Совместная деятельность родителей и доу способствует развитию детской инициативности
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
Аннотация
В статье рассматриваются способы поддержки детской инициативы посредством организации совместной деятельности с родителями. Даны примеры, в которых дети проявляют инициативу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/statya_rjgbz_2.docx | 36.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность родителей и доу способствует развитию детской инициативности
Скажи мне, я забываю
Покажи мне, я могу
Позволь мне сделать это, и запомнить
Станет моим навсегда.
(китайская пословица)
Аннотация
В статье рассматриваются способы поддержки детской инициативы посредством организации совместной деятельности с родителями. Даны примеры, в которых дети проявляют инициативу.
Ключевые слова:
Лэпбук, способы поддержки детской инициативы , детско-взрослое взаимодействие,
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, хочет все знать, все понять, во всем разобраться. Он смотрит вокруг с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.
Одной из важных причин изменения в дошкольном образовании заключается в изменении социокультурных приоритетов российского общества. Это особенно ярко проявляется в изменении отношения к личности ребенка. На сегодняшний день больше уделяют внимание на интересы и потребности каждого ребенка, а не овладение им стереотипами социального поведения. Но тем не менее основная система дошкольного образования остались прежними. На наш взгляд нужно организовать совместную деятельность с родителями в таких формах, которые бы отвечали потребностям ребенка, семьи, детского сада, а также требованиям ФГОС дошкольного образования.
Актуальность данной проблемы является с одной стороны развитие детской инициативы, с другой стороны возможностями интеграции ДОУ и семьи. В связи с этим нами была поставлена цель: Поддержка детской инициативы через совместную деятельность родителей и ДОУ.
Для поддержки детской инициативы мы рассматривали следующие задачи:
- Обогатить и разнообразить предметно –пространственную среду;
- Развивать поисково – исследовательскую деятельность детей;
- Учитывать индивидуальные особенности и интересы детей;
- Создать условие для взаимодействия ребенок – ребенок, ребенок – взрослый.
Для того чтобы успешно выполнить поставленные задачи необходимо подключить родителей в образовательную деятельность. Формировать у них чувства осознания их роли в воспитании и развитии детей. Мы перебрали очень много форм работы с родителями. Но на наш взгляд самой эффективной формой работы является новое, интересное пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Он интересен тем , что его делают совместно взрослые и дети. Основная цель создания лэпбука - это попытка интегрировать методы и формы развития ребенка в дошкольном учреждении с различными формами семейного воспитания через совместную творческую деятельность воспитателей, родителей и детей, т.е. развитие сотрудничества и партнерских отношении между семьей и детским садом.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с англ. Значит наколенная книга. Эта такая небольшая самодельная папка форматом А3, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и просмотреть все ее содержимое. Но не смотря на внешнюю простоту, в ней содержится весь необходимый материал по теме. По мнению авторов, которые представили свои статьина разных сайтах и печати. « Лэпбук» – это книжка раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. При этом лэпбук – это на просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проводит в ходе изучения определенной темы.
Создание лэпбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, быстро освежить в памяти пройденные темы. Лэпбук является одним из видов совместной взрослого и детей деятельности, а также может быть и формой представления итогов проекта или тематической недели. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию. Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:
- Включенность взрослых в деятельность наравне с детьми;
- Добровольное присоединение дошкольников к деятельности;
- Свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
- Открытый временной конец деятельности.
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
- Информативен – полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
- Пригоден к использованию одновременно группой детей
- Обладает дидактическими свойствами.
- Является средством художественно эстетического развития.
- Вариативной.
- Содержание доступно детям дошкольного возраста.
На родительских собраниях, беседах происходит корректировка направления изготовлении лэпбука. Обсуждается их актуальность и участие родителей на различных этапах ее изготовления. Содержание лэпбука может быть самым разнообразным. При организации работы в этом направлении мы придерживались следующих принципов:
- Деятельности – вовлечение детей на активный поиск знаний совместно с родителями;
- Инициативности – дать возможность ребенку для самовыражения, осуществление права выбора и самостоятельного выхода из проблемной ситуации;
- Креативности – ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
Участие родителей в организации изготовления лэпбука:
- Организация экскурсии;
- Посещение библиотек, интернет ресурсов;
- Подборе игр, литературе;
- Фотографии итд.
Все перечисленные виды деятельности происходит совместно с детьми. Это является не только средством формирования детской инициативы, но и ценностью данной деятельности, т.к. совместная подготовка по изготовлению книжки способствует достижению необходимых результатов в развитии дошкольников.
После изготовления каждого лэпбука мы проводим анкетирование , и собираются отзывы родителей. В результате анализа можно сделать вывод:
родители с удовольствием принимают участие в изготовлении лэпбука. Им нравится общение со своим ребенком. Родители отмечают и то, что совместная подготовка к проекту сближает семью и дает возможность лучше узнать своего ребенка.Для себя мы сделали вывод: согласованная работа дошкольного учреждения и семьи дает положительные результаты по развитию детской инициативы.
Список использованной литературы
- Агавелян М. Г., Данилова T. А., Чечулина О.Г., Взаимодействие педагогов
ДОУ с родителями. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
- Блохина Е., Лиханова Т. Лэпбук – «Наколенная книга»// Обруч. 2015. №4. С.29-30.
- Гаврина С.В., Кутявина Н.Л. Развиваем познавательные способности у детей 5-7 лет. М.: Академия развития, 2006.
- Максаков В.А. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М., 2005.
- Пироженко Т. Лэпбук «Золотая Осень» // Дошкольное образование. 2014. № 11,12.
- Сольцова О.Г. Авторское методическое пособие «Учимся играя!» по обучению русскоязычных детей татарскому языку.
- ТкаченкоТ.А. Формирование Лексико грамматических представлении. – М., 2003
- О.Г. Сольцова, Е.О. Поповченко// Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VIIмеждунар. Науч.-практ. Конф.(Чебоксары 16 сент. 2016 г.) / редкол. О.Н. Широков – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - №3 (7).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Перспектива, 2014
- Холодова О., Крашенников Е. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. М.: Мозайка-Синтез, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс «Проектная деятельность как инструмент развития детской инициативности»
Шесть лет работаю по проектной деятельности и хочу поделиться с вами как в нашем детском саду этот метод внедрён. Надеюсь, что данный материал заинтересует педагогов и поможет им внедрить метод проект...
Методическая разработка«Нетрадиционные формы работы, применяемые при организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующие поддержке детской деятельности, инициативности и самостоятельности »
Методическая разработка «Нетрадиционные формы работы, применяемые при организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способству...
«Организации совместной деятельности родителей и детей в развития творческих способностей»
Совместная творчество детей с родителями, способствует дружеским отношениям между ними и оказывает на развитие ребенка положительное влияние....
Совместная деятельность родителей и детей в проектах детского сада
Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив на обучение и повышение педагогической культуры родителей....
Копилка педагогических методов и приемов, способствующих поддержке и развитию детской инициативности
Педагогические методы и приемы, способствующие поддержке и развитию детской инициативности...
Эффективные подходы к развитию детской инициативности через проектную деятельность
Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов,...
Организация в ДОО образовательной среды, способствующей развитию детской инициативности , самостоятельности и самореализации.
Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребёнка к деятельности, к познанию окружающего мира. Поддержка детской инициативы – это незначительное...