Совместная деятельность родителей и доу способствует развитию детской инициативности
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

 

 

 

 

Аннотация

В статье рассматриваются способы поддержки детской инициативы посредством организации совместной деятельности с родителями. Даны примеры, в которых дети проявляют инициативу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместная деятельность родителей и доу способствует развитию детской инициативности

Скажи мне, я забываю

                             Покажи мне, я могу

Позволь мне сделать это, и запомнить

                                   Станет моим навсегда.

(китайская пословица)

Аннотация

В статье рассматриваются способы поддержки детской инициативы посредством организации совместной деятельности с родителями. Даны примеры, в которых дети проявляют инициативу.

Ключевые слова:

Лэпбук, способы поддержки детской инициативы , детско-взрослое взаимодействие,

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, хочет все знать, все понять, во всем разобраться. Он смотрит вокруг с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

Одной из важных причин изменения в дошкольном образовании заключается в изменении социокультурных приоритетов российского общества. Это особенно ярко проявляется в изменении отношения к личности ребенка. На сегодняшний день больше уделяют внимание на интересы и потребности каждого ребенка, а не овладение им стереотипами социального поведения. Но тем не менее основная система дошкольного образования остались прежними. На наш взгляд нужно организовать совместную деятельность с родителями в таких формах, которые бы отвечали потребностям ребенка, семьи, детского сада, а также требованиям ФГОС дошкольного образования.

Актуальность данной проблемы является с одной стороны развитие детской инициативы, с другой стороны возможностями интеграции ДОУ и семьи. В связи с этим  нами была поставлена цель: Поддержка детской инициативы через совместную деятельность родителей и ДОУ.

Для поддержки детской инициативы мы рассматривали следующие задачи:

  • Обогатить и разнообразить предметно –пространственную среду;
  • Развивать поисково – исследовательскую деятельность детей;
  • Учитывать индивидуальные особенности и интересы детей;
  • Создать условие для взаимодействия ребенок – ребенок, ребенок – взрослый.

Для того чтобы успешно выполнить поставленные задачи необходимо подключить родителей в образовательную деятельность. Формировать у них чувства осознания их роли  в воспитании и развитии детей. Мы перебрали очень много форм работы с родителями. Но на наш взгляд самой эффективной формой работы  является новое, интересное пособие – лэпбук.  Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Он интересен тем , что его делают совместно взрослые и дети. Основная цель создания лэпбука -  это попытка интегрировать методы и формы развития ребенка в дошкольном учреждении с различными формами семейного воспитания через совместную творческую деятельность воспитателей, родителей и детей, т.е. развитие сотрудничества и партнерских отношении между семьей и детским садом.

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с англ. Значит наколенная книга. Эта такая небольшая самодельная папка форматом А3, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и просмотреть  все ее содержимое. Но не смотря на внешнюю простоту, в ней содержится  весь необходимый материал по теме. По мнению авторов, которые представили свои статьина разных сайтах и печати. « Лэпбук»  – это книжка раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. При этом лэпбук – это на просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проводит в ходе изучения определенной темы.

Создание лэпбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, быстро освежить в памяти пройденные темы. Лэпбук является одним из видов совместной взрослого и детей деятельности, а также может быть и формой представления итогов проекта или тематической недели. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию. Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

  • Включенность взрослых в деятельность наравне с детьми;
  • Добровольное присоединение дошкольников к деятельности;
  • Свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
  • Открытый временной конец деятельности.

Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

  • Информативен – полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
  • Пригоден к использованию одновременно группой детей
  • Обладает дидактическими свойствами.
  • Является средством художественно эстетического развития.
  • Вариативной.
  • Содержание доступно детям дошкольного возраста.

На родительских собраниях, беседах происходит корректировка направления изготовлении лэпбука. Обсуждается их актуальность и участие родителей на различных этапах ее изготовления. Содержание лэпбука может быть самым разнообразным. При организации работы в этом направлении мы придерживались следующих принципов:

  • Деятельности – вовлечение детей на активный поиск знаний совместно с родителями;
  • Инициативности – дать возможность ребенку для самовыражения, осуществление права выбора и самостоятельного выхода из проблемной ситуации;
  • Креативности – ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

Участие родителей в организации изготовления лэпбука:

  • Организация экскурсии;
  • Посещение библиотек, интернет ресурсов;
  • Подборе игр, литературе;
  • Фотографии итд.

Все перечисленные виды деятельности происходит совместно с детьми. Это является не только средством формирования детской инициативы, но и ценностью данной деятельности, т.к. совместная подготовка по изготовлению книжки способствует достижению необходимых результатов в развитии дошкольников.

После изготовления каждого лэпбука мы проводим анкетирование , и собираются отзывы родителей. В результате анализа можно сделать вывод:  

родители с удовольствием принимают участие в изготовлении лэпбука. Им нравится общение со своим ребенком. Родители отмечают и то, что совместная подготовка к проекту сближает семью и дает возможность лучше узнать своего ребенка.Для себя мы сделали вывод: согласованная работа дошкольного учреждения и семьи дает положительные результаты по развитию детской инициативы.

Список использованной литературы

  1. Агавелян М. Г., Данилова T. А., Чечулина О.Г., Взаимодействие педагогов

  ДОУ с родителями. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

  1. Блохина Е., Лиханова Т. Лэпбук – «Наколенная книга»// Обруч. 2015. №4. С.29-30.
  2. Гаврина С.В., Кутявина Н.Л. Развиваем познавательные способности у детей 5-7 лет. М.: Академия развития, 2006.
  3. Максаков В.А. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М., 2005.
  4. Пироженко Т. Лэпбук «Золотая Осень» // Дошкольное образование. 2014. № 11,12.
  5. Сольцова О.Г. Авторское методическое пособие «Учимся играя!» по обучению русскоязычных детей татарскому языку.
  6. ТкаченкоТ.А. Формирование Лексико грамматических представлении. – М., 2003
  7. О.Г. Сольцова, Е.О. Поповченко// Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VIIмеждунар. Науч.-практ. Конф.(Чебоксары 16 сент. 2016 г.) / редкол. О.Н. Широков – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - №3 (7).
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Перспектива, 2014
  9. Холодова О., Крашенников Е. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. М.: Мозайка-Синтез, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Проектная деятельность как инструмент развития детской инициативности»

Шесть лет работаю по проектной деятельности и хочу поделиться с вами как в нашем детском саду этот метод внедрён. Надеюсь, что данный материал заинтересует педагогов и поможет им внедрить метод проект...

Методическая разработка«Нетрадиционные формы работы, применяемые при организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующие поддержке детской деятельности, инициативности и самостоятельности »

Методическая разработка «Нетрадиционные  формы  работы, применяемые  при организации  совместной  деятельности  детей, родителей  и  педагогов, способству...

«Организации совместной деятельности родителей и детей в развития творческих способностей»

Совместная творчество детей с родителями, способствует дружеским отношениям между ними и оказывает на развитие ребенка положительное влияние....

Совместная деятельность родителей и детей в проектах детского сада

Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив на обучение и повышение педагогической культуры родителей....

Копилка педагогических методов и приемов, способствующих поддержке и развитию детской инициативности

Педагогические методы и приемы, способствующие поддержке и развитию детской инициативности...

Эффективные подходы к развитию детской инициативности через проектную деятельность

Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов,...

Организация в ДОО образовательной среды, способствующей развитию детской инициативности , самостоятельности и самореализации.

 Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребёнка к деятельности, к познанию окружающего мира. Поддержка детской инициативы – это незначительное...