«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ»
консультация

Райс Марина Владимировна

Одной из приоритетных задач работы дошкольного учреждения является организация взаимодействия с семьями воспитанников. Важный вопрос данного направления работы - это построение партнерских взаимоотношений в системе «педагог - ребенок - родитель». Деятельность дошкольного учреждения предполагает тесное взаимосотрудничество всех участников воспитательно¬образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_i_metody_vzaimodeystviya_dou_s_roditelyami.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ»

Одной из приоритетных задач работы дошкольного учреждения является организация взаимодействия с семьями воспитанников. Важный вопрос данного направления работы - это построение партнерских взаимоотношений в системе «педагог - ребенок - родитель». Деятельность дошкольного учреждения предполагает тесное взаимосотрудничество всех участников воспитательнообразовательного процесса: детей, педагогов, родителей.

Сегодня мы поговорим о разнообразных формах взаимодействия с родителями. Эффективные формы и методы взаимодействия педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Массовые:

  • Совместные мероприятия педагогов и родителей:
  • родительские собрания
  • конференции
  • консультации
  • вечера для родителей
  • кружки для родителей
  • школа для молодых родителей
  • клубы по интересам
  • семинары-практикумы
  • Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей:
  • дни открытых дверей
  • кружки
  • КВН, викторины
  • праздники
  • презентации или парад семей
  • родительские собрания
  • выпуск газет
  • концерты
  • соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» и др. Индивидуальные:
  • Беседы
  • Посещение на дому
  • Выполнение индивидуальных поручений Наглядно-информационные:
  • Информационно-просветительская        (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)
  • Информационно-аналитическая (опросы, анкетирование)
  • Сайт детского сада

Новые формы работы ДОУ с родителями:

  • Вовлечение родителей в творческую и образовательную деятельность
  • Семейные встречи
  • Музыкальные гостиные
  • Совместные прогулки, экскурсии

Сегодня остановимся на одной из форм работы с родителями - родительское собрание.

Родительское собрание проводится в каждой возрастной группе 1 раз в квартал, на нем обсуждаются проблемы группы. Оно не должно сводиться к монологу педагога. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний и форма проведения родительского собрания может быть разнообразной:

  • в форме «круглого стола»
  • тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересованы родители, выступлением детей;
  • тематической конференции по обмену опытом воспитания детей;

Памятка для воспитателей «Общение с родителями»

  • Диалог педагога с родителями - это личностное равноправное общение, это совместное приобретение опыта.
  • Диалогическое общение - наиболее оптимальный стиль общения с родителями. Условия такого общения:
  • безоценочное позитивное принятие другого человека;
  • активное эмпатическое (сопереживающее) слушание другого, выражение своего понимания другого человека в речи или действии;
  • искреннее выражение своих подлинных чувств в общении;

-ориентация в содержании общения на потребности семьи, запросы

родителей.

  • Педагог должен не бояться своих чувств и уметь выразить без унижения и оскорбления другого, говоря о себе, о своих переживаниях, т. е. в форме «я- высказывания».
  • Каждая сторона общения воспитателя с семьей ответственна за собственный выбор поступков, способов поведения, за культуру самовыражения своих мыслей, чувств, за собственные ожидания от противоположной стороны
  • Педагог должен занять в общении с родителями адекватную позицию в противовес позиции «обиженного (рассерженного) ребенка»;
  • Необходимо стать более открытыми и откровенными в принятии чужого мнения (толерантными), свободными от рамок «норм и запретов», не бояться быть не услышанными родителями («Зачем им это, это наши проблемы», «Они не поймут» и т. п.).
  • Больше верить в силу слова, в силу контакта, всё, более оказываясь обаятельными в общении.

Памятка

для воспитателей по работе с родителями

  1. Помните, что вы только помощник родителей, а не лицо, их заменяющее.
  2. Родители несут всю полноту ответственности за развитие, обучение и сохранение здоровья своего ребенка. Ваша задача - помочь им в этом, но не взваливать весь груз ответственности на себя.
  3. Вы не обязаны любить всех детей вашей группы. Любовь - это прерогатива родителей. Вы обязаны понять детей, принять их такими, какие они есть, и помочь им в преодолении проблем психофизического развития.
  4. Каждый ценит только то, что ему удалось сделать самому. Следовательно, чем больше вы будете предоставлять родителям возможностей для самореализации, тем выше они будут оценивать эффективность работы детского сада в целом и вашу в частности.
  5. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших воспитанников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач.
  6. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся воспитанников вашей группы, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
  7. Особое внимание обратите на размещение родителей в группе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
  8. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знакомы друг другу.
  9. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания Например: снимать верхнюю одежду обязательно; недопускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени.
  10. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
  11. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
  12. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.
  13. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета.
  14. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
  15. Беседуя с родителями о достоинствах или недостатках их ребенка, о результатах выполнения им тех или иных заданий, прибегайте к примерам, описанным в литературе.

Не сравнивайте конкретного ребенка с другими детьми вашей группы.

Помните о том, что мера здоровья и развития у каждого ребенка строго
индивидуальна: что хорошо и нормально для одного,
не всегда целесообразно и полезно для другого.

Ведь педагог, как и врач, должен руководствоваться девизом «Не навреди!»

Как воспитателю организовать беседу с родителями

  1. Ответственность за успех или провал встречи лежит на педагоге.
  2. Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов.
  3. Взаимопонимание быстрее наладится, если воспитатель не будет сидеть за столом. Ибо, сидя за столом, он ставит себя в позицию начальства, а не партнера.
  4. Важно спокойное дружеское вступительное слово воспитателя.
  5. Нужно попросить родителя высказаться и внимательно его вы слушать.
  6. Нужно выяснить, что родитель думает по поводу своего ребенка и как он его воспринимает. Воспитатель не сможет понять поведение ребенка прежде, чем он поймет отношение к нему родителя.
  7. Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать все возможное для его реализации. Это лучше, чем навязывать родителю мнение воспитателя.
  8. Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчужденность.
  9. Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей явится руководством к действию.
  10. Постарайтесь прочувствовать «больные струнки» родителей и не задевайте их.
  11. Воспринимайте все, что говорят родители, не выражая своего изумления или неодобрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ

Сегодня перед педагогами дошкольных образовательных учреждений актуализирована задача: оптимизировать формы, методы и средства взаимодействия с родителями; привлечь родителей к активному участию в вос...

Обобщение педагогического опыта на тему: "Формы и методы взаимодействия воспитателя доу с родителями воспитанников"

Воспитание есть процесс социальный в широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Преобладающая часть род...

Формы и методы взаимодействия с родителями

Данная презентация является практическим обобщением опыта по работе с родителями...

Формы и методы взаимодействия с родителями по ФГОС

Формы и методы взаимодействия с родителями...

«Содержание, формы и методы взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи» Содержание, формы и методы работы с семьей «группы риска»

         Семья - это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной...

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ КАК РАВНОПРАВНЫМИ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ».

Одной из основных задач до­школьного образовательного учреждения  №2 города Белгорода является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, развитие интеллектуал...

Формы и методы взаимодействия педагогов и родителей.

Одним из самых важных «элементов» образовательной среды дошкольной образовательной организации является взаимодействие взрослых....