Методы и приемы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений. Игра.
учебно-методический материал
Регулирование игровых взаимоотношений требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы, способствующие регулированию
игровых взаимоотношений. Игра.
Всем известно, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра.
Игра в детском саду помогает воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В игре воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Игра самая главная деятельность в детском саду.
Психолого-педагогические исследования детской игры показывают, что сюжетная игра, как любая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, а передается другими людьми, которые уже владеют ею. Сегодня отмечается, что игра детей в ДОУ не достигает должного уровня, а следовательно, не выполняет присущих ей функций. Игра уходит из жизни дошкольников, ее место занимают познавательная, художественно-эстетическая деятельность.
В современной педагогике предложены различные методы организации сюжетно-ролевых игр. Наиболее интересными представляются подходы организации игры С.Л. Новоселовой, Н.Я. Михайленко, Н.Ф. Тарловской, В.И. Турченко. Расскажу поподробнее про некоторые из них.
Метод Н.Ф. Тарловской
Она являясь автором педагогической технологии сюжетно-ролевых игр, изложенной в программе «Радуга», для детей третьего года жизни предлагает игры, способствующие облегчению адаптации детей к дошкольному учреждению.
Основная линия руководства играми в этом возрасте определяется Тарловской Н.Ф. как побуждение детей к постановке игровых целей. Для этого предлагается вначале использовать игры, где игровые действия воспитателя направлены на детей, затем игровые действия детей направлены на воспитателя, потом на игрушки. Далее автор предлагает формировать у детей умение принимать на себя роли последовательно.
Так, Н.Ф. Тарловская предлагает такой путь организации игры, при котором основным побудителем ребенка к действию является не подражание взрослому, а общение с ним.
Принять на себя роль – значит суметь вообразить и отобразить себя кем-то другим (мамой, папой, доктором, поваром). Для ребенка данная ситуация является довольно сложной.
Н.Ф. Тарловская предлагает такую последовательность превращений:
- известные детям и привлекательные для них животные и птицы (полетаем как птички, бабочки; поползаем как черепашки);
- интересные малышам предметы, в первую очередь движущиеся (паровоз, машина);
- взрослые, чья профессиональная деятельность имеет характерные внешние атрибуты (повар, врач, парикмахер).
Для таких авторов как М.Я.Михайленко и С.Л. Новоселова характерна следующая позиция: игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут.
М.Я.Михайленко придерживается того, что взрослый является не руководителем и оценивателем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе.
Игра должна развертываться особым образом, так, чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета.
Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:
- использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;
- отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.
Группа педагогов-исследователей под руководством Новоселовой С Л. разработала метод комплексного руководства игрой младших дошкольников (3-4 года).
Комплексный метод включает следующие компоненты:
- планомерное обогащение жизненного опыта детей
- совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта.
- своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;
- активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
Под руководством игрой данные авторы понимают совокупность методов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладения ими конкретными действиями. Значение каждого из компонентов комплексного подхода изменяется в зависимости от возраста, уровня развития детей. Например, на 3-ем году жизни больше внимания и времени педагог должен уделять первым и вторым компонентам, чтобы дети накопили жизненный и игровой опыт. На 4-ом году жизни актуальными становятся третий и четвертый компоненты комплексного подхода.
Метод В.И. Турченко. «Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица, Создание разновозрастных игровых триад
Организуя игры с куклами, необходимо, прежде всего, создать начальный интерес у ребенка к кукле. У него должны сложиться четкие представления о том, почему появилась кукла, откуда и зачем приехала.
Во время игр следует создавать проблемные ситуации: «Кукла заболела», «Скоро у куклы день рождения» и т.д.
Игры детей с куклами необходимо направлять от простой манипуляции к демонстрации доброжелательных отношений.
Воспитателю можно включаться от лица куклы в детские игры, создавая игровые ситуации, требующие умения демонстрировать доброту.
В качестве поощрения за хорошее поведение или успешно
выполненное задание использовать прием — приятный сюрприз
от лица куклы.
Регулирование игровых взаимоотношений требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы, способствующие развитию речевого творчества ребенка в словесно – дидактической игре (при ознакомлении со сказками А.С. Пушкина)
Методы и приемы, способствующиеразвитию речевого творчества ребенкав словесно – дидактической игре(при ознакомлении со сказками А.С. Пушкина)Составила старший воспитатель...
Консультация для педагогов Общие методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников
Консультация для педагогов "Общие методы и приемы руководства сюжетно=ролевыми играми"...
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО РОЛЕВОЙ ИГРЫ ПО СОЛНЦЕВОЙ О. В.
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к ж...
Разнообразие методов и приемов, способствующих сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей
Одной из главных задач детского сада является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольног...
Презентация "Совокупность методов и приемов способствующих реализации творчества в танце"
Презентация для педагогов ДОУ...
Копилка педагогических методов и приемов, способствующих поддержке и развитию детской инициативности
Педагогические методы и приемы, способствующие поддержке и развитию детской инициативности...
"Нетрадиционные методы и приемы, способствующие адаптации в ДОУ детей раннего возраста"
Адаптация является активным процессом, неизбежно приводящим к позитивным или негативным результатам (стресс). Выделяется два основных критерия успешной адаптации: вн...