Копилка педагогических методов и приемов, способствующих поддержке и развитию детской инициативности
картотека

Ермакова Ирина Валерьевна

 Педагогические методы и приемы, способствующие поддержке и развитию детской инициативности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.priemy.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Проскоковская средняя общеобразовательная школа»

Копилка педагогических методов и приемов, способствующих поддержке и развитию детской инициативности

                                                      Подготовила воспитатель

                                   Ермакова И.В.

п. Сокольники

            1. «Помощь друга».

 Этот прием чаще всего используется во время самостоятельной деятельности детей, реже – во время организованной. Если у ребенка возникла проблема, которую решить самостоятельно он не может, всегда есть возможность обратиться за помощью к другу. Дети так и говорят: «Помощь друга». Малыши, как правило, обращаются за помощью адресно, к детям, с которыми у них налажен более тесный контакт. Ребята постарше просто бросают клич и ждут, кто откликнется. Бывают случаи, когда проблема решается всей группой. Помощь воспитателя в реализации этого приема - это помощь последней инстанции. Я создаю только условия для поисковой деятельности и обеспечиваю безопасность в реализации решения возникшей проблемы.

2.  «Вопрос-ответ».

Суть приема в том, чторебенок сам находит пути решения проблемы.

Вопросы, которые задает воспитатель в ответ на просьбу о помощи:

- Как ты думаешь, почему ты не можешь этого сделать?

- Чем я тебе могу помочь?

- Как бы ты это сделал сам?

- Моя помощь тебе действительно нужна или ты уже догадался, как это сделать?

3. «Детский совет».

Применим к любому режимному моменту, предполагает активное участие детей в обсуждении проблемы и принятии решений. Каждый ребенок вносит свой вклад в совместную работу, выражает свое мнение по поводу происходящего, делится своими планами. Часто использую этот прием при индивидуальной работе с детьми.

4. «Теремок».

Это образно-смысловое задание на импровизацию и умение находить нестандартные решения по применению различных предметов. В данном приеме использую сюжет русской народной сказки «Теремок». Дети обитателей теремка выбирают чаще всего сами: это могут быть птицы, насекомые, посуда и даже школьные принадлежности.

Описание приема: с помощью считалки выбираем хозяина теремка.Например, сегодня это –школьный портфель. И далее по сюжету сказки.

-Тук-тук, кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

- Я, школьный портфель, а ты кто?

- Я линейка, пусти к себе жить.

- А для чего ты можешь пригодиться в теремке?

- Могу измерить кокой длинны нужны шторы в теремок, могу быть доской для лавочки, могу стать книжной полкой, мною можно забить дыру в заборе. (ответы детей)

И чем больше нестандартных решений по применению линейки, тем больше вероятности, что она останется жить в «теремке».

https://disk.yandex.ru/i/NSyVdEfAJ-vHwg

5. «Незнакомый предмет».

Данный прием использую неоднократно как на участке, так и в помещении группы. Выбираю предмет (яркая коробка, игрушка, незнакомая детям и т.д.), который размещаю, например, на участке. Дети его замечают и высказывают предположения: как он здесь появился, что с ним делать, к кому обратиться за помощью. Этот прием был использован накануне Нового Года. В группе появились подозрительные следы: белые, большого размера. Дети были удивлены, некоторые даже встревожены, но любопытство взяло «верх», и мы отправились на поиски того, кто их оставил. Обследовали группу, раздевалку, игровую и никого не нашли.Тогда вернулись к следам, рассмотрели их с помощью лупы, предложили разные варианты того, кто их мог оставить (ответы детей: снежный человек, Баба Яга, зомби, великан, Дедушка Мороз). Предложение принималось к рассмотрению, если имело аргументы. К единому мнению не пришли. Правильный ответ был найден только утром, когда у двери детского сада появилась елка с письмом от деда мороза.

https://disk.yandex.ru/i/zKY0-czybFLDtA

6. «Проблемная ситуация».

Проблемная ситуация помогает мне развиватьудетейэлементарную исследовательскую деятельность, проверять разные гипотезы, развивать активность и самостоятельность при решении проблемных задач и нравственных ситуаций, добиваться, чтобы ребенок имел версию решения проблемы, оригинальный ответ.  

        Иногда на решение проблемы уходит несколько минут, порой этот процесс довольно длительный. Например, накануне дня космонавтики дети не могли попасть в помещение группы, т.к. дверь и часть группы были затянуты паутиной (пряжа). У нас в группе на «паутинке событий» живет наш друг-паук, и когда он нервничает, то выпускает много паутины. Дети поняли, что у паука проблемы. Последовательно размотали паутину, чтобы добраться до паука. Здесь-то мы и узнали, что ко дню космонавтики он связал шарф своему другу, который живет на космической станции «Союз». Космонавты обещали передать подарок, если он будет упакован в капсулу (пластиковая бутылка с узким горлом). С большим трудом проблема была решена. Предложений было несколько. Приняли решение, сопоставив аргументы. В итоге шарф распустили и осторожно нитку опустили в капсулу. (Из ниток, которые космонавты доставят на орбиту, он свяжет себе шарф сам.Будет ли это легко в условиях невесомости, это тема над которой решили подумать попозже).

7. «Умеешь – не умеешь».

Прием,позволяющий детям поделиться своим опытом с товарищами, воспитателем. Научится чему-то новому не только от воспитателя, но и от своих сверстников. Например, я помогла детям заселит аквариум, используя для работы мешочки со струной, гуашь и трафареты.  Через несколько дней воспитанница  предложила научить нас технике рисования «Кляксография», с которой она познакомилась на кружке «Умелые руки» в сельском клубе. Старшие дети, в то числе и я, освоили эту технику.  Кроме того, дети часто учат меня играть в дворовые игры, по своим правилам.

        8.«Как прошел день».

На «Паутинке событий группы» есть уголок рефлексии под названием «Как прошел день?». В конце рабочего дня к этой части паутины дети прикрепляют различных насекомых (картинка на прищепке), в зависимости от того, каким, по их мнению, был этот день:

- бабочка – день был ярким, веселым, запоминающимся,

- пчелка – трудился, как пчела, узнал много нового,

- божья коровка – интересно, но не все понятно,

- паучок – скучновато.

Затем мы вспоминаем:

- где были?

- что делали?  Кому помогли?

- достигнута ли цель?

- какие ошибки допустили и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы, способствующие развитию речевого творчества ребенка в словесно – дидактической игре (при ознакомлении со сказками А.С. Пушкина)

Методы и приемы, способствующиеразвитию речевого творчества ребенкав словесно – дидактической  игре(при  ознакомлении  со  сказками А.С. Пушкина)Составила старший воспитатель...

Разнообразие методов и приемов, способствующих сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей

Одной из главных задач детского сада является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольног...

Совместная деятельность родителей и доу способствует развитию детской инициативности

АннотацияВ статье рассматриваются способы поддержки детской инициативы посредством организации совместной деятельности с родителями. Даны примеры, в которых дети проявляют иниц...

Методы и приемы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений. Игра.

Регулирование игровых взаимоотношений требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игров...

Организация в ДОО образовательной среды, способствующей развитию детской инициативности , самостоятельности и самореализации.

 Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребёнка к деятельности, к познанию окружающего мира. Поддержка детской инициативы – это незначительное...

"Нетрадиционные методы и приемы, способствующие адаптации в ДОУ детей раннего возраста"

   Адаптация является активным процессом, неизбежно приводящим к позитивным или негативным результатам (стресс). Выделяется два основных критерия успешной адаптации: вн...