Рабочая программа художественной направленности «Сказка на песке»
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Рабочая программа
художественной направленности
«Сказка на песке»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 211.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 «Светлячок» города Лесосибирска»
Рассмотрено на заседании педагогического совета от «___» _____________ 20___г. Протокол № _______________ | Утверждаю: Заведущий МАДОУ «Детский сад № 6 «Светлячок» __________ Т. В. Шемец «___» _____________ 20___г. |
Рабочая программа
художественной направленности
«Сказка на песке»
Возраст детей: 4 – 6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Куриленко Зифина Раисовна,
воспитатель
Лесосибирск, 2022 год
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………..3
1.2. Содержание программы:
- учебный план………………………………………………………………...…..7
- содержание учебного плана.……………………………………………….…..12
2. Формы аттестации и оценочные материалы………………………………..16
3. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы
3.1. Условия реализации программы…………………….……………………...17
3.2. Методические материалы……………………………………...…….............18
3.3. Список литературы…………………………………………..…………........20
Приложения………………………………………………………..………….…..21
- Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
- Пояснительная записка
Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!
К.Д. Ушинский
Рисование песком – это погружение ребенка в сказку, в мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Прикасаясь к песку, дети чувствуют его тепло, текучесть, его движение. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно. Нарисовать с помощью песка можно что угодно: растения и животных, жителей моря и насекомых, портреты и пейзажи и т.д.
Неординарный подход в организации занятий по развитию творческого мышления важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству.
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Направленность программы – художественная.
Данная рабочая программа направлена на всестороннее гармоничное развития личности ребенка через способности самовыражения и самопознания. Программа носит художественно-эстетическую, речевую направленность, так как позволяет на практике развивать творческое мышление, воображение, речь детей, мелкую моторику, мотивирует развитие детской креативности.
Актуальность программы
Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с телевизором и компьютером, планшетом или телефоном.
На этапе завершения дошкольного образования обучающийся (далее – ребенок, дошкольник, воспитанник, дети…) способен хорошо овладеть устной речью, использовать ее для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Программные материалы для школьников стали сложнее, а желание детей приобретать знания, осваивать школьные программы все меньше и меньше.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что средства и методы рисования песком развивают творческое мышление, воображение, мелкую моторику рук, речь, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, к обучению вообще. Если учесть, что песок обладает замечательным свойством снимать накопившееся напряжение, то в процессе реализации программы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния дошкольника.
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством обучения технике рисования песком (метода «Sand Art»).
Задачи:
- формировать и развивать умения в области ИЗО деятельности при помощи песка и света;
- совершенствовать координацию движений рук, слуховое и зрительное восприятие;
- развивать гибкость и оригинальность, продуктивность и скорость мышления, умение детализировать творческие идеи; моторику рук;
- способствовать снятию мышечного напряжения, тревоги, стабилизации эмоционального состояния;
- создавать условия для совершенствования зрительно - пространственной ориентировки, речевых возможностей, познавательных процессов;
Отличительные особенности
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что развитие художественных способностей, творческого воображения, мелкой моторики, речи детей с младшего дошкольного возраста, через рисование нетрадиционным способом – при помощи песка, света и музыки обучающийся получает эстетическое наслаждение, удовлетворение и активно развивается.
За основу в программе взят метод «Sand Art», который позволяет на специально созданных столах со световой подсветкой решать образовательные, развивающие и коррекционные задачи.
Адресат программы
Рабочая программа «Сказка на песке» предназначена для детей дошкольного возраста 4-6 лет в рамках дополнительного образования.
Формы обучения, виды занятий
Форма обучения: очная.
Формы занятий - подгрупповая, индивидуальная.
Виды занятий: занятие-игра, сказка, практическое.
Все занятия – игры делятся на три направления:
1.Обучающие занятия – игры, направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное, что ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас, развивается восприятие различного темпа речи, высота и сила голоса, дыхание, внимание и память, фонематический слух. В процессе этих занятий идет подготовка к обучению письму и чтению.
Занятия сочетаются с музыкотерапией (пение птиц, звуки природы, гитара) для гармонизации эмоционального состояния. Во время занятий для развития мелкой моторики рук используется «пальчиковая гимнастика», игровые массажи рук при помощи мячиков Су-Джок, массажных мячиков.
Для развития речи используются стихи, загадки, сказки, чистоговорки, театральные этюды.
2.Познавательные занятия - игры, с их помощью мы помогаем ребенку познавать многогранность окружающего мира.
3.Проективные занятия - игры, с их помощью мы осуществляем мониторинг, и развитие ребенка.
Подвиды игр - занятий на песке.
Игры на развитие мелкой моторики пальцев рук и тактильно-кинестетической моторики пальцев: «Пальчики, ладошки, кулачки — друзья вы мои и помощники».
Игры на коррекцию взаимоотношений между детьми, детьми и взрослыми (поведение и общение), коррекция отклонений в эмоциональном развитии: «Дружба зло побеждает».
Мир чудес на песке: игры на формирование положительных черт характера, навыков партнерской коммуникации, развитие эмоций у детей.
Познавательные игры на песке: «На песке путешествуем — радость, счастья всем дарим».
Игры для ознакомления с окружением: посредством них дети узнают животных, реки, города и т.д.
Географические игры: дети узнают, как живут люди в разных точках планеты, их отношения.
Фантастические игры: дети имитируют жизнь на других планетах. Получают информацию о космосе, кораблях, исследованиях, разыгрывают ситуации жизни инопланетян, находят выход из конфликтных ситуаций, освобождаясь от внутреннего напряжения.
Исторические игры: становясь участниками исторических событий, дети обыгрывают их в песочнице, строят, разрушают, изучают стратегию «боевых действий» и снова строят.
Объем программы: 64 часов. 1 этап –32 часа, 2 этап- 32 часа. Программа включает в себя 2 блока:
- 1й блок – начальный этап обучения. Дети знакомятся с техникой песочного рисования и с ее помощью через использование линий, геометрических форм приобретают умения преобразовывать их в различные образы («на что похож круг – на солнце, на тарелку» и т.д.)
- 2й блок – сюжетное рисование. Дети, используя различные приемы рисования на песке и разную технику, знакомятся с жителями и растениями, морскими обитателями и животными, которые с помощью педагога воссоздают из песка.
Срок освоения программы
Программа может быть реализована как целостно, так и поэтапно. Т.е., 1 и 2 этап обучения могут существовать самостоятельно. Т.о., общий срок реализации программы – 2 года, либо поэтапно 1+1 год
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Время проведения занятий – вторая половина дня (в промежутке с 15.35 до 16:35), по расписанию дополнительного образования ДОО.
Продолжительность занятий: 30 минут.
Количество детей в группе – до 8 человек.
Планируемые результаты освоения программы.
Результатами могут считаться целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО.
Занятия песком способствуют успешному развитию обучающегося в познавательно-речевом аспекте, так как все задания, выполняемые детьми, носят исследовательский характер. В ходе реализации программы неизбежно происходит развитие познавательной активности, речевого аппарата. Продуктивная деятельность, предусмотренная программой, обеспечивает развитие всех центров нервной системы и ведет к положительному результату.
Социально-личностное развитие - реализация программы будет способствовать обеспечению первичной социализации малышей, произойдет постепенное смещение индивидуальной активности детей в общее русло. Этому будет способствовать такое построение занятий:
- в начале парная работа (педагог-ребенок, ребенок-ребенок). Затем возможно свободное коллективное творчество под руководством педагога и самостоятельно.
Художественно-эстетическое развитие осуществляется через ИЗО деятельность на песке, творчество. В итоге дети смогут выполнять задания не только по образцу, но и плавно переходить к творчеству по собственному замыслу.
Результат, т.е. рисунок не является главной целью. Главный результат работы заключается в самом процессе творчества.
Важно дать волю воображению и не бояться экспериментировать, разбудить в ребенке желание делать красивое своими руками и любоваться красотой, сделанной другими людьми.
Мелкая моторика, речь, развитая в соответствии с возрастом, является тем результатом, к которому мы стремимся, обучая детей по программе.
Итогом обучения будет:
- Развитые на более высоком уровне познавательные функции.
- Ребенок будет способен слушать своего собеседника.
- Проявляет творчество при составлении рисунков из песка.
1.2.Содержание программы
В основу содержания программы «Сказка на песке» положены принципы:
- природосообразности;
- доступности;
- психологической комфортности.
Программа построена по принципу «от простого к сложному». Если есть необходимость, педагог может увеличить или уменьшить количество часов, отведенных на определенную тему, ориентируясь на развитие детей группы.
Учебный план
1 год обучения
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 этап | Начальный | 64 | 3 | 61 | |
1 Октябрь | Вводное занятие. Диагностика базовых знаний и умений детей. | 1 | 1 | - | Анализ |
2 | «Знакомство с песочным человечком» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
3 | Осень, осень – ты похожа… | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
4 | «Знакомство со свойствами песка». | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
5 | «Нарисуй эмоцию» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
6 | «Копаем – насыпаем» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
7 | «Кошка и собака» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
8 | «Путешествие золотой рыбки» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
9 Ноябрь | Рисование вертикальных линий. «Дождик, дождик, веселей»! | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
10 | «Вот ёжик – ни головы, ни ножек»! | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
11 | Рисование горизонтальных линий. «Лесенка - чудесенка» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
12 | «Цветные заборчики» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
13-14 | Знакомство с приемами рисования на песке при помощи отпечаток рук, предметов. «Необыкновенные следы жителей «Песочной страны» | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение. |
15 | «Светит солнышко» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
16 | Моя семья | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
17 | «Песочный ветер» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
18Декабрь | Игры-прятки. «В поисках клада» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
19 | «Мышки в норках» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
20 | Знакомство с геометрическими фигурами. «Волшебный круг» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
21 | «Птичий двор» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
22 | «Снежинка» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
23 | Знакомство с геометрическими фигурами. «Строгий квадрат» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
24 | «Обведи и укрась фигуру» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
25 | «Дед Мороз в гостях»
| 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
26Январь | «Гараж для машины» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
27 | Знакомство с геометрическими фигурами. «Необычный треугольник» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
28 | «Домишки для муравьишки» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
29 | «Путешествие к гномам в горы» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
30 | Знакомство с геометрическими фигурами. «Упрямый прямоугольник» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
31 | «Украсим коврик» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
32 | «Баранки-калачи» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
33 2 этап | Знакомство с геометрическими фигурами. «Веселый овал» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
34 Февраль | «Наш помощник - светофор» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
35 | «Папы разные нужны, папы разные важны» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
36 | «Символ счастья» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
37 | «Моё будущее» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
38 | «Сказочные предметы» | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение. | |
39 | «Картины на песке» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
40 | «Праздничные украшения» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
41 | « Построим домик для куклы» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
42Март | «Волшебный цветок» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
43 | «Букет для милой мамочки» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
44 | «Бусы для бабушки» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
45 | «Солнечные лучики» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
46 | «У бабушки в деревне» | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение. | |
47 | «Сказочная клумба» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
48 | «Городок игрушек» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
49 | «Домашние животные» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
50 Апрель | «Лесные звери» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
51 | «Животные жарких стран» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
52 | «Насекомые» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
53 | Радужные камни» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
54 | «Страна чудесного песка» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
55 | «Песочный телеграф» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
56 | «Сказка-сочинялка» (игра-фантазирование) | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
57 | Рисование спирали «Смешная спираль» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
58Май | «Леденцы на палочке» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
59 | Рисование волнистых, зигзагообразных линий. «Искупай утёнка» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
60 | «Бабочка» | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение. |
61-63 | «Непредсказуемый зигзаг». Инсценировка сказки «Колобок» | 3 | - | 3 | Педагогическое наблюдение. |
64 | Итоговое занятие. Диагностика | 1 | 1 | - | Анализ |
Итого: | 64 | 3 | 61 |
Содержание учебного плана
1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие
- провести диагностику базовых знаний и умений детей.
Тема 2. «Знакомство с песочным человечком»
- выявить уровень развития мелкой моторики, умений детей в соответствии с замыслом использовать различные способы создания песочной картины, а также умений участвовать в коллективной работе – создавать общую песочную картину, оценивать личный и коллективный результат.
Тема 3. «Осень, осень – ты похожа...»
- прививать любовь к природе;
Тема 4. «Знакомство со свойствами песка»
- отработать элементы «засыпания», «рассыпания»;
-снизить психоэмоционального напряжение;
-развивать тактильно-кинестетические чувствительности.
Тема 5. «Нарисуй эмоцию»
- закрепить умения детей определять эмоциональные состояния людей.
Тема 6. «Копаем – насыпаем»
- отработать элементы насыпания песка горкой, при помощи воронки и раскапывания игрушки одним пальчиком.
Тема 7. «Кошка и собака»
- показать детям важность умения налаживать спокойные, дружелюбные контакты с окружающими на примере животных
Тема 8. «Путешествие золотой рыбки»
- расширить представления детей об окружающем мире;
- развивать мелкую моторику рук.
Тема 9. «Дождик, дождик, веселей!»
-формировать навыки рисования прямых линий (вертикальных сверху - вниз). Развивать мелкую моторику, развитие чувства ритма, эстетического восприятия.
Тема 10. «Вот ёжик – ни головы, ни ножек»!
Развитие навыка рисования прямых линий (вертикальных сверху - вниз, снизу- вверх). Развитие мелкой моторики, развитие чувства ритма, эстетического восприятия. Заинтересовать к созданию изображения на песке.
Тема 11. «Лесенка - чудесенка».
-развивать навыки рисования прямых линий (вертикальных сверху - вниз, снизу- вверх, горизонтальных линий слева - направо, справа - налево).
Тема 12. «Цветные заборчики».
- развивать навыки рисования прямых линий (вертикальных сверху - вниз, снизу- вверх, горизонтальных линий слева - направо, справа - налево).
Тема 13-14. «Необыкновенные следы жителей Песочной страны»
-знакомить с приемами рисования на песке при помощи отпечаток рук, предметов; -развивать умения соотносить образы животных и птиц с отпечатками их следов на песке; -стимулировать творчество детей к импровизации в изобразительной деятельности.
Тема 15. «Светит солнышко»
-освоить техники рисования круга на песке, с последующим прорисовыванием прямых линий от круга в стороны; - развивать тактильное восприятие, чувство формы, мелкую моторику.
Тема 16. «Моя семья»
-формировать у ребенка представления о доме, семье как о чем-то надежном, близком, защищающем.
Тема 17. «Песочный ветер»
-развивать творческие способности, воображения.
Тема 18. «В поисках клада».
Игры-прятки.
-развивать тактильную чувствительность пальцев рук, мелкой моторики, воображения, мышления, памяти.
Тема 19. «Мышки в норках»
-отработать элементы насыпания песка горкой, при помощи воронки и раскапывания игрушки одним пальчиком. Игры-прятки.
-снизить психоэмоциональное напряжение. - развивать тактильно-кинестетическую чувствительность.
Тема 20. «Волшебный круг»
- познакомить с геометрическими фигурами, с приемами рисования на песке геометрических фигур.
Тема 21. «Птичий двор»
-создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих и перелетных птицах.
Тема 22. «Снежинки»
-развивать у детей воображение, мелкую моторику.
Тема 23. Знакомство с геометрическими фигурами. «Строгий квадрат».
-познакомить с приемами рисования на песке геометрической фигуры квадрат.
Тема 24. «Обведи и укрась фигуру».
-развивать навык различать «квадрат» как геометрическую фигуру, показать многообразие образов, имеющих сходство с квадратом по построению.
Тема 25. «Дед Мороз в гостях»
-формировать умение быть дружелюбными во взаимоотношениях с окружающими.
Тема 26. «Гараж для машины».
-показать способ преобразования «квадрата» в гараж, дом, в стол или в телевизор; - вызвать интерес к преобразованию одного предмета в другой;
-развивать ловкость, аккуратность, художественный вкус в процессе создания песочных картин.
Тема 27. «Необычный треугольник».
-познакомить с приемами рисования на песке геометрической фигуры - треугольник.
Тема 28. «Домишки для муравьишки».
-формировать навык различать «треугольник» как геометрическую фигуру, показать многообразие образов, имеющих сходство с треугольником по построению.
Тема 29. «Путешествие к гномам в горы».
-помогать детям увидеть в данной фигуре различные образы (шапочка гнома, ствол пальмы, крыша дома и т.д.); -учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук.
Тема 30. «Упрямый прямоугольник».
-познакомить с приемами рисования на песке геометрической фигуры - прямоугольник.
Тема 31. «Украсим коврик».
-развивать умение создавать образы, похожие на «прямоугольник» (автобус, робот и т.д.) Развивать чувство гармонии, художественный вкус.
Тема 32. «Баранки-калачи».
-развивать умение различать «круг» как геометрическую фигуру, освоить технику рисования круга на песке, показать многообразие образов, имеющих сходство с кругом по построению.
Тема 33. «Веселый овал».
-познакомить с приемами рисования на песке геометрической фигуры - овал.
Тема 34. «Наш помощник - светофор»
-развивать внимания, закрепление правил поведения на дороге.
Тема 35. «Папы разные нужны, папы разные важны»
-воспитывать у детей гуманное чувство по отношению к своим близким.
Тема 36. «Символ счастья»
-формировать у детей патриотические чувства.
Тема 37. «Моё будущее»
-формировать у детей гражданскую принадлежность.
Тема 38. «Сказочные предметы»
-развивать у детей умение передавать в рисунке понравившееся сказочные предметы.
Тема 39. «Картины на песке»
-продолжать развивать воображение и фантазию.
Тема 40. «Праздничные украшения»
-развивать познавательную и продуктивную деятельность.
Тема 41. «Построим домик для куклы»
-развивать умение понимать «прямоугольник» как геометрическую фигуру, показать многообразие образов, имеющих сходство с прямоугольником по построению.
Тема 42. «Волшебный цветок»
-развивать умение различать «овал» как геометрическую фигуру, показать многообразие образов, имеющих сходство с овалом по построению; -формировать качества творческого мышления.
Тема 43. «Букет для милой мамочки»
-развивать познавательную и продуктивную деятельность.
Тема 44. «Бусы для бабушки»
-воспитывать у детей гуманное чувство по отношению к своим близким.
Тема 45. «Солнечные лучики»
-развивать творческие способности.
Тема 46. «У бабушки в деревне»
-закрепить знания детей о характерных признаках весны.
Тема 47. «Сказочная клумба»
-развивать художественного и пространственного мышления.
Тема 48. «Городок игрушек»
-воспитать положительное отношение к нравственным ценностям.
Тема 49. «Домашние животные»
-закрепить и уточнить знания детей о домашних животных; -активизировать и расширять словарь по теме домашние животные;
Тема 50. «Лесные звери»
- создать условия для получения детьми сведений об окружающей дикой природе (жилища животных, питание, детеныши).
Тема 51. «Животные жарких стран»
- обогатить знания детей о животные жарких стран.
Тема 52. «Животные жарких стран»
- обогатить знания детей о насекомых.
Тема 53. Радужные камни»
-развивать у детей внимание, мыслительные операции: умение их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую деятельность.
Тема 54. «Страна чудесного песка»
-развивать внимание и память. Дружелюбное отношение друг к другу
Тема 55. «Песочный телеграф»
Педагог «рисует» пальцем на спине ребенка геометрическую фигуру (треугольник, окружность, квадрат). Тот, кто получил «сообщение», должен передать его следующему игроку точно таким же способом – нарисовать фигуру пальцем на спине соседа. Последний получатель сообщения воспроизводит форму палочкой на песке.
Тема 56. «Сказка-сочинялка» (игра-фантазирование)
-развивать воображение и фантазию.
Тема 57. «Смешная спираль».
Рисование спирали.
-развивать гибкости и оригинальности мышления.
Тема 58. «Леденцы на палочке».
-развивать представления о геометрических формах; - снижать психоэмоциональное напряжение.
Тема 59. «Искупай утёнка».
Рисование волнистых, зигзагообразных линий.
-развивать гибкость и оригинальность мышления.; -развивать представления о геометрических формах.
Тема 60. «Бабочка»
-воспитывать любовь к насекомым, вызвать желание заботиться о них.
Тема 61-63. «Непредсказуемый зигзаг».
Инсценировка сказки «Колобок». Занятие сказка. Развитие умения создания миниатюрных сюжетных картин из песка. Развитие чувства формы, детализации, глазомера, мелкой моторики. Воспитание художественного вкуса.
Тема 64. Итоговое занятие.
Диагностика знаний и умений детей, приобретенных на конец учебного года.
2. Формы аттестации и оценочные материалы
С целью определения успешности освоения программы, развития обучающихся по данной программе проводится мониторинг, который складывается из систематических наблюдений за успехами детей, срезовых заданий, текущего контроля в процессе индивидуальной или групповой работы, индивидуальных и групповых бесед с детьми, с родителями и воспитателями, анализа достижений детей на конец учебного года.
Оценочные материалы
Диагностические карты, описание заданий для проверки усвоения программного материала (Приложение № 1, 2).
Способы и средства проверки и оценки результатов освоения программы основаны на целевых ориентирах ФГОС ДО.
Уже на первом занятии можно очень многое узнать о ребёнке:
- состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);
- развитие познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);
- общая осведомленность (как много предметов из набора игрушек ему не знакомы);
- сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам);
- личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).
В течение занятия, пока ребенок строит свою сказочную страну, можно выяснить:
- степень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;
- степень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
- эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);
- стиль семейных отношений (диалоги между героями);
-степень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;
- устойчивость и распределение внимания, работоспособность;
- воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).
В конце занятия педагог выясняет следующее:
- степень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);
- степень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;
- умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для каждой игрушки), сообразительность;
- на групповых (2—4 человека) занятиях - степень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.
3. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы
3.1. Условия реализации программы
Для организации и грамотной организации учебного процесса необходимо иметь:
- Отдельный кабинет с возможностью его затемнения, источники дополнительного освещения (настольные лампы, подсветку), затемняющие шторы.
- Кабинет должен быть оборудован световыми песочными столами, ящиками с внутренней подсветкой, оборудованием для переноса изображения на экран (видео камеры, проектор, компьютер)
- Музыкальная колонка, флэшка с аудиозаписями, световые приборы сенсорной комнаты.
- Контейнеры с фигурками-миниатюрами, формочки для песка.
- Непрозрачная ткань, влажные салфетки.
Оборудование «песочницы»:
Песок – искусственный кварцевый, кинетический, «лунный», возможно заменить его манной крупой, иными сыпучими веществами - соль, манка, мука, крахмал, кофе, рис, горох (песком заполняется 1/3 ящика).
- Песок, используемый для занятий, может быть сухой и мокрый, бесцветный и цветной.
- Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями): лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста, трафареты, мозайки, пуговицы, массажные мячики средние, массажные мячики «Су-Джок»; миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста, различных животных и растения, транспорт и пр. игрушки из «киндер-сюрпризов».
- Разные вещи: пуговицы, перья, монетки. - Природные материалы: ракушки, веточки, камни, крышечки.
- Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль.
- Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигурки.
3.2. Методические материалы.
Программа предполагает использование следующих педагогических технологий:
- деятельностного подхода (опора на ведущий вид деятельности - игру);
- индивидуального подхода;
- системности (затрагиваются все стороны психофизического развития ребенка);
- последовательности изложения материала (его подача от простого к сложному и логическую связь всех тем и этапов занятий между собой);
- интегративности (соединение различных видов деятельности в единый комплекс как всего курса в целом, так и каждого занятия в отдельности).
Методическими материалами служат публикации, пособия, специальная литература:
- Грабенко Т.А., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры. – СПб, 2002.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке.2000. - Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006.
- К логопеду или в песочницу. «Обруч», №5, 2005. - Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2002.
- Психотерапия./ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – М., 2000.
- Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – Спб.: Речь, 2007.
- Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006.
- Юнг К.Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. Тавистокские лекции. – СПб, 1998.
- Юнг К.Г. Человек и его символы. – М., 1998.
- Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб, 2007. - Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб, 2001.
- Фотографии детских рисунков, изображенных на песочных столах;
- Подборка слайдовых презентаций, мультфильмов рисованных в технике песочного рисования;
- Специальная, справочная и методическая литература;
- Наборы наглядных пособий по темам программы;
- Методические разработки и памятки по использованию песочной терапии в развитии речи детей;
- Конспекты занятий, подборки текстов сказок, рассказов, стихотворений, чистоговорок, пальчиковых игр, игрового массажа.
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие методы:
- информационно-рецептивный;
- репродуктивный метод;
- проблемный метод;
- эвристический поисковый.
Методические приемы, которые наиболее благоприятно способствуют активизации креативного мышления детей:
- обеспечение ситуации успеха;
- прием аналогий и ассоциаций;
- прием презентаций;
- эмоционально-ассоциативный;
- комбинирование и трансформация;
- свободный выбор заданий (техники исполнения, сюжет рисунка дети могут выбрать самостоятельно).
Список литературы
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». _ СПб.: Речь, 2006 – 208 с.
5.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
6. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
7. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006. .
8. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010
Приложение 1
Диагностическая карта для определения достижений обучающихся по программе «Сказка на песке»
Содержательная составляющая программы – обучение песочной анимации.
Направленность – художественная.
Руководитель – Куриленко Зифина Раисовна
Учебный год – 2022-2023
№ п\п | Ф.И. Ребёнка | Развитие продуктивной деятельности | Развитие мелкой моторики | Развитие воображения | Развитие речи | Социально – коммуникативное развитие | |||||
На начало | На конец | На начало | На конец | На начало | На конец | На начало | На конец | На начало | На конец | ||
1. | |||||||||||
2. | |||||||||||
3. | |||||||||||
4. | |||||||||||
5. | |||||||||||
6. | |||||||||||
7. | |||||||||||
8. | |||||||||||
9. | |||||||||||
10. |
Уровни
5 - очень высокий
4 - выше среднего
3 - средний
2 - ниже среднего
1 – очень низкий
Целевые ориентиры освоения программы:
Ребенок может выделять цветовые эталоны, проводить действия идентификации предметов и их изображений по цвету, цветовые сочетания выстраивает по образцу.
У него развиты умения в рисовании, в изображении простых предметов. Он может сгруппировать предметы по цвету, форме и величине.
Ребенок знает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. У него развито умение ритмично наносить линии.
Приложение 2
Игры на развитие коммуникации:
«Интервью»
Цель: развитие навыков общения детей.
Ведущий, по очереди подходя к каждому ребенку, представляется журналистом и просит его сказать несколько слов о себе. Берется интервью по очереди у каждого из присутствующих, также могут задавать вопросы и все остальные дети.
«Подари улыбку»
Цель: учить ребенка справляться с грустью
Участники становятся в круг, берутся за руки за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза. Что чувствовали? Какое сейчас настроение?
«Ласковое имя»
Цель: развивать чувства доверия друг к другу
Каждый из участников по очереди становится в круг и протягивает руки ладонями вверх тому, с кого бы он хотел начать движение по кругу. Все по одному называют варианты (ласкательные) имени участника, стоящего в центре круга, и как бы «дарят» их. Важно при этом прикоснуться к ладоням и посмотреть в глаза, поблагодарить за «подарок».
«Обзывалки»
Цель: учить детей выплескивать свой гнев, развивать дружеские отношения
Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться). Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели. Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ……, морковка!». Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем.
«Доброе животное»
Цель: помочь детям истратить накопившуюся негативную энергию
Ведущий тихим и спокойным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – два шага назад.
«Тух, тух»
Цель: учить детей снимать мышечное напряжение
В этой игре заложен комический парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух, тух!» сердито. Через некоторое время они не могут не смеяться.
«Зайчики»
Цель: учить детей задерживать внимание ребенка на разнообразных мышечных ощущениях.
Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий – силу, темп, резкость – и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений
«Два барана»
Цель: учить снимать напряжение, злость
Ведущий разбивает детей на пары и читает текст: «Рано –рано, два барана , повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше.
«Маленькое приведение»
Цель: учить детей выплескивать накопившийся гнев
Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга.
«Комплимент»
Цель: учить детей создавать позитивное настроение
Предварительная беседа с помощью вопроса: «Что такое комплимент»
Участники образуют круг, берутся за руки. Каждый участник говорит комплимент по кругу.
«Бутон»
Цель: учить создавать позитивное настроение детей
Дети садятся на пол и берутся за руки. Необходимо встать плавно, одновременно, не опуская рук. После чего «цветок» начинает распускаться (отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки) и качаться на ветру.
Приложение 3
Упражнения с использованием песка:
«Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры. Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу, либо продолжить узор взрослого.
«Мы создаем мир»
Цель: развитие и расширение ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека
Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества.
«Мы едем в гости»
Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листке»
Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями «верх – низ», «право –лево», «над –под», «из-за – из-под», «центр – угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит», «прыгает», «ползает» по песку, изображая различных персонажей.
«Секретные задания кротов»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса. Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей. Взрослый погружает руку под песок, шевеля пальцами под песком. Тоже самое делает и ребенок, можно дуть на песок, использовать перышки, палочки, кисточки.
«Отпечатки»
Цель: развитие мелкой моторики рук
Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делить с помощью формочек. Используем формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине.
«Кто к нам приходил»
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия
Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек отпечатки, ребенок отгадывает, потом они меняются местами.
«Песочные строители»
Цель: развитие пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти
Дети строят песочные домики по памяти, если ребенок не справляется, то ребенку дается инструкция, если ребенок не справляется, то взрослый должен ему помочь.
«Песочный детский сад»
В игре обыгрывается целый день в детском саду, с соблюдением последовательностей выполнения основных режимных моментов, а также все доступные ребенку навыки самообслуживания.
«В гостях у Песочной феи»
Песочная фея: В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
«Следы на песке»
Воспитатель с малышом шагает по песку, оставляя следы, при этом можно приговаривать: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!» Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.
«Во саду ли в огороде»
По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказка» для детей старшего дошкольного возраста
Программа адресована детям 6 - 7 лет, реализуется как дополнительное направление речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социально-эмоционального развития ребёнка,...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сказка" для детей 5-6 лет. Направлена на развитие театральных способностей детей дошкольного возра...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»
Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «В гостях у сказки»
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные под...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ»
Программа кружка по песочной анимации "Чудеса на песке", расчитана на три года обучения - 4-7 лет....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радужная сказка»
Актуальность программы состоит в том, что дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования и их особенностями, многообразием материалов, используемых в продуктивных видах деятельности...