«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ»
консультация
Одной из приоритетных задач работы дошкольного учреждения является организация взаимодействия с семьями воспитанников. Важный вопрос данного направления работы - это построение партнерских взаимоотношений в системе «педагог - ребенок - родитель». Деятельность дошкольного учреждения предполагает тесное взаимосотрудничество всех участников воспитательно¬образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_vzaimodeystviya_dou_s_roditelyami.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ»
Одной из приоритетных задач работы дошкольного учреждения является организация взаимодействия с семьями воспитанников. Важный вопрос данного направления работы - это построение партнерских взаимоотношений в системе «педагог - ребенок - родитель». Деятельность дошкольного учреждения предполагает тесное взаимосотрудничество всех участников воспитательнообразовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Сегодня мы поговорим о разнообразных формах взаимодействия с родителями. Эффективные формы и методы взаимодействия педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Массовые:
- Совместные мероприятия педагогов и родителей:
- родительские собрания
- конференции
- консультации
- вечера для родителей
- кружки для родителей
- школа для молодых родителей
- клубы по интересам
- семинары-практикумы
- Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей:
- дни открытых дверей
- кружки
- КВН, викторины
- праздники
- презентации или парад семей
- родительские собрания
- выпуск газет
- концерты
- соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» и др. Индивидуальные:
- Беседы
- Посещение на дому
- Выполнение индивидуальных поручений Наглядно-информационные:
- Информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)
- Информационно-аналитическая (опросы, анкетирование)
- Сайт детского сада
Новые формы работы ДОУ с родителями:
- Вовлечение родителей в творческую и образовательную деятельность
- Семейные встречи
- Музыкальные гостиные
- Совместные прогулки, экскурсии
Сегодня остановимся на одной из форм работы с родителями - родительское собрание.
Родительское собрание проводится в каждой возрастной группе 1 раз в квартал, на нем обсуждаются проблемы группы. Оно не должно сводиться к монологу педагога. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний и форма проведения родительского собрания может быть разнообразной:
- в форме «круглого стола»
- тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересованы родители, выступлением детей;
- тематической конференции по обмену опытом воспитания детей;
Памятка для воспитателей «Общение с родителями»
- Диалог педагога с родителями - это личностное равноправное общение, это совместное приобретение опыта.
- Диалогическое общение - наиболее оптимальный стиль общения с родителями. Условия такого общения:
- безоценочное позитивное принятие другого человека;
- активное эмпатическое (сопереживающее) слушание другого, выражение своего понимания другого человека в речи или действии;
- искреннее выражение своих подлинных чувств в общении;
-ориентация в содержании общения на потребности семьи, запросы
родителей.
- Педагог должен не бояться своих чувств и уметь выразить без унижения и оскорбления другого, говоря о себе, о своих переживаниях, т. е. в форме «я- высказывания».
- Каждая сторона общения воспитателя с семьей ответственна за собственный выбор поступков, способов поведения, за культуру самовыражения своих мыслей, чувств, за собственные ожидания от противоположной стороны
- Педагог должен занять в общении с родителями адекватную позицию в противовес позиции «обиженного (рассерженного) ребенка»;
- Необходимо стать более открытыми и откровенными в принятии чужого мнения (толерантными), свободными от рамок «норм и запретов», не бояться быть не услышанными родителями («Зачем им это, это наши проблемы», «Они не поймут» и т. п.).
- Больше верить в силу слова, в силу контакта, всё, более оказываясь обаятельными в общении.
Памятка
для воспитателей по работе с родителями
- Помните, что вы только помощник родителей, а не лицо, их заменяющее.
- Родители несут всю полноту ответственности за развитие, обучение и сохранение здоровья своего ребенка. Ваша задача - помочь им в этом, но не взваливать весь груз ответственности на себя.
- Вы не обязаны любить всех детей вашей группы. Любовь - это прерогатива родителей. Вы обязаны понять детей, принять их такими, какие они есть, и помочь им в преодолении проблем психофизического развития.
- Каждый ценит только то, что ему удалось сделать самому. Следовательно, чем больше вы будете предоставлять родителям возможностей для самореализации, тем выше они будут оценивать эффективность работы детского сада в целом и вашу в частности.
- Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших воспитанников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач.
- Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся воспитанников вашей группы, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
- Особое внимание обратите на размещение родителей в группе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
- Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знакомы друг другу.
- Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания Например: снимать верхнюю одежду обязательно; недопускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени.
- Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
- В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
- Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.
- При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета.
- Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
- Беседуя с родителями о достоинствах или недостатках их ребенка, о результатах выполнения им тех или иных заданий, прибегайте к примерам, описанным в литературе.
Не сравнивайте конкретного ребенка с другими детьми вашей группы.
Помните о том, что мера здоровья и развития у каждого ребенка строго
индивидуальна: что хорошо и нормально для одного,
не всегда целесообразно и полезно для другого.
Ведь педагог, как и врач, должен руководствоваться девизом «Не навреди!»
Как воспитателю организовать беседу с родителями
- Ответственность за успех или провал встречи лежит на педагоге.
- Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов.
- Взаимопонимание быстрее наладится, если воспитатель не будет сидеть за столом. Ибо, сидя за столом, он ставит себя в позицию начальства, а не партнера.
- Важно спокойное дружеское вступительное слово воспитателя.
- Нужно попросить родителя высказаться и внимательно его вы слушать.
- Нужно выяснить, что родитель думает по поводу своего ребенка и как он его воспринимает. Воспитатель не сможет понять поведение ребенка прежде, чем он поймет отношение к нему родителя.
- Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать все возможное для его реализации. Это лучше, чем навязывать родителю мнение воспитателя.
- Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчужденность.
- Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей явится руководством к действию.
- Постарайтесь прочувствовать «больные струнки» родителей и не задевайте их.
- Воспринимайте все, что говорят родители, не выражая своего изумления или неодобрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ
Сегодня перед педагогами дошкольных образовательных учреждений актуализирована задача: оптимизировать формы, методы и средства взаимодействия с родителями; привлечь родителей к активному участию в вос...
Обобщение педагогического опыта на тему: "Формы и методы взаимодействия воспитателя доу с родителями воспитанников"
Воспитание есть процесс социальный в широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Преобладающая часть род...
Формы и методы взаимодействия с родителями
Данная презентация является практическим обобщением опыта по работе с родителями...
Формы и методы взаимодействия с родителями по ФГОС
Формы и методы взаимодействия с родителями...
«Содержание, формы и методы взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи» Содержание, формы и методы работы с семьей «группы риска»
Семья - это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной...
«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ КАК РАВНОПРАВНЫМИ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ».
Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения №2 города Белгорода является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, развитие интеллектуал...
Формы и методы взаимодействия педагогов и родителей.
Одним из самых важных «элементов» образовательной среды дошкольной образовательной организации является взаимодействие взрослых....