц, насекомых и т.д. Затем по одному передают в пластике заданный образ, остальные отгадывают. На нескольких карточках изображения могут совпадать, что дает возможность сравнить несколько вариантов одного задания и отметить лучшее исполнение.
«Зернышко»
Цель: Тренировать фантазию и пластическую выразительность.
Ход игры: Дети распределяются на зрителей и исполнителей. Каждый ребенок представляет себя маленьким зернышком какого-либо растения. Дети сидят на корточках (голову прижать к коленям и обхватить себя руками). В заданном ритме из зернышка пробивается расточек, он тянется к солнышку, растет, выпускает листочки... Зрители пытаются определить, что за растение выросло из каждого зернышка.
Календарно-тематическое планирование работы по программе «Ритмический калейдоскоп» (6-7 лет)
№№ | Месяц | Композиция | Музыкально – ритмические движения | Музицирования | Материалы и оборудование |
11.2. 4 | Сентябрь | Обследование уровня знаний детей | Цель: Определение стартовых возможностей детей. Цель: Знакомство с танцевальными позициями рук и ног. | Ритмические карточки, ложки, металлофон. | |
53 | Октябрь | «Мир игрушек» «Танец солдат и кукол» | Цель: Учить импровизировать движения в образе игрушечных персонажей. Соотносить движения с характером музыкального произведения. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | Цель: Развивать музыкальный слух, внимание, наблюдательность. | СД - диск с музыкой П. Овсянникова. Ритмические попевки. |
64 | Цель: Отрабатывать движения – наклоны туловища вправо – прямо и влево – прямо в соответствии с ритмом музыки, топающий шаг, высокий шаг. Следить за осанкой. Продолжать формировать умения различать трёхчастную музыку. | Цель: Развивать коммуникативные качества, память, воображение, эмоциональную отзывчивость. | Марш Е. Тиличеевой. Попевка « Андрей – воробей». Музыкальная композиция П. Овсянникова. | ||
75 | Цель: Совершенствовать основные движения, добиваться выразительности движений. Развивать пространственную ориентацию. | Цель: Развивать чувство музыкального восприятия. | «Плетень» (рус.нар. игра). Ритмическое лото. Разминка под музыку.«Скакалка» муз. Е.Вилькорейской. Муз.композиция П. Овсянникова | ||
86 | Цель: Развивать выразительность пластики, ловкость, координацию движений. | Цель: Продолжать развивать музыкально – ритмический слух. Ритмично хлопать в ладоши в соответствии с характером музыки. | Музыка В. Шаинского «Вместе весело шагать». Музыкальная композиция П. Овсянникова. | ||
97 | Ноябрь | «Сюжетный танец» «Разноцветная семья» | Цель: Развивать координацию, выразительность движений, внимание, способность импровизировать. Упражнять в поскоках. | Цель: Продолжать с помощью карточек выкладывать ритмический рисунок. | Песня Н. Ефремова « Ни кола и ни двора». Музыка П. Овсянникова Вальс Н. Жилина (упражнение с обручами). |
88 | Цель: Работать над правильностью выполнения приставных шагов. Продолжать учить согласовывать движения с музыкой. Следить за осанкой, положением рук. | Цель: Учить правильно прохлопывать ритмический рисунок четвертными и восьмыми длительностями. | Игра « Музыкальное эхо». Песня Н. Ефремова « Ни кола и ни двора». Музыка для сеанса релаксации. | ||
99 | Цель: Продолжать работать над правильностью выполнения поскоков. Работать над качественным выполнением приставных шагов. | Цель: Отображать ритмический рисунок цепочкой. Активизировать действия детей. | Музыка В. Шаинского « Вместе весело шагать». Песня Н. Ефремова « Ни кола и ни двора». Релаксационная музыка « У моря». | ||
110 | Цель: Добиваться выразительности исполнения движений. Развивать образное мышление, сочетать движения с музыкальным сопровождением. | Цель: Знакомить детей со средствами музыкальной выразительности.(длительность, тембр, ритм, регистр). | Танцевальные загадки. Ритмическое лото. Песня Н. Ефремова « Ни кола и ни двора». | ||
111 | Декабрь | «В мире сказок» «Танец троллей» | Цель: Отрабатывать движение – выбрасывание ног с ударом носком о пол. Продолжать учить соотносить движения с музыкой; | Цель: Чётко и выразительно читать стихи, прохлопывать ритм в ладоши, по коленям. Отображать ритмический рисунок танца. | Песня из кинофильма « Приключения Буратино», Музыка А. Рыбникова |
112 | Цель: Продолжать учить делать поскоки на месте и с продвижением вперёд. Имитировать игру на барабане, контрабасе. Добиваться чёткости движений. | Цель: Развивать чувство темпа, звуковысотный слух. | Ритмическое лото. Музыкальные загадки. Песня из кинофильма « Приключения Буратино» музыка А. Рыбникова. | ||
113 | Цель: Развивать способность к импровизации. Следить за ритмичностью хлопков, притопов. Развивать ориентацию в пространстве. | Цель: Продолжать развивать чувство ритма, динамический слух. | Ритмическая музыка для проведения разминки. Музыка А.Рыбникова Релаксационная музыка «В лесу». | ||
114 | Цель: Продолжать развивать выразительность и координацию движений, артистичность. Совершенствовать умение двигаться группой. | Цель: Закреплять понятие тембрового восприятия; развивать музыкальный слух. Выкладывать ритм музыкальных фраз. | Музыкально – двигательные импровизации на закрепление танцевальных движений. Музыка А. Рыбникова. | ||
115 | Январь | «Юмор и шутка» «Кошки - мышки» | Цель: Формировать умение выполнять лёгкий бег на носочках, крадущийся шаг. Развивать координацию движений, образное мышление, развивать чувство ритма. | Цель: Учить правильно прохлопывать ритм – сначала сильные доли, затем четвертными. | Музыка М. Зацепина к к/ф «Кавказская пленница». Музыка Е.Бриске «Разминка». |
116 1 | Цель: Продолжать работу над имитационными движениями. Дать понятие акцент и слабая доля. Развивать ориентацию в пространстве. | Цель: Продолжать развивать чувство ритма с помощью попевок. Закреплять понятие длинных и коротких звуков. | Музыка М. Зацепина «Кавказская пленница». Музыка Е. Бриске | ||
217 | Февраль | «Танцы народов мира» « Ты, я, он, она- вместе целая страна» | Цель: Развивать творческое воображение, ориентацию в пространстве. Учить двигаться по диагонали и в колонах поскоками, синхронизировать движения с музыкой. | Цель: Отображать ритмический рисунок польки, марша, вальса. | Вальс М. Жилина Марш Е. Тиличеевой Полька П. Чайковский Музыка О. Юдахиной |
118 | Цель: Добиваться согласованности движений и музыки; Учить перестраиваться в шеренги, двигаться на подскоках «змейкой». | Цель: Развивать тембровый, звуковысотный слух. | Музыка О. Юдахиной. Ритмические карточки. | ||
219 | Цель: Развивать умение выполнять последовательно движения, согласовывать их с музыкой. Отрабатывать чёткость выполнения поскоков. | Цель: Закреплять понятие четвертные и восьмые длительности. | Музыка Е. Бриске «Разминка». Музыка О.Юдахиной | ||
220 | Цель: Закреплять понятия – шеренга, колона, диагональ. Развивать пространственную ориентацию, внимание, наблюдательность. | Цель: Ритмично выполнять хлопки по сигналу. | Марш Ю. Чичкова Ритмическая музыка для разминки. Музыка О. Юдахиной. | ||
221 | Март | «Современные танцы» «Что такое доброта?». | Цель: Добиваться пластичности движений, способность чувствовать музыкальную форму, а также образное мышление. Учить изменять движения в соответствии с характером музыки. | Цель: Правильно отображать заданную ритмическую формулу на металлофоне, треугольнике. | Рожок, звёздочки на палочке. Музыка Поля Мориа « Звёзды в твоих очах». |
222 | Цель: Учить перестраиваться с шеренги в круг, правильно манипулировать предметами. Следить за плавностью выполнения движений. Отрабатывать движение «кружение на носках». | Цель: Развивать ритмические способности детей, чувство темповых изменений. | Атрибуты к танцу. Музыка Поля Мориа «Звёзды в твоих очах». | ||
223 | Цель: Продолжить работу над правильным перестроением с шеренги в круг. Отрабатывать чёткость и плавность выполнения. Следить за осанкой. | Цель: Работа с ритмическими карточками. | Дидактическое пособие «Развиваем чувство ритма». Музыка Поля Мориа «Звёзды в твоих очах». | ||
224 | Цель: Развивать чувство ритма, координации, точности, выразительности исполнения движений, двигательной памяти и произвольного внимания, быстроты реакции. | Цель: Продолжать развивать звуковысотный и тембровый слух. | Музыка « Аэробика». Атрибуты. Музыка Поля Мориа «Звёзды в твоих очах». | ||
225 | Апрель | «Композиция физкультурной направленности» «Упражнение с обручами» | Цель: Развивать координацию движений, быстроту реакции, внимание, чувство ритма, способность к импровизации, адекватной оценки и самооценки. Учить действовать с предметами. | Цель: Продолжать работу над развитием чувства ритма с помощью музыкальных инструментов. | Металлофон, ложки. Музыка Ю. Чичкова |
226 | Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, воображение, способность к импровизации. | Цель: Прохлопывать чётко и ритмично музыкальные загадки. | Попевки. Ритмические карточки. Музыка Ю. Чичкова | ||
327 | «Композиция физкультурной направленности» « Озорники» | Цель: Развивать чувство ритмического восприятия, координацию движений, красивую осанку, гибкость и пластичность. Развивать музыкальность, образное мышление, память и внимание, | Цель: Продолжать развивать ритмические способности детей. | Музыка Ю.Чичкова Музыка Ф. Лоу | |
328 | Цель: Соотносить движения рук и ног; развивать ориентацию в пространстве, выразительность выполнения движений. | Цель: Закреплять понятия – тембр, регистр, динамика. | Музыка Ф. Лоу Музыка для релаксации. | ||
229 | Май | «Игры и этюды» «Звездочёт» « «Игра с мячом» | Цель: Развивать пространственную ориентацию, коммуникативные способности, быстроту реакции, способность к импровизации. | Цель: Развивать музыкальный слух. Закреплять понятия – Длинные и короткие звуки. | Музыка М. Спадавеккиа, «Добрый жук».
|
3 30 | Повторение ранее выученных танцев | Цель: Закреплять умение двигаться подскоками. Формировать умение действовать с предметами. Закрепление знаний, умений и навыков, приобретённых в течение года. | Работа с ритмическими карточками. Закреплять умение ритмичного исполнения | Музыка А. Петрова. Вальс из к/ф « Берегись автомобиля». |
Протокол диагностики индивидуального развития воспитанников кружка «Ритмический калейдоскоп» (6-7 лет)
МАДОУ «Росинка» за 20__-20__ учебный год
Провела: ________________
№п/г | Ф.И | Исполнение ритмических попевок | Исполнение танцевальных движений в кругу | Исполнение танцевальных движений сольно | Под звучание 3-х частной музыкальной пьесы самостоятельно выполнять соответствующие движения | Исполнение танцевальных движений парами в кругу | Исполнение упражнений с обручами, лентами | Сумма | Уровневый показатель |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
Всего | В | ||||||||
С | |||||||||
Н |
6. Список использованной литературы
Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2000.
Бочкарева Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии. Учебно-методическое пособие. 1998.
Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного возраста. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
Суворова Т.И. Танцуй малыш. – Санкт-Петербург: Музыкальная палитра.
Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей. – Санкт-Петербург: Музыкальная палитра, 2004-2007 годы.
Суворова Т.И. Танцевальная ритмика. Новогодний репертуар. – Санкт-Петербург: Музыкальная палитра, 2009.
Суворова Т.И. Спортивные олимпийские танцы. – Санкт-Петербург: Музыкальная палитра, 2008.
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Т. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей. – Санкт-Петербург: Детство – пресс, 2010.
Хореография. Сборник образовательных технологий (в помощь педагогу дополнительного образования). Кемерово, 2002.
Программа по дополнительному образованию «Ритмический калейдоскоп»
ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
- Ритмическая мозаика.- Программа по ритмической пластике детей /под редакцией А.И. Буренина.- С-Пб 2000
-«Музыкальная палитра», «Коммуникативные танцы-игры для детей», «Танцевальная палитра». И.А. Бурениной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа социально-личностной направленности «Уроки добра» для детей подготовительной группы
Одним из важных направлений работы при подготовке ребенка к школе является развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников. В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и по...
Музыкально-ритмическое развлечение для детей подготовительной группы «Путешествие на поезде»
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста...
Рабочая программа социально-личностной направленности «Уроки добра» для детей подготовительной группы
Подготовка ребенка к школе длительный и многоплановый процесс. Одним из важных направлений работы при подготовке ребенка к школе является развитие эмоционально-...
Конспект образовательной деятельности познавательной направленности по экспериментированию для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «Удивительная соль»
Конспект занятия в подготовительной группе, основанный на экспериментально-исследовательской деятельности детей....
"Осенний калейдоскоп" (для детей подготовительной группы)
Познавательно-игровая программа для старших дошкольников....
Познавательно-игровая программа «Осенний калейдоскоп» для детей подготовительной группы.
В условиях самоизоляции родители активно принимают участие в празднике и предлагают задания для детей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РОМАШКА» на 2023-2024 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РОМАШКА» на 2023-2024 учебный год...