Организация в ДОО образовательной среды, способствующей развитию детской инициативности , самостоятельности и самореализации.
консультация (старшая группа)
Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребёнка к деятельности, к познанию окружающего мира. Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 14.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В. А. Сухомлинский
Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребёнка к деятельности, к познанию окружающего мира. Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью.
Направление деятельности и развитие ребёнка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены.
Всё ,что окружает ребёнка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому именно мы, взрослые, берём на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-развивающей среды.
Мы стремимся создать в группе условия, как для совместной деятельности детей, так и для индивидуальной деятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого дошкольника.
Предметно – пространственная среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребёнка, либо были доступны, чтобы ребёнок мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. Вместе с тем очень важно приучать детей все материалы убирать на место:
- во – первых, потому, что порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение.
- во – вторых, потому, что они могут понадобиться для занятий другим детям или этому же ребёнку.
Организованная таким образом развивающая предметно-пространственная среда способствует проявлению инициативы детей в течение всего дня во всех режимных моментах.
При построении предметно-развивающей среды мы учитывали следующие принципы:
- принцип открытости и доступности;
- трансформируемости;
- вариативности;
- полифункционанальности;
- безопасности;
- насыщенности.
Групповое помещение нашей группы условно подразделено на три зоны - активную, рабочую и спокойную.
Активная зона (занимает самую большую площадь в группе), включает в себя:
1. Центр игры;
2. Центр двигательной активности;
3. Центр музыки;
4. Центр театра;
5. Центр дежурства.
Рабочая зона включает в себя:
1. Центр познания;
2. Центр экспериментирования;
3. Центр безопасности;
4. Центр конструирования;
5. Центр патриотического воспитания.
Спокойная зона
1. Центр книги;
2. Уголок уединения;
3. Центр занимательной математики;
4. Центр творчества.
Одним из вариантов организации детской инициативы и самостоятельности является «Доска выбора». Она представляет собой набор пиктограмм, обозначающих ту или иную зону. Вместе с воспитателем дети выбирают пиктограммы для обозначения уголков в группе, где дошкольникам было бы интересно находиться и заниматься какой-либо деятельностью.
Действенна будет «Доска» лишь тогда, когда развивающая предметно-пространственная среда группы будет наполнена всем необходимым (многообразие материалов). Само использование данного пособия помогает организовать самостоятельную деятельность, даёт возможность ребятам развить навыки самостоятельности , что потом пригодится в школе, планирования своей деятельности, умения договариваться, быть бесконфликтными, быть значимыми и верящими в себя и свой успех.
Дети, которые воспитывались в таких условиях более коммуникабельны, творчески развиты, имеют свою точку зрения, являются лидерами в кругу сверстников и успешней обучаются в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация трансформируемой предметно - развивающей среды группы детского сада.
Системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующей содержание развития его духовного и физического облика ...
Психолого-педагогические особенности организации и экспертизы образовательной среды дошкольного образовательного учреждения с учетом новых требований федеральных государственных образовательных стандартов
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы проведения экспертизы образовательной среды ДОУ. Экспертиза позволяет выработать оптимальную стратегию развития образовательной среды дошкольной организации и м...
«Вариативная образовательная среда как условие развития самостоятельности дошкольника»
laquo;Вариативная образовательная среда как условие развития самостоятельности дошкольника» Согласно ФГОС дошкольного образования вариативность – одна из важнейших характер...
Открытое мероприятие «Организация совместной деятельности педагога с детьми. Вариативная образовательная среда как условие развития самостоятельности дошкольника (работа с «Доской выбора», «Лесенкой успеха».
Сюжетно-ролевая игра для детей старшего возраста«Космическое путешествие»Образовательные задачи:- Продолжать знакомить дошкольников с профессиональной деятельностью космонавтов, побуждать ...
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформле
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развива...
Организация условий для деятельности по поддержке детской инициативы(Самостоятельности)
Организация условий для деятельности по поддержке детской инициативы(Самостоятельности)...